Граждане как субъекты административного права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложную систему, поскольку включает в себя четыре крупных элемента:

Во-первых стоит отметить правовой статус личности гражданина как субъекта административно-правовых отношений. Так как Российское По данной теме мы уже выполнили реферат Российское гражданство подробнее государство провозглашено правовым, то положения гражданина именно как личности должно занимать основное место, поскольку в таком государстве провозглашается идея служения права и государства каждой личности, каждому человеку. Согласно конституционному законодательству России, человек, независимо от его имущественного, общественного или иного положения, прежде всего, является личностью, которая субъект всех отраслей права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию По данной теме мы уже выполнили реферат Таможенные режимы Российской Федерации подробнее (ст. 27).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Закона РФ "О полиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Во-вторых отмечается непосредственно статус гражданина Российской Федерации, сущность которого вытекает из принадлежности гражданства. Административно-правовые нормы, которые определяют статус гражданина, прежде всего устанавливают его права и обязанности в сфере государственной, а также общественной деятельности, например нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др.

Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).


интернет-биржа студенческих работ">

Рисунок 1. Физические лица как субъекты административного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Административная правоспособность берет начало с рождением гражданина и оканчивает свое существование его смертью. Правоспособность – явление неотчуждаемое и непередаваемое, но ограничиваемое в установленных законом случаях.

Административная дееспособность – административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления.

Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права

Основное положение, регулирующее правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплено в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее : иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Именно эта норма составляет базу административно-правового статуса ранее указанных лиц, который в целом регулируется рядом норм, содержащихся в федеральных законах, а так же принятых в их исполнение нормативных правовых актов Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее и иных органов исполнительной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства состоят в следующем:

Под субъектами административного права понимаются участники общественных отношений, наделенные правами и обязанностями в сфере государственного управления, осуществления задач и функций исполнительной власти. Они подразделяются на два вида: индивидуальные субъекты (граждане) и коллективные субъекты (организации), которые в свою очередь делятся на определенные группы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, органы исполнительной власти, другие государственные органы, негосударственные организации, общественные объединения, реализующие свои права и обязанности в сфере государственного управления.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, представляющий комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также правовые гарантии реализации этих прав и обязанностей, установлен Конституцией Российской Федерации

Конституция Российской Федерации определяет, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статьи 17, 62 Конституции).

Граждане как субъекты административного права вступают в конкретные административно-правовые отношения при наличии следующих условий и оснований:

— реализации гражданами предоставленных им по закону прав в сфере управления;

— выполнения возложенных на граждан обязанностей в сфере управления;

— нарушения гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

— нарушения органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан. Для реализации предоставленных прав и выполнения возложенных обязанностей граждане должны обладать административной правосубъектностью, включающей в себя административную правоспособность и административную дееспособность.

Административная правоспособность — это способность гражданина быть субъектом административного права, т.е. иметь права и обязанности в сфере управления. Правоспособность наступает у граждан с момента рождения и прекращаются с их смертью. Объем и содержание административной правоспособности определяется соответствующими правовыми нормами.

Права граждан в сфера управления:

— право на участие в государственном управлении. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане Российской Феде рации имеют право: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

— право обращаться лично, а также вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе;

— право на обжалование действий и решений органов управления и должностных лиц;

— право на охрану здоровья и образование, закрепленное статьями 41, 43 Конституции Российской Федерации, законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов;

Предоставленные гражданам права в сфере управления неразрывно связаны с возлагаемыми на них обязанностями. Так, осуществление гражданином права на приобретение оружия обязывает его получить лицензию и зарегистрировать оружие в органе внутренних дел по месту жительства.

Общая обязанность всех граждан Российской Федерации состоит в обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 Конституции) и детализируется в многочисленных нормативных правовых актах применительно к отдельным сферам и отраслям управления. Конституционные нормы устанавливают такие обязанности граждан, как: платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество.

Большинство обязанностей граждан в сфере государственного управления осуществляется ими без вступления в конкретные административно-правовые отношения и характеризует их законопослушное поведение. Это относится к соблюдению общеобязательных правил дорожного движения, пожарной безопасности и других. При этом граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц органов исполнительной власти, на которые возложен контроль и надзор за соблюдением действующих правил.

К юридическим гарантиям прав граждан относятся:

— закрепление в Конституции Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актах прав и свобод граждан в сфере управления;

— установление в законодательстве Российской Федерации ответственности органов управления и должностных лиц за на рушение прав и законных интересов граждан;

— предоставление гражданам законодательством Российской Федерации права на обжалование незаконных действий

— осуществление прокурорского надзора и контрольно-надзорной деятельности по обеспечению прав граждан уполномоченных на это органов исполнительной власти.

Субъектами административного права выступают носители обязанностей и юридических возможностей, которыми они наделяются для реализации полномочий в области госуправления. Законодательство определяет несколько их категорий. Рассмотрим далее, что собой представляют субъекты административного права, административно-правовой статус гражданина .

гражданин как субъект административного права

Общие сведения

Административно-правовые субъекты могут стать участниками соответствующих отношений при наличии ряда условий. В частности, должны существовать специальные нормы. Ими определяются обязанности и права субъектов. Кроме этого, должны существовать основания для возникновения соответствующих отношений. И, наконец, субъекты должны обладать административной дее- и правоспособностью.

Категории

Субъектом административно-правовых отношений называют лицо, которое, согласно действующему законодательству, участвует в управлении, регулируемом специальными нормами. При этом оно наделяется конкретными полномочиями, которые способен реализовывать. Указанные участники могут быть индивидуальными и коллективными. К последним относят:

  1. Разнообразные коммерческие структуры.
  2. Местные органы власти.
  3. Союзы, партии, общественные движения и прочие объединения.
  4. Трудовые коллективы.
  5. Государственные организации, предприятия, учреждения.
  6. Структурные подразделения исполнительных органов, обладающих собственной компетенцией.
  7. Органы госуправления.

Граждане – индивидуальные субъекты административного права . При этом они могут являться подданными зарубежных стран.

Личность и гражданин как субъект административного права

Среди всех участников отношений выделяется специфическая категория. Она имеет ряд особенностей по сравнению с остальными лицами. Человек и гражданин как субъект административного права выступает в качестве носителя конкретных юридических возможностей. Он наделяется ими для реализации собственных жизненных потребностей и участия в процессе управления государственными и общественными делами. Вместе с юридическими возможностями устанавливаются и обязанности граждан как субъектов административного права . Здесь необходимо уточнить один важный момент. В рассматриваемом аспекте граждане Российской Федерации как субъекты административного права не наделены властно-распорядительными полномочиями. Они могут являться как работающими, так и учащимися или находящимися на пенсии.

Юридическое положение

Комплекс обязанностей, прав и ответственности физлица формируют его административно-правовой статус. Он предопределен конституционными положениями. В этой связи статус является стабильным и универсальным. Проявляется он в различных формах. Некоторые юристы связывают их с гражданством. В соответствии с этим выделяется несколько категорий. В первую входят граждане обычные, почетные и имеющие двойное гражданство. Во второй группе находятся лица, являющиеся подданными дальнего и ближнего зарубежья. К третьей категории относят лиц, не имеющих гражданства. Различие указанных групп проводится по нормативным положениям. При этом существуют отличия, относящиеся к режимам доступа к гостайне, воинской обязанности, мерам ответственности, замещению ряда должностей.

обязанности граждан как субъектов административного права

Формы проявления

Гражданин как субъект административного права наделяется определенными полномочиями и несет ответственность, обеспечивающие его участие в госуправлении и удовлетворение собственных и общественных интересов, за счет функционирования госорганов. Юридическое положение физлица может быть:

  1. Общим. Для конкретной сферы оно является базовым.
  2. Специальным. Такой статус опосредует разнообразное законное поведение.

Последняя категория, в свою очередь, классифицируется на подвиды. Специальный статус может быть:

  1. Индивидуального субъекта.
  2. Члена управленческого коллектива.
  3. Субъекта административной опеки.
  4. Жителя территории, на которой установлен особый режим.
  5. Субъекта разрешительной системы.

Дополнительные категории

В соответствии с характером гарантированной деятельности, выделяют статусы:

  1. Общегражданский - в сфере управления делами государства. Он обуславливается конституционными положениями и направлен на развитие общественных качеств.
  2. Функционально-клиентский. С его помощью граждане как субъекты административного права, кратко говоря, реализуют собственные интересы и удовлетворяют свои потребности. Это обеспечивается за счет корреспондирующих полномочий служб, органов и их сотрудников.
  3. Партнерско-содействующий. Он проявляется в процессе участия физлиц в работе исполнительных органов и реализации различных социальных ролей.
  4. Охранительный. В соответствии с ним, гр ажданин как субъект административного права получает гарантированную защиту.

 иностранные граждане как субъекты административного права

Роль исполнительных органов

Она имеет особое значение в сфере формирования и реализации статуса гражданина. В пределах своей компетенции эти структуры:

  1. Утверждают нормативные акты, оказывающие влияние на содержание административно-правового статуса.
  2. Осуществляют исполнение положений.
  3. Обеспечивают реализацию субъективных гражданских прав.
  4. Осуществляют защиту.

Ключевые элементы

Правосубъектность обеспечивается дее- и правоспособностью. Наличие последней является неотъемлемым условием для участия лица в управлении. Ею наделяются граждане, организации. Субъекты административного права не могут ее передавать или отчуждать. Ее объем может изменяться законодательством. Правоспособность гражданина выступает в качестве основы для его дееспособности. Последняя представляет собой возможность собственными действиями получать юридические возможности и реализовывать их, а также нести соответствующую ответственность. Гражданин как субъект административного права наделяется дееспособностью с определенного возраста.

Аспекты юридического положения лиц

В соответствии с Конституцией, человек, вне зависимости от общественного, имущественного, служебного и иного статуса, выступает в качестве субъекта всех отраслей права. Он признается Основным Законом как высшая ценность государства. Из факта гражданства вытекают соответствующие права и обязанности. Они определены в сферах:

  1. Общественной и государственной деятельности.
  2. Семейной или личной, не касающейся публичных интересов.
  3. Хозяйственной и трудовой деятельности.

Когда лицо приобрело статус личности, а затем – гражданина, возникает еще один элемент – социальный. Он необходим для обеспечения занятости. Социальный элемент позволяет лицу осуществлять трудовую деятельность, служить в ВС, учиться и пр. Еще один компонент – специальный – гражданин как субъект административного права приобретает по собственному желанию.

Специфика

Административно-правовой статус обладает некоторыми особенностями. В первую очередь он отличается сложным комплексным характером, "пронизан" нормами различных юридических отраслей, отражающих взаимодействие лица, общества и государства. Кроме этого, возможности и обязанности граждан как субъектов административного права могут существовать отдельно или в комплексе. Например, лицо может обращаться в те или иные инстанции с заявлениями, жалобами и пр., должен соблюдать ПДД. Комплекс прав и обязанностей проявляется в случаях, когда при рассмотрении дела о правонарушении субъект может обжаловать постановление и должен выплатить вмененный ему штраф.

объединения граждан субъекты административного права

Нюанс

В некоторых случаях содержание статуса гражданина как административно-правового субъекта зависит от волеизъявления какого-либо лица. К примеру, для приобретения охотничьего ружья необходимо получить разрешение. Оно, в свою очередь, выдается в уполномоченных органах по заявлению лица. В других случаях статус возникает вопреки воле субъекта. К примеру, к лицу, совершившему мелкое хулиганство, применяется мера в виде задержания и доставления в полицию.

Структура

Граждане РФ как субъекты административного права обладают:

  1. Общими для всех юридическими возможностями и ответственностью. К примеру, лица несут обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности.
  2. Ответственностью и юридическими возможностями, принадлежащими конкретной категории. К примеру, у водителей, охотников, предпринимателей есть свои обязанности и права, характерные для конкретной деятельности.
  3. Юридические возможности и ответственность для определенных лиц. К примеру, у беженцев, вынужденных переселенцев свои обязанности и права.

Сфера госуправления

Граждане РФ как субъекты административного права реализуют свои юридические возможности, следуют предписаниям и несут ответственность во взаимодействии с управленческими структурами. При этом последние осуществляют контроль над тем, чтобы в рамках отношений действия одних лиц не ущемляли интересы других. Обязанности и права граждан в области госуправления условно разделены на 4 вида. Первые необходимы для участия в регулировании государственных дел. Их реализуют отдельные лица, объединения граждан. Субъекты административного права участвуют в управлении через представителей или самостоятельно, а также посредством получения равного доступа к госслужбе. Второй вид предписаний и юридических возможностей предполагает активную деятельность содействие исполнительных органов, их служащих. Третья категория обязанностей и прав граждан реализуется за счет обеспечения структурами власти их защиты, создания надлежащих условий для осуществления их на практике. Последний вид предписаний и юридических возможностей касается участия лиц в работе исполнительных институтов. К примеру, граждане могут выступать в качестве членов межведомственных комиссий, экспертно-консультативных, научно-технических, координационных советов, внештатных экспертов и так далее.

граждане российской федерации как субъекты административного права

Юридические возможности

Права субъектов, вступающих в административно-правовые взаимодействия, различаются по разным основаниям. В соответствии с механизмом их реализации выделяют следующие категории юридических возможностей:

  1. Безусловные (абсолютные). Этими правами субъекты пользуются по собственному усмотрению. При этом властные структуры должны формировать соответствующие условия и не создавать препятствия для их реализации, обеспечивать их защиту.
  2. Относительные. Для реализации этой категории прав необходим акт, утвержденный госорганом. Например, это может быть приказ о назначении на какую-либо должность, разрешение /лицензия на ведение деятельности.

Права различаются и в зависимости от круга субъектов, которым они предоставляются. По данному признаку выделяют юридические возможности:

  1. Общие. Они распространяются на все сферы и отрасли управления. К примеру, существует право граждан обжаловать решения должностных лиц.
  2. Специальные. Они устанавливаются в конкретной области или отрасли. К примеру, в экономической сфере каждый гражданин вправе вести предпринимательскую деятельность.

В зависимости от содержания выделяют возможности:

  1. Участвовать в госуправлении. В частности, лица могут поступать на госслужбу, вносить предложения и пр.
  2. Получать государственное содействие. Например, гражданам оказывается медицинская, санитарно-эпидемиологическая, техническая, организационная помощь.
  3. Получать защиту. В качестве основных форм реализации в данном случае выступают административная жалоба, право на помощь в негосударственных объединениях.

субъекты административного права административно правовой статус гражданина

Предписания

Наряду с правами, как выше было уже сказано, граждане наделяются обязанностями. В частности, лица должны:

  1. Соблюдать Конституцию.
  2. Выплачивать налоги, установленные в соответствии с законодательством.
  3. Бережно относиться к природе.
  4. Защищать Родину и пр.

Невыполнение обязанностей или уклонение от них, а также злоупотребление правами влечет неблагоприятные последствия для граждан. В частности, к нарушителям могут применяться различные меры воздействия, установленные в законе. Неправомерное поведение расценивается как административное правонарушение. Последствия могут носить материальный или неимущественный характер.

Иностранные граждане как субъекты административного права

Их юридическое положение регламентируется отечественным законодательством и международными договорами. Нормы российского права действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории РФ. Все люди в той или иной степени во время пребывания в стране вступают во взаимодействия с исполнительными органами в разных сферах. Иностранные граждане как субъекты административного права наделяются определенными юридическими возможностями. При этом государство обеспечивает их реализацию и защиту. В соответствии с Конституцией, иностранцы осуществляют права и выполняют установленные предписания наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных в нормах. В законодательстве отдельно рассматриваются следующие категории лиц:

  1. Постоянно проживающие в стране.
  2. Временно прибывающие.
  3. Проезжающие транзитом через РФ.

Государство может предоставить политическое убежище лицам, прибывшим из-за рубежа, согласно общепринятым международным нормам. Постоянно проживающими признаются иностранцы, имеющие вид на жительство и разрешение. Эти документы предоставляются органами ВД. Субъекты, которые находятся в стране по другим основаниям, считаются временно прибывшими. Они обладают меньшим объемом юридических возможностей.

Допущения и запреты

Иностранцы и лица, не имеющие никакого гражданства, имеют права на:

  1. Обжалование решений/действий исполнительных институтов власти, их служащих.
  2. Личную неприкосновенность и свободу.
  3. Медпомощь.
  4. Неприкосновенность жилища.
  5. Образование.
  6. Свободный труд и так далее.

При этом законодательство устанавливает ряд запретов. В частности, иностранцам не разрешается:

  1. Поступать на госслужбу.
  2. Осуществлять деятельность, связанную с допуском к гостайне.
  3. Въезжать в страну без разрешения.
  4. Проживать и вести деятельность без соответствующих документов.

На иностранцев также не распространяется воинская обязанность. Только к лицам, прибывшим из-за рубежа, применяется наказание в виде выдворения. Кроме этого, иностранцы могут ограничиваться в свободе передвижения и выборе места проживания.

человек и гражданин как субъект административного права

Ответственность

В законодательстве закрепляются юридические гарантии, обеспечивающие реализацию прав иностранцев на территории страны. В них предусмотрены меры защиты имущественных и других ценностей. В составе юридических гарантий включается и ответственность иностранцев за нарушение обязанностей, установленных для них, а также за злоупотребление правами. Меры воздействия к ним применяются на общих основаниях. Исключение составляют лица, обладающие иммунитетом и привилегиями. В соответствии с принципом суверенитета, государство самостоятельно устанавливает границы ответственности для граждан, прибывших из-за рубежа.

Заключение

Выше были рассмотрены особенности, которыми обладают граждане как субъекты административного права. Курсовая работа отразила ключевые аспекты юридического положения лиц, проживающих на территории страны. В ней были рассмотрены разные проявления правового статуса граждан, в том числе, прибывших из-за рубежа, государственные гарантии, направления действий исполнительных органов по обеспечению его осуществления и защите.

Субъект админ. права- это физическое и юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых админстр-ым правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей

Административно-правовой статус гражданина — комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленный нормами административного права. Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность — предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

административная дееспособность — реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста — обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте — право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста — возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);

права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными — для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими — для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.). В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

9. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Особенностиадминистративно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
3) не могут участвовать в отправлении правосудия;
4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
5) не имеют права участвовать в референдуме;
6) на них не распространяется воинская обязанность;
7) не могут быть членами политических общественных объединений;
8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
12) устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
13) по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

10. Гарантии и способы защиты прав и законных интересов индивидуальных субъектов административного права.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

Способы защиты субъективных права и свобод:

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие органы и к вышестоящим должностным лицам в порядке их подчиненности.

– граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

– граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

– рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

11. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Читайте также: