Что вы знаете о мифологическом мировоззрении восточных славян кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данной работе рассматривается мифологические представления восточных славян. Раскрывается мировосприятие древних славян, пантеон языческих богов и первая религиозная реформа Владимира 980 г..

Ключевые слова

Текст научной работы

Мифология и фольклор является важнейшими частями духовной культуры любого народа. Мифология и фольклор, безусловно, являются одной из главных основ мировой художественной культуры.

Как отмечают В.В. Иванов и В.Н. Топоров, по мере расселения славян на привычные нам ареалы, их мифология стала дифференцироваться и обособляться друг от друга. [1, c.3] Естественно, что по мере развития, также находясь в разных природно-климатических условиях и взаимосвязях с различными народами, мифологические представления восточных, западных и южных славян стала значительно различаться.

Русский историк, археолог, этнограф Д.О. Шеппинг выделял 3 периода славянской мифологии [2]:

  1. Эпоха духов
  2. Эпоха культов и божеств природы
  3. Эпоха божеств-кумиров

Большое значение в славянском язычестве играла вода, как прародительница солнца, земли и всего живого.

Важное место в мировосприятии древних славян занимали небесные светила: солнце, луна, звезды, кометы. Славяне считали, что солнце охраняло славян от нечистой силы, которая находилась на земле до восхода солнца. [4, с. 14] Постепенно почитание солнца перешло на почитание солнечных богов: Перуна, Ярило, Дажьбога, Сварога, Хорса.

В славянской мифологии заметно противопоставление неба и земли, мужских и женских божеств, также правой и левой сторон, севера-юга, востока-запада, суши-моря, огня-влаги, дня-ночи, солнца-луны, весны-зимы, белого-черного. [5]

В славянской мифологии большинство божеств было мужского пола. Среди женских божеств стоит отметить Мать Сыра Земля, олицетворяемая окружающей человека природой, группа божеств Рожаниц, в число которых входили Лада, богиня красоты, любви, семейного счастья, Мокошь, богиня схожая своим влиянием с Перуном. Жизнь, долголетие, а также плодородие даруется у славян женскими божествами, таковыми у восточных славян являлась богиня Род, а у западных (балтийских) – Жива. Однако божествами, которые могли забрать жизнь у восточных славян являлсяЧернобог, а у балтийских славян – Триглав. Болезни могли насылаться такими божествами, как Навь, Морена.[3]

Выделяют также низшую мифологию, в которой можно выделить 2 группы духов и сущностей. Первые, домовые, полевые, водяные духи, основной функцией которых было защита определенных мест, а также покровительство людей и животных. Потенциально могли навредить человеку, что можно было предотвратить, как правило, путем задабривания данных духов, правильным поведением в определенной местности, уважением к духам. Вторые, полулюди-полудемоны, демонические существа, отображающие покойников, духи болезней и мелкие демонические существа – злыдни в основном вредили человеку, и являлись опасными для человека и его собственности (например, скота, жилища и тд.). Данные группы низшей мифологии характерны были, в основном, для восточных славян. У западных славян также присутствовали домовые, полевые духи, существовало большое разнообразие нечисти, нежити, присутствовали даже огненные змеи – драконы и черти (злые духи). Низшая мифология южных славян, в отличии от западных и восточных не отличалась большим разнообразием. У них, как и у западных славян присутствовали демоны и драконы. Однако здесь была более распространена вера в существование вампиров (Бруколак, Дхампир) и оборотней (Таласым, Тодорцы). [7]

Таким образом, славянская мифология, пройдя свое развитие от духов и культов природы, представляла из себя большое разнообразие божеств, духов и прочих сверхъестественных существ, которые играли в жизни и жизнедеятельности, их производственной деятельности славян большое значение. Религиозная реформа князя Владимира унифицировала и создала определенную структуру пантеона богов. Сформировавшись, славянская мифология у восточных, западных и южных славян стала значительно отличатся.

Список литературы

Цитировать

В своих предыдущих статьях я разобрал функции и происхождение славянских богов преимущественно восточной ветви этого народа. Сегодня же хочу поговорить о славянской мифологии вообще, о том, какая научная база лежит в основе всего этого материала, на чём строятся исследования и других общих вопросах, касающихся этой темы.

Но прежде, небольшое отступление.

Те, кто ознакомились со всеми моими предыдущими статьями на "божественную тему, могут указать на то, что я упомянул не всех божеств, информацию о которых можно найти в интернете. Дело в том, что я руководствовался подтвержденными фактами и не учитывал предположения и недостоверные источники, такие как "Велесова книга", труды Афанасьева и Рыбакова, хотя иногда и упоминал последнего. Мне кажется неверным говорить о том, что, до времени, не имеет под собой веских оснований.

Итак, что же такое "славянская мифология" в научном мире и какими источниками пользуются учёные для описания этого явления?

История "мифоведения"

Главным источником сведений по раннеславянской мифологии являются средневековые хроники и анналы, написанные на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Также используются народные сказки, приметы, проклятия, заговоры, отдельные речения исторических личностей и др.

Письменные источники, содержащие сведения, упоминания или даже подсказки для понимания славянской мифологии:

Все эти тексты не содержат каких-либо целостных изложений мифологии или отдельных мифов. В любом случае следует помнить, что это не изложение самих мифов, а пересказ их понимания современниками-иноверцами.

Вглубь веков

Славянская мифология формировалась на протяжении длительного периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II - I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать — сыра земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

Очень близки были верования славян и балтов. Это касается таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.

По мере расселения славян с праславянской территории происходила дифференциация славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и восточных славян. Предположительно существовали и другие варианты (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведений о них сохранилось мало. При расселении восточнославянских племён в VI—IX веках (а русских — вплоть до XIX века) мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий финно-угорских, балтских и тюркских народов.

Мировоззрение славян

О взглядах древних славян на сотворение и структуру окружающего мира мало что известно вследствие крайней скудности письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян можно лишь по косвенным источникам — по данным археологии, этнографии и пр.

Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод А. К. Югова)

Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ мирового древа, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по мировому древу (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира. Кроме того, представления о мировом дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов — в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. Например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:

Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека.

Как же представляли мир славяне, согласно реконструкции мифов?

Мировое древо, как и у многих других народов, было универсальным образом, включающим все мифологические уровни. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий (райское дерево), берёза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трём основным частям мирового древа приурочены разные животные. К ветвям и вершине — птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера, Див и др.), а также солнце и луна. К стволу — пчёлы, к корням — хтонические животные (змеи, бобры и др.). Древо в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной: известны изображения дерева или женщины между двумя всадниками, птицами и подобные композиции севернорусских вышивок. С помощью мирового древа моделируется тройная вертикальная структура мира, три царства: небо, земля и преисподняя, четверичная горизонтальная структура (север, запад, юг, восток), жизнь и смерть (зелёное, цветущее дерево и сухое дерево, дерево в календарных обрядах) и др.

Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений, которые определяли пространственные, временные, социальные и другие его характеристики. Противопоставление благоприятного — неблагоприятного для коллектива иногда реализовывалось в персонажах, наделённых положительными или отрицательными функциями, или в персонификациях: счастье (доля) — несчастье (недоля). В славянском фольклоре известны персонификации доброй доли и злой доли, лиха, горя, злосчастия, встречи и невстречи.

Человек соотносился со всеми уровнями мифологии, особенно в ритуалах. Праславянское понятие души, духа выделяло человека среди других существ, в том числе, животных, и имело индоевропейские истоки.


Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология — отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.

Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.

Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.

Уровни славянских божеств

Боги небесной сферы

Божества славян, тяготеющих к земле

На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун — бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог — бог небесного огня; Хорс — бог солнца и миропорядка;

Даждьбог — бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит — бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог — бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл — символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).

К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь — богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада — богиня любви красоты и гармонии; Ярило — бог весеннего плодородия; Мать — Сыра — Земля — богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины — матери; Род — бог, олицетворяющий единство людей. Род — единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) — весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива — богиня жизни и плодородия.

На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей — царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий — божество преисподней, судья мёртвых; Хворств — бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог — бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.

Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.

Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.

Пантеон славянских богов

Мужские

Женские

Род — единственный прародитель богов и творец мира

Мати-Сыра-Земля (высшее женское божество)

Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.

В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).

Варианты возможных пантеонов славянских богов.

(деление по вре­менному принципу)

(деление по ступеням)

(по функциональ­ному принципу)

(по функциональ­ному принципу)

Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь

Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун.

Средняя ступень: Чур, Род. Ярило.

Низшая ступень:

Лешие, Русалки, Домовые

Старшие боги:

Род, Триглав, Стрибог, Свантовит, Велес, Макошь, Сварог

Младшие боги:

Лада, Ящер, Леля, Ярило, Даждьбог, Перун, Симаргл,

Низшие боги:

Лешие, Русалки, Домовые, Духи

Начальствующие боги:

Перун, Велес, Сварог, Макошь, Стрибог, Род, Хорс, Ярило

Низший уровень:

Лешие, Русалки, Домовые, Водяные

Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию

Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов

Пантеон представлен тремя ступенями, от высших божеств до низшего уровня

Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями

Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.

Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).


Восточные славяне - это древние предки русских, украинцев и белорусов. Они жили родовыми общинами расселившись по всей Восточно - Европейской равнине. Господствующим направлением до десятого века во всей Европе было язычество. Вот и древние славяне не стали исключением. В целом оно и сыграло огромную роль в формировании мировоззрения, обычаев, культуры у наших давних прародителей. Кратко рассмотрим верования восточных славян.

Язычество.

До тех пор пока славянский народ не принял христианство, язычество, было основой их религиозных верований. Языческие представления были неотъемлемой частью жизни всех славян, наполняя их существование от появления их на свет до последних дней. Суть верования было в одухотворении сил природы. Поскольку язычество это многобожие, то единого представления о боге у них не было. Они поклонялись солнцу и грозе, земле и ветру. Каждый из славянских богов как раз и был олицетворен каким - либо явлением происходящим в природе или стихией. Славяне верили, в существование трех миров. Первый это невидимый Высший мир - мир богов. Вторым есть мир, который на самом деле существует. Он реальный и в нем живут люди. Третий мир - это мир под землей, куда отправляются люди после смерти. И поэтому, были уверенны, все, что окружает их наделено разумом и силой, и оно живое.

Боги восточных славян.

По мнению ученых многие боги пришли к славянам от индоевропейских народов. Первое место среди славянских богов принадлежало богу солнца. У него было несколько названий, но он был непременным источником тепла и света. Следующий по значимости был Перун - бог грома и молнии. Он являлся покровителем военного ремесла Считается, что он постепенно оттеснил бога солнца и захватил главенство над всеми языческими богами. Поклонялись славяне богу ветра Стрибогу и богу неба, покровителю ремесленников Сварогу. Очень почитаемой была женская богиня - Макошь. Особое место отдавалось богу покровительствовавшему землю и плодородие Велесу. У древних восточных славян не строили храмы. Все обряды проводились в местах, которые они считали священными, где были установлены идолы. Принципиальным отличием верования восточных славян было то, что они не просили прощения у богов, им возносили молитвы, прославляя их, им приносили жертвоприношения иногда даже в виде людей. Этим богам принадлежал свой праздничный день в году. В этот день ему пели хвалебные песни, молились, жгли костры и громко смеялись. Как считали древние славяне именно смех отпугивает нечистую силу.

Другие верования восточных славян.

Древние славяне очень сильно почитали своих предков. Они обожествляли давно умерших основателей рода и глубоко верили в то, что их дух оберегал и защищал весь род от бед. Славяне верили и в то, что духи мертвых могут ходить среди живых. Они представляли их в виде русалок. Как раз все мультипликационные герои нашего времени представленные в виде лешего, водяного, кикиморы и есть не что иное, как воображение древних восточных славян о злых духах. Причинами всех своих болезней и бед люди видели в проделках этих злых духов или гневе богов. Поэтому и лечились они с помощью заговоров, заклинаний и жертвоприношений. Что бы защитить себя славяне и придумали себе - оберег. А в домах на видном месте устанавливали фигурку домового, который символизировал дух умершего предка и были уверенны, что именно он защитит их жилище от воров, пожара и будет оберегать их покой.

Когда к власти пришел Князь Владимир сначала он попытался языческое верование, но спустя время, укрепляя отношения между государствами поднимая свой авторитет, он решил принять в основе веры восточных славян, одно из самых влиятельных верований на тот момент - Христианство.

Читайте также: