Почему технология в школе разделена

Обновлено: 02.07.2024

Девочкам — спицы, мальчикам — рубанок: Что не так со школьными уроками труда — Жизнь на Wonderzine

НЕДАВНИЙ СКАНДАЛ С ДВОРЦОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА (где по какому-то недоразумению не оказалось смешанных кружков компьютерного моделирования) заставил вспомнить о том, что в российских школах до сих пор распространено разделение школьных уроков труда на женские и мужские. Оно кажется устоявшимся и незыблемым: девочкам — кройка и шитьё, мальчикам — строгание рубанком и резка металла под присмотром сурового трудовика. Выясняем, откуда взялись уроки труда, какие вредные стереотипы они развивают в детях и как наконец привести их в соответствие с современной жизнью.


Скандинавское ноу-хау и советская практика

От рубанка к робототехнике


Основа стереотипов


Один из очевидных признаков гендерного неравенства — сегрегация по признаку пола. Это касается и системы школьного образования. Конечно, есть ряд обстоятельств, при которых девочки из школ (классов) с раздельным обучением добиваются больших профессиональных успехов. Некоторые даже находят причину этих достижений в отсутствии постоянной утомляющей конкуренции с мальчиками. Есть ли здесь какая-то закономерность или на самом деле все эти случаи являются своеобразным исключением — сказать сложно.

Но очевидно, что обучение мальчиков и девочек по абсолютно разным программам формирует у них разные навыки, закрепляет и без того достаточное количество стереотипов.

Это фактически дискриминация — не давать возможности детям выбирать программу по интересам

Получается, во многих школах девочек всё ещё учат ведению домашнего хозяйства, укрепляя стереотип об обязательной для будущей женщины роли домохозяйки (функции которой, как известно, не оплачиваются). А мальчиков учить основам самообслуживания никто не хочет.

То есть получается, свобода выбора у детей (и их родителей) всё-таки есть? Формально — да. Но только юридически. На практике всё иначе.

Учителя против. Дети — тоже

Почему нельзя просто взять и написать одну программу для всех, чтобы обучать девочек и мальчиков совместно?

Вообще-то авторы рабочих программ допускают построение комбинированного урока из двух направлений. Но учителя, скорее всего, всё равно будут отдавать предпочтение уже готовому варианту программы, требующему меньшей траты усилий при её составлении, то есть вариант гендерно-дифференцированный.

И, конечно, переход к совместному обучению мальчиков и девочек происходит не по инициативе педагогов, учеников или их родителей, а после соответствующего решения школьной администрации.

Когда читаешь комментарии и обсуждения новых ФГОС, в основном все говорят, что всё равно должно быть гендерное разделение. То есть сами дети уверены, что женщины должны выполнять какие-то задачи по дому, мужчины — уметь забивать гвозди. О чём это говорит? Сами дети не понимают, зачем что-то менять.

«Сейчас еще не выпустили новый учебник по технологии, но разработка и изменение программы уже происходит. В этом учебнике будет наоборот перекос в сторону технологий, которые в нашем традиционном понимании более доступны мужчинам. Те же самые паровые двигатели, к примеру.

И снова про деньги

Проблема низкой мотивации педагогов и школьных администраторов, не желающих ничего менять хотя бы на уровне своей школы, тоже объяснима. Учителю с зарплатой 15000-20000 руб/мес (в некоторых случаях — меньше) вряд ли захочется ломать голову над изменением рабочей программы и полным перестроением устоявшейся стратегии преподавания.

Безусловно, хочется пожелать удачи и терпения родителям, не побоявшимся высказать своё несогласие со сложившейся гендерной несправделивостью. Именно благодаря этой смелости появляется возможность диалога.

Девочки с удовольствием пилят и строгают, в то время как мальчикам по душе кулинария.

Девочки с удовольствием пилят и строгают, в то время как мальчикам по душе кулинария. Автор: tondi.edu.ee

Учебная программа уже пять лет не разрешает делить уроки труда по гендерному принципу, то есть ученики имеют право сами выбирать направление, тем не менее школы не стремятся избавляться от старых привычек: девочки продолжают вязать, а мальчики – мастерить совки для мусора.

Ученица одной известной столичной школы в начале учебного года пожелала выбрать уроки труда для мальчиков, так как шить она уже научилась, но классный руководитель ответила на ее просьбу отказом, потому что уроки труда предназначены для мальчиков, а девочки должны заниматься рукоделием.

Таких девочек потом стало больше, но из-за гендерной политики школы им пришлось продолжать вышивать, вязать крючком и спицами. При этом мальчики могли выполнять работу только в школе, так как дома токарных станков нет ни у кого, а девочки в течение полугода выполняли домашние задания по вязанию, вышиванию и шитью.

В государственной школьной программе черным по белому написано, что с четвертого класса школа формирует учебные группы на основании пожеланий детей, которые могут выбрать между кулинарией, рукоделием или обучением технологиям.

Пример двух школ: разделение класса

Тимо Никитин преподает технологии в Юриской гимназии и Куртнаской школе. Он решил вопрос разделения на группы своим способом.

"На второй учебной ступени мы разделили класс таким образом, что полгода половина класса обучается технологиям, а вторая половина – рукоделию, после чего группы меняются. А на третьей ступени дети могут выбрать, в каком направлении продолжить обучение", – описал Никитин .

В результате в седьмом классе две трети класса выбрали технологии, а остальные – рукоделие. При этом технологиями продолжили заниматься многие девочки, в то время как рукоделие для дальнейшего обучения не выбрал ни один мальчик. В итоге на два класса была сформирована одна группа по рукоделию и две по труду. По мнению преподавателя, уроки рукоделия можно было бы сделать более привлекательными, разрушив миф о том, что на них можно только вышивать и вязать.

Практика Никитина показывает, что к "мальчишеским" урокам труда девочки подходят более творчески, а кулинария нравится ученикам обоих полов.

С ним согласен и директор Хааньяской основной школы Урмас Веэроя: "Честно скажу, в поварском искусстве мальчики иногда оказываются сильнее". В расписании школы есть "Урок труда для мальчиков", но по словам Веэроя, в действительности частично все дети обучаются по обоим направлениям.

На вопрос о том, не изжили ли себя уроки рукоделия, когда одежду можно свободно купить в магазине, Никитин ответил отрицательно: "Если вообще не обучать этому, то по окончании школы никто не сможет продолжить обучаться этому самостоятельно".

Пилле Либлик из Министерства образования также напомнила о том, что рукоделие развивает мелкую моторику, но согласилась с тем, что нынешняя программа образования чрезмерно сконцентрирована на технике. Она считает, что вместо этого можно сфокусироваться на целях и учебном процессе, а конкретные средства и техники следует отодвинуть на второй план.


Мы в редакции технологического образования для школ часто сталкиваемся с тем, что люди не понимают, в чём же суть нашей работы и чем современный подход к преподаванию технологии отличается от трудового обучения в нашем детстве. В этой статье мы собрали типичные вопросы, которые нам задают, и дали на них ответы.

Это что, вы делаете учебники по труду?

Нет, нет и ещё раз нет. В современных школах преподаётся технология, и мы делаем учебники именно по технологии. Это не совсем то же самое, что уроки труда в нашем детстве, хотя на уроках технологии, как и раньше на уроках труда, ученики тоже работают руками.

Хорошо, а в чём же тогда разница?

В начальной школе цель уроков технологии — не сделать поделку из пластилина, бумаги, картона, а научить детей общим принципам. Они поймут, что любое изделие — неважно, из бумаги, ткани, шишек и веток, пластиковой бутылки — изготавливается по плану. Что перед началом работы нужно разложить на столе материалы и инструменты, чтобы легко было найти нужное.

А как же человечки из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки и прочие милые вещи из старой доброй советской школы?

Конечно, куда же без них! Все общие принципы дети изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса. Например, в УМК Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой для 1—4 классов дети вместе с мастером-Бобром путешествуют по мастерским — пластилиновой, бумажной и т. д. Соответственно, в пластилиновой мастерской они изучают свойства пластилина, узнают, что можно с ним делать, и изготавливают изделия именно из него. Теория помогает в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.

И наоборот — практика помогает осваивать теорию: прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети экспериментируют с ними. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Когда дети попробуют всё это проделать сами, теоретический материал они усваивают легче и быстрее, потому что он теперь соотносится с их личным опытом.

Это что же, теперь на уроках технологии ещё и окружающий мир изучают?

Да, и не только его! Технология — единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках.

Чтобы выполнить чертёж, нужно правильно отмерить длину и ширину — а для этого надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах не только помогут в изготовлении изделий, но и пригодятся на уроках окружающего мира. При подготовке к защите проекта ученики используют знания, полученные на уроках русского языка, чтобы грамотно построить выступление.

Ещё больше возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить технологии растениеводства и животноводства — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ученики применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.

Они читают в учебнике о технологических достижениях России и проникаются чувством гордости за свою страну. Читают о профессиях на производстве — и убеждаются, что рабочие профессии могут быть и интересными, и современными, и престижными.

А УМК под редакцией В. М. Казакевича ещё и подсказывает ученикам, какие профессии выбрать, если их заинтересовала та или иная технология.

Ну а будут ли в основной школе девочки шить фартуки и резать салатики, а мальчики — мастерить табуретки?

Новый образовательный стандарт не предполагает гендерного деления. То есть, говоря простыми словами, нет отдельной технологии для мальчиков и отдельной для девочек — как нет какой-то специальной физики, химии, алгебры только для мальчиков или только для девочек.

Причём всё это может быть интересно как мальчикам, так и девочкам.

И что это в итоге даст?

Уроки технологии помогут ребёнку адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Они дадут ему информацию о современных технологиях и профессиях. Покажут, как на практике применить знания по другим школьным предметам. Научат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. Подскажут, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи. То есть в конечном итоге помогут приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.


Очень удобно организовывать работу учащихся по технологическим картам к УМК Лутцевой. При этом крайне занимательно работать с Мастером-бобром, выполняя подготовку разноплановых, многообразных поделок.

Кузьмина Анна Юрьевна

г. Москва, ГБОУ СОШ №1121


УМК Лутцевой предоставляет учителю возможности для реализации регионального компонента: традиционные вышивки, профессии и производство.

Михайленко Лариса Викторовна

, г. Челябинск, МОУ СОШ № 99


Домашние задания по УМК Лутцевой и Роговцевой не предусмотрены, но по собственному желанию ученики выполняют изделия из вариативной части дома с родителями. Значит, материал УМК доступен для понимания родителей, вызывает интерес.

Читайте также: