Какие причины возникновения государства и права выдвигали маркс и энгельс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сторонники: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин

Можно заметить, что германская форма государства не связана с классовым подходом, она скорее относится к разряду не особо распространенных экономических теорий, в которых возникновение государства связан с экономическими факторами (обширная территория, система орошения, патримониум). Тем не менее, данный способ образования управленческого аппарата включается в материалистическую теорию, которая помимо классового общества рассматривает и частные отношения по поводу собственности.

Односторонний взгляд на проблему со стороны марксистов и вызвал серьезную волну критики. Не учитывая множества факторов в своей теории, среди которых психологический, биологический, нравственный, этнический, бихевиористский, сторонники данной теории не смогли раскрыть причины, этапы становления и последовательное развитие государственных образований. Ф.Энгельс вступал в полемику с Е.Дюрингом, критикуя его приверженность теории насилия, хотя сам в то же время, писал о классовой борьбе. Противоречия между учеными возникали из-за психологического фактора. Е.Дюринг придерживался психологии человека, которая подталкивала индивидов и общество к войне, а Ф.Энгельс и его сторонники, игнорируя этот фактор, говорили об экономике, как о силе, движущей всю историю.

[1] А.Б.Венгеров. Теория государства и права. М.: Новый юрист, 1998, С.49

Материалистическая (марксистская, историко-материалистическая, диалектико-материалистическая – это всё является названиями данной т.) теория происхождения государства связывает происхождение государства с образованием частной собственности, разделением общества на классы, межклассовыми противоречиями. Опираясь на мнение сторонников этой теории, государство является продуктом и проявлением непримиримых противоречий между классами.

По мнению специалистов, данная теория отличительна чёткостью и ясностью базовых положений, стройностью логики и, конечно же, являет собой наибольшее достижение теоретической мысли.

Данная теория возникла в 19 веке. Более полное изложение базисов этой теории содержится в трудах:

Материалистическая теория (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс) основана на тезисе об экономических причинах - наличие частной собственности, возникновения государства, породившие раскол общества на классы с противоборствующими интересами. Карл Маркс считал, что государство является органом господства, органом угнетения одного класса другим.

Владимир Ильич Ленин назвал государство - машиной поддержания господства одних классов над другими. В его обосновании государство помогает преобладающим интересам экономически влиятельного класса при помощи специальных средств подчинения и управления.

Сущность марксистской теории происхождения государства

Согласно мнению Энгельса, государство живет не вечно. Существовали общества, обходившиеся без государственной власти, государства. На конкретной ступени развития экономики, которая с необходимостью связывалась с разделением общества на классы, государственность стала в силу данного раскола необходимостью. В то время, когда в обществе появляются классы с противоборствующими интересами в сфере экономики, начинается их противостояние. Для того, чтобы данное противостояние не вело к коллапсу общества, необходима стоящая сверху над обществом сила, которая бы умерила столкновения, удерживала его в границах порядка. Эта сила, которая произошла из общества, но уже преподносящая себя над ним и наиболее отчуждающая себя от него, и является государством.

Готовые работы на аналогичную тему

Государство отличается от родоплеменной организации разделом подданных по критериям территориального характера. Так как базой существования родовых объединений являлась связь членов рода с конкретной территорией, то с ростом мобильности населения, которая была вызвана экономическими причинами, родовое общество перестает исполнять собственную функцию. Гражданам была предоставлена возможность самостоятельного осуществления своих общественных прав и обязанностей там, где они жили, безотносительно к племени и роду.

Вторая отличительная черта государства - появление публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением и призванной удерживать в повиновении всех граждан. Данная публичная власть имеет место быть в любом государстве, составляют ее не только вооружённые люди, но и принудительные учреждения различного рода, которые не были известными для родового общества.

Публичная власть набирает силы по мере обострения классовых противоречий внутри самого государства, и по мере того, как взаимодействующие государства разрастаются и становятся наиболее населёнными. Для поддержания данной публичной власти важны такие взносы граждан, как налоги. По мере развития цивилизации становится мало и налогов: государство совершает займы, государственные долги.

Владея публичной властью, а так же правом по взысканию налогов, чиновники приобретают образ органов общества, они будто над самим обществом, именно это находится под обеспечительным авторитетом законов, которые наделяют их неприкосновенностью.

Так как государство возникало из потребностей удерживать в узде противоборство классов, то по общему правилу оно является государством самого могучего, господствующего в плане экономики класса, становящимся при помощи государства политически господствующим классом и приобретающим этим образом новейшие средства подавления и эксплуатации угнетённых классов.

Античное государство являлось, прежде всего, государством рабовладельцев при подавлении рабского слоя, феодальное государство представлялось органом дворянства при подавлении крепостных, а так же зависимых крестьян, а представительное же государство эпохи Нового времени являлось орудием эксплуатации наемнического труда капиталом.

В виде исключений обозначены такие периоды, когда борющиеся классы достигли такого равновесия сил, что власть государства на какое-либо время получила известную самостоятельность в отношению к обоим классам. Такова, к примеру, абсолютная монархия 17 и 18 веков, удерживающая в равновесии дворянство, буржуазию против друг друга.

В большей части известных в истории государств, права, предоставляемые гражданам, были соразмерными с положением имущественного характера, и этим напрямую заявляется, что государство является организацией имущего класса в защите его от неимущего. В Афинах и Риме это объяснялось разделением граждан на категории имущественного типа, в средневековом государстве феодального типа уровень политического влияния определялся размером землевладения. В эпоху Нового времени это получило отражение в избирательном цензе при выборах в верховные государственные органы.

Высшая форма государства - демократическая республика официально не имеет представления о различиях по уровню богатства. При ней богатство может пользоваться собственной властью косвенным путем, с одной стороны - в форме прямых подкупов чиновничества, с другой же стороны, в форме союзов между правительством и крупным капиталом акционеров.

В соответствии с мнением сторонников этой теории, в середине - конце 19 века общество постепенно начало приближаться к определенной ступени развития производства, на которой существование противостоящих классов перестает быть необходимостью, становится препятствием для развития производительных сил, здесь производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Результатом этого получается неизбежное исчезновение классовости при помощи социальной революции, а вместе с ним - неизбежность исчезновения государства.

Материалистическая теория происхождения государства — описание

Данная теория основана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в конце XIX века. Государство появилось вслед за возникновением частной собственности и расколом общества на классы. Материалистическая версия происхождения государственности отличается логикой, ясностью, структурированностью и обоснованностью.

Первое общество обходилось без юридической организации власти, но вместе с экономическим развитием возникла необходимость единого регулирования процессов взаимодействия между людьми. Появившиеся классы, отличающиеся друг от друга количеством имеющихся ресурсов, привели к расколу среди народа. Во избежание столкновений и истребления людьми друг друга, образовалось государство. Его цель – установление и удержание порядка в пределах одной территориальное единицы.

Материалестическая теория

Выделяется 3 формы теории:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • афинская – классическая, в которой причиной возникновения государства является непосредственно классовое противостояние внутри общества;
  • римская – образование государства после победы плебейской человеческой массы над аристократией;
  • германская – происхождение державы путем силового захвата большого количества земель.

Основная суть теории

Теория

Частная собственность

К возникновению частной собственности привели три крупных этапа раздела труда:

  • разъединение земледелия и скотоводства;
  • выдвижение ремесла в отдельную отрасль деятельности;
  • выделение купечества и формирование рынка.

Разделение труда способствовало росту результатов деятельности каждого участника. Как следствие это привело к появлению избыточного продукта и частной собственности.

Раскол общества на классы

В результате неравного распределения доходов произошло расслоение общества на имущие и неимущие классы. Те, кто имел больше власти и ресурсов стал эксплуатировать тех, кто относился к низшему классу. Так появились эксплуататоры и эксплуатируемые.

С точки зрения классовости общество проходило несколько этапов:

  • рабовладельческий строй в античное время;
  • феодализм и крепостничество в средневековье;
  • капитализм и наемный труд в современности.

Власть как принуждение

Задача власти держать в повиновении всех граждан. Для организации строя используются различные инструменты:

  • силовое воздействие;
  • законодательная власть и наказание за неповиновение;
  • религиозный метод, основанный на давлении убеждениями;
  • саморегуляция общества при помощи нравственных принципов.

Государственная структура содержится за счет взносов населения, называемых налогами. Если средств, собранных с народа недостаточно, власть обращается к государственным займам и долгам. Этим объясняется взаимосвязь правящих структур и держателей основного капитала.

Представители теории

Первым сущность марксистской теории объяснил Фридрих Энгельс в конце XIX века. Затем на основе его трудов была выстроена социалистическая и коммунистическая теория организации общества.

Энгельс

Маркс

Немецкий философ и социолог, родился 05.05.1818 и скончался 14.03.1883. Основоположник теории материализма и социализма, одной из свежих идей Карла Маркса был отказ от религии и преобладание атеизма.

Совместно с Фридрихом Энгельсом были написаны книги:

Ленин

Последователь марксисткой теории в Российской империи. Создал социал-демократическую партию, основанную на принципах марксизма. В 1917 г. совершил государственный переворот и положил начало первому в мире социалистическому государству.

Родоначальник теории марксизма-ленинизма. Создал труды:

Владимир Ильич Ленин внедрил в государстве для всех граждан:

  • реформу оплаты труда, в том числе право на отпуск и пенсионное обеспечение по старости;
  • право на образование, которое обеспечивало право на школьное образование без исключения для всех детей;
  • право на здравоохранение;
  • равенство наций.

В результате своей деятельности стал вождем мирового пролетариата и ныне похоронен в мавзолее в г. Москве.

Преимущества и недостатки теории

Плюсы материалистической теории происхождения государства:

  • признание главенствующей роли материальных благ в организации общества;
  • очевидность влияние кризиса на возникновение государства;
  • появление державы происходит от необходимости защиты частной собственности;
  • переход от собирательства к производству делит людей на классы и приводит к неравенству;
  • выделение четких признаков государства.

Минусы марксисткой теории:

  • не учтены социальные факторы возникновения государства;
  • забыты политические принципы основания державы, такие как защита территории;
  • рассматривается только в направлении от экономики к государству, но не принимается во внимание вероятность обратного процесса;
  • не рассматривается возникновение государственности у отдаленных сообществ, где не последнюю роль сыграли такие факторы как иммиграция, климат, войны.

Таким образом, Маркс и Энгельс, как представители и основоположники социализма, создали теорию возникновения государства и права, основанную на экономике и классовой борьбе. Принципы, которые легли в основу – равенство, братство, отсутствие эксплуатации не смогли реализоваться в полной мере ни в одном государстве.

В первом случае — материалистический взгляд на государство и право. Во втором — классовый. В этом весь марксизм.

Для Маркса всякое социальное движение в классовом обществе предполагает политическое движение. Никогда не бывает политического движения, которое не было бы в то же время и социальным.

Для истории марксистского политического учения существенно, с одной стороны, признание классиками этого учения различий в мероприятиях пролетариата в различных странах, а с другой — указание на некоторые общие меры. Среди них: 1) экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов; 2) высокий прогрессивный налог; 3) отмена права наследования; 4) конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников; 5) централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией; 6) централизация всего транспорта в руках государства; 7) увеличение числа государственных фабрик, орудий

производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану; 8) одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия; 9) соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней; 10) общественное и бесплатное воспитание всех детей, устранение фабричного труда детей в современной его форме, соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Одновременно закладывается идея временности, переходности политического господства пролетариата. Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер.

Чаще всего подобные положения объявлялись утопическими и не более чем мечтой. Однако постиндустриальное общество дает примеры такой свободы.

Коммуна и была определенной формой такой республики. Что свойственно для нее?

1. Уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом.

2. Выборность, ответственность и сменяемость в любое время городских гласных.

3. Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей, и исполняющей законы.

4. Полиция, до сих пор бывшая орудием центрального правительства, лишается всех своих политических функций и превращается в ответственный орган Коммуны, сменяемый в любое время. То же самое — чиновники всех остальных отраслей управления.

5. Начиная с членов Коммуны сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег на представительство высшим государственным чинам исчезают вместе с этими чинами.

6. Все учебные заведения становятся бесплатными для народа и работают вне влияния церкви и государства.

7. Судейские чины теряют свою кажущуюся независимость. Как и прочие должностные лица общества, они должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми.

Маркс полагал, что, если бы коммунальный строй установился в Париже и второстепенных центрах, старое централизованное правительство уступило бы место самоуправлению производителей и в провинции. Делегаты должны были строго придерживаться mandat imperatif (точной инструкции) своих избирателей и могли быть сменены в любое время.

Теория государства диктатуры пролетариата и теория отмирания государства и права в их марксистском изложении не противоречат друг другу, как это может кому-то показаться. Но и та, и другая коренным образом расходятся с анархистскими представлениями. Маркс и Энгельс уделили столь большое внимание критике анархизма Штирнера, Прудона и Бакунина, что на это следует обратить особое внимание. К тому же анархистские идеи еще живы и время от времени заявляют о себе по миру в молодежных движениях.

Разрушение, отрицание, борьба — лейтмотив бакунинского анархизма. О построении нового общества речь не шла. В этом плане преимущества марксистской позиции очевидны, даже если она и отличалась определенной степенью утопизма.

Подводя итог сказанному, можно уверенно констатировать, что марксизм действительно возник не в стороне от столбовой дороги цивилизации. Он формировался в эпицентре классовых сражений и отражал левую политическую идеологию, бескомпромиссно противостоявшую всем тем, кто обосновывал политический строй, базирующийся на господстве частной собственности.

Читайте также: