Головина т н изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Изобразительная деятельность в жизни умственно отсталого школьника занимает довольно большое (место. Среди видов этой деятельности ведущее значение имеет рисование.

Начало обучения рисованию во вспомогательной школе существенно отличается от соответствующего периода в массовой своей пропедевтической направленностью. Коррекционный характер пропедевтики обусловлен тем, что многие умственно отсталые дети (особенно те, кто не посещал специальных дошкольных учреждений или массовой школы) к моменту поступления в школу еще не владеют элементарными графическими навыками. Их нормальные сверстники в это время уже имеют определенный изобразительный опыт, так как много рисуют в дошкольный период. В школе они, по существу, продолжают развивать свои изобразительные умения в новой обстановке и в соответствии со школьной программой.

Умственно отсталые дети, как правило, до школы элементарным рисованием не овладевают из-за общего недоразвития познавательной деятельности, моторики (особенно тонких движений кистей и пальцев рук) и недостаточности взаимодействия анализаторов. Поэтому в пропедевтический период особое внимание направлено на формирование специальных двигательных навыков, развитие зрительно-двигательной координации, анализа формы и цвета окружающих предметов, их словесного обозначения. Происходит развитие работоспособности, целенаправленности графических действий, внимания, наблюдательности.

По действующему в настоящее время учебному плану рисование во вспомогательной школе преподается с I по VI класс включительно (в VII классе его сменяет элементарное черчение).

Рисование часто применяется в работе и на других уроках: естествознания, географии, чтения, арифметики. Элементы изобразительной деятельности используются на уроках ручного труда и включаются в трудовое обучение в старших классах (особенно при отделке работ по дереву, швейных, переплетных, картонажных

На протяжении обучения во вспомогательной школе умственно отсталые школьники осваивают много прак тических умений, необходимых для отражения в рисунке окружающих предметов. Совершенствуются глазомерные навыки, зрительно-двигательная координации, целенаправленный анализ и др.

К моменту окончания школы интеллектуально неполноценные учащиеся в большинстве своем умеют пользоваться простейшими чертежами, в том числе выкройками (что очень важно для подготовки к труду на производстве).

В процессе хорошо организованного обучения изобразительной деятельности умственно отсталые дети развиваются во многих отношениях. В связи с этим возникает необходимость изучения ее влияния на формирование познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения), качеств и умений, необходимых в труде (целенаправленности деятельности, самоконтроля, планирования).

Разностороннее воспитывающее и развивающее значение занятий изобразительной деятельностью для умственно отсталого ребенка понималось и должным образом оценивалось уже в период зарождения системы обучении и воспитания детей с дефектами умственного развития.

Так, еще Э. Сеген обратил внимание на доступность для большинства обучаемых умственно отсталых детей занятий элементарным рисованием и на то , что эти занятия их развивают во многих отношениях. Система воспитания и обучения, разработан идя Ж. Демором (1909), включала ручной труд и рисование в число важных и обязательных занятий, эффективных в коррекционном отношении.

На ранних этапах формирования специальной педагогики изобразительная деятельность не считалась фактором разносторонней коррекции развития умственно отсталого ребенка. Она рассматривалась главным образом как средство общего благотворного влияния на детей с дефектами или как способ сенсорной тренировки и моторного развития (М. Монтессори).

Русские дефектологи: В. П. Кащенко, Е. В. Герье и Н. В. Чехов, А. С. Грибоедов и, особенно, А. Н. Граборов, признавая и подчеркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного труда для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности в частности, — уделяют внимание и эмоциональной стороне изобразительной деятельности.

Вместе с тем, начиная с Э. Сегена, дефектологи не видели многих принципиальных отличий рисования умственно отсталых от рисования нормальных детей. Считалось, что оно беднее по содержанию, ниже по технике и медленнее развивается, т. е. отмечались главным образом различия, имеющие количественное выражение. Не удивительно, что продолжительное время программа по рисованию для вспомогательной школы оставалась облегченным и сокращенным вариантом программы, действовавшей в массовой школе. Отличием было чини, то, что при обучении рисованию умственно отсталых детей всегда уделялось внимание и отводилось большее или меньшее место занятиям пропедевтического характера.

Изобразительная деятельность детей с недостатками интеллектуального развития часто привлекается при разработке самых различных сторон проблемы умственной отсталости.

Прежде всего, графические возможности учитываются при клиническом и педагогическом обследовании, проводимом в диагностических целях (М. С. Певзнер, 1959, 1963; А. Р. Лурия, 1956).

Врач-дефектолог Ф. Д. Забугин пытался установить факты корреляции успешности рисования со степенью умственной отсталости.

Психологический анализ рисунков нашел применение в работах по олигофренопсихалогии при изучении различных сторон психики ребенка (главным образом, познавательных процессов у умственно отсталых детей). Так, И. М. Соловьев (1941, 1953, 1961, 1965) и М. М.Нудельман (1940, 1941, 1965) использовали его, изучая особенности зрительных представлений; Л. В. Занков (1939, 1954) —исследуя закономерности воспроизведения; И. И. Будницкая (1956, 1961) — и связи соотношения словесных и наглядных средств в обучении младших учащихся вспомогательной школы.

Б. И. Пинский (1962) пользовался им в экспериментальном исследовании моделей трудовой деятельности. Очень важно знать особенности рисунков умении но отсталых для того, чтобы выделить общие и специфические черты изобразительной деятельности при других формах аномального развития (у детей с задержками развития, с нарушениями анализаторов а также при психических заболеваниях).

Отечественная психология располагает богатым фордом знаний, пополнившимся в течение последних двух десятилетий рядом работ, довольно широко и разносторонне охватывающих проблему. Среди них труды психологов Н. Н. Волкова (1950), В. И. Киреенко (1959), Е. И. Игнатьева (1961), Б. Г. Ананьева (1964), О. И. Галкиной (1954, 1955, 1961), А. А. Люблинской (1959, 1963) и других; психологочпедагогичеекие и дидактические исследования Е. А. Флериной (1961), Н. П. Сакулиной (1965), Г. В. Лабунской (1965), В. С. Кузина (1972). При всем разнообразии освещаемых проблем, целей и конкретного содержания исследований, положенных в основу перечисленных работ, их объединяет материалистическое понимание и объяснение развития изобразительной деятельности как последовательно усложняющегося и совершенствующегося процесса отражения реальной действительности.

Это относится и ко всем видам изобразительной деятельности умственно отсталых детей, как бы и на каком уровне она ни осуществлялась.

Развитие рисунка умственно отсталых детей идет тем же путем приближения ко все более и более адекватному отражению реальности, как и у нормальных детей. Но это происходит с затруднениями, медленнее, чем у последних, и не достигает такого же уровня.

Динамика формирования графической деятельности отражает особенности развития восприятия, мышления, памяти и других психических процессов. Она может свидетельствовать о прогрессивных изменениях коррекционного характера. Интересно и важно изучение влияния систематических занятий изобразительной деятельностью на эстетическое развитие учащихся вспомогательных школ и на формирование их эмоций, эстетических вкусов и потребностей. Несомненно, что в эстетическом развитии умственно отсталых школьников изобразительная деятельность занимает важное место. Ее наглядность, яркость, выразительность позволяют конкретизировать и сделать доступными для умственно отсталых детей многие понятия эстетического характера.

Смысл психологического изучения данного вида деятельности умственно отсталых учащихся заключается не только в установлении тех или иных особенностей развития. Оно не должно ограничиваться и научным обоснованием коррекционной работы. Коррекция подчинена главной цели вспомогательного обучения и воспитания — осуществлению как можно более эффективного и по возможности разностороннего развития учащихся вспомогательной школы, подготовке их к посильному труду и самостоятельной жизни в обществе.

Психологические особенности изобразительной деятельности недостаточно освещены в специальной литературе. Это обстоятельство существенно затрудняет научное обоснование методики рисования и некоторых разделов ручного труда.

Мы стремились проследить развитие рисунка умственно отсталых детей на протяжении школьного обу чения и, хотя бы в самых общих чертах, определить главные тенденции происходящих изменений.

Были выделены следующие основные параметры для характеристики отражения предмета в рисунке умственно отсталых учащихся: отражение формы, пространственных отношений и цвета изображаемых предметов. Кроме того, изучалось умение ориентироваться на ограниченной плоскости листа бумаги и особенности восприятия цвета.

Рассматривались и другие стороны изобразительной деятельности умственно отсталых школьников: содержание их рисунков, изобразительные средства, отношение к рисованию.

Отмечались изменения прогрессивного характера, появлявшиеся в ходе обучения. Обращалось внимание на использование рисования в коррекционных целях с опорой на развитие потенциальных возможностей учащихся.

Изучение основывалось на материале констатирующих и обучающих фронтальных и индивидуальны (лабораторных) экспериментов, проводимых по специ ально разработанным методикам, на анализе большого количества рисунков умственно отсталых учащихся (учебных и выполненных самостоятельно).

Результаты своего исследования, проведенного во вспомогательной школе, в ряде случаев (например, глава II, раздел, касающийся изображения дерева и человека) мы сравнили с данными других авторов, полученными в опытах с нормальными детьми. Однако такое сопоставление не всегда правомерно из-за неточного совпадения методик и целей исследования. Поэтому в некоторых случаях мы проводили аналогичные серии опытов с нормальными школьниками.

В некоторых разделах данной книги (главным образом, в главе II — об отражении формы в рисунке) привлекаются материалы длительного наблюдения за развитием рисования у отдельных детей.

Выражаем признательность и благодарность: учительнице рисования вспомогательной школы-интерната № 99 Москвы Г. Н. Панкратьевой, директору Мазирбской вспомогательной школы Талспнского района Латвийской ССР М. Э. Валце; коллективам Советашенской и Ереванской специальных школ Армянской ССР, вспомогательной школы г. Орджоникидзе Северо-Осетинской автономной республики, оказавшим большую помощь в оборе материалов.

Благодарим директоров вспомогательных школ Москвы: В. В. Эк (школа № 30), М. Н. Кубышкину (школа-интернат № 68), Г. П. Шпаковскую (школа № 111) и учителей этих школ за предоставленную ими возможность проведения экспериментальной работы.
Глава I Вопросы психологического изучения изобразительной деятельности умственно отсталых школьников

Развитие изобразительной деятельности детей рассматривается советскими психологами как существенная сторона действенного познания окружающего мира, как один из факторов формирования личности. Данный принцип является ведущим в исследованиях конкретных видов изобразительной деятельности.

Эти общие положения полностью применимы к изучению развития изобразительной деятельности у умственно отсталых детей при всем ее своеобразии.

Познавательная деятельность — активная деятельность, в процессе которой изменяется, развивается психика человека.

Концепция единства психики и деятельности в советской психологии утвердилась выдающимися трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и работами других психологов.

Для олигофренопспхологии, формировавшейся и развивавшейся как специальная область общей и детской психологии, характерно широкое использование сравнительного исследования. Оно служит поиску общих и специфических особенностей умственно отсталых детей.

Л. С. Выготский призывал при изучении аномальных детей всегда иметь в виду общие закономерности детского развития. В противном случае есть опасность квалифицировать явление или процесс, присущие определенному возрастному этапу нормального развития, как специфичное для условий дефекта.

Советские олигофренопсихологи, как правило, параллельно констатирующему изучению и на его основе разрабатывают методики обучающих экспериментов, способствующие научному обоснованию и проверке различных форм коррекционной работы. Именно такой подход к изучению изобразительной деятельности умственно отсталых школьников представляется наиболее целесообразным.

Изучение рисования в его развитии как формы деятельности предполагает систематические наблюдения, экспериментальное исследование в лабораторных условиях, а кроме того, организацию обучающих экспериментов, выясняющих коррекционные возможности рисования. Кроме анализа рисунков нужны запланированные наблюдения самого процесса, включающие объективную регистрацию его этапов. Примером такой регистрации является метод, разработанный Е. И. Игнатьевым (1950), позволяющий фиксировать последовательно действия испытуемого и коночные результаты при создании рисунка

Е. И. Игнатьев (1956, 1961) подчеркивает преимуществ для тельных наблюдений процесса рисования перед анализом единичного рисунка. Дети часто могут выполнить последующий рисунок хуже предыдущего, а потом опять рисовать лучше (на протяжении короткого отрезка времени) и т. д.

Руководитель этого симпозиума Р. Заззо особенно заострил внимание на целесообразности сочетания обоих методов.

I Вопрос о периодизации детского рисования впервые рассматривался в начале нашего века. В работах исследователей детского рисунка это нашло известное отражение (Г. Кершенштейнер, 1914; Д. Селлщ

Головина Т.Н Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы

М: Просвещение, 1974. 119 с.
Очень старая книга, которую я сама сканировала и фарматировала, в нашем университете есть в единственном экземпляре. Обложка отсутствовала, поэтому анотации и года издания нет.
Вопросы психологического изучения изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Отражение формы предметов в рисунках
Отражение в рисунках пространственных отношений предметов
Особенности восприятия цвета и его использования в изобразительной деятельности

Смотри также

Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе

Учебник для студентов пед вузов. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с. В чем заключаются особенности обучения и воспитания детей в условиях специальной (вспомогательной) школы и школы-интерната? Авторы данного пособия стараются не только.

  • 339,50 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 26.01.2010 19:17

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида

  • 2,03 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.05.2010 10:32

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе

Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1982. - 168 с., ил. В пособии раскрывается значение изобразительной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы с учащимися вспомогательной школы, а также излагаются принципы организации и система работы на уроках рисования. Пособие рассчитано на студентов.

  • 60,45 МБ
  • добавлен 20.05.2012 19:54
  • изменен 22.05.2012 13:17

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

М.: Просвещение, 2005. – 272 с. Введение. Пояснительная записка. Краткая характеристика программы. Здоровье. Рекомендуемая литература к разделу "Здоровье". Социальное развитие. Физическое развитие и физическое воспитание. Познавательное развитие. Сенсорное воспитание. Формирование мышления. Формирование элементарных количественных представлений. Ознакомление с.

  • 448,28 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 20.11.2009 18:33

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников

М.: "БУК-МАСТЕР" 1993г. -191с. В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии. Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов.

  • 392,91 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.09.2009 14:06

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст

М.: Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские.

Головина Т.Н Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы

М: Просвещение, 1974. 119 с.
Очень старая книга, которую я сама сканировала и фарматировала, в нашем университете есть в единственном экземпляре. Обложка отсутствовала, поэтому анотации и года издания нет.
Вопросы психологического изучения изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Отражение формы предметов в рисунках
Отражение в рисунках пространственных отношений предметов
Особенности восприятия цвета и его использования в изобразительной деятельности

Читайте также: