В чем состоят особенности подготовки кадров высшей квалификации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Высшее профессиональное образование в РФ как элемент общей системы образования включает в себя:

федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность высшего профессионального образования;

педагогических работников и обучающихся;

федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере высшего профессионального образования;

организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества высшего профессионального образования;

объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере высшего профессионального образования.

Уровни высшего профессионального образования в РФ

Высшее образование в РФ отнесено действующим законодательством об образовании к профессиональному образованию и реализуется по четырем уровням образования:

подготовка кадров высшей квалификации.

Обучение по программам высшего профессионального образования проводят академии, университеты, институты, другие образовательные учреждения и организации на основании образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям:

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Особенности уровней высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратура

Уровень высшего образования

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Образовательный ценз при поступлении

Среднее общее образование или его эквивалент

Среднее общее образование или его эквивалент

Бакалавриат или специалитет

Сроки обучения (очная форма)

Получаемый документ о высшем образовании

Приобретаемая квалификация (степень)

Академический бакалавр, прикладной бакалавр

Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации

Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению

Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность

Форма итоговой государственной аттестации

Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной

Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации

Магистратура или аспирантура

Особенности уровней высшего профессионального образования: аспирантура, ординатура, ассистентура - стажировка

Вид высшего образования

Аспирантура (адъюнктура - в вузах МО РФ и МВД РФ)

Ординатура

Ассистентура-

стажировка

Образовательный ценз при поступлении

Магистратура или специалитет

Высшее медицинское или

Магистратура или специалитет в области культуры

2 года (только очная форма)

Получаемый документ о высшем образовании

Диплом об окончании аспирантуры

Диплом об окончании ординатуры

Диплом об окончании ассистентуры-стажировки

Приобретаемая квалификация (степень)

Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе

Характер высшего образования

Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа

Углубленное изучение методологических, клинических и медико­социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения

Форма итоговой государственной аттестации

Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации

Выпускная работа по творческо - исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)

Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере

Защита докторской диссертации

Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура

Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата

искусствоведения. Защита докторской диссертации

Краткая характеристика уровней высшего профессионального образования

Бакалавриат:

бакалавриат — это законченное высшее профессиональное образование;

поступать на программы бакалавриата могут обладатели среднего общего или среднего профессионального образования;

учеба на бакалавра длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку;

для поступления в вуз на бакалавра необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ;

по окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную выпускную работу;

по ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации:

диплом бакалавра дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Специалитет:

в отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению;

на программы специалитета поступают обладатели среднего общего или среднего профессионального образования;

для поступления в вуз на программы специалитета необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ;

обучение по программам специалитета длится не менее 5-ти лет;

по итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации;

выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура:

магистратура позволяет углубить специализацию по выбранному направлению;

на программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты;

обучение по программам магистратуры длится не менее 2-х лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности;

выпускники магистратуры защищают выпускную работу - магистерскую диссертацию;

выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Аспирантура:

аспирантура — это форма подготовки научно-педагогических кадров;

в аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета;

обучение в аспирантуре включает:

аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации;

обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х лет;

выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации:

по итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого;

кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук - второй степени, подтверждающей статус ученого, присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

Интернатура:

интернатура — это форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов, по итогам которого им присваивается право профессиональной деятельности;

учеба в интернатуре длится в течение 1-го года, представляет собой практику в медицинском учреждении под руководством старших коллег.

Ординатура:

ординатура — это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики);

к поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского или фармацевтического образования;

обучение в ординатуре длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки;

по окончании ординатуры сдается трехступенчатый квалификационный экзамен;

выпускникам ординатуры выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

Ассистентура - стажировка:

ассистентура - стажировка — это форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств;

по программам ассистентуры - стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области;

срок обучения по программам ассистентуры - стажировки не превышает 2-х лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедрой учебного заведения;

выпускная работа по программам ассистентуры - стажировки представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации;

по окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации:

концертный исполнитель и

преподаватель высшей школы,

дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Формы высшего профессионального образования

Законодательство об образовании допускает следующие формы высшего профессионального образования:

  • очная форма обучения,
  • очно-заочная,
  • заочная,
  • дистанционная и
  • сетевая формы обучения.

Очная форма обучения:

во время очного обучения все занятия проходят непосредственно в зданиях образовательной организации высшего профессионального образования;

процесс обучения предполагает личный контакт преподавателей и студентов во время лекций, семинаров, практических занятий.

Очно-заочное обучение:

удобная форма обучения для тех, кто работает;

большая часть времени отдается самостоятельному изучению предметов;

студенты-заочники проводят в университете лишь 30% учебного времени, остальные 70% времени уходит на самостоятельное изучение материалов в соответствии с разработанным вузом образовательным планом.

Дистанционное обучение:

  • основу дистанционного обучения составляет онлайн-обучение – лекции, семинары, общение студентов и преподавателей проходит по скайпу или другим системам видеосвязи.

Сетевая форма обучения:

сетевая форма обучения обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций высшего профессионального обучения,

в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, ассистентуре-стажировке и докторантуре, создаваемых в образовательных организациях высшего профессионального образования и научных организациях.

Аспирантура - основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях.

Аспирантом является гражданин, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся по программе подготовки научно-педагогических кадров и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура).

Адъюнктура - одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных сил и других военизированных формирований России.

Адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

Допущенным к вступительным испытаниям в адъюнктуру предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в адъюнктуре, не имеют права вторичного обучения в адъюнктуре за счет средств бюджета.

Ординатура - одна из форм повышения квалификации врачей и фармацевтов.

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Докторантура - подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В докторантуру принимаются граждане, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

Качественное выполнение кандидатских диссертаций на заказ. Лучшие цены!

На данный момент в России действует уникальная система образования, включающая в себя 3 ступени: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Где и как готовятся кадры высшей квалификации?

В зависимости от выбранного направления деятельности, специализации молодого ученого подготовка кадров научного плана происходит в следующих формах:

Аспирантура

Для того чтобы пройти обучение в стенах ВУЗа, аспирант должен соответствовать конкретным требованиям:

Адъюнктура

Данная форма свойственна исключительно лицам, которые учились в школах МВД, военных ВУЗах. Здесь готовятся профкадры для силовых структур России.

Поступать в них можно как самостоятельно, так и по направлению от организации. Нередко в ВУЗах существует определенный план по подготовке кадров высшей квалификации согласно государственному заказу от Минобороны, МЧС и пр.

Особенности обучения в адъюнктуре состоят в том, что помимо теоретических основ, учащиеся проходят тотальную физическую подготовку, учатся оказывать меры первой медпомощи в различных ситуациях, планируют свои действия, составляют тактику ведения различных операций, передачи данных в зашифрованном виде и пр.

Ординатура

Данная ступень высшей подготовки кадров присуща исключительно медицинской среде. Здесь к поступающим выдвигаются следующие условия: наличие высшего медицинского или фармацевтического образования.

Период обучения в ординатуре составляет 2 года. За это время учащиеся досконально изучают профильные дисциплины, приобретают реальные навыки по специальности, проходят практику в медзаведении под контролем опытных врачей.

В конце обучения выпускникам предстоит пройти трехступенчатый экзамен, который призван показать все знания и умения, полученные в ходе обучения.

После успешного прохождения всех испытаний, выпускнику вручают диплом с присвоением конкретной квалификации.

Нередко этот документ становится пропуском в новую жизнь, к продвижению по карьерной лестнице.

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые в сфере образования.

Основные определения¶

Общие понятия¶

  • требования к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объёму, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (важным требованием впервые появившемся в ФГОС 3+ является наличие электронного портфолио обучающегося);
  • требования к результатам освоения ООП. Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать ООП.
  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение.
  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Согласно ст.67 того же ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование - бакалавриат;
  • высшее образование - специалитет, магистратура;
  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Ступени высшего образования¶

Организация учебного процесса¶

Участники учебного процесса (обучающиеся)¶

Содержание учебного процесса¶

Балльно-рейтинговая система¶

система количественной оценки качества освоения ООП. Основные цели введения БРС:

  • стимулирование повседневной систематической работы обучающихся в течение всего семестра;
  • снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;
  • повышение состязательности в учебе путем указания реального положения, которое занимает обучающийся среди сокурсников в соответствии со своими успехами, что позволяет конкретизировать его место в группе отличников, хорошистов, троечников и т.д.;
  • снижение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных обучающихся;
  • повышение мотивации обучающихся к освоению учебных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы; создание объективных критериев при назначении стипендии или определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.).

Виды образования¶

Уровни российского высшего образования

В 2011 году Россия полностью перешла на Болонскую систему высшего образования. С этого времени учеба в вузах проходит по трем уровням:

  1. Бакалавриат.
  2. Специалитет, магистратура.
  3. Аспирантура.


Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.


На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.


Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Специалитет


Поступление и учеба

В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.

Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.


На большинстве направлений высшего образования есть программы и бакалавриата, и специалитета, но на некоторых – требующих углубленной всесторонней подготовки – есть только специалитет. После перехода на Болонскую систему исключительно пятилетнюю учебу в вузах оставили для военных, врачей и фармацевтов, представителей большинства творческих профессий – актеров, режиссеров, художников, продюсеров и других профессионалов сферы искусства. В целом в специалитете меньше направлений подготовки, чем в бакалавриате.

Все направления подготовки в специалитете перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Магистратура


Порядок приема

В магистратуру поступают по экзаменам, которые вузы проводят сами. Есть университеты, которые заменяют тестирование по предметам, изученным в бакалавриате, конкурсом портфолио.

Для продолжения учебы необязательно выбирать то же направление, что уже изучено в бакалавриате. Поступить можно на какую угодно специальность, главное – сдать вступительные экзамены. Если филологу захочется в магистратуре изучать кибернетику или архитектуру, никто не запретит ему сменить род профессиональной деятельности.

Все направления подготовки в магистратуре перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.


Подготовка кадров высшей квалификации

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.


При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

Все направления подготовки в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентуре-стажировке перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

Магистратура или специалитет

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

Специалитет или магистратура

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Читайте также: