Чем интересны композиции художника гойи ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Франсиско Гойя (Francisco Jose de Goya y Lucientes; родился 30 марта 1746 — умер 16 апреля 1828 гг.) — один из самых известных, самобытных испанских художников. Оставил после себя множество оригинальных произведений, повлиявших на историю искусства. Франсиско Гойя прославился благодаря экспрессивной манере. Работы привлекают гротескностью, стремлением к преувеличению. В своем творчестве, Франсиско Гойя руководствовался, как и художники эпохи Ренессанса, высокими гуманистическими идеалами.

Биография Франсиско Гойи

Франсиско Гойя (полное имя звучит как Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) родился 30 марта 1746 года. Отец содержал небольшую мастерскую. Мать будущего художника имела дворянское происхождение.

Франциско Гойя начал учиться живописи с 13 лет. В это время семья перебралась в Сарагосу. Первым педагогом будущего знаменитого художника стал Хосе Лусан. В его мастерской Гойя проведет семь лет.

Поступать в мадридскую Академию Сан-Фернандо порекомендовал Лусан. В конце 1763 года Гойя принимает решение участвовать в конкурсе, ему было предложено слепить из гипса копию Силена. Результаты голосования не порадовали: работу не одобрил ни один член жюри.

В 1766 году Гойя вновь приезжает в Мадрид, пытается поступить в Академию Сан-Фернандо. И снова приходится пережить оглушительный провал. Причина в том, что сюжеты, предложенные для конкурсных работ, не вдохновили молодого художника. Академический рисунок никогда не был сильной стороной Гойи.

Не поступив в мадридскую Академию, 23-летний Франсиско отправился покорять Италию. Первым делом, попав в Рим, художник исполнил свою мечту — поднялся на купол Собора Святого Петра. Сделал он это не для того, чтобы написать шедевральный пейзаж. В центре купола фрондер и шалопай Гойя нацарапал свои инициалы.

В Италии живописец получил первое официальное признание — ему вручают премию Пармской академии.

Возвращение в Сарагосу произошло в 1771 году. Здесь его ждет множество заказов, Гойя с энтузиазмом берется за работу. От его ярких красок невозможно оторвать взгляд.

В 1773 году Франсиско Байеу представляет художнику свою сестру Хосефу. Гойя влюбляется, начинается страстный роман, закончившийся свадьбой.

В 1775 году переезжает в Мадрид, работает под руководством своего родственника со стороны жены, Франсиско Байеу, который был придворным живописцем. Карьера Гойи быстро пошла вверх. В 1786 году ему официально даровали титул королевского художника.

Случилась у Гойи и поздняя любовь. В 1823 году он знакомится с замужней дамой по имени Леокадия де Вейс. Вскоре она разводится с мужем и рожает от художника дочь, которую назвали Росаритой.

В Испании меняется правительство, Гойя опасается попасть в опалу, поэтому вместе с новой семьей переезжает во Францию, обосновывается в Бордо.

Прожил художник долгую и яркую жизнь, скончался 16 апреля 1828 года во Франции.

Самые известные картины Гойи

Творческое наследие Франсиско Гойи насчитывает сотни картин. Великий мастер оставил множество шедевров. Вот лишь небольшой список избранных работ:

Поклонникам романтизма в искусстве рекомендуем обратить внимание на аукционы картин на художественном портале Very Important Lot — у вас будет возможность купить интересную эксклюзивную работу.



Жизнь и произведения странного, парадоксального и мрачного, Франсиска Гойи окутаны легендами, которые создали поражённые его образами, мирами потомки, пытаясь описывать жизнь Франсиско Гойи по картинам, рисункам, гравюрам мастера.


Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании небольшой деревушке Фуэндетодо-се . В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.


Около 1759 Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение длилось три года. Большую часть времени он копировал гравюры, что вряд ли могло помочь постигнуть азы живописи. И менно в эти годы Гойя получил первый официальный заказ от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.



В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу.




В 1773 году Гойя женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.


В 1780 году Франсиско Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В 1786 году Гойя становится придворным художником, а спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, которому он поклонялся.




Портрет Карлоса IV с семьей, 1801.



Главное произведение Гойи в новом качестве парадный портрет Карлоса IV с семьей станет интерпретацией "Менин" мастера XVII века. Снова из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в парадные придворные одеяния, художник смотрит на нас из-за мольберта,…но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей. Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Позднее ее лицо либо сам Гойя, либо его приемник должны были вписать в готовое изображение, но по каким-то причинам этого не произошло.


В возрасте 46 лет Гойю внезапно поразил тяжкий и загадочный недуг, сопровождавшийся слепотой, параличом и едва ли не полным безумием. Оправившись от болезни, художник совершенно оглох. До конца жизни он слышал лишь неясный шум, и его постоянно одолевали страхи, что он не успеет свершить все задуманное.

Сон разума рождает чудовищ








В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). В 1814 году, после изгнания французов Гойя напишет знаменитый расстрел повстанцев и "Восстание на Пуэрто-дель-Соль", участники которого погибают в знаменитой композиции. Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. Картины этих лет - мир мрака, ужаса, страха. Свет не рассеивает кошмары. Кошмары стали реальностью. Знаменитые фрески "Дома глухого" - апофеоз "черной живописи" Гойи. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.




С легкой (точнее идеологической) руки отечественных критиков "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" стал для нас главной картиной испанского живописца. Но это лишь одна из многочисленных граней его наследия. Весьма обширного и более чем разнообразного.


В последние годы жизни художник, бежавший от ужасов испанской действительности во Францию, смог создать произведения более жизнерадостные, но известность его связана не с ними. Он вошел в историю искусства как мастер воплощения темных снов и фантазий.


 (565x699, 101Kb)

Портрет Антонии Сарате


Последние годы Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.





Сатурн, пожирающий собственных детей, Гойя

В 1881 году они были подарены мадридскому музею Прадо.





Глазницы воронок мне выклевал ворог,


слетая на поле нагое.


Войны, городов головни


на снегу сорок первого года.


Повешенной бабы, чье тело, как колокол,


било над площадью головой.


Возмездия! Взвил залпом на Запад —


я пепел незваного гостя!


И в мемориальное небо вбил крепкие




Жизнь и миры Франсиско Гойи

Франсиско Гойя. Фагмент автопортрета в студии

Франсиско Гойя. Фагмент автопортрета в студии

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 г. близ Сарагосы в семье известного и уважаемого в городе мастера-позолотчика. Он был младшим из троих сыновей, образование получил весьма поверхностное - до конца жизни в письмах великого живописца будут проскальзывать ошибки. Итак мальчик решает посвятить себя художественному ремеслу, с детства наблюдая за работой отца. Сначала он обучается у мастеров родной Сарагосы, а в 1766 г. в возрасте двадцати лет отправляется в Мадрид. Там его наставником становится Франсиско Байеу, который в скором времени станет официальным портретистом двора. Вообще Байеу суждено будет сыграть важную роль в жизни Гойи.

В Мадриде Франсиско дважды (в 1764 и в 1766 гг.) пытается поступить в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, но дважды ему отказывают в этом. Тогда преподаватели академии не оценили и не поняли работы юноши, его время еще не пришло.

Гойя. Фрагмент портрета Франсиско Байеу. 1795 г.

Гойя. Фрагмент портрета Франсиско Байеу. 1795 г.

Тогда же, в начале 70-х гг. XVIII в. Байеу, будучи уже придворным живописцем, познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой. Уже в 1773 г. она ждет от Франсиско ребенка, и молодые люди женятся. Гойя написал только один портрет жены. Вряд ли этот брак можно было назвать счастливым, однако же он был долгим. Бракоразводные процессы были очень сложным делом в то время, поэтому супруги прожили вместе до самой смерти Хосефы, несмотря на многочисленные романы живописца. Сын Гойи и Хосефы Хавьер (1784-1854 гг.) впоследствии тоже стал художником.

Франсиско Гойя. Фрагмент портрета супруги Хасефы Байеу (1796 г.)

Франсиско Гойя. Фрагмент портрета супруги Хасефы Байеу (1796 г.)

Первые его портреты отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка 1783 г.), однако со временем в них проникает что-то похожее на легкую иронию по отношению к модели, которая к концу века достигнет апофеоза, дойдя фактически до гротеска. Внутренне независимый мастер не собирался льстить своим заказчикам.

Нередко бунтарство Гойи проявляло себя и в отношениях с наставниками. В 1780 г., когда он работает над росписью купола собора Дель Пилар в Сарагосе под руководством Байеу, он наотрез отказывается вносить в свою работу поправки, предложенные руководством. Между родственниками случился конфликт. В конце-концов Гойя уступает, но долгое время после этого демонстративно не появляется в родном городе.

В целом 80-е гг. XVIII в. - это зенит славы Гойи. Тогда он был избран директором отделения живописи Мадридской королевской Академии художеств. Да-да, той самой Академии, куда он дважды не поступил юношей! Он получает признание при дворе и в то же время сближается с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М.Х. Кинтаной).

Однако безоблачному существованию приходит конец. Из писем Гойи известно, что осенью 1792 г. он тяжело заболел. Точный диагноз художника не известен, по одной из версий, это был менингит, по другой — венерическую болезнь. Так или иначе, в следствии перенесенного им недуга, Гойя практически потерял слух.

До XVIII в. женщины редко покидали стены дома, практически не участвовали в общественной жизни. Маха — собирательный образ новой испанской горожанки, а также тех женщин, в которых был влюблен Гойя. Существует несколько версий, кого именно изобразил художник на этих полотнах, но точных сведений нет. Однако тот факт, что художнику могла позировать определенная модель, возможно его возлюбленная, не отменяет собирательности образа, его универсальности.

Разумеется, с началом наполеоновских войн испанским монархам было не до украшения дворцов, поэтому заказы Гойе от короны прекращаются. Однако за придворным портретистом сохраняется его жалование, что позволяет ему устроить пышную свадьбу своему сыну Хавьеру с родственницей крупных баскских финансистов и купить для молодоженов дом. С 1803 по 1808 гг. Гойя создавал исключительно портреты, и основным его заказчиком выступала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия.

Такой была бурная и долгая жизнь великого Гойи. Его творчество оказывается таким же ярким и самобытным, как его жизнь, таким же противоречивым и разным. В нем есть все — и свет, и радость, и ужас, и уродство, и смех, и болезнь, и низость, и величие. Миры Гойи оказали влияние на становление многих художественных течений, вплоть до модернизма и экспрессионизма. И пусть хронологически творения Гойи принято относить к эпохе романтизма, исследователи и ценители испанца сходятся на том, что они — иное. Сама Испания иная, - она шла своим путем в век просвещения, а затем романтизма. В этой стране дольше и сложнее отпускали старое, но в то же время в ней рождалось что-то совершенно необыкновенное. Такое как Франсиско Гойя.

Франсиско де Гойя — знаменитый испанский художник и гравер. Свою первоначальную известность он приобрел как создатель прекрасных гобеленов, но подлинная слава к нему пришла уже как к придворному художнику испанской короны. Уникальность произведениям Гойи придают творческий подход и смелое использование красок. Стиль мастера вдохновил многих подражателей и оказал серьезное влияние на мир искусства.

Зонтик (1777)

Зонтик. Гойя.

Собака (1823)

Собака. Гойя.

Махи (1797–1805)

Маха одетая. Гойя.

Маха обнаженная. Гойя.

Великий козел (1821–1823)

Великий козел. Гойя.

Карл IV и его семья (1801)

Портрет демонстрирует нарочито пышно одетого короля Испании и его семью. Следует заметить, что нежелание художника льстить и привирать привело к тому, что Гойя, как считают современные исследователи, показал в портрете монарха и его семьи коррупционный характер их власти. Вероятно, едва видимый слева человек — автор работы.

Карл IV и его семья. Гойя.

Бедствия войны (1810–1820)

Эта серия из 82 гравюр входит в число наиболее значительных работ Гойи. Искусствоведы разделяют серию на три части:

  • Первые 47 гравюр демонстрируют ужасы войны.
  • Вторые 18 работ изображают последствия голода.
  • Последние 17 отражают разочарование, связанное с восстановлением монархии Бурбонов.

Данная серия — феноменальная визуализация авторской позиции, в которой содержатся негодование и смелые политические заявления.

Бедствия войны. Гойя.

Бедствия войны. 39 работа из серии.

Сон разума рождает чудовищ (1799)

Сон разума рождает чудовищ. Гойя.

Сатурн, пожирающий сына (1819–1823)

Сатурн, Пожирающий своего сына. Гойя.

Третье мая 1808 года (1814)

Похороны сардинки (около 1808–1814)

Похороны сардинки. Гойя.

Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Клокочущее веселье и искаженная радость разнузданной толпы являются гротескной аллегорией на существующий общественный порядок. В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией, и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом.

Портрет Франсиско Байе (1795)

Франсиско Байе. Гойя.


После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого.

Суд инквизиции (около 1800)

Суд инквизиции. Гойя.


Гойя неоднократно обращался к теме суда инквизиции, подчеркивая жестокость церемонии и трагическую судьбу его жертв, на которых надевали колпаки еретиков. Световые эффекты и манера наложения красок помогают изобразить судебный процесс, которым руководят мракобесы. Лица судей — монахов и священников — искажены гримасами смерти, а их фигуры сливаются в единую аморфную массу.

Игра в жмурки (1791)

Игра в жмурки. Гойя.


Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей. Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке.

Читайте также: