Поколение y что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сертифицированный тьютор МТА, педагог-психолог, образовательный мотиватор.

Что такое теория поколений

Существует довольно много теорий поколений, и мнения авторов разнятся. Мы поговорим о концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува.

Они разработали теорию в начале 90-х. Смысл теории поколений Штрауса и Хоува в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников.

Вот примерные года трёх последних поколений по Штраусу и Хоуву:

  • поколение Х — 1961–1981,
  • поколение Y (миллениалы) — 1982–2004,
  • поколение Z (зумеры) — с 2005 по приблизительно 2025 год.

Хотя Хоув и Штраус выделяют такие даты, не все социологи согласны. Мнения часто разнятся: например, исследователи Карл Мангейм и Норман Райдер отрицали идею о том, что новые поколения рождаются через одинаковые промежутки времени.

Сейчас теория поколений используется в демографии, социологии и маркетинге. Но везде фигурируют примерные даты. Давайте разберёмся, какие черты свойственны каждому из поколений согласно теории Хоува и Штрауса.

Поколение X

Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, эти люди родились с 1961 по 1981 год. В этот период произошли ключевые события: холодная война со странами Запада, конфликт в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены.

Люди поколения X в России родились ещё при Советском Союзе. Многим представителям свойственно стремиться к лучшей жизни и стабильности, работать по профильному образованию, ценить классическое образование.

Кумиры этого поколения — The Beatles, Виктор Цой, Егор Летов, Алла Пугачёва, Майкл Джексон.

Поколение Y — миллениалы

Эксперты отмечают, что для большинства миллениалов создание семьи не приоритет — в поколении Y больше чайлдфри. Вообще для многих миллениалов характерно оттягивать переход во взрослую жизнь — если их предшественники уже в 22–23 года обзаводились семьёй, то среди миллениалов это не так распространено.

Кумиры этого поколения — Земфира, резиденты Comedy Club, Сергей Бодров, Юрий Дудь.

Поколение Z — зумеры

Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, период зумеров начинается с 2005 года и продолжается по настоящее время. Про них говорят: родились со смартфоном в руках.

Подростки поколения Z живут в ином мире по сравнению со своими предшественниками. Сегодня цифровые сервисы и технологии кажутся чем-то естественным. Для зумеров VR и 3D-реальность — обыденное развлечение. С помощью Google они находят ответ на любой вопрос за 0,35 секунды и не представляют себе жизнь без интернета. Некоторые из детей ещё не умеют разговаривать, но уже способны найти и включить нужный мультфильм в приложении YouTube.

Большинство зумеров не любят концентрироваться на длинных академических текстах. Но многие интересуются наукой и технологиями — биомедициной, робототехникой, программированием и экологией.

Большинство подростков отдают предпочтение престижным занятиям, где не требуется тяжёлый физический труд. Для зумеров характерен культ лёгкого успеха — многие представители поколения Z уже успели раскрутиться в интернете, заработав миллионы. Взгляды на образование тоже изменились — всё больше зумеров замечают недостатки современной школьной системы.

Кумиры этого поколения — Билли Айлиш, Моргенштерн, блогеры TikTok, Ариана Гранде, BTS.

Резюме

С каждым поколением особенности большинства людей меняются, и за этим безумно интересно следить. Распространённое мнение, что в предыдущих поколениях что-то было лучше или хуже, нельзя назвать верным — просто каждое новое отличается от предыдущего.

Различия нужно учитывать, чтобы лучше понимать происходящее в мире, тенденции и события. Остаётся лишь гадать, насколько сильно будут отличаться от нас люди будущего, которые родятся через несколько десятилетий.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Низкое качество школьного образования привело к тому, что всё больше родителей забирают детей из школы. Что конкретно их не устраивает и каковы основные проблемы российских общеобразовательных школ — читайте в этой статье.


Низкое качество школьного образования привело к тому, что всё больше родителей забирают детей из школы. Что конкретно их не устраивает и каковы основные проблемы российских общеобразовательных школ — читайте в этой статье.

Если вы родились в период с 1981 по 1996 год, то вы — миллениал. Это поколение людей, на детство и юность которых пришлось бурное развитие технического прогресса. Они активно пользуются гаджетами, но при этом не забывают о реальной жизни, развлечениях, карьере и т.д. Какие еще характерные черты есть у миллениалов? Чем они лучше или хуже других поколений?

Кто такие миллениалы

поколение миллениум

Миллениалы — это поколение, выросшее в период активного развития техники. Условно к этой группе относят людей, которые родились с 1981 по 1996 год. По мнению многих исследователей, верхнюю границу можно продлить до 2000 года, но соглашаются с ними не все.

На юность миллениалов пришелся самый бурный этап развития технического прогресса. Если сравнивать их с зумерами (поколение Z, идущее после), в их детстве не было электронных игр, компьютеров и других подобных вещей. Главным развлечением были прогулки с друзьями на улице. Но это не помешало миллениалам с интересом отнестись ко всем техническим новинкам и быстро принять их в свою жизнь.

История появления термина

Впервые информация о бумерах, зумерах и миллениалах или поколения X, Y, Z появилась в начале 90-х годов прошлого столетия. Ее авторами были социологи Нил Хау и Уильям Штраус. Они занимались анализом групп людей, которые были рождены в один период времени.

Суть теории поколений

Хау и Уильям Штраус

Хау и Уильям Штраус выяснили, что в течение 80-90 лет один за другим сменяется 4 поколения. Получается 4 цикла, каждый из которых в среднем длится 20-22 года. Все они имеют свои характерные черты:

  1. Пророки появляются ближе к концу кризиса.
  2. Странники живут в период подъема и восстановления.
  3. Герои рождаются и живут после пробуждения и в период спада.
  4. Время художников начинается после спада и длится до кризиса.

Теорию поколений часто критикуют другие ученые. По их мнению, она сильно обобщена, поскольку ни Штраус, ни Хау не учитывают такие факторы, как половая принадлежность, раса, возраст, характер и т.д.

Интересно! Теория разрабатывалась на основе исследований американцев. Поэтому в отношении жителей России она немного видоизменена.

Российские социологи выделили еще несколько групп. Так, они считают, что есть такие категории:

Социолог Радаев представил такую классификацию:

К общему знаменателю российские ученые пока так и не пришли.

Поколения X, Y, Z и бумеры по годам рождения

Итак, кто такие миллениалы? Если сказать простыми словами — это поколение миллениума. Согласно вышеописанной теории, оно сменяется тремя другими категориями людей. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Бумеры

Бумеры

Есть две теории относительно того, к какому временному периоду они относятся: 1943-1960 или 1946-1964 год. Можно сказать, что это те, кто старше 55 лет.

Представители этого поколения имеют такие характерные признаки:

Бумерами можно назвать людей, которые еще живут согласно устоям и правилам СССР.

Поколение X

Это те, кто родился в период с конца 60-х и до конца 70-х годов прошлого столетия, — так называемые дети бумеров. По словам некоторых исследователей, представители этого поколения не достигли ничего существенного, поскольку они жили в то время, когда жизнью управляли их родители. Однако на самом деле это не так. Есть несколько примеров:

Поколение Y

Поколение игрек или миллениалов называют надеждой нации. Второе название — эхо-бумеры. Годы их рождения — с 1981 по 1996. По сути, это молодежь, которая находится на пике своей активности.

Отличительными особенностями миллениалов принято считать:

Зумеры

Зумеры

Это поколение после миллениалов, люди, родившиеся в период с конца 90-х и в первом десятилетии 2000-х годов. Они всегда выступают против бумеров, неуправляемы, все свое время посвящают гаджетам и интернету. На сегодняшний день зумеры — студенты или даже школьники.

Характерными чертами зумеров являются:

  • умение пользоваться смартфонами и компьютерами с малых лет;
  • меньшее, чем у миллениалов количество вредных привычек;
  • стремление работать удаленно по возможности в каких-то креативных сферах;
  • умение зарабатывать деньги еще со школьной скамьи;
  • неприязнь к общепринятым взглядам, борьба за независимость сексуальных меньшинств и т.д.;
  • беспокойство об экологии и о будущем планеты;
  • скептическое отношение к институту семьи и брака;
  • чрезмерная смелость.

Типичным зумером можно назвать всемирно известную Грету Тунберг. В свои 17 лет она ведет борьбу в мире политики, спорит по разным вопросам со старшими, пытается защищать природу и при этом имеет ряд ментальных расстройств (психические заболевания, нарушения интеллекта и т.д.).

Сетевое поколение (именно так можно назвать зумеров) легко осваивает иностранные языки, в частности, английский. Миллениалам он дается гораздо сложнее. Школьники же и студенты свободно общаются с иностранцами на форумах и в социальных сетях.

Виды миллениалов

Условно всех живущих на планете миллениалов можно разделить на 6 групп.

Осведомленные

На 100% уверены, что в их силах изменить мир. Но, что самое интересное, редко когда разговоры заканчиваются попытками что-либо сделать. Обычно все остается как есть.

Продвинутые

высокий доход

На первом месте у таких мужчин стоит высокий доход, позволяющий беспрепятственно скупать все новинки техники.
Продвинутые миллениалы везде и всюду говорят о достигнутом успехе. Наибольшую радость они получают от признания со стороны окружающих людей.

Мамочки

Мамы, относящиеся к поколению миллениалов, сильно отличаются от своих мам и тем более бабушек. Они хорошо разбираются в современных технологиях, а также проявляют активность в реальной жизни. В свой день они вписывают не только заботу о ребенке, но и занятия спортом, удаленную работу, общение в социальных сетях, приготовление завтрака, обеда и ужина для семьи.

Стоит отметить, что большинство мамочек-миллениалов не интересуются политикой и другими глобальными вопросами. Круг их интересов — это правильное питание и здоровый образ жизни, образование и саморазвитие, путешествия, занятия спортом.

Женщины поколения игрек поддаются влиянию авторитетных для них личностей. Это могут быть, например, известные блогеры.

Зеленые и пушистые

Придерживаются концепции Zero waste. Она предполагает вегетарианство, раздельный сбор мусора, заботу о животных.

Антимиллениалы

Название говорит само за себя. Миллениалов такого типа практически не интересуют современные технологии, проблемы политики, экономики и экологии. На первом месте у них стоят они сами и их родные.

В социальных сетях миллениалов найти сложно. Если они когда-то там и регистрировались, то это было очень давно. Возможно, на странице даже есть пара фотографий.

Консерваторы

Полная противоположность продвинутым миллениалам. Их главная черта — борьба за живое общение. Нет, консерваторы, конечно, признают современные технологии и пользуются ими для упрощения жизни. Но они не страдают зависимостью от них.

Особенности миллениалов

особенности миллениалов

У представителей поколения Y свои взгляды на все вопросы. Рассмотрим подробнее.

Отношение к деньгам

В 2018 году ученые провели исследование поколения миллениалов в России. Оказалось, что представителям этого поколения легко управлять своими финансами, они задумываются даже об очень далеком будущем. Однако мало кто делает выгодные инвестиции. Большая часть людей предпочитает жить сегодняшним днем.

Как ведут себя на собеседовании

Чтобы понять, что происходит в голове таких людей, на собеседовании нужно задавать им побольше вопросов. Пусть человек расскажет о профессиональном опыте, личных характеристиках, умении общаться с окружающими и т.д.

Принципы в работе

Поколению миллениалов не составит труда найти, проанализировать и систематизировать полученную информацию. Они любят применять в работе новые методы, легко справляются с нестандартными заданиями, проявляют креативность. Но при этом ожидают похвалы от руководства. Людям этого поколения важно чувствовать свою значимость.

Еще одна особенность поколения Y заключается в том, что его представители создают семьи гораздо позже, чем их родители. А это значит, что они больше времени посвящают продвижению по карьерной лестнице.

Согласно исследованиям, миллениалы ценят свободный график, а также возможность развиваться, совершенствоваться.

Отношение к покупкам

Социологи считают, что к 2030 году миллениалы будут определять направление мировой финансовой политики. И это при том, что на деньгах они не зацикливаются. Им важнее то, как их можно потратить.

Поколение игрек не станет тратиться на украшения, крутые автомобили и другие символы достатка. Они скорее сделают для самовыражения пирсинг или татуировку, займутся саморазвитием, посетив мастер-класс или семинар, или изучат приготовление органической еды. К этому можно добавить путешествия, поездки на такси, вкусный кофе и т.д. Получается, что для миллениалов впечатления намного важнее материальных вещей.

И еще. Люди этого поколения — минималисты и борцы за экологию. Самокат или велосипед они предпочтут автомобилю, а минимализм в интерьере — обилию ковров и мебели.

Съемное или собственное жилье

Съемное жилье

Большая часть миллениалов снимает жилье. О приобретении своего собственного они задумываются ближе к 30 годам. Что интересно, начиная примерно с 17-летнего возраста, они живут отдельно от родителей даже в тех случаях, когда у семьи есть большая, вместительная жилплощадь, позволяющая комфортно сосуществовать всем членам семьи.

Представители поколения миллениалов будут жить в съемном жилье и тогда, когда зарплата позволяет купить свое. Они могут снимать квартиру вместе с друзьями, чтобы сэкономленные средства тратить на отдых и путешествия.

Ипотеку представители поколения миллениалов берут крайне редко, поскольку понимают всю ответственность, ложащуюся на их плечи.

Отношение к браку

Люди Y спокойно относятся к так называемому гражданскому браку или попросту сожительству. Со стороны даже кажется, что им серьезные отношения ни к чему. Однако на самом деле это лишь возможность проявить свою независимость.

Если миллениалы заводят детей, то используют все доступные гаджеты и приспособления для ухода за ними. К тому же, они не считают, что воспитание малыша — это чисто женская обязанность. Для них родительство — это своеобразное партнерство, при котором у каждого партнера одинаковые обязанности и ответственность.

Кстати, самовыражению детей родители-миллениалы уделяют гораздо больше внимания, чем их религиозному просвещению. Они посвящают много времени ребенку, но при этом не забывают и о себе.

Отношение к популярным брендам

Поколение игрек нейтрально относится к брендам. Для них важнее отзывы потребителей. Они не обращают внимание на популярность торговой марки, ее историю и т.д.

Миллениалы любят индивидуальный подход, поэтому с удовольствием собирают персональные бонусы, участвуют в акционных предложениях и получают кешбэк.

Преимущества и недостатки миллениалов

целеустремленность

Согласно теории поколений X, Y, Z, каждая категория людей имеет свои достоинства и недостатки. В случае с миллениалами к первым относятся:

  1. Терпимое отношение к окружающим. Осознание уникальности и особенности каждого отдельного человека. .
  2. Целеустремленность, активное продвижение по карьерной лестнице.
  3. Умение не только ставить крупные цели, но и достигать их.
  4. Умение грамотно совмещать личную жизнь и работу.

Из недостатков можно выделить:

  1. Неспособность поколения миллениалов долго выполнять скучную, рутинную работу. Сильная потребность в разнообразии.
  2. Долгое взросление. Некая инфантильность по отношению к семейным отношениям и жизни в целом.
  3. Потребность выставлять личную жизнь напоказ, например, в социальных сетях.
  4. Порой завышенная самооценка, стремление прославиться.
  5. Отсутствие интереса к значимым событиям из мира политики.
  6. Недостаток живого общения. Обычно его заменяют социальными сетями.

Еще одним существенным минусом миллениалов является расточительство, неумение копить деньги на крупные покупки.

Заключение

Итак, поколение миллениалов — это молодые, активные люди, которые легко адаптируются к быстро меняющимся жизненным обстоятельствам. Они гораздо прогрессивнее своих родителей, но не настолько зависимы от сети, как их потомки — зумеры. Представители этой категории людей ценят комфорт, стремятся построить карьеру и стать независимыми. Но при этом практически все свои деньги они тратят на впечатления, из-за чего живут, можно сказать, одним днем. Хорошо это или плохо — каждый решает сам для себя.


Истоки

В своих работах Штраус и Хоув сделали несколько интересных выводов:


Особенности поколения Y

В целом можно выделить несколько характерных черт, присущих Миллениалам, которые стали той самой благодатной почвой для внедрения геймификации в повседневные процессы:


Основы геймификации

Технологии геймификации представляют собой ряд приемов, направленных на формирование шаблонов поведения. Они основаны на базовых психологических принципах, которые в разных формах использовались и в Древней Греции, и в США, и в СССР. Применительно к игрекам эти принципы можно описать следующим образом:

  • Принцип мотивации: для поколения Y мощным фактором стало стремление к психологическому комфорту.
  • Принцип статуса: из-за того, что базовые потребности удовлетворены, для поколения Y гораздо больший вес приобретает уважение, достижения, победа. Баллы, звания, бейджи — популярность всего подобного обусловлена как раз этим принципом.
  • Принцип вознаграждения: завершающим моментом любой игры является награда. То есть акцент должен быть на результат, а не на сам процесс. При этом приз может быть как чем-либо физическим, так и эмоциональным (Just for lulz).
  • Принцип неожиданных открытий и поощрений: важным фактором для поколения Y стала потребность в новом. Причем новизна должна быть не декоративная, а качественная. Этот пункт интересен тем, что объясняет, почему многие приемы геймификации, описанные 3-5 лет назад, потеряли эффективность: они банально приелись.
  • Принцип обратной связи: игрекам важно видеть, что их действия имеют результат, а пожелания учитываются. Часто представители старших поколений не понимают и игнорирую этот факт, что приводит к печальным последствиям.

Геймификация – естественный процесс

Основное экономически активное поколение сейчас — это Миллениалы, поэтому неудивительно, что именно на их запросы нужно держать ориентир. Это замечательно иллюстрируют компании, занимающие настольными играми: они созданы представителями поколения Y, реализуют потребности поколения Y и делают это эффектно.


Покупки — это тоже квест

Современные торговые центры — не просто набор магазинов, а единые комплексы, которые становятся точками притяжения: многочисленные кафе, где можно перекусить и пообщаться, разнообразные магазины (от якорных арендаторов до небольших, открытых самими Миллениалами), игровые зоны, кинотеатры. Покупка становится лишь дополнением к общению. И тут тоже задействуется такая близкая сердцу представителей поколения Y игра, которая поможет еще больше завлечь и заинтересовать их.

Самый очевидный прием, который можно встретить в ТРЦ: использование знакомых образов и игровых моментов в маркетинговых кампаниях. За счет того, что его используют большое число магазинов, формируется общий визуальный фон, который положительно воспринимается Миллениалами.

В качестве примера можно привести проводившуюся в минувшем году в центрах МЕГИ игру формата Pokemon Go, где покупатели должны были отыскивать в магазинах, галереях и на фудкортах специальные метки, отсканировав которые они получали шанс выиграть подарочные карты от МЕГА или суперприз — шопинг на 100 000 рублей в компании телеведущей Регины Тодоренко.


Само количество магазинов, постоянные акции и мероприятия создают динамику, похожую на динамику компьютерных игр. Если представить покупателя персонажем, у которого есть мана (деньги) и здоровье (усталость): торговый центр выступает в роли локации, где разворачивается рейд, а магазины – в роли потенциальных источников лута.


Когда несколько магазинов одновременно объявили скидки

Поиск красивых и необычных вещей формирует ощущения, сходные с ощущениями от прохождения игр. Так скучный поход по магазинам приобретает знакомые и любимые Миллениалами черты. Компоновка и распределение магазинов в ТРЦ практически полностью идентична построению локаций в компьютерных играх:

Основные события, сформировавшие ценности поколения Y в России: - распад СССР;
- теракты и военные конфликты;
- возрастание употребления населением страны, и особенно молодежью, алкоголя и наркотиков;
- развитие цифровых технологий, Интернет.

Ценности поколения Y

Авторы Теории поколений Вильям Штраус и Нейл Хоув считают, что ценности поколения формируются до 12-14 лет, поэтому младшие представители Поколения Y еще находится в поиске себя. Но, тем не менее, психологический портрет поколения уже существует.

Психологические особенности поколения Y

Gen y.jpg

  • равноправную конкуренцию; , а не руководство;
  • партнерство, а не подчинение;
  • обмен информацией, а не ее защиту; на основе обсуждений и экспертных оценок, а не слепое выполнение указаний сверху.

Один из основных критериев, по которому социологи причисляют людей к поколению Y, являются коммуникации – универсальный инструмент для общения. Так, один из сайтов посвящённый подобным исследованиям приводит следующую статистику: 95% из них имеют персональный компьютер и мобильный телефон, более 15% таких людей находятся в сети онлайн постоянно. Доля людей, которые ведут блоги, составляет более 30%, и более 50% обмениваются музыкой и фильмами через пиринговые сети.

Некоторые психологи не без оснований называют представителей поколения Y "электронными людьми": у многих их них несколько сим-карт для мобильных телефонов, несколько ящиков электронной почты, несколько пластиковых карт. Они, как правило, уже не слушают музыку с компакт-дисков и не смотрят фильмы по телевизору, предпочитая пользоваться такими сервисами в Сети, как LiveJournal, FaceBook, Twitter, YouTube.

Поколение Y в бизнесе

Самореализация и развитие нового поколения

Литература и ссылки


Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Поколения X, Y и Z. Почему их так назвали. Какие годы рождения им соответствуют. Миллениалы России, чем отличаются. Характерные черты миллениалов. Почему они не хотят взрослеть, почему с ними сложно работодателям и почему их испугался Центробанк. За что миллениалов высмеивают в интернете. Популярные мемы.

Фото Миллениалы - кто это и что с ними не так? Годы рождения поколений X, Y и Z


Depositphotos

Почему Поколение Y так называется?

Поколением X стали называть людей, родившихся с начала 1960-х по 1980-й. Следующие поколения назвали по порядку – Y и Z.

А почему миллениалы – от слова millennium (тысячелетие), ведь они стали первым молодым поколением людей в XXI веке.

Успешные миллениалы: актрисы Светлана Устинова и Анна Чиповская (на переднем плане)


Анна Чиповская / Instagram

Чем отличаются российские миллениалы

Есть много зарубежных исследований по миллениалам, но в них обычно рассматриваются американцы и европейцы. Российские миллениалы, конечно, сильно отличаются.

Во-первых, большинство родились еще в СССР и воспитывались на остатках советских традиций, которые теперь им чужды. Из-за слома эпох у нас более острый конфликт поколений.

Московские подростки второй половины 90-х

И в-третьих, компьютеризация нашей страны сильно припозднилась. Многие подростки только мечтали о компьютерах, но не имели их дома. Далеко не во всех школах существовали компьютерные классы и интернет. И когда появились первые мобильники, их тоже мог себе позволить далеко не каждый.

Характерные черты миллениалов

В то же время наших и западных миллениалов многое роднит. Вот три главных момента.

1. Не хочу взрослеть

2. Денег побольше и тратить сейчас


Shutterstock

3. Даешь ЗОЖ!

И западные, и российские миллениалы увлечены здоровым образом жизни. Они занимаются фитнесом или, по крайней мере, имеют абонемент в спортзал, ездят на велосипедах, выбирают здоровую еду. Среди них намного меньше курящих. И они по большому счету спокойно относятся к алкоголю, даже если далеко не трезвенники.

Велосипедисты на фоне Москва-Сити

Еще одно свойство миллениалов – креативность. Именно им принадлежит большинство современных инноваций.


Depositphotos

Другие примеры стебных мемов:


Twitter

Читайте также: