Грамадска палітычнае жыцце бсср у 20 30 гг xx ст план урока

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Унутраная і знешняя палітыка СССР у 1930-я гады

Навучальная – вызначыць асноўныя этапы і накірункі унутранай і знешняй палітыкі СССР у 1930-я гады;

Развіваючая – развіваць уменне даваць ацэнку гістарычным падзеям і персаналіям;

Выхаваўчая – выхоўваць цікавасць да падзей гісторыі ХХ ст.

1. Савецкая палітычная сістэма

2. Знешняя палітыка

І. Актуалізацыя ведаў

Прыгадванне пазіцый, якіх прытрымлівалася савецкай дзяржава на арэне сусветнай палітыкі ў 20-я гады

ІІ. Засваенне новых ведаў

1. Савецкая палітычная сістэма

1.1. Азнаямленне з тэкстам, які характаразуе ролю партыі ў савецкай дзяржаве:

Пытанні да тэкста: чаму бальшавікам удалося адносна лёгка прыйсці да ўлады? Як атрымалася, што ўлада цалкам апынулася ў руках бальшавікоў? Якія органы дзяржаўнай улады дэ-юрэ з’яўляліся галоўнымі ў краіне?

1.2. Азнаямленне з тэкстам аб сталінскай канстытуцыі 1936 г.

Пытанні да тэкста: з якімі мэтамі прымалася канстытуцыя 1936 года? Які характар мела гэтая канстытуцыя? Ці рэалізаваліся канстытуцыйныя прынцыпы ў рэальным жыцці?

1.3. Унутрыпартыйная барацьба

Разбор узаемаадносін і барацьбы за ўладу паміж І.В. Сталіным, Л.Д. Троцкім, Р.Я. Зіноўевым, М.І. Бухарыным з дапамогай табліцы:

В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси.

Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. В октябре 1925 г. на II (Берлинской) конференции Рада БНР объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью. Конференция признала, что БССР консолидировала белорусский народ, а Минск является центром национально-государственного возрождения Беларуси.

Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры. Только в 1921 г. из других республик в БССР было направлено 928 членов партии, в 1922 г. – еще 574 коммуниста. С 1924 г. до послевоенного времени всех первых секретарей ЦК КП(б)Б и руководителей КГБ присылали из Москвы.

Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы. В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения. Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни.

Политика национально-культурного строительства имела истоки в белорусском национально-освободительном движении, в идеях национального возрождения. Во время революции и гражданской войны в КП(б)Б влилось много деятелей национально-освободительного движения. Многие из них вошли в состав высших партийных и советских органов. Среди них А. Червяков, Д. Жилунович, В. Игнатовский и др. Они создали ядро, вокруг которого объединилась творческая интеллигенция и стала генератором идей белорусизации. До конца 1921 г. около 300 человек вернулись из вынужденной эмиграции. Среди них С. Некрашевич, М. Громыко, М. Пиятухович и др.

При проведении белорусизации необходимо было учитывать некоторые особенности национального состава населения и их долю в правительственных структурах. В национальной структуре республики белорусы составляли 80%, евреи – 8,2%, русские – 7,7%, поляки – около 2%, украинцы – 0,7%, латыши – 0,3%, татары – 0,1%, другие – 0,2% населения. Белорусы преимущественно жили в деревне, евреи в городах и составляли от 40 до 60% жителей. Это вносило специфику в языковую ситуацию: русскоязычный город и белорусскоязычная деревня. Многолетняя полонизация и русификация привели к относительной неразвитости форм культуры, формировали у крестьян комплекс неполноценности родного языка. Доля белорусов в составе партийных, советских и хозяйственных органов не достигала и половины. Так, из 13 членов ЦБ КП(б)Б в 1922 г. белорусов было 5, евреев 6, других – 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 (41,8%) были белорусами, 34 (45,9%) – евреями, 9 (12,1%) – других национальностей. Эти обстоятельства осложняли проведение белорусизации.

Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Белорусизацию ЦИК, Совнаркома, Наркомата образования, Наркомзема планировалось завершить за один год, все остальные организации и учреждения за 2-3 года. Сотрудники этих аппаратов изучали белорусский язык, и на нем велось делопроизводство. В 1927 г. 80% работников центральных учреждений уже владели белорусским языком. Основные республиканские документы печатались на четырех языках: общесоюзные – на белорусском и русском, общественно-правовые – на белорусском и одном из трех равноправных языков.

К 1928 г. около 80% школ было переведено на белорусский язык обучения. Вместе с тем открывались школы с родным языком обучения для национальных меньшинств. В 1927 г. преподавание в школах БССР велось на восьми языках. На рабфаках, в вечерних школах, школах рабочей и крестьянской молодежи, а также в советско-партийных школах вводилось обязательное изучение истории, экономики и географии Беларуси, белорусского языка и литературы. Широкое развитие получило краеведение.

Первых секретарей ЦК КП(б)Б Я. Гамарника, М. Пиляра, которые выступали против поиска врагов народа, отозвали из Беларуси. На их место прислали К. Гея и Р. Рапопорта, которые запустили машину борьбы с врагами народа. Первыми жертвами стали А. Червяков, Д. Жилунович и В. Игнатовский.

Образовательная – способствовать формированию представлений о политической системе СССР.

Развивающая – развить умения работы с картой, умения характеризовать историческую личность, построения логических схем, выявления предпосылок, сути, основных направлений развития того или иного процесса, определять его итоги, положительные и отрицательные стороны, значение и роль, развитие умения выявления причинно-следственных связей, находить общие и частные черты, развитие логического мышления, умения анализировать, развитие умения самостоятельной работы с текстом учебника, исторического источника, умения схематического изображения материала.

Воспитательная – формирование личностной оценки к данному историческому процессу, воспитание нравственных качеств личности, показать противоречия тоталитарного режима;

Оборудование к уроку : учебник, параграф 15, иллюстрации к нему, вопросы и задания в конце параграфа, рабочие тетради, карточки, атлас.
Оформление доски

14.03.2013


  1. Формирование советской общественно-политической системы

  2. Политические репрессии

  3. Конституция БССР 1937 г.

  4. Конфессиональная политика Советского государства

План урока:




Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин)

1.

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания.

2 мин.

2.

Актуализация знаний

Постановка вопросов по параграфу 14.

10 мин.

3.

Изучение нового материала

Рассказ-повествование учителя.

20 мин.

4.

Закрепление изученного материала

Ответы на вопросы учителя

10 мин.

5.

Д/з

Параграф 15.

3 мин.

Проверка домашнего задания

Для работы с карточками:
1. К основным видам кооперации индивидуальных сельских хозяйств относят:

Д) ШКМ
2. Цели коллективизации:

А) повышение эффективности хозяйствования

Б) улучшение благосостояния населения

В) коренизация управленческого аппарата

Г) перерождение советской бюрократии

Д) переселение крестьян на хутора
3. Основная форма кооперирования индивидуальных крестьянских хозяйств:

Г) совхоз
4. Переход к сплошной коллективизации и форсирование её темпов началось в:

В) конце 1922-начале 1923 г.

Г) второй половине 1929-начале 1930 г.
5. Соотнесите понятие и его определение:

А) кулак 1) найбеднейшая часть крестьянства

Б)середняк 2)зажиточное крестьянство, сельская буржуазия

В)бедняк 3)часть крестьянства среднего материального достатка
6. К итогам коллективизации можно отнести:

А) Высокие темпы индустриализации

В) Создание национальных территориальных воинских частей и соединений

Г) Рост производства сельскохозяйственной продукции

Д) Рост производительности труда

Е) Стабильность положения сельского хозяйства

8. В каком году был разработан курс на проведение коллективизации?

9. Дайте собственную оценку коллективизации сельского хозяйства в БССР (возможно использование памятки на с.170, выполняются ВСЕ задания 2 пункта памятки).


  1. Формирование советской общественно-политической системы

  2. Политические репрессии

  3. Конституция БССР 1937 г.

  4. Конфессиональная политика Советского государства

  1. Формирование советской общественно-политической системы


1921-1924 гг.

1924-1930

1930-е

губерни

округа

области

уезды

районы

районы

волости

сельсоветы

сельсоветы

Что такое политическая система? Какие типы политических систем вы знаете?

Структура государственной власти БССР

Верховный Совет БССР

Исполнительные комитеты (в областях, городах, районах, сельсоветах)

трудящихся Суды внесудебные

Верховный суд СССР

совещание
Верховный суд БССР

Ознакомьтесь с краткой биографией Н. Голодеда и Н. Гикало. Что у них общего? Какие люди занимали руководящие посты в республике?


  1. Ввод паспортного режима (кроме колхозников)

  2. Основа общества – партия

  3. Централизация

  4. Административно-директивные методы управления

  5. Снижение активности общественных организаций

  1. Комсомол

  1. Профсоюзы

Задания для работы по вариантам:

Таким образом, политические репрессии – это меры карательного характера тоталитарного государства, направленные на подавление, наказание граждан, оказывающих активное или пассивное сопротивление власти . Их цель – подавление противников советской власти. В конце 1920-х наиболее распространённой причиной репрессий стало обвинение в национал-демократизме.
4.Конституция БССР 1937 г.
Что такое Конституция? Какой по счету была Конституция БССР 1937 г.? Назовите даты принятия первой и второй конституции БССР.

19 февраля 1937 г. – третья Конституция БССР.

Конституция 1937 г. законодательно закрепила сложившуюся политическую систему, а также определила политическую и экономическую основу государства.

Таким образом, 19 февраля 1937 г. была принята третья Конституция БССР.
5.Конфессиональная политика Советского государства
Начало 1920-х – борьба с церковью.

Церковь – марксистко-ленинская идеология

Формы борьбы

Закрытие церковных учебных заведений

Закрытие и разрушение храмов

Уничтожение предметов культа

Репрессии против духовенства и верующих
Внутреннее разрушение

Раскол внутри церкви

Таким образом, в конце 1920-х начинается активная борьба советской власти против религиозного культа, которая была направлена на внешнее и внутреннее уничтожение церкви.

Актуализация знаний учащихся в виде фронтального опроса

Работа с тестами для 3-х человек

Запись темы и даты в тетрадь,

Актуализация знаний
Построение таблицы,
Актуализация знаний по курсу обществоведения

Построение схемы в тетрадь, комментарии учителя

Самостоятельная работа с биографиями исторических личностей на с. 82
Актуализация знаний

Актуализация знаний
Рассказ учителя

Обобщение 1 пункта

Разделение класса на 2 варианта, самостоятельная работа с текстом на с. 84
С.86-87

Разбурэнні, беспрацоўе, ўсеагульнае адзяржаўленне сродкаў вытворчасці, харчразвёрстка - незадаволенасць народа, ас. сялянства.Цяжкi эканамічны і паліт. крызіс 1920–21: разбалансаванне паліт. і эканаміч. інтарэсаў. З’явілася нов. эканамічн. палітыка, распрацаваная Леніным і прынятая Х з’ездам РКП(б) у 1921. Сродкi рэалiзацыi: харч.падатак, кааперацыя, свабоднае прадпрыймальнiцтва i свабодны рынак. Сутнасць нэпа – макс. пад’ём вытворчых сіл і паляпшэнне становішча рабочых і сялян дзеля захавання савецкай улады.Гал. мэта нэпа - замена харчразвёрсткі харч.падаткам. Дазвалялася здаваць зямлю ў арэнду і выкарыстоўваць наёмную працу пры ўмове, што члены сям’і наймальніка таксама працуюць. 3 віды гандлю: прыватны, кааператыўны і дзяржаўны. Дзяржбанк ў к.1922 – нов. грашовыя знакі – чырвонцы.Адменены абмежаванні на сумы ўкладаў, якія маглі захоўваць грамадзяне і арганізацыі ў ашчадных банках.Дзяржава стала падтрымліваць дробныя і сярэднія прыватныя і кааператыўныя прадпрыемствы.Дазвалялася арэнда прамысловых прадпрыемстваў іншаземнымі фірмамі ў форме канцэсій.Радыкальныя змены адбыліся ў кіраванні дзярж. прамысловасцю.Узнаўлялася грашовая аплата працы.Заняпаўшая ў гады вайны і рэв. эканоміка Б. пачала адраджацца.Аднак поспехі прынеслі і вялікія эканамічныя праблемы. Крызіс збыту, як вынік няправільнай цэнавай палітыкі дзяржавы, вялікай розніцы паміж коштам прамысловых і с/г тавараў.Селянін за прададзеную прадукцыю мог набыць прамтавараў у параўнанні з даваенным часам у 7 разоў менш.Крызіс збыту абвастрыў фінансавую праблему.Меры па зніжэнні сабекошту прамысловай прадукцыі, цэн на тавары, скарачэнні накладных расходаў, удасканальвалася дзейнасць кіруючага апарату і інш.У выніку павысілася рэнтабельнасць прадпрыемстваў.Творчая ініцыятыва рабочых, укараненне прагрэсіўных метадаў працы.Правядзенне ў жыццё новай экан. палітыкі дазволіла ў кароткі тэрмін аднавіць прамысл-ць, стабілізаваць эканоміку.Доля прыватніка ў валавой прамысловай прадукцыі зменшылася.У тых умовах выцясненне прыватніка было адной з памылак у справе кіраўніцтва эканомікай краіны. У 1927 аб'ём валавай прадукцыi iндустрыi БССР перавысiу даваенны узровень. На долю дзярж. прамысл-цi - амаль 3/4 усёй прамысл. прадукцыi. Палепшылiся умовы працы i быту, жыццёвы узровень. Паднялася вытворчая i грамадска-палiтычная актыунасць рабочых.

Разбурэнні, беспрацоўе, ўсеагульнае адзяржаўленне сродкаў вытворчасці, харчразвёрстка - незадаволенасць народа, ас. сялянства.Цяжкi эканамічны і паліт. крызіс 1920–21: разбалансаванне паліт. і эканаміч. інтарэсаў. З’явілася нов. эканамічн. палітыка, распрацаваная Леніным і прынятая Х з’ездам РКП(б) у 1921. Сродкi рэалiзацыi: харч.падатак, кааперацыя, свабоднае прадпрыймальнiцтва i свабодны рынак. Сутнасць нэпа – макс. пад’ём вытворчых сіл і паляпшэнне становішча рабочых і сялян дзеля захавання савецкай улады.Гал. мэта нэпа - замена харчразвёрсткі харч.падаткам. Дазвалялася здаваць зямлю ў арэнду і выкарыстоўваць наёмную працу пры ўмове, што члены сям’і наймальніка таксама працуюць. 3 віды гандлю: прыватны, кааператыўны і дзяржаўны. Дзяржбанк ў к.1922 – нов. грашовыя знакі – чырвонцы.Адменены абмежаванні на сумы ўкладаў, якія маглі захоўваць грамадзяне і арганізацыі ў ашчадных банках.Дзяржава стала падтрымліваць дробныя і сярэднія прыватныя і кааператыўныя прадпрыемствы.Дазвалялася арэнда прамысловых прадпрыемстваў іншаземнымі фірмамі ў форме канцэсій.Радыкальныя змены адбыліся ў кіраванні дзярж. прамысловасцю.Узнаўлялася грашовая аплата працы.Заняпаўшая ў гады вайны і рэв. эканоміка Б. пачала адраджацца.Аднак поспехі прынеслі і вялікія эканамічныя праблемы. Крызіс збыту, як вынік няправільнай цэнавай палітыкі дзяржавы, вялікай розніцы паміж коштам прамысловых і с/г тавараў.Селянін за прададзеную прадукцыю мог набыць прамтавараў у параўнанні з даваенным часам у 7 разоў менш.Крызіс збыту абвастрыў фінансавую праблему.Меры па зніжэнні сабекошту прамысловай прадукцыі, цэн на тавары, скарачэнні накладных расходаў, удасканальвалася дзейнасць кіруючага апарату і інш.У выніку павысілася рэнтабельнасць прадпрыемстваў.Творчая ініцыятыва рабочых, укараненне прагрэсіўных метадаў працы.Правядзенне ў жыццё новай экан. палітыкі дазволіла ў кароткі тэрмін аднавіць прамысл-ць, стабілізаваць эканоміку.Доля прыватніка ў валавой прамысловай прадукцыі зменшылася.У тых умовах выцясненне прыватніка было адной з памылак у справе кіраўніцтва эканомікай краіны. У 1927 аб'ём валавай прадукцыi iндустрыi БССР перавысiу даваенны узровень. На долю дзярж. прамысл-цi - амаль 3/4 усёй прамысл. прадукцыi. Палепшылiся умовы працы i быту, жыццёвы узровень. Паднялася вытворчая i грамадска-палiтычная актыунасць рабочых.

Желание построить жизнь в соответствии только с идеологи¬ческими постулатами привело к еще большему усилению роли партии в жизни советского общества. В свою очередь, в атмосфе¬ре всеобщей подозрительности над партией становится НКВД. Советы в 1930-е стали фактически ширмой партийной номенк¬латуры. Их формирование происходило на основе директивных указаний, кот исключали критику партийно-гос-ных органов, альтернативность кандидатур, многообразие мнений в решении конкретных задач. Этому выводу внешне противоречит принятие Конституции СССР 1936 г. и по ее образцу — Конститу¬ции БССР 1937 г. В них провозглашалась отмена ряда политических ограничений, установленных со времени революции и граж¬данской войны. Однако введение новых конституционных норм имело только формальный, чисто агитационный характер, хотя они и воспринимались частью населения как соответствующие их представлениям о социализме.

Читайте также: