Государственная деятельность это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Государственное управление (англ. public administration ) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенства права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.


Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Содержание

Этимология

Названия государств

У большинства государств есть два названия: полное (официальное, протокольное) и краткое (географическое) [3] [4] [5] , хотя в ряде случаев полное и краткое название идентичны (например, Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия).

Государственные символы

Признаки

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов [1] .

  • Разделение и организация населения по территориальному принципу.
    , то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео.)
  • Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма).
  • Средства, получаемые от налогов, пошлин и прочих сборов, идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
    принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Функции государства

Обобщённое предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиске путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества. Основное предназначение определяет функции государства, а именно главные направления его деятельности. К внутренним относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства [1] .

Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой является поддержание и развитие базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивания развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития [1] .

Социальная функция состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т. п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи [1] .

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства заключается в защите законности, правопорядка, суверенитета, прав и законных интересов граждан, их собственности, а также обеспечении собственной территориальной целостности. Государство обеспечивает сохранение существующего политического строя и правовой системы, борется с преступностью, способствует разрешению различных конфликтов [1] .

Внешняя функция состоит в защите собственных интересов на международной арене, включает в себя экономические, политические и военные аспекты [1] .

Цели и задачи государства, в отличие от функций, относятся к конкретному государству, отражают основные направления его стратегии в данный период. Они выбираются тем или иным правительством, определяя режимом политической стратегии и средства её реализации.

Классификация функций

Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены.

Функции государства подразделяются:

  • по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

    функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

    — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Типы государств

Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств [1] :

  1. Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)
  2. Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).

В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов [1] .

Формы государства

Форма государства — это структура, определённая модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определённой государственной политики [7] . Выделяют следующие основные параметры классификации форм государств [1] :

  • Форма государственного правления — система организации органов государственной власти, их взаимоотношений между собой и с населением; основные примеры — монархия и республика.
  • Форма государственного устройства — система территориальной организации государства, взаимодействия его частей между собой; основные примеры — унитарное государство и федерация.
  • Политический режим — метод осуществления государственной власти; примеры: демократия, олигархия, авторитаризм, тоталитаризм.

Происхождение государства

Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.

Стадии развития государства

Выделяют три основных стадии развития государства [8] [9] [10] :

  • раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами [11] ;
  • развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
  • зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.

Современные государства мира

Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать её членами, но добровольно отказываются от такой возможности. По состоянию на февраль 2018 года таких государств насчитывается 195 [12] . Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.

Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.

Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики [13] ).

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.

Развитие понимания государства

У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения [1] .

В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наиболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве [1] .

В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран [1] .

В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии [1] :

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и установления постиндустриального общества институт государства претерпевает ряд существенных изменений. Среди учёных нет единого мнения о том, в какую форму трансформируется государство и будет ли оно существовать вообще в привычном сегодня понимании. Кроме того, можно говорить о том, что современный институт государства переживает некоторый кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

К существенной модернизации государственный институт подталкивается и изменениями в сознании людей представлений о государстве. Если ранее, практически на протяжении всей истории, государство воспринималось как нечто довлеющее над людьми, превосходящее их по силе и подчиняющее их, то сегодня происходит полный переворот этой парадигмы. Теперь само государство воспринимается как набор институтов, позволяющих обществу слаженно функционировать, служащих на благо гражданам, а политическая власть и власть имущие люди уже не представляют собой ничего заставляющего народ трепетать, произошла десакрализация государства и власти. В обществе возросло недоверие к стремительно устаревающим государственным институтам. Прокатившаяся в XX веке волна образования тоталитарных и авторитарных режимов заставляет людей настороженно следить за деятельностью государственных образований, чтобы не допустить повторения печального опыта. Инертность множества государств к современным тенденциям, их неспособность быстро подстроиться под цифровизацию — всё это приводит к кризису традиционного государства. [14]

Другой учёный, М. ванн Кревельд, говорил о кризисе не только национального государства, но также социального и в принципе совокупности устоявшихся моделей государственных институтов. Он связывал это с рядом причин:

— в первую очередь, это возникновение транснациональных корпораций и крупных влиятельных объединений государств;

— возникновение организаций, пускай внутри государства, однако пользующихся большой автономией от него, в частности благодаря рыночной экономике и частной собственности.

О кризисе государства свидетельствует не только развитие ТНК и обособление отдельных организаций от него. Внутри самих государств активно нарождаются центры международной торговли, которые всё больше напоминают города-государства — мегаполисы. Такие крупные города как Нью-Йорк, Токио и другие, по сути, становятся всё более экономически независимыми от какого бы то ни было центра. Данная тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Помимо этого, существует и активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций как следствие порождает множество гибридных образований, являющихся объединениями государственных и негосударственных структур с целью более эффективного взаимодействия. [16] [17]

Кроме вышеперечисленных, существуют и теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, учёные, работающие в данной парадигме, делают вывод о том, что в будущем будет существовать единая планетарная цивилизация, и государства в привычном смысле, в том числе и, безусловно, национального, просто не будет в привычном понимании. [18]

Система органов государственной власти РФ - это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.

  • Основные характеристики органов государственной власти
  • Разновидности органов государственной власти РФ
  • Президент
  • Структура системы органов управления РФ
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть

Основные характеристики органов государственной власти

  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные - такие, как президент.
  • Коллегиальные - к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные - в частности это министерства.
  • Высшие - президент, Государственная Дума.
  • Центральные - к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные - органы местной или региональной власти.

Президент

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Структура системы органов управления РФ

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний - это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Деятельность государственного управления – это совокупность методов и схем поведения органов исполнительной власти, направленная на регулирование отношений в обществе и государстве в целом.

Само государственное управление подразумевает под собой некую деятельность. Логично, что любая деятельность должна быть направлена на что-либо. Государственное управление не является в этом вопросе исключением, так как его деятельность имеет четкое направление, связанное с организацией и воздействием на общественную жизнь.

Государственное управление реализует свою деятельность через специально уполномоченные для этого органы или непосредственно (самостоятельно).

Сама деятельность обладает определенной спецификой, так как государственное управление является частью общесоциального управления, и обладает присущими только ему чертами.

Стоит отметить, что деятельность государственного управления строится на определенных принципах. Прежде всего, необходимо упомянуть о демократии, передающей власть народу. Также неотъемлемыми являются принципы законности, федерализма, разделения властей, объективности, конкретности и эффективности. Любая деятельность по управлению государством должна основываться на соблюдении данных принципов, иначе она не будет считаться таковой, какой ее принято считать.

Сферы деятельности государственного управления

Деятельность государственного управления является достаточно многогранной, так как она распространяется практически на все сферы общественной жизни, имеющие социальную подоплеку.

Говоря о сферах, в которых деятельность государственного управления проявляется в наибольшей степени, предлагается выделить некоторые из них:

Готовые работы на аналогичную тему

  • деятельность в области политики (данная деятельность государственного управления обеспечивает для общества целостный и сохранный характер в виде государства);
  • деятельность в социальной сфере (она направлена на то, чтобы обеспечить гражданские права и свободы на всей территории, принадлежащей государству);
  • деятельность в экономике (предназначена для создания всех необходимых условий эффективности и упорядоченности в экономической сфере);
  • деятельность по поддержанию суверенитета (включает также обеспечение и гарантирование свободы для деятельности государства на международной арене);
  • деятельность по организации (связана с упорядочением в работе органов, структур, принятием решений государственного значения и т.д.);
  • деятельность по планированию (эта деятельность направлена на определение различных вариантов будущего поведения органов исполнительной власти в той или иной сфере);
  • деятельность по распорядительству (направлена на издание различных документов – инструкций, приказов, распоряжений и пр.);
  • деятельность по обеспечению прав и свобод (данная деятельность является одной из приоритетных для государственного управления, так как непосредственно связана с обеспечением не только прав и свобод граждан страны, но и с гарантированием общественной безопасности и порядка.

Перечисленные сферы деятельности не носят исчерпывающий характер. Это связано с тем, что деятельность государственного управления находится в постоянной прямой зависимости от того, какие управленческие функции необходимо выполнить в той или иной области в каждом конкретном случае. Так, деятельность государственно управления может быть связана с учетом, координированием, регулированием, контролем, руководством и т.п.

Читайте также: