Государство как субъект управления общественными процессами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кроме того, государство объединяет людей особым, юридическим способом объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства. Равноправие каждого из них по отношению к государству формирует предпосылки для свободного развития и самореализации человека.

Следующий момент, придающий государству особый статус в обществе, заключается в том, что именно через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государство посредством своих органов принимает за­коны и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспе­чивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распо­ряжении методами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Таким образом, государству принадлежит легитимная монополия на принятие и реализацию законов.

Наиболее общим определением государства как особой структуры может быть следующее: государство – этоуниверсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

Сущность государства определяется также тем, что для обес­печения реализации своих целей и функций оно создает и под­держивает в определенном объеме и состоянии свой аппарат- совокупность людей (с соответствующими средствами), профес­сионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает принятие, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом.

В виде формы общества государство выступает единовремен­но структурой и механизмом общественного самоуправления. Государство должно таким образом организовывать деятельность своих институтов, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государ­ства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его дея­тельности характеризуют в главном развитость государства как де­мократического и правового общественного института.

Мировая история знает несколько типов государств.

Традиционным в истории типом государства было силовое государство. Силовое государство – это государство, основанное на приоритете власти над законом, обществом и личностью. Источником власти в нём является сама власть, воздействующая на обществосиловыми методами, методами принуждения. Такая власть не допускает над собой общественного контроля и законодательных ограничений. Личность и общество оказываются заложниками властного произвола.

Из пяти типов политических режимов четыре типа (деспотия, тирания, тоталитаризм и авторитаризм) воплощают в себе признака силового государства. Важнейшим признаком пятого типа политических режимов – демократии – является стремление к формированию правового государства.

Правовое государство – это государство, основанное на приоритете закона (права) над властью. Действие власти ограничено стоящим над ней законом. Этому общеобязательному закону в равной мере подчинены и власть, и общество, и личность – как управляемые, так и управляющие.
Современная политическая наука выделяет ряд признаков правовогогосударства:

1) государство ограничивает себя правом (законом, конституцией), нарушать которое не вправе никто, в том числе и само государство;

2) равенство всех перед законом;

3) ответственность государства перед каждым гражданином, а каждого гражданина – перед государством; человеку гарантируются все конституционные права и свободы, а также защита от любого произвела власти; в то же время государственная власть защищает общество от посягательств на него со стороны любого гражданина или иного социального субъекта;

4) государство располагает стабильной конституцией и системой законодательства;

5) обязательное верховенство конституции и законов над всеми другими правовыми актами;

6) наличие эффективной системы правоохранительных органов, подчиненных только закону, отлаженного механизма защиты прав граждан;

7) наличие гражданского общества; развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону;признание обществом верховенства закона;

8) принцип обязательного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с использованиеммеханизма сдержек и противовесов.

Ряд отечественных исследователей считает правовое государство не реальным политическим феноменом современности, аидеалом, который в сегодняшних условиях не может быть обеспечен ни одним государством мира, но к достижению которого обязано стремиться любое демократическое государство.
Социальное государство – это государство, которое заботится о благосостоянии граждан, о создании достойных человека условий его существования, равных возможностей реализации способностей и талантов членов общества, благоприятной среды обитания. В таком государстве формируется новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия. Функции социального государства не сводятся к поддержке малоимущих слоев населения (пенсионеров, инвалидов, безработных, малообеспеченных семей). Социальное государство поддерживает стабильное социально-экономическое положение всех граждан, социальный мир в обществе.
В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству,– унитарные и фе­деративные.

Государство, его форма и элементы.

План лекции:

1. Государство как субъект управления общественными отношениями.

2. Роль законодательной и исполнительной власти в государстве.

3. Основные элементы формы государства.

4. Основные характеристики формы Российского государства.

Государство как субъект управления общественными процессами, существует не одно тысячелетие, выступая в качестве универсальной организации общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая в мире организация с исключительным качеством – всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации: имеет иерархичную структуру, аппарат управления.

Вопрос о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом остается предметом научных, да и политических дискуссий и поныне. В целом при определении сущности государства на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяют признаки государства: основные – территория, население, публичная власть; вторичные – налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (населения страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

При социологическом подходе, использовавшемся Руссо, Гоббсом и др., государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства и т. п.

Кибернетическая школа, возникшая в 60-е гг. XX века рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную с потоками информации внутренней и внешней среды.

Существуют и другие подходы к определению сущности государства: нормативный, элитарный, маркетинговый и другие.

Из множества определений государства, встречающихся в научной литературе, можно выделить два:

1. Государство в широком смысле слова – высшая форма организации человеческих сообществ; политический союз людей, подчиненных единой верховной власти и т.д.

2. Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельности – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти; форма организации, главная цель которой является выражение единой воли, обеспечение общих принципов, а также защита прав и свобод человека.

Признаки государства, выражающие сущность государства, как многогранного социального образования:

- территория – это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства, и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др.;

- население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства;

- публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Отличительными чертами государственной власти являются: всеобщность, универсальность, общеобязательность и легитимность;




- налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления и поддержания жизнедеятельности государства;

- право – система общеобязательных, законодательно закрепленных правил поведения; одно из важнейших средств управления, которое начинает формироваться с появление государства. Государство осуществляет правотворчество;

- армия – вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз;

- государственный суверенитет – способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внутренний и внешний суверенитет.

Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, международное признание.

В теории государственного управления проблема функций современного государства выдвигается на первый план. Функции – это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которой реализуются и конкретизируются сущность и роль государства. В функциях проявляются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: экономическая; политическая; социальная; правовая; экологическая.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная; дипломатическая; внешнеэкономическая; внешнеполитическая; культурно-информационная; глобального сотрудничества.

В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

1. Либеральная (невмешательство в экономику), признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок; (Джефферсон, Дж. Кейнс). Существует еще неолиберальная концепция (вмешательство в экономику) – Ф. Хайек, Дж. Гильбрейт, С. Бытчиков и С. Глазьев.

2. Социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления (реализовался в СССР в Сталинский период).

3. Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической (социально ориентированная рыночная экономика, сочетание различных форм собственности). Она отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества.

Государство, его форма и элементы.

План лекции:

1. Государство как субъект управления общественными отношениями.

2. Роль законодательной и исполнительной власти в государстве.

3. Основные элементы формы государства.

4. Основные характеристики формы Российского государства.

Государство как субъект управления общественными процессами, существует не одно тысячелетие, выступая в качестве универсальной организации общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая в мире организация с исключительным качеством – всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации: имеет иерархичную структуру, аппарат управления.

Вопрос о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом остается предметом научных, да и политических дискуссий и поныне. В целом при определении сущности государства на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяют признаки государства: основные – территория, население, публичная власть; вторичные – налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (населения страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

При социологическом подходе, использовавшемся Руссо, Гоббсом и др., государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства и т. п.

Кибернетическая школа, возникшая в 60-е гг. XX века рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную с потоками информации внутренней и внешней среды.

Существуют и другие подходы к определению сущности государства: нормативный, элитарный, маркетинговый и другие.

Из множества определений государства, встречающихся в научной литературе, можно выделить два:

1. Государство в широком смысле слова – высшая форма организации человеческих сообществ; политический союз людей, подчиненных единой верховной власти и т.д.

2. Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельности – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти; форма организации, главная цель которой является выражение единой воли, обеспечение общих принципов, а также защита прав и свобод человека.

Признаки государства, выражающие сущность государства, как многогранного социального образования:

- территория – это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства, и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др.;

- население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства;

- публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Отличительными чертами государственной власти являются: всеобщность, универсальность, общеобязательность и легитимность;

- налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления и поддержания жизнедеятельности государства;

- право – система общеобязательных, законодательно закрепленных правил поведения; одно из важнейших средств управления, которое начинает формироваться с появление государства. Государство осуществляет правотворчество;

- армия – вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз;

- государственный суверенитет – способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внутренний и внешний суверенитет.

Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, международное признание.

В теории государственного управления проблема функций современного государства выдвигается на первый план. Функции – это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которой реализуются и конкретизируются сущность и роль государства. В функциях проявляются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: экономическая; политическая; социальная; правовая; экологическая.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная; дипломатическая; внешнеэкономическая; внешнеполитическая; культурно-информационная; глобального сотрудничества.

В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

1. Либеральная (невмешательство в экономику), признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок; (Джефферсон, Дж. Кейнс). Существует еще неолиберальная концепция (вмешательство в экономику) – Ф. Хайек, Дж. Гильбрейт, С. Бытчиков и С. Глазьев.

2. Социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления (реализовался в СССР в Сталинский период).

3. Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической (социально ориентированная рыночная экономика, сочетание различных форм собственности). Она отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества.

государство – это универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет. Сущность государства определяется также тем, что для обес­печения реализации своих целей и функций оно создает и под­держивает в определенном объеме и состоянии свой аппарат- совокупность людей (с соответствующими средствами), профес­сионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает принятие, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства , его взаимоотношения с мировым сообществом.

В виде формы общества государство выступает единовремен­но структурой и механизмом общественного самоуправления. Государство должно таким образом организовывать деятельность своих институтов, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государ­ства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его дея­тельности характеризуют в главном развитость государства как де­мократического и правового общественного института.

Основы разработки и механизмы реализации государственной политики в процессе государственного управления

Реализация государственной политики — это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.

Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации , включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:

Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики , рассматривающих этот процесс с различных позиций.

Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:

1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;

2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;

3) эффективные организационные структуры;

4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;

5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе:

— исполнительной и законодательной власти;

— центральной, региональной и местной властей;

— самих федеральных органов исполнительной власти;

6) мотивированный и квалифицированный персонал.

Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.

В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.

Выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.

· центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;

· законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;

· исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;

· судебные органы власти: суд, прокуратура;

· неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.

Главную роль при осуществлении государственной политики играют органы исполнительной власти на всех уровнях, от центральных до местных структур. На втором месте обычно находятся неправительственные организации, которые непосредственно заинтересованы в реализации определенной политики и часто принимают в ней самое непосредственное участие. Остальные участники играют лишь эпизодическую роль, это относится и к органам представительной власти.

Организация законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ.

Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс, т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов. Это одна из сложнейших юридических процедур, в которой принимают участие практически все основные органы государственной власти. В законодательном процессе участвуют две палаты Российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ . При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, в законодательном процессе принимают участие различные вспомогательные рабочие органы, консультативные и экспертные группы, представители общественности. Законодательный процесс регулируется Конституцией, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов", регламентами палат.

  • В общей сложности можно выделить 5 стадий законодательного процесса :
    • подготовка законопроекта и внесение его в Государственную думу (форма реализации права законодательной инициативы);
    • обсуждение законопроекта в Государственной думе с последующим принятием закона или его отклонением;
    • одобрение закона Советом Федерации;
    • подписание закона Президентом РФ или его отклонение;
    • опубликование закона и вступление его в силу.

    Субъекты права законодательной инициативы устанавливаются Конституцией РФ . Это значит, что для изменения перечня субъектов права законодательной инициативы необходимо вносить поправки в текст Конституции. Таким образом, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ , Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ , законодательным (представительным) органам субъектов РФ . Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ , Верховному суду РФ , Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся только в Государственную думу. Необходимо также отметить, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ . Реализация законодательной инициативы может осуществляться в двух формах: путем внесения в Государственную думу законопроектов и посредством внесения предложений о поправках в Конституцию РФ .

    Государство как субъект управления общественными процессами

    государство – это универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет. Сущность государства определяется также тем, что для обес­печения реализации своих целей и функций оно создает и под­держивает в определенном объеме и состоянии свой аппарат- совокупность людей (с соответствующими средствами), профес­сионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает принятие, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства , его взаимоотношения с мировым сообществом.

    В виде формы общества государство выступает единовремен­но структурой и механизмом общественного самоуправления. Государство должно таким образом организовывать деятельность своих институтов, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государ­ства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его дея­тельности характеризуют в главном развитость государства как де­мократического и правового общественного института.

    Читайте также: