Гностическая деятельность классного руководителя кратко

Обновлено: 02.07.2024

В дореволюционных средних учебных заведениях функции воспитателей учащихся возлагались на классных наставников (в мужских гимназиях) и классных дам (в женских гимназиях), которые осуществляли надзор за учащимися своих классов, отвечали за их поведение, но не выступали в роли организатора воспитательной работы. Эта работа в школах тех времён почти не проводилась.

В первые годы существования советской школы организация и проведение воспитательной работы на уроках и во внеурочное время возлагалась на всех учителей. Должности классного руководителя тогда не было. Жизнь потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами. В 1934 г. после переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

Сущность деятельности классного руководителя

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе.

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя - это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя - работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Высокий моральный авторитет

Сила воспитательного воздействия классного руководителя на учащихся во многом зависит от его морального авторитета. Личность воспитателя, его моральный облик оказывают решающее влияние на формирование сознания и на поведение школьников. Это влияние по своему значению ни с чем ни сравнимо и ничем не заменимо.

Воспитатель сам должен быть воспитан. Ему самому необходимо обладать высокими моральными качествами, которые он стремится привить своим питомцам. Это бесспорное положение. Если классный руководитель будет требовать от своих учеников дисциплинированного поведения, а сам будет нарушать порядок в школе, то его требования не достигнут цели. Если он будет призывать учеников к правдивости, честности, а сам будет проявлять нечестность,то его призыв не будет услышан.

Моральный облик классного руководителя, его волевые качества и положительные качества - важнейшие предпосылки повышения эффективности воспитательного воздействия. Авторитет завоёвывается, формируется в результате упорного труда, примерного поведения, ответственного отношения к порученному делу.

2.Педагогическое мастерство

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.

3. Широкий культурный кругозор

Сложные функции и обязанности классного руководителя требуют от него высокой культуры, постоянного расширения культурного кругозора. Без этого он не сможет удовлетворить разнообразные запросы и интересы учащихся.

Подростки и юноши очень любопытны. Они часто обращаются с вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в нашей стране и за рубежом. Если классный руководитель удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же школьники не находят ответа на интересующий их вопрос, они теряют доверие и уважение к воспитателю.

4. Педагогический такт

Необходимым условием повышения эффективности воспитательной работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта. Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя. Педагогический такт предполагает, прежде всего, уважение к личности воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной опеки и администрирования. При наличии педагогического такта легче найти правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры педагогического воздействия. Опытные воспитатели обычно не злоупотребляют упрёками и нотациями. Они терпеливо выясняют причины недостатков в учении и поведении ученика и дают разумные советы, направленные на их устранение. Незнание причин обычно приводит к торопливым необдуманным оценкам и решения.Особенно не стоит принимать решения под действием первого впечатления или в минуту раздражения. Раздражение не редко приводит к ухудшению взаимоотношений с учащимися, к потере авторитета. Тактичный воспитатель всё взвешивает и действует с большой осторожностью и деликатностью. Он стремиться понять, уяснить внутренние мотивы поступков и действий учеников и лишь после этого принимает те или иные меры педагогического воздействия. Отношение классного руководителя к ученику должно быть основано на глубоком уважении и доверии к его личности. Обычно конфликты у педагогов с детьми возникают там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт.

5. Любовь и уважение к детям

Разумная любовь и уважение к детям - непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот не может стать их настоящим воспитателем, наставником. Лаской и любовью, уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших. Ничто так не сближает классного руководителя с его воспитанниками, как доверчивое, искреннее и внимательное отношение. Если он безразлично, а тем более пренебрежительно и высокомерно относится к своим ученикам, это отделяет его от них и подрывает авторитет. А без авторитета невозможно быть воспитателем. Любовь и уважение к школьникам не исключает, а обязательно предполагают высокую требовательность к ним. Нельзя оставлять без внимания проступки учащихся, нарушение ими дисциплины и порядка. Любовь и доверие к ученикам и вместе с тем высокая справедливая требовательность вызывают ответную любовь к воспитателю и глубокое уважение к нему. Школьники уважают строгих и требовательных, но справедливых воспитателей. Они высоко ценят в них те качества, которые помогают им стать знающими и полноценными людьми.

6. Наличие организаторских способностей

Воспитание детей - это прежде всего организация их жизнедеятельности.

Классный руководитель, обладающий организаторскими способностями, обычно не берётся за все дела сам. Он умело привлекает актив и всех остальных учащихся, помощников из числа учителей, родителей, членов производственных коллективов. В результате он успевает при меньшей затрате сил сделать гораздо больше тех классных руководителей, которые за всё берутся сами и часто не доводят дело до конца.

7. Творческий подход к воспитательной работе

К организации воспитательной работе следует подходить творчески. Надо постоянно думать, проявлять инициативу и умело решать педагогические проблемы. Когда классный руководитель работает без огонька, его деятельность становится скучной, однообразной. Если же он проявляет инициативу и не допускает шаблонов в своей работе, тогда он добивается серьёзных успехов в воспитании.

8. Повышение квалификации классного руководителя

Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной исистематической работы по повышению квалификации. Не только молодые, начинающие классные руководители, но и опытные воспитатели, проработавшие в школе много лет, нуждаются в повышении квалификации. Нельзя добиться серьёзных успехов в воспитании детей, если воспитатель будет надеяться только на ранее заученные педагогические правила и методические приёмы.

Вот пожалую основные требования, которые должен знать и выполнять любой классный руководитель.

Критерии эффективности работы классного руководителя.

Для оценки эффективности работы классного руководителя необходимо определить соответствующие критерии и показатели. Можно выделить две группы критериев эффективности работы классного руководителя:

первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные показатели отражают тот уровень, который достигают воспитанники педагога в своём социальном развитии. И вторая группа - процессуальные показатели. Они же раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Однако показатели не могут быть едиными для всех. Они уточняются самими участниками педагогического процесса с учётом конкретных целей и задач и служат инструментом для самоанализа и самооценки классного руководителя, детей, учителей, родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении эффективности работы классного руководителя надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Более того, некоторые из них могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих педагогический процесс.

Для более глубокого изучения работы классного руководителя целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную в разные периоды и различными методами.

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.

Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка.

Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится:

- установление готовности к усвоению нового;

- выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника;

- выявление ошибок и трудностей в деятельности;

- определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.

Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др.

Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.).

Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализ полученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.

Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.

Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов.

Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.

1. Индивидуальный способ педагогической деятельности:

а) индивидуальные свойства:

- тип высшей нервной деятельности;

- установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);

б) психические свойства:

- особенности когнитивного стиля (тип мышления);

- социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

г) волевая сфера:

- выбор мотивов и целей;

- регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;

- мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;

д) коммуникативная сфера и др.

2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.

3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем).


Мобильность Конкурентоспособность Коммуникабельность

(деловое общение)


Коадаптивное Исследовательская Медиаобразованность

Рис. 1. Модель классного руководителя XXI века.

В соответствии с этой моделью, это могут быть: исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность.

К приведенным обобщенным показателям можно добавить и такие критерии, как культура внешнего вида, культура педагогического общения, умение саморегуляции, культура речи. По нашим данным, на эти аспекты профессиональной субкультуры учителя-практики обращают меньше всего внимания.

Рассмотрим коротко каждый из этих критериев.

1. Культура внешнего вида

б) умение сидеть прямо и свободно (руки свободно лежат на столе);

в) подтянутость, собранность.

в) цветовая гармония;

г) соответствие одежды возрасту, условиям занятия работы;

д) соответствие моде;

е) чувство меры и сообразность в выборе украшений.

3. Гримм – умеренность.

4. Прическа – аккуратность.

а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности);

Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.

Индивидуальный способ педагогической деятельности:

а) индивидуальные свойства:

- тип высшей нервной деятельности;

- установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика,

Интуиция, рационализм, иррационализм);

б) психические свойства:

- особенности когнитивного стиля (тип мышления);

- социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

г) волевая сфера:

- выбор мотивов и целей;

-регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;

-мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;

д) коммуникативная сфера и др.

2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.

3.Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, положительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем) [17].

При этом классный руководитель сознательно избирает для анализа доминантные характеристики современного педагога. Это могут быть: исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность.

К приведенным обобщенным показателям можно добавить и такие критерии, как культура внешнего вида, культура педагогического общения, умение саморегуляции, культура речи [1, 15, 16, 19, 23].

Серьезная работа классного руководителя по анализу своей деятельности завершается разработкой индивидуальной траектории самосовершенствования, примерный алгоритм которой (разработки) может быть следующим:

Самодиагностика своих индивидуальных возможностей, анализ личностно-профессиональных трудностей.

Таким образом, в ходе гностической деятельности классный руководитель:

- осуществляет сбор и анализ данных, полученных в ходе диагностической работы

предметников, психолога, социального педагога и др.;

- собирает полную информацию об учащихся своего класса;

- составляет общее представление о каждом учащемся, отбирает и выделяет то особенное, что отличает каждого ребенка;

- анализирует данные, полученные в ходе собственной диагностической деятельности;

- проводит анализ изменений уровня развития, образования, воспитанности школьников, заносит результаты в карту педагогического мониторинга;

- систематически проводит анализ ВМ, КТД, внеурочной деятельности по предмету;

- анализирует собственную деятельность, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми.

Выводы, сделанные в результате анализа педагогического процесса за конкретный отрезок времени, являются исходными данными для дальнейшей работы [15, 16, 19].

ПМ - ПД ОД ГД ПМ-

Классный руководитель осуществляет гностическую деятельность совместно с другими участниками целостного педагогического процесса. Особое место в этом сотрудничестве отводится психологу, учителям-предметникам, социальному педагогу, т.е. профессионалам, стремящимся к всестороннему и гармоничному развитию личности школьника.

Гностическая деятельность классного руководителя многогранна. Ведущими ее направлениями являются проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и результативности. Исходя из этого, основными объектами гностической деятельности классного руководителя выступают воспитанность школьников как интегративная характеристика личности, а также профессиональная компетентность педагога [14,15, 16, 19, 23].

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

Классный руководитель осуществляет управление развитием образования и формированием личности в тесном взаимодействии с другими специалистами: социальным педагогом, психологом, вожатой и др.

Цель взаимодействия с социальным педагогом, психологом, вожатым – создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности школьника.

Объектами взаимодействия классного руководителя и социального педагога являются:

- педагогический мониторинг на всех этапах организации целостного педагогического процесса;

- гностическая деятельность в части определения роли и значимости в развитии личности институтов социализации, ученического коллектива, процесса обучения и др.

Выделяют несколько ведущих направлений сотрудничества классного руководителя с социальным педагогом:

- социально-педагогическое обследование ребенка;

- взаимодействие с семьей учащихся;

- поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

- сбор документов для направления школьников в специальные воспитательно-профилактические учреждения;

- организация специальных консультаций для родителей, учащихся, педагогов др.;

- разработка социальных проектов.

К формам совместной работы классного руководителя и социального педагога относятся: акты педагогического мониторинга, совместные консультации, семинары для детей и родителей; совместное проведение родительских собраний, привлечение детей, родителей к социальному проектированию и др.

Основными направлениями работы классного руководителя с психологом являются:

- педагогический мониторинг психического развития школьника;

-педагогический мониторинг физического развития соответственно возрасту школьника;

- педагогический мониторинг развития индивидуальных особенностей школьника;

- психолого-педагогическая поддержка детей в различных жизненных ситуациях (при необходимости);

- психолого-педагогическая помощь в выборе жизненного (профессионального) пути и др.

В решении этих и других вопросов ведущая роль принадлежит классному руководителю.

Среди ведущих направлений содержания работы классного руководителя с вожатой можно назвать:

- коллективное планирование дел, акций, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- текущая организаторская деятельность детских и юношеских организаций;

- коллективный анализ деятельности детских и юношеских организаций, объединений;

- подготовка и проведение различных коллективных творческих дел, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- разъяснительная работа о необходимости общественной деятельности как средства формирования социальной активности школьников.

В решении этих задач ведущая роль принадлежит вожатой. Классный руководитель лишь помогает ей при необходимости, не вмешиваясь в дела самодеятельных детских организаций.




2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

1) В каких направлениях ведётся анализ полученных данных педагогического процесса?

2) Коадаптивное мастерство – это … (найдите значение этого понятия).

3) Медиаобразованность – это … (найдите значение этого понятия).

Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.

Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка.

Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится:

- установление готовности к усвоению нового;

- выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника;

- выявление ошибок и трудностей в деятельности;

- определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.

Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др.

Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.).

Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализполученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.

Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.

Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов.

Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.

1. Индивидуальный способ педагогической деятельности:

а) индивидуальные свойства:

- тип высшей нервной деятельности;

- установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);

б) психические свойства:

- особенности когнитивного стиля (тип мышления);

- социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

г) волевая сфера:

- выбор мотивов и целей;

- регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;

- мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;

д) коммуникативная сфера и др.

2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.

3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем).


Мобильность Конкурентоспособность Коммуникабельность

(деловое общение)


Коадаптивное Исследовательская Медиаобразованность

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

Классный руководитель осуществляет управление развитием образования и формированием личности в тесном взаимодействии с другими специалистами: социальным педагогом, психологом, вожатой и др.

Цель взаимодействия с социальным педагогом, психологом, вожатым – создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности школьника.

Объектами взаимодействия классного руководителя и социального педагога являются:

- педагогический мониторинг на всех этапах организации целостного педагогического процесса;

- гностическая деятельность в части определения роли и значимости в развитии личности институтов социализации, ученического коллектива, процесса обучения и др.

Выделяют несколько ведущих направлений сотрудничества классного руководителя с социальным педагогом:

- социально-педагогическое обследование ребенка;

- взаимодействие с семьей учащихся;

- поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

- сбор документов для направления школьников в специальные воспитательно-профилактические учреждения;

- организация специальных консультаций для родителей, учащихся, педагогов др.;

- разработка социальных проектов.

К формам совместной работы классного руководителя и социального педагога относятся: акты педагогического мониторинга, совместные консультации, семинары для детей и родителей; совместное проведение родительских собраний, привлечение детей, родителей к социальному проектированию и др.

Основными направлениями работы классного руководителя с психологом являются:

- педагогический мониторинг психического развития школьника;

-педагогический мониторинг физического развития соответственно возрасту школьника;

- педагогический мониторинг развития индивидуальных особенностей школьника;

- психолого-педагогическая поддержка детей в различных жизненных ситуациях (при необходимости);

- психолого-педагогическая помощь в выборе жизненного (профессионального) пути и др.

В решении этих и других вопросов ведущая роль принадлежит классному руководителю.

Среди ведущих направлений содержания работы классного руководителя с вожатой можно назвать:

- коллективное планирование дел, акций, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- текущая организаторская деятельность детских и юношеских организаций;

- коллективный анализ деятельности детских и юношеских организаций, объединений;

- подготовка и проведение различных коллективных творческих дел, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- разъяснительная работа о необходимости общественной деятельности как средства формирования социальной активности школьников.

В решении этих задач ведущая роль принадлежит вожатой. Классный руководитель лишь помогает ей при необходимости, не вмешиваясь в дела самодеятельных детских организаций.

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

1) В каких направлениях ведётся анализ полученных данных педагогического процесса?

2) Коадаптивное мастерство – это … (найдите значение этого понятия).

3) Медиаобразованность – это … (найдите значение этого понятия).

Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.

Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка.

Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится:

- установление готовности к усвоению нового;

- выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника;

- выявление ошибок и трудностей в деятельности;

- определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.

Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др.

Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.).

Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализполученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.

Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.

Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов.

Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.

1. Индивидуальный способ педагогической деятельности:

а) индивидуальные свойства:

- тип высшей нервной деятельности;

- установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);

б) психические свойства:

- особенности когнитивного стиля (тип мышления);

- социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

г) волевая сфера:

- выбор мотивов и целей;

- регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;

- мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;

д) коммуникативная сфера и др.

2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.

3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем).

Программа воспитания школы

Цель для данной возрастной группы (портрет младшего школьника): В соответствии с целью, приоритетными ценностями и психолого-возрастными особенностями личности школьника разработан портрет выпускника начальной школы:

  1. Личность, которая знает историю своего края, его достижения и культурные традиции, испытывая чувство гордости за свою родину, город, страну.
  2. Личность, имеющая представления об моральных нормах и правилах нравственного поведения, понимающая и принимающая ценности семьи, природы, общества, неравнодушно относящаяся к жизненным проблемам других.
  3. Личность, которая имеет первоначальный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, другими людьми на основе уважения и равноправия, творческого сотрудничества.
  4. Личность, которая имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, ориентируясь в правовом пространстве школы, участвуя в общественной жизни (класса, школы, района, города), в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций.
  5. Личность, которая имеет представления об основах здорового и безопасного образа жизни.

Приоритетные ценности: Человек. Культура. Общество

Содержание воспитания (из Программы воспитания школы):

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности раскрываются в системе нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Н-р: понимать смысл понятия человек. Знать принципиальное отличие от живых , различия людей, приобрести умения общаться, заботиться о других, соблюдать нормы социального поведения, сочувствовать, сопереживать, проявлять желание совершать добрые поступки, проявлять творческое отношение к учёбе.

Анализ воспитательной работы

за __________\____________ учебный год

(на начало _________ учебного года)

Воспитательные задачи на текущий учебный год

Общие задачи духовно–нравственного развития и воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых связано между собой и раскрывает одну из существенных сторон духовно – нравственного развития личности гражданина России.

В области формирования личностной культуры:

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

• принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

План – программа педагогического мониторинга в классе

Содержание педагогического мониторинга

Методика педагогического мониторинга (как изучаем?).Диагностико-прогностическая система (методы, диагностические методики)

Сроки мониторинговых актов

Кто осуществляет педагогический мониторинг

Формы фиксации полученных данных

2.1Организаторская деятельность классного руководителя

Мероприятие (тема, форма проведения)

Отметка о выполнении, примечания

2.2 Помощь в организации коллективных творческих дел

КТД (тема, форма проведения)

Помощь классного руководителя (Конкретно в чём проявляется)

Отметка о выполнении

2.3 Развитие ученического самоуправления

(коллективное планирование, текущая организаторская деятельность, коллективный анализ дел, развитие самостоятельности и активности и др.)

Содержание и форма работы

Кого привлечь к проведению (чья помощь нужна)

2.4 Традиции коллектива, способствующие включению школьников в разнообразные виды деятельности во внеурочное время

2.5 Календарь внеурочных дел, акций, мероприятий по предметам

Предмет, учитель- предметник

Содержание и форма внеурочной работы

Кого привлечь к проведению занятия (чья помощь нужна)

2.6 Индивидуальная работа с учащимися

2.7 Работа с родителями

(по направлениям:1. Психолого-педагогическое просвещение. 2. Организация совместной общественно-значимой деятельности. 3. Досуга. 4. Работа с родительским активом .5. Индивидуальная работа с родителями)

Содержание и форма работы

2.8 Координация воспитательной деятельности учителей-предметников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.

(помощь в определении воспитательного потенциала урока, в установлении дружеских и деловых отношений с детьми и коллегами, работающими в классе, помощь в организации внеклассной работы по предмету)

Блок 3. Гностическая деятельность классного руководителя

Сильные стороны профессиональной деятельности

Предварительный просмотр:

О МОНИТОРИНГЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Мониторинг деятельности классного руководителя

Оценка эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса – одна из наиболее сложных педагогических проблем.

Эффективность характеризуется тем, насколько успешно педагогическая система реализует намеченные цели. Различным целям (дидактическим, воспитательным, образовательным, управленческим и пр.) соответствуют составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях.

Важнейшее требование – правильный выбор критериев эффективности, что позволяет достичь запланированных результатов.

Мониторинг эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса предполагает непрерывное, длительное и научно-обоснованное наблюдение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик этой деятельности, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Процесс отслеживания должен иметь диагностико-прогностическую направленность, т.к. полученная в ходе мониторинга информация должна быть соотнесена – на основании заранее разработанных показателей и критериев – с определенной, заранее описанной нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.

Организация мониторинга в школах станет возможной благодаря созданной в ОУ информационной базе, которая систематически пополняется. В этой базе содержатся следующие информационные материалы:

- о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования;

- состоянии воспитательной работы школ;

- состоянии планов воспитательной работы классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;

- состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;

- итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля;

- материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).

В школах разработана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя; разработано Положение об организации и проведении мониторинга. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. В проведении диагностических процедур задействована не только администрация ОУ, но и учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Совместная аналитическая деятельность позволяет создать базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).

Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание:

- информированности классного руководителя об особенностях условий, в которых он осуществляет свою деятельность;

- обоснованности сформулированных задач;

- наличию в планах описания работы с учащимися, учителями школы, родителями, привлечению ресурсов для деятельности;

- объему выполненных планов;

- качеству анализа собственной деятельности.

Нормативная база мониторинга:

 Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Представляемый документ призван содействовать повышению эффективности работы классных руководителей в регионе путем нормирования деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Подход, реализуемый документом, может быть выражен через совокупность принципов:

– определение профессиональной ответственности. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенной группы. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя;

– несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов. Каждая группа по-своему уникальна, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так как и цели, и темп реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы, ситуации, соответствие планов целям и т.п.;

– общественно-административная экспертиза. Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.);

– постепенное совершенствование методики мониторинга. Исходит из убеждения о невозможности создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений, оптимален будет режим опытно-экспериментальной работы.

Критериями профессионального мастерства классного руководителя должны быть: мотив, знания, деятельность.

Для определения показателей целесообразно использовать методики А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Т.М. Шамовой и др.

Читайте также: