Готовый анализ анкеты буллинг в школе

Обновлено: 04.07.2024

Большинство опрошенных – 80% – знают, что что буллинг – это длительная, умышленная физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.

И согласны, что, буллинг является поведением, которое нарушает права другого.

80,5% НЕ СЧИТАЮТ буллинг нормой жизни, а еще 13,2% опрошенных затруднились ответить. Только 5,3% согласны с тем, что буллинг – это обычное явление в жизни.

Большинству родителей – 80% – дети рассказывают о школьной жизни. Это значит, что в семье благоприятный климат и здоровые детско-родительские отношения. 15,8% родителей только иногда узнают у своего ребёнка, что происходит в школе, а 4,2% родителей дети вообще не рассказывают о школьной жизни.

По мнению 41,9% родителей в классе, где учится их ребёнок, нет буллинга, а 29,8% отмечают, что он есть. Еще 11,3% родителей заявляют, что им известно о буллинге в других классах.

В ответе на 8 вопрос анкеты 74,3% родителей указали, что систематический буллинг в отношении их ребёнка никогда не проявлялся, 16,6% затруднились ответить, но 1,5% родителей указали, что ребенок сталкивался с буллингом в школе, 5,3% — в классе, а 1,3% — на улице.

Среди тех, кто отметил, что ребёнок подвергался травле, отметили следующие проявления буллинга:

  • 7,5% — физическая агрессия
  • 21,1% — словесный буллинг
  • 6% — повреждение имущества
  • 2,3% — запугивание
  • 1,5% — изоляция

По мнению родителей, причиной буллинга могут явится физические недостатки (33,6%), особенности поведения (57%), особенности внешности (30,9%), болезни (23,8%), труждности в обучении (21,9%), а также затяжной конфликт (40%). В этом вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Среди тех, кто никуда не обращался в случае конфликта, 30,6% родителей просто не задумывались о такой возможности, 14,3% — считают, что всё само наладится, а 8,3% считают, что всё бесполезно.

Вопрос 14 показал, что половина родителей (50,6%) считают, что в классе, где учится их ребёнок, всё хорошо, 40,4% — отмечают, что нужна профилактика буллинга, 7,9% — нужна работа с буллингом, а 10,2% — работа по выявлению причин буллинга.

83,4% считают, что тема буллинга очень важна и поднимать её необходимо.

Полученные результаты будут проанализированы, на основании этих данных будут вноситься изменения в программу профилактики буллинга в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кибербуллинг в жизни школьника. Анкетирование подростков

Поскольку анкетирование проводилось анонимно, 39% опрошенных ребят признались, что и сами выступали в качестве агрессоров, оскорбляли других.

По мнению подростков, причины, которые способствуют подобному такому поведению людей в соцсетях следующие:

Самый большой процентов ребят предположили, что это ради забавы…43%.

23 %, считают, что причиной может быть месть - а также то, что такой способ является безопасным. Можно выразить свои чувства и выяснить отношения, чтобы об этом не знали взрослые - тоже 23 %. По мнению подростков, если действие остаётся скрытым от глаз взрослых, если его можно совершать безнаказанно, значит можно ничего не бояться.

9% школьников отметили, что ребята, которые не могут оказывать сопротивление, достойны того, чтобы над ними издевались и травили.

И 29% ответили, что есть другая причина – например это самоутверждение, желание поднять самооценку и, таким поступком доказать свою правоту.

что же делать в таких ситуациях по мнению подростков и какие возможные варианты они предлагают, в случае, если кто-то столкнется с проявлениями кибербуллинга.

48% советуют игнорировать агрессора,

9% предлагают оскорбить в ответ,

Однако также есть и пассивные способы – выйти из чата, удалить из друзей, удалить профиль/страницу, терпеть, не провоцировать или вообще пожалеть агрессора.

не знают, как реагировать в такой ситуации ответили 18% 5,6 -классников.

Это и понятно. Иной раз взрослый не знает, как разговаривать с хамом, агрессором, а тут подросток… у которого нет еще такого запаса моделей поведения, правильного адекватного выхода из ситуаций. Очень важно научить противостоять кибербуллингу.

В первую очередь, прямо после просмотра этого ролика нужно поговорить с сыном или дочерью о том, что они всегда могут обратиться к вам за помощью. Ребёнок должен это чётко знать и быть уверен в том, что он может рассчитывать на родителей даже в самой страшной и неприятной ситуации.

Важно познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения в сети. Он не должен раскрывать конфиденциальную информацию и выставлять её на всеобщее обозрение.

Такая информация включает в себя имя, фамилию ребёнка и его родителей, номер телефона, домашний адрес и другую информацию личного характера.

Единичные негативные отзывы и комментарии оптимально игнорировать – не получив эмоциональной реакции буллер не станет продолжать такое общение.

Если комментарии повторятся – стоит з аблокировать агрессоров, обратиться за помощью к администрации канала или сайта.

Научите ребёнка не быть безразличным, если он узнает, что кто-то из его друзей, одноклассников или знакомых стал жертвой преследования, то об этом нужно сообщить взрослым.

Кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие являются уголовно наказуемым, сообщите о том, что ребёнок подвергается травле или насилию в правоохранительные органы.

Кибербуллинг – это не безобидное явление, а серьёзное психологическое воздействие, жертвой которого может стать любой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МОБУ СОШ №5.

Задачи:

  1. узнать, что такое буллинг;
  2. познакомиться с формами и типами буллинга;
  3. изучить социальную структуру буллинга учащихся 7-х классов МОБУ СОШ №5;
  4. провести диагностику и анкетирование учащихся.

Объектом данного исследования стали обучающиеся 7-х классов, а предметом – явление буллинга.

Гипотеза: явление широко распространённое в школьной среде.

Методы исследования:

1. сбор и изучение теоретического материала;

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. диагностика учащихся и обработка результатов;

4. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное.

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное учреждение Отдел образования

Администрации Муниципального района

Мелеузовский район Республики Башкортостан

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 Муниципального района

Мелеузовский район Республики Башкортостан

Выполнила обучающаяся 7Б класса

Сабитова Рената

Научный руководитель

Воробьева Дания Салаватовна

Что такое буллинг?

Социальная структура буллинга учащихся 7-х классов МОБУ СОШ №5

Результаты анкетирования учащихся 7-х классов МОБУ СОШ №5

Список используемой литературы

Тема детской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, В.Крапивин, В.Распутин, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах.

Цель данной работы: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МОБУ СОШ №5.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

узнать, что такое буллинг;

познакомиться с формами и типами буллинга;

изучить социальную структуру буллинга учащихся 7-х классов МОБУ СОШ №5;

провести диагностику и анкетирование учащихся.

Объектом данного исследования стали обучающиеся 7-х классов, а предметом – явление буллинга.

Я выдвинула гипотезу, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.

Методы исследования:

1. сбор и изучение теоретического материала;

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. диагностика учащихся и обработка результатов;

4. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное.

Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Типы буллинга:

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Социальная структура буллинга

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Булли ( агрессоры)

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.

1. боящиеся быть на месте жертвы;

2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;

3. дорожащие своими отношениями с лидером;

5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;

6. без собственной инициативы;

7. принимающие травлю за развлечение;

8. дети жестоких родителей;

9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;

10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Жертвы буллинга.

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

гиперактивность и повышенная возбудимость;

синдром дефицита внимания;

с трудом усваивающие чтение и письмо;

неопрятно одетые или же суперодетых;

кичащихся достижениями своих родителей;

не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;

интроверты с затруднённой коммуникацией;

часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;

дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;

дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,…

После изучения социальной структуры буллинга, мы решили выяснить, кто из анкетируемых нами ребят является агрессором, а кто жертвой. Для этого мы попросили опрашиваемых охарактеризовать своих одноклассников. Данные опроса позволили мне сделать вывод о том, что из 50 человек 6 -12% являются агрессорами, 10 – 20 % – жертвами, а 34 – 68% - союзниками или зрителями.


Диагностика учащихся

Чтобы подтвердить или опровергнуть мнение опрашиваемых, мы решили провести диагностику учащихся.


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков средний уровень агрессивности. В процентном соотношении полученные результаты выстраиваются следующим образом: у 33% испытуемых - низкие показатели. Такие дети не стремятся защищать свои позиции и интересы, не проявляют эмоциональности в общении, ведут себя незаметно. У 66% - средние показатели. Школьники, относящиеся к этой категории, хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. Нарушая правила, они не оправдывают себя, стремясь избежать негативной оценки взрослого. У 11 % испытуемых - высокие показатели. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.


В результате проведения данного теста, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков - средний уровень агрессивности поведения. В процентном соотношении полученные результаты выстраиваются следующим образом: у 10% испытуемых наблюдается высокий уровень агрессивного поведения, низкие адаптационные возможности. У 60% наблюдается средний уровень агрессивности и адаптивности коллективе. И у 30% испытуемых низкие показатели агрессивного поведения.

Результаты диагностики по методике оценки отношений подростка с классом


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что большинство испытуемых подростков принадлежат к третьему типу. 50 % респондентов воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов. 15% опрошенных воспринимают группу согласно первому типу, как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Группа не представляет ценности для индивида. 35% подростков принадлежат ко второму типу и воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Группа оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида.


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков (60%) присутствует легкая депрессия или 30% наблюдается умеренная депрессия. Лишь у 10% присутствует выраженная депрессия. Что может быть связано с окончанием полугодия, взаимоотношениями со сверстниками.


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков средний уровень тревожности. У 20% наблюдается низкий уровень тревожности. У 10% показатели тревожности высокие, что в свою очередь, может быть обусловлено окончанием учебного полугодия, повышенной нагрузкой, а так же может свидетельствовать о сложных взаимоотношениях со сверстниками.

Вывод: анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить в целом о достаточно благоприятной ситуации. Между тем, у ряда подростков наблюдаются повышенная агрессивность, высокие показатели уровня школьной тревожности, депрессивность. Именно эта категория школьников составляет группу риска, причем как потенциальных зачинщиков, так и жертв буллинга и нуждается в дальнейшем сопровождении педагога- психолога.

Результаты анкетирования учащихся








Изучение результатов опроса обучающихся на наличие ситуаций
насилия в школе, даёт возможность говорить о наличии буллинга в школе.

На первом месте обратятся к родителям, на втором месте обратятся к друзьям, на третьем месте к родственникам, на четвертом - к учителю, а в полицию за помощью никто не обратится.


Здесь обучающиеся дали такие ответы:

На первом месте - это сочувствие окружающих людей, на втором месте - медицинскую помощь, на третьем– социально - психологическую, на четвертом месте – юридическую помощь.

Рекомендации, тех кто принимал участие в опросе:

На первом месте – ужесточение дисциплины в школе

На втором месте – улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

На третьем месте – обсуждение на кл. часах проблемы насилия

А также подтвердила гипотезу, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как появляются новые виды буллинга, как например, кибербуллинг.

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Явление буллинга широко распространено в школьной среде .

Из 50 опрашиваемых 12% являются агрессорами, 20 % – жертвами, а 68% - союзниками или зрителями.

Результаты диагностики позволяют говорить в целом о достаточно благоприятной ситуации. Между тем, у ряда подростков наблюдаются повышенная агрессивность, высокие показатели уровня школьной тревожности, депрессивность. Именно эта категория школьников составляет группу риска, причем как потенциальных зачинщиков, так и жертв буллинга и нуждается в дальнейшем сопровождении педагога- психолога.

Результаты анкетирования говорят о наличии ситуации буллинга в 7-х классах МОБУ СОШ №5.

Список используемой литературы

Курбатова Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.

Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь, 2004

Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.

Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить, как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.

Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!!

Отвечая на каждый вопрос анкеты:

- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.

Спасибо за помощь в работе!

Отметь свой пол: м ж Сколько тебе лет? __________

Сколько человек в твоей семье? __________
Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама Папа Бабушка Дедушка Отчим Мачеха Тетя Дядя Братья Сестры

Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:

Мама_______ Папа_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- пенсионер

Есть ли у тебя родные братья и сестры?

Да Нет
Если да, то сколько их?_______________

Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:

- спокойные и дружные
- иногда бывают ссоры
- напряженные, но без видимых конфликтов
- постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
другое________________

Приходилось ли тебе убегать из дома?
Да Нет
Если да, постарайся назвать причину _________________

Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
- моральные
- физические

Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)?
- очень часто (каждый день)
- часто
- от случая к случаю
- только иногда (не чаще 1 раза в год)
- никогда

Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:

- объясняют тебе, как надо поступать
- хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
- запрещают тебе делать то, что тебе нравится
- устраивают порку
- обещают награду за хорошие поступки
- ругают, кричат, обзывают

Напиши, за что тебя чаще всего наказывают_______________________

Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
- другие __________________________

Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
- всегда справедливо
- чаще справедливо
- чаще несправедливо
- всегда несправедливо

Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
- очень часто - часто - только иногда - никогда

Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

- не замечают происходящего

Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
- очень часто - часто - только иногда - никогда

Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников?
- очень часто - часто - только иногда - никогда

Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
Да Нет
Если да, то где это происходило?

- в чужом микрорайоне
- во дворе
- в школе
Кому ты рассказал об этом?

- родителям - друзьям - никому

Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
- обида
- гнев
- желание исчезнуть
- тоска
- безразличие
- страх
- ненависть
- желание ответить тем же

Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?

Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений ______________________________________

Читайте также: