Программа школа грамотеев по внеурочной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Концепция модернизации Российского образования;

Концепция содержания непрерывного образования;

Положение о рабочей программе;

Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

развитие интереса и любви к великому русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся;

овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Сказочное царство Звуков

Путешествие в страну Слов (лексика)

Путешествие в королевство Пунктуации

Знакомьтесь, королева Речи

Строительная работа морфем

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных, обобщающих, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;

актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению русскому языку, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;

практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение орфографических заданий, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других играх и конкурсах по русскому языку;

мотивация: развитие интереса к русскому языку, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по русскому языку;

реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено:

На Методическом Совете

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

Согласовано:

и.о. Зам. директора по ВР

__________Ю.Н. Батухтина

Директор Школы

_____________О.М.Федоренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для учащихся 2-4 класса

Артемьева Гузаль Мирзагитовна

учитель начальных классов

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты

3. Учебно - тематический план

4. Содержание изучаемого курса

5. Календарно – тематическое планирование

6. Методическое обеспечение программы

7. Список литературы

Пояснительная записка

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Общий объём учебного времени составляет 102 часа: 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 2 класс – 25 минут, 3-4 класс - 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:

повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся; формирование познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

воспитание любви к великому русскому языку;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Принципы программы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой.

Общая характеристика учебного курса:

Основные виды деятельности учащихся:

выполнение различных упражнений;

участие в олимпиаде по русскому языку, в дистанционных олимпиадах и конкурсах

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

Содержание курса строится на основе:

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Особенности содержания и организации учебной деятельности обучающихся:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.

Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.

Используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.

Ценностными ориентирами содержания данного курса

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

Содержание программы

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

2 класс (34 часа)

В гостях у частей речи (5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

3 класс (34 часа)

Дружим с грамматикой (17 часов) Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Дружим с орфографией(5 часов) А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

4 класс (34 часа)

Состав слова(2) Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.

Образование слов(4 часа) Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Главные и второстепенные члены предложения(2 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Признаки частей речи(28 часов) Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

Результаты обучения

Личностные результаты обучения.

Метапредметные результаты обучения.

Предметные результаты обучения.

У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Занятия должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества письма и речи

Учащиеся должны:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

К концу 2 класса учащиеся должны:

- знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким знаком;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

- правильно писать формы букв и соединения между ними;

- уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически.

К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:

- Правила правописания слов с изученными орфограммами.

- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

- Главные члены предложения.

-Различать приставки и предлоги.

-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

-Разбирать предложения по членам предложения.

-Обозначать на письме интонацию перечисления.

-Разбирать слова по составу.

-Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

-Писать правильно слова с удвоенными согласными.

-Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

- Определять число, время глаголов.

-Писать НЕ с глаголами.

-Работать со словарем.

-Группировать и подбирать слова на определенные правила.

-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

-Составлять рассказы по картинке.

К концу 4 класса учащиеся должны:

Обучающиеся должны знать:

Образование слов (простейшие случаи).

Главные и второстепенные члены предложения.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами.

Писать и разбирать предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.

Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Различать типы склонений имен существительных.

Планируемые результаты УУД

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Учебно-методическое обеспечение

Дидактический материал

Файлы с заданиями

Презентации по тематике

Описание материально-технического обеспечения.

Список литературы:

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2009 г.

2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011

3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2011

4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2009г.

5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2011

6. Журналы: “Начальная школа”.

7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013г.

8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2013г.

9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2012г.

10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2012г.

11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2012 г.

Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 2013 г.

Планируемые результаты изучения курса

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируютсяобщеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курсвключены специально подобранные логи­чески-поисковые задачи, направленные на развитие познава­тельных процессов у младших школьников с целью усиления их лингвистического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать вы­воды, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Система представленных на занятиях задач и уп­ражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Развивающий аспект:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)

Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)

Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)

Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.

Тема 11 . Встреча с Радугой.(1ч.)

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать.

Тема13 . В глубь веков на Машине времени. (1ч.)

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)

Рассказ учителя о речи.

Тема 17 . В удивительном городе Неслове.(1ч.)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению.

Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20 . К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22 . На карнавале слов(2ч.).

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.

Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)

Тема 24 . Конкурс знающих. (1ч.)

Тема 25. Новое представление. (1ч.)

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)

Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28 . В Клубе весёлых человечков(1ч.).

Тема 29-30 . К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)

Тема 33-34 . Итоговое занятие. (2ч.)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам.

Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.

Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Главной целью данного курса является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык.

Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности младших школьников. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения и дифференцированы по уровням (базовый и повышенный).

Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, обогащение речи младших школьников.

Задачи программы:

1.. Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности.

2. Расширение, углубление и пропедевтика программного материала.

3..Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.

4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над совершенствованием своей речи.

5.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.

- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах социально-значимой деятельности.

- целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, т. е. 34 ч. за учебный год.

Программа рассчитана на 2 года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3–4-х классов.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

- сознательность и активность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к учащимся.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

диалог-побуждение к действию.

Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи:

характеристика (человека, животного и т.д.).

Воспринимать на слух и понимать:

речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 имени А.С. Пушкина

муниципального образования Тимашевский район

решением педагогического совета

от 31 августа 2016 года протокол №1

31 августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: ТЕМАТИЧЕСКАЯ

Срок реализации программы: 7 класс

Возраст обучающихся: 12 – 13 лет

Учитель Цикунова Ольга Анатольена

Планируемые результаты освоения курса

Обучающийся получит возможность научиться:

Приобретение интеллектуально-социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

Приобретение опыта самостоятельного социального действия

давать определение понятиям;

делать умозаключения и выводы;

готовить тексты собственных докладов;

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Личностные и метапредметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

формирование умения осознавать и определять (называть) свои эмоции;

развитие умения осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

воспитание чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интереса к изучению языка;

осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.

организация на занятии

Метапредметные результаты

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Обучающийся научится:

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

II. Содержание программы

1 год обучения (34ч)

Письмо как продуктивный вид речевой деятельности (16 ч)

Тема 1.1. Основные типы письменных документов. Базовые типы их организации.

Тема 1.2. Практическая часть: собеседование, устный опрос.

Тема 1.3. Анкета.Знакомство с требованиями к заполнению анкет.

Тема1.4. Составление анкеты (практическая часть).

Тема 1.5. Почтовая открытка. Знакомство с требованиями к написанию открытки.

Тема 1.6. Типы открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса.

Тема 1.7 Проектное задание(практическая часть).

Тема 1.8. Проектное задание (практическая часть).

Тема 1.9.Личное письмо. Знакомство с требованиями к написанию личного письма.

Тема 2.1. Формат письма, формат обращения в личном письме, завершающая фраза, подпись, стиль.

Тема 2.2. Виды писем.

Тема 2.3. Письмо, содержащее описание

Тема 2.4 Письмо-повествование

Тема 2.5. Письмо-рассуждение.

Тема 2.6. Написание письма (практическая часть).

Тема 2.7. Написание письма (практическая часть).

Как работать вместе. (8 ч)

Тема 2.8. Понятие команды и группы.

Тема 2.9. Коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта.

Тема 3.0. Кто со мной.Роль договора при эффективном взаимодействии.

Тема 3.3. Письменная контрольная работа.

Тема 3.4. Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.

Тема 3.5. Тренинг эффективного взаимодействия.

Основы риторики и публичного выступления. (10ч)

Тема 3.6. Что такое быть оратором.Ораторское искусство.

Тема 3.7. Анализ образцов публичных речей.

Тема 3.8. Рождение текста.Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Тема 3.9. Разработка плана выступления по заданной теме.

Тема 4.0. Что и как мы говорим? Вербальные и невербальные формы передачи информации.

Тема 4.1. Коммуникативная игра.

Тема 4.2. Групповое выступление. Особенности группового выступления.

Тема 4.3. Работа с вопросами и ответами. (практическая часть).

Тема 4.4. Подготовка группового выступления.

Тема 4.5. Презентация группового выступления.

Тематическое планирование

Наименование разделов и содержание

всего часов

количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1Письмо как продуктивный вид речевой деятельности(16ч.)

Основные типы письменных документов. Базовые типы их организации.

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Читайте также: