Какие народы подверглись нападению воинственных кочевников кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок Кубановедения в 6 классе

Тема урока: Военные походы гуннов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с событиями, связанными с появлением кочевников-гуннов на Кубани

Задачи урока:

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные походами гуннов.

Развивающая: понять, какое значение имеет гуннское нашествие

Воспитывающая: воспитать интерес не только к предмету Кубановедение, но и к истории своей страны и мира

Ключевые понятия урока: гунны, великое переселение народов, аланы.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, рабочий лист ученика.

Этап проблемного поиска новых знаний

Этап самостоятельной работы

Этап включения в систему знаний и повторения

Приветствует детей, Настраивает на активную работу.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным.

Здороваются с учителем.

Но для начала давайте извлечем из глубин нашей памяти следующие знания:

Хронологические рамки эпохи средних веков

- С какими событиями связывают начало этой эпохи?

- Какой народ дал толчок к началу этого события?

А основным занятием гуннов была война.

( V – XV , начало XVI вв.)

(Великим переселением народов.) (Гунны).

И конечно гунны совершали походы на соседние территории, а вот куда и зачем, нам предстоит узнать. И вы, наверное догадались, что темой сегодняшнего урока будут….

Исходя из темы урока скажите, какую цель можно поставить?

Военные походы гуннов

Узнать, как и когда гунны пришли на Кубань, куда совершали свои походы

4.Этап проблемного поиска новых знаний

На Кавказе эпоху Средневековья также связывают с завоевательными походами гуннов. Давайте вспомним, почему в древности народы кочевали с одного места на другое?

Выдающийся историк и географ Л.Н. Гумилев объяснял перемещение народов так: в первые века новой эры усиливается активность племён, кочевавших по просторам Евразии. Эта активность объяснялась климатическими процессами. В зависимости от направления движения воздушных потоков степь или усыхала, или увлажнялась. На первые века новой эры пришёлся период усыхания степи, которое привело в упадок хозяйство кочевников.

Кочевники, овладев техникой конного боя отправлялись в поисках добычи на территорию соседних народов. Одним из самых воинственных кочевых племён были гунны.

- Какой народ и как пытался противостоять гуннам?

- Что же это за народ, мы узнаем из текста учебника.

Н основе прочитанного учащиеся заполняют рабочий лист по пунктам

В конце I - середине II в. гунны проникли в Среднюю Азию, Приуралье, Восточную Азию, на Северный Кавказ.

-Как вы думаете, какова судьба народов, которые встречались гуннам на пути?

Непрерывные успешные войны привели гуннов к Волге, на берегах которой они задержались почти на два века.

- Как вы думаете почему?

После того, как гунны всё-таки разгромили и присоединили племена Северного Прикаспия, они переправились через Волгу и двинулись на Северный Кавказ.

Работа с картой (с.53 учебника)

1. Проследить гуннов по территории Северного Кавказа

2. С каким народом пришлось столкнуться гуннам на территории Северного Кавказа?

Работа с текстом

Слухи о неумолимой жестокости и непобедимости гуннов опережал бег их коней. Сведения об этом мы черпаем из исторических источников.

Чтение текста Аммиана Марцеллина о гуннах.

Вопросы к тексту:

Как, по свидетельствам современников, выглядели гунны?

- Почему на поле боя гунны не знали поражения?

Как вы думаете чем закончилось столкновение гуннов и народов Северного Кавказа?

Опережающее задание ученикам .

Ребята, а кто такой Аттила, каково его происхождение, что с ним стало?

(Перемещение народов было связано с поиском пищи, поиском новых пастбищ для скота

Запись в рабочий лист - гунны

(Китайцы, построив Великую китайскую стену).

Самостоятельная работа учащихся с учебником (с. 52: 3 абзац – до конца пункта).

Закончить предложения (письменно в рабочих листках):

Гунны представляли собой

Основой общественного строя гуннов

Хозяйственная жизнь гуннов основывалась

Война для гуннов – это

Эти народы были либо истреблены, либо порабощены

Плодородные земли, большое количество пастбищ для табунов, мягкий климат и отсутствие серьезного сопротивления позволили им задержаться на берегах Волги

Ребята приводят цитаты из текста

Ребята приводят цитаты из текста

Для Боспорского царства вторжение гуннов оказалось губительным, большая часть его городов так и не возродилась после погрома. Боспорское царство перестало существовать.

Гунны продолжали удерживать власть в Причерноморье и частично на Северном Кавказе почти до середины 5 века. И только со смертью Аттилы, когда его империя распалась, гунны ассимилировали с народами, населяющими эти территории.

5. Этап самостоятельной работы

А сейчас, достаньте пожалуйста, карточки из файла и соберите высказывание о гуннах

Давайте проверим, как вы справились с этой непростой задачей.

Военные походы гуннов стали причиной великого переселения народов.

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Дома я прошу вас еще раз прочитать параграф 9

В начале занятия мы с вами определили, что тема и цель урока совпадают.

Как вы читаете, вы достигли поставленной цели?

А какая историческая информация вам запомнилась больше всего?

Вы все работали активно, вы много знаете и с вами очень интересно работать. Спасибо вам большое. До свидания!

АММИАН МАРЦЕЛЛИН. ГУННЫ

Римский историк Аммиан Марцеллин писал в конце IV века.

Племя гуннов, о которых древние писатели осведомлены очень мало, обитает за Мэотийским болотом в сторону Ледовитого океана и превосходит в своей дикости всякую меру. Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко изрезывают шеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцовавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей или уподобить тем грубо обтесанным наподобие человека чурбанам, какие ставятся на концах мостов. При столь диком безобразии в них человеческого образа они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть.

Никогда они не укрываются в какие бы то ни было здания, но, напротив, избегают их, как гробниц, отрешенных от обычного обихода людей. У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду. И на чужбине входят они под кров только в случае крайней необходимости, так как не считают себя в безопасности под кровом…

Тело они прикрывают льняной одеждой или же сшитой из шкурок лесных мышей. Нет у них различия между домашним платьем и выходной одеждой: но раз одетая на шею туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения. Голову покрывают они кривыми шапками, свои обросшие волосами ноги — козьими шкурами; обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг. Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях.

Рабочий лист по Кубановедению ученика 6 класса _______________________________________________

Тема урока: ____________________________________

Периодизация Средневековья - _______________________________________________________________________________

Гунны представляли собой___________________________________________________________________________________

Территория первоначального проживания племён________________________________________________________________

Основа общественного строя и хозяйственной жизни________________________________________________________

Война для гуннов – это______________________________________________________________________________________

Какое предложение получилось?

Нарисуйте настроение сегодняшнего урока

АТИЛЛА - ВОЖДЬ ГУННОВ

Отведьте на вопросы
1.На поле боя гунны не знали поражений.Почему?
2.какие народы подверглись нападению воинственных кочевников?
3.какими были последствия гуннского нашествия на Северный Кавказ для населявших его народов?
4.что общего было в характере ,образе жизни и хозяйственном укладе гуннов и алан?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 07.04.2016 12:05
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 2309
  • thumb_up 15
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Академик архитектуры. он являлся главным архитектором в ялте в течении 12 лет автор проекта Ливадийского дворца созданный по заказу императора Николая 2. Под его руководством были построены и реставрированы Ханский дворц в Бахчисарае, построен охотничий домик в селе Соколином для князей Юсуповых, банк в Симферополе Мужская Александровская гимназия, здания многих гостиниц таких как Мариино, Джалита, Санкт-Петербург, Женская гимназия, дом ученого А. Л. Бертье-Делагарда, часовня во имя святого Николая и римско-католический костел Непорочного Зачатия, и многое другое

Математика 6 класс. Помогите пожалуйста решить. Решите пожалуйста правильно уравнение которые на картинке!)Очень прошу! Срочно!

Що на вашу думку потрібно змінити в політиці України ? Що б ви, в першу чергу, зробили б якби стали політичною елітою ? допоможі

Печенеги, половцы, хазары: куда делись все народы, набегавшие на Русь?

Хазары, печенеги и половцы когда-то были одними из крупнейших племён Восточной Европы. Орды кочевников совершали регулярные нападения на славянские княжества, часто прорывали границы Византии и держали в напряжении все среднеазиатские государства.

Однако, неожиданно появившись на заре истории Руси, эти народы так же неожиданно исчезли к XIII веку. Что стало с ними? Почему сегодня нет таких этносов?

Печенеги, половцы, хазары: куда делись все народы, набегавшие на Русь?

Хазары – одно из тюркских племен, переместившихся из глубин Азии в Европу в ходе Великого переселения народов. Это осколок Тюркского каганата – огромной империи, занимавшей в VI веке территории от современного Хабаровского края до Центральной Украины.

В 650 году, когда Тюркский каганат распался от междоусобных войн, Хазария и Великая Болгария оказались наиболее жизнеспособными и сильными её частями в Восточной Европе.

Хазария – империя противоречий. Являясь кочевниками, хазары возводили крупные каменные города. Здесь сложилась уникальная религиозная ситуация: в государстве мирно уживались иудаизм, ислам, христианство и язычество.

В IX веке, в эпоху своего расцвета, каганат на равных соперничал с Византией, контролировал весь Кавказ, степной Крым, Поволжье, южные земли Руси и часть современного Казахстана.

Печенеги, половцы, хазары: куда делись все народы, набегавшие на Русь?

Куда же исчез этот могущественный народ? В 964 году Хазарский каганат подвергся нападению с одной стороны огузских племен, с другой – славян во главе с князем Святославом.

После разрушения крупных хазарских городов империя развалилась. Хазары растворились в тюркоязычной среде огузов и печенегов. Сегодня потомками хазар считают себя крымчаки и караимы – исчезающие народы Крыма.

Еще один тюркский народ, сформировавшийся в VII веке в бассейне реки Сырдарья и Приаралье. Проникли в Европу в IX веке под давлением огузов и почти сразу попали под влияние хазар.

Впрочем, часть печенежских племен откочевала дальше на Запад и вышла к границам Болгарии, потеснив живших там мадьяр. После краха Хазарского каганата печенеги заняли всю степь от Западного Казахстана до Венгрии.

Печенеги, половцы, хазары: куда делись все народы, набегавшие на Русь?

В истории Руси кочевники играли не только отрицательную роль. Князья активно использовали тюрок в своих междоусобных войнах и, не редко, заключали союзы против греков и вышеупомянутых хазар.

Исчезновение печенегов связано с приходом в степь половецких племен, откочевавших из Заволжья в XI веке. Одна часть была поглощена половцами, другая на вассальных отношениях поселилась в славянских землях и стала именоваться берендеями, третья нашла приют в Венгрии. Со временем народ растворился в числе половцев, русских и венгров.

Тюркский народ, контролировавший Великую Степь до середины XIII века. Подобно печенегам, половцы принимали активное участие в политической жизни Руси.

Печенеги, половцы, хазары: куда делись все народы, набегавшие на Русь?

Конец половецкой истории положили монголы, которые разбили бывших хозяев степи и присоединили их к своей империи. Впрочем, после раскола империи Чингисхана и образовании Золотой Орды половцы оказались основным государствообразующим народом.

После XVIII века половцы стали исчезать как самостоятельная единица и вместе с другими племенами сформировали этносы татар, башкир, казахов, узбеков и других современных тюркских народов. После этого они постепенно входили в состав Российской империи и до сих пор живут в некоторых российских регионах.

Читайте также: