Литературные беседы в российской школе xix начала xx века как педагогический феномен
Обновлено: 19.05.2024
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Содержание к диссертации
Глава 1. Теоретические основы историко-методического исследования литературных бесед 19–55
1.1. Литературные беседы как историко-педагогическое явление в трудах педагогов XIX – начала XXI века 19–38
1.2. Методологические основы изучения литературных бесед как историко педагогического явления 38–53
Выводы по Главе 1 54–55
Глава 2. Литературные беседы в российской школе XIX – начала XX века как педагогический феномен 56–186
2.1. Внеклассная работа по литературе в первой половине XIX века: от литературных собраний к литературным беседам 56–70
2.2. Методики проведения литературных бесед в различных учебных округах Российской империи (1840–1860-е годы) 70–127
2.2.1. Литературные беседы в Казанском учебном округе 70–84
2.2.2. Литературные беседы в Санкт-Петербургском учебном округе 84–97
2.2.3. Литературные беседы в пироговское время (Одесский и Киевский учебные округа) 97–110
2.2.4. Сочинения гимназистов для литературных бесед в 1840–1860-е годы: анализ тематики 110–127
2.3. Литературные беседы в 1870–1910-е годы: возрождение, эволюция, трансформация 127–179
2.3.1. Возрождение литературных бесед в 1870–1890-х годах. Полемика о назначении литературных бесед 127–146 2.3.2. Общественно-педагогическое обсуждение вопроса о литературных беседах на рубеже XIX–XX веков 146–160
2.3.3. Формальная и функциональная трансформация литературных бесед в начале XX века 161–181
Выводы по Главе 2 180–186
Список литературы 191–216
Литературные беседы как историко-педагогическое явление в трудах педагогов XIX – начала XXI века
Литературные беседы в Казанском учебном округе
В 1827 году М. Л. Магницкий был уволен с поста попечителя Казанского учебного округа [145], и эту должность занял М. Н. Мусин-Пушкин [146]. Стоит отметить пристальное внимание, с которым относился новый руководитель округа к письменным работам гимназистов (особенно старшеклассников) по русскому, французскому, немецкому и латинскому языкам. В 1838 году в циркулярах от 3 февраля и 30 сентября [170, с. 245] предписывалось раз в 3 месяца представлять на рассмотрение попечителю округа сочинения учеников 6 и 7 классов. Причем каждый ученик должен был ежемесячно представлять сочинение по русскому языку, а ученики 7 класса дополнительно еще и сочинения на иностранных языках. Учителю предписывалось дважды проверять работы гимназистов. После первой проверки он делал устные замечания на уроке, затем ученики дорабатывали свои сочинения и представляли учителю чистовик. В чистовых работах наставник производил исправления на полях, и уже в таком виде они направлялись попечителю округа.
Заметим, что ещё в 1826 году Училищный комитет, который ведал учебными заведениями округа до 1835 года, требовал от гимназий предоставлять опыты учеников в сочинениях и переводах по третям года [99, с. 42]. Таким образом, упомянутое выше предписание М. Н. Мусина-Пушкина было не чем иным, как усовершенствованным повторением этого требования.
Есть сведения, что практика ежемесячного рассмотрения ученических сочинений сначала визитатором училищ, а затем профессорами университета существовала в Казанском учебном округе и ранее: в начале 1820-х годов [122, с. 128].
Именно пристальное внимание попечителя к литературному и языковому развитию старшеклассников, к развитию их речи (особенно письменной) привело к такой мере, как введение в 1844 году литературных бесед [200, с. 148], а сформировавшаяся система отправки сочинений учащихся руководству округа обеспечила сравнительную долговечность этой формы, наблюдавшуюся в Казанском округе.
Другие пункты правил: состав участников (учащиеся 6 и 7 классов; руководство гимназии – директор, инспектор, учителя других предметов), распорядитель (учитель словесности), регулярность (еженедельно) – встречались и в более ранних документах, регламентировавших литературные беседы.
Проект К. К. Фойгта был утвержден М. Н. Мусиным-Пушкиным с одним незначительным исправлением: беседы предписывалось проводить не каждую неделю, а дважды в месяц. Наконец, произошло одно из важнейших в истории литературных бесед событие – их введение в целом учебном округе – в 12 учебных заведениях (10 гимназиях и 2 дворянских институтах). Об учреждении новых занятий попечитель сообщил директорам в циркуляре от 2 ноября 1844 года [148, л. 7].
Литературные беседы в 1870–1910-е годы: возрождение, эволюция, трансформация
С середины 1860-х годов вся система организации литературных бесед (методическая поддержка учителей-словесников со стороны окружного начальства, многоступенчатый контроль, оригинальные способы поощрения педагогов и учащихся), сформировавшаяся в предыдущие два десятилетия, перестала функционировать. Несмотря на то, что попытки вернуться к проведению подобных внеклассных занятий предпринимались в некоторых учебных заведениях, попытки эти были в большей степени случайны и беспорядочны.
Исследователь истории методики Я. А. Роткович считает, что сложившаяся в литературном образовании к концу 1860-х годов ситуация – результат реакционной политики государства в области просвещения после событий 1866 года – покушения Д. В. Каракозова (окончившего в 1860 году Пензенскую гимназию и учившегося в 1860-х годах в Казанском и Московском университетах) на Александра II [209]. Методист заявляет, что беседы с конца 1860-х годов были запрещены [210, с. 209]. Официальные распоряжения, подтверждающие этот факт, нами не найдены, однако косвенно его подтверждает отсутствие каких-либо сведений о проведении литературных бесед в период с 1869 по 1876 годы.
Другой документ министерства, посвященный организации литературных бесед, датирован 1879 годом [104, с. 339]. В нем рекомендовалось разбирать на этих внеклассных мероприятиях письменные работы гимназистов не только по словесности, но и по другим предметам и высказывалось пожелание проводить беседы в присутствии руководства и всех педагогов учебного заведения.
После появления двух указанных документов вопрос о литературных беседах начинает активно обсуждаться в педагогической литературе; беседы постепенно снова входят в практику отечественных учебных заведений.
Формальная и функциональная трансформация литературных бесед в начале XX века
С начала 1900-х годов меняется и характер обсуждения литературных бесед в педагогической литературе: педагоги, сходясь во мнении о широком образовательно-воспитательном значении этих занятий делают акцент в своих публикациях уже не на целевой направленности бесед, а на их содержании, методах и приемах организации и проведения.
Педагог предлагает обсуждать на беседах ученические сочинения, написанные на темы, связанные с содержанием тех произведений, которые официальная программа предписывает изучать в отрывках, но оговаривается, что такое ограничение материала вызвано необходимостью – отсутствием времени и у преподавателей, и у учеников; разбору на беседах произведений зарубежной и новейшей отечественной литературы следует содействовать всеми доступными средствами [83, с. 4].
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература). — Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2017. — 23 с. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Чертов В.Ф.
Цель исследования: создать целостное научное представление о литературных беседах как педагогическом феномене XIX – начала XX века.
Научная новизна. Представлено определение литературных бесед как формы внеклассной работы старшеклассников в XIX – начале XX века, в основе которой лежало проведение учебной дискуссии (при непосредственном руководстве педагога) и/или эвристической беседы в целях литературного развития, а также развития речи и самостоятельности учащихся.
Теоретическое значение. Отмечены тенденции развития литературных бесед, характерные для каждого периода: стремление к дерегламентации хода внеклассного занятия и стремление к усилению руководящей роли учителя в ведении дискуссии – в период зарождения.
Практическое значение. Подготовлены и используются в практике дополнительные материалы для лекций и практических занятий по методике обучения литературе, вводящие в курс параллельное изучение исторического и основного материала, посвященного организации и проведению различных внеклассных занятий по литературе (как распространенных в XIX – начале XX века, так и современных).
Содержание
Введение
Теоретические основы историко-методического исследования литературных бесед
Литературные беседы как историко-педагогическое явление в трудах педагогов XIX – начала XXI века
Методологические основы изучения литературных бесед как историко-педагогического явления
Литературные беседы в российской школе XIX – начала XX века как педагогический феномен
Внеклассная работа по литературе в первой половине XIX века: от литературных собраний к литературным беседам
Методики проведения литературных бесед в различных учебных округах Российской империи (1840–1860-е годы)
Литературные беседы в 1870–1910-е годы: возрождение, эволюция, трансформация
Заключение
Список литературы
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Читайте также: