Гласность в деятельности избирательных комиссий кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бузин Андрей Юрьевич, председатель Межрегионального объединения избирателей, кандидат юридических наук.

Рассматривается применимость Федерального закона "О персональных данных" к действиям наблюдателей на выборах и членов избирательных комиссий в отношении документов избирательной комиссии, содержащих персональные данные.

Ключевые слова: гласность в деятельности избирательных комиссий; обработка персональных данных; наблюдатель; член избирательной комиссии; право на ознакомление с документами избирательной комиссии; удаление наблюдателя; список избирателей.

Considered is the applicability of Federal Law "On Personal Data" to the activity of electoral observers and electoral commissions members concerning documents, which contains personal information.

Key words: publicity in electoral commissions activity; personal data processing; observer; electoral commission member; entitlement to acquaintance with electoral commission documents; observers removal; voting register.

В практике российских выборов постоянно встречаются случаи, когда избирательные комиссии или их должностные лица, ссылаясь на Федеральный закон "О персональных данных" (N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г., далее - Закон о персональных данных), отказывают членам комиссии или наблюдателям в ознакомлении со списком избирателей или с другими документами комиссии, содержащими персональные данные (в определении п. 1 ст. 3 указанного Закона). Нередки также случаи удаления из помещения для голосования наблюдателей и членов комиссий за имевшие место или надуманные попытки ознакомления с паспортом избирателя или за фото/видеосъемку списка избирателей, реестра заявлений на голосование вне помещения. При этом в решении комиссии (если оно вообще принимается) в качестве основания указывается нарушение Закона о персональных данных.

Реестр заявлений на голосование вне помещения, Реестр выдачи открепительных удостоверений, документы по кандидатурам, предлагаемым в составы нижестоящих комиссий, и другие.

Такая широко распространенная в последнее время практика имеет мало общего с законом и используется исключительно в целях избавления от добросовестных наблюдателей и в нарушение принципа открытости и гласности в работе избирательных комиссий (п. 5 ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; далее - Закон о гарантиях). Ссылки на Закон о персональных данных при удалении наблюдателей, а тем более при отказе им в ознакомлении со списком избирателей, реестром заявок на голосование вне помещения, другими документами избирательной комиссии неправомерны в подавляющем большинстве случаев.

Для сокращения текста мы в дальнейшем будем использовать слово "наблюдатель" в качестве обобщающего термина для наблюдателей и членов комиссии, т.е. для тех лиц, которые имеют право знакомиться со списком избирателей и реестром заявлений на голосование вне помещения. Такая же возможность предоставлена в силу пп. "г" п. 23 ст. 29 Закона о гарантиях и любому члену избирательной комиссии.

Прежде чем рассмотреть вопрос о применимости Закона о персональных данных к действиям наблюдателя на выборах, напомним, что в его права в соответствии с пп. "а" п. 9 ст. 30 Закона о гарантиях входит возможность "знакомиться со списками избирателей, участников референдума, Реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, Реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования".

Такая же возможность предоставлена в силу пп. "г" п. 23 ст. 29 Закона о гарантиях и любому члену избирательной комиссии.

Федеральным законом "О персональных данных" "регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных. с использованием средств автоматизации. или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным" (п. 1 ст. 1 Закона о персональных данных). При этом под "обработкой персональных данных" подразумевается "любое действие (операция) или совокупность действий (операций). включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных" (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных) .

Цитируя Законы, мы заменяем отточием те фрагменты, которые ни коим образом не относятся к предмету нашего рассмотрения и не могут исказить или повлиять на дальнейшие рассуждения в данном контексте.

Таким образом, сам по себе предмет регулирования Закона о персональных данных ставит под вопрос правомерность применимости его к действиям наблюдателя, который знакомится со списком избирателей или даже фотографирует его. Для этого следует признать, что ознакомление или фотографирование являются действиями, которые позволяют осуществлять поиск данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Очевидно, что "ознакомление" не подпадает под это определение, поскольку не фиксирует данные на материальном носителе (если, конечно, не считать мозг наблюдателя таковым) и не позволяет осуществлять доступ к данным никому, кроме самого наблюдателя. При этом следует обратить внимание, что ознакомление с паспортом избирателя, по крайней мере, в тот момент, когда этот паспорт предъявляется члену участковой избирательной комиссии для получения бюллетеня, по той же причине не подпадает под действие Закона о персональных данных.

Что касается фото- и видеосъемки, то они подпадают под действие этого Закона, если считать, что извлеченные такой съемкой персональные данные позволяют осуществлять доступ к этим данным. Это, в частности, означает, что фото- и видеосъемка обложек книг списка избирателей или другая фото- и видеосъемка списка, не позволяющая затем воспроизвести персональные данные (например, с большого расстояния или частично закрытого списка), не подпадает под действие Закона о персональных данных.

В соответствии с Законом о персональных данных члены участковой избирательной комиссии являются операторами персональных данных, содержащихся в документах комиссии (участковая комиссия как орган не может быть оператором, так как не является государственным или муниципальным органом или юридическим лицом). В связи с этим они обязаны "принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных" (п. 1 ст. 19 Закона о персональных данных). Такой мерой может быть запрет на фото- и видеосъемку персональных данных из списка избирателей или из реестров, но не самих книг избирателей или реестров общим планом.

Фото- и видеосъемка персональных данных, являясь актом "обработки персональных данных", влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но не влечет правовой ответственности в виде удаления наблюдателя. Действительно, основанием для удаления наблюдателя в соответствии с п. 12 ст. 64 Закона о гарантиях является лишь нарушение Закона о выборах. Поэтому даже если комиссия обнаружила, что наблюдатель произвел фотовидеосъемку персональных данных, она лишь обязана обратиться в прокуратуру для возбуждения дела об административном правонарушении.

Увы, ссылки на Закон о персональных данных, часто используемые председателями наших участковых комиссий, свидетельствуют не о знании ими законов, и даже не о злоупотреблении правом, а об умышленном нарушении принципа открытости и гласности работы избирательных комиссий.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Положения ст. 30 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.2 настоящей статьи.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

1.2. На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 11.2 настоящей статьи.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 184-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 настоящего Федерального закона.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 03.07.2018 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 03.07.2018 N 184-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Направление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 7.1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 03.07.2018 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

(пп. "к" введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) утратил силу. - Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) утратил силу. - Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 11 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Представители средств массовой информации, указанные в пункте 1.2 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии.

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

11.2. Для осуществления полномочий, указанных в пунктах 1.2, 3, 11.1 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).

(п. 11.2 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.3. Аккредитованный в соответствии с пунктом 11.2 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.

(п. 11.3 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.

На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. Избирательная комиссия обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, о времени и месте проведения заседаний избирательной комиссии, а также свободный доступ на эти заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с документами.

Всем членам избирательной комиссии и наблюдателям обеспечивается доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, обязаны носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, наименования политической партии, назначившей члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, направившей наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации – с указанием наименования организации, которую они представляют.

Наблюдатели обеспечивают принцип гласности в работе избирательных комиссий. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателями не могут быть:

– выборные должностные лица;

– высшие должностные лица субъектов РФ;

– главы местных администраций и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;

– члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, где указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Заметим, что предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии.




Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Иностранные наблюдатели получают разрешение на въезд в РФ при наличии приглашения, аккредитуются ЦИК РФ.[14] Приглашения могут быть направлены Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. ЦИК РФ направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах. ЦИК РФ выдает иностранному наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, а также документа, удостоверяющего его личность.

Срок полномочий иностранного наблюдателя начинается со дня его аккредитации ЦИК РФ и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции. Иностранный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-фина­нсо­вое обеспечение деятельности иностранного наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств. Иностранные наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями, вправе публично излагать свое мнение о законодательстве РФ о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории РФ. Иностранные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

Центральная избирательная комиссия РФ вправе отозвать аккредитацию иностранного наблюдателя в случае нарушения им общепризнан­ных принципов и норм международного права или Федерального закона.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведении выборов депутатов Государственной Думы, могут:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. Избирательная комиссия обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, о времени и месте проведения заседаний избирательной комиссии, а также свободный доступ на эти заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с документами.

Всем членам избирательной комиссии и наблюдателям обеспечивается доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, обязаны носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, наименования политической партии, назначившей члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, направившей наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации – с указанием наименования организации, которую они представляют.

Наблюдатели обеспечивают принцип гласности в работе избирательных комиссий. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателями не могут быть:

– выборные должностные лица;

– высшие должностные лица субъектов РФ;

– главы местных администраций и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;

– члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, где указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Заметим, что предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии.

Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Иностранные наблюдатели получают разрешение на въезд в РФ при наличии приглашения, аккредитуются ЦИК РФ.[14] Приглашения могут быть направлены Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. ЦИК РФ направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах. ЦИК РФ выдает иностранному наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, а также документа, удостоверяющего его личность.

Срок полномочий иностранного наблюдателя начинается со дня его аккредитации ЦИК РФ и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции. Иностранный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-фина­нсо­вое обеспечение деятельности иностранного наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств. Иностранные наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями, вправе публично излагать свое мнение о законодательстве РФ о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории РФ. Иностранные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

Центральная избирательная комиссия РФ вправе отозвать аккредитацию иностранного наблюдателя в случае нарушения им общепризнан­ных принципов и норм международного права или Федерального закона.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведении выборов депутатов Государственной Думы, могут:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям.

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

9. Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б 1 ) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото– и видеосъемку.

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.

1. Принцип гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума вытекает из положений Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 24 и часть 4 статьи 29), согласно которым каждый гражданин имеет право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 комментируемого Федерального закона принцип гласности в деятельности комиссий по подготовке и проведению выборов, референдума относится к принципам проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. Указанный принцип создает возможность для граждан, кандидатов, избирательных объединений, других участников избирательной кампании, кампании референдума вести общественный контроль за ходом подготовки и проведения выборов, референдума, деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. Гарантии соблюдения принципа открытости и гласности, общественного контроля за организацией и проведением выборов содержатся как в комментируемом Федеральном законе, так и в иных законах о выборах и референдумах в Российской Федерации. Комментируемый пункт гарантирует возможность присутствия на заседаниях комиссий:

а) представителей комиссий, на которых законом возложена обязанность по контролю за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме (вышестоящих комиссий), при этом присутствовать вправе члены вышестоящей комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, а также работники аппаратов этих комиссий;

в) представителей СМИ, т.е. лиц, имеющих редакционные удостоверения или иные документы, удостоверяющие их полномочия представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ (подпункт 52 статьи 2 комментируемого Федерального закона).

Кроме того, пунктом 12 статьи 75 комментируемого Федерального закона установлено, что при рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются).

Таким образом, в целях обеспечения общественного контроля лицам, указанным в комментируемом пункте, предоставляется возможность присутствовать при осуществлении участковыми и территориальными комиссиями ряда наиболее важных организационно-технических работ и процедур, которые проводятся вне рамок заседаний комиссий, в том числе не в день голосования. Например, лица, указанные в комментируемом пункте, могут наблюдать за соблюдением порядка получения бюллетеней территориальными и участковыми комиссиями, правил заверения бюллетеней членами участковых комиссий, а также процедуры выдачи открепительных удостоверений и процедуры оформления протоколов об итогах голосования. В случае выбытия некоторых кандидатов (списка кандидатов) они также вправе наблюдать за действиями членов участковых комиссий по вычеркиванию в бюллетенях данных о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).

Комментируемым Федеральным законом (пункт 18 статьи 20) предусмотрена норма, обязывающая редакции государственных и муниципальных печатных изданий предоставлять бесплатную печатную площадь для опубликования решений комиссий и других избирательных документов. Избирательные комиссии, наделенные правами юридического лица, вправе осуществлять опубликование решений комиссий в своих официальных печатных органах.

3. Комментируемый пункт специально оговаривает право лиц, указанных в пункте 1 комментируемой статьи, присутствовать на избирательных участках, участках референдума (т.е. в помещениях для голосования, в помещениях, где работают участковые комиссии) и наблюдать за организацией голосования, подсчетом голосов избирателей составлением протоколов участковых комиссий об итогах голосования. Таким же правом наделены следующие участники избирательного процесса: а) наблюдатели, т.е. граждане Российской Федерации, уполномоченные осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (подпункт 42 статьи 2 комментируемого Федерального закона); б) иностранные (международные) наблюдатели, т.е. представители иностранной или международной организации, наделенные правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации (подпункт 43 статьи 2 комментируемого Федерального закона).

Комментируемый Федеральный закон установил временные рамки периода наблюдения. Согласно пункту 3 статьи 64 участковая комиссия начинает свою работу в день голосования до начала времени голосования предъявлением к осмотру пустых ящиков для голосования (соответствующих отсеков технического средства подсчета голосов (КОИБ) – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Прием протокола участковой комиссии об итогах голосования осуществляется вышестоящей комиссией в соответствии с пунктом 2 статьи 69 комментируемого Федерального закона. Согласно указанному пункту 2 статьи 69, если вышестоящая комиссия обнаружит, что протокол об итогах голосования составлен с нарушением закона, участковая комиссия обязана составить повторный протокол (либо провести повторный подсчет голосов и составить протокол повторного подсчета голосов), который также подлежит представлению в вышестоящую комиссию, в этом случае именно на основании данных повторного протокола будут в дальнейшем определяться результаты выборов. Комментируемый пункт также прямо указывает на возможность присутствия указанных в нем лиц при проведении досрочного голосования, порядок которого установлен в статье 65 комментируемого Федерального закона. Основания и порядок проведения повторного подсчета голосов, при проведении которого также вправе присутствовать лица, указанные в комментируемом пункте, содержатся в пункте 8 статьи 69 комментируемого Федерального закона.

______________
1 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

6. Комментируемый пункт установил право наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей производить наблюдение за проведением досрочного голосования (согласно статье 65 комментируемого Федерального закона это может быть досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местных выборах, референдуме в ТИК (ОИК, ИКМО) или досрочное голосование избирателей, в том числе их отдельных групп, в отдаленных или труднодоступных местностях) установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума во всех иных, кроме участковых, комиссиях, в том числе в комиссиях, организующих выборы, референдум (статьи 69 и 70 комментируемого Федерального закона).

Поскольку комментируемым пунктом 9 предоставлены широкие права наблюдателю, в том числе по осуществлению активных действий (обращения к председателю комиссии с предложениями и замечаниями, ознакомление с документами), в комментируемом пункте 8 указывается, что полномочия наблюдателя может в определенный временной интервал осуществлять только одно лицо, представляющее конкретного кандидата, избирательное объединение и т.п.

Согласно пункту 29 статьи 68 комментируемого Федерального закона по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 комментируемой статьи, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. Получая заверенную копию протокола, наблюдатель должен учитывать возможность составления повторного протокола, заверенную копию которого он также вправе получить (см. комментарий к пункту 3).

Комментируемый пункт 10 установил для наблюдателей, действующих в интересах назначившего их кандидата или политической партии, ряд запретов, направленных на предотвращение искажения волеизъявления избирателей (участников референдума). Согласно пункту 12 статьи 64 комментируемого Федерального закона наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушает закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Согласно комментируемому пункту 11 представители СМИ, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, имеют право присутствовать на заседаниях комиссий, знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, присутствовать и освещать агитационные мероприятия, находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Наличие в комментируемом Федеральном законе специального указания на то, что представитель СМИ имеет право производить фото- и видеосъемку, не может быть истолковано как ограничение права наблюдателей и иных лиц, реализующих функции общественного контроля, на осуществление аналогичных действий. Как установлено пунктом 5 статьи 3 комментируемого Федерального закона, деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Из указанного основополагающего принципа деятельности комиссий с учетом отсутствия в Федеральном законе соответствующего запрета следует, что, помимо представителей СМИ, наблюдатели и иные лица, правомерно присутствующие в помещении для голосования, вправе производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования в день голосования и в дни досрочного голосования, а также при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. При реализации указанного права необходимо учитывать, что, согласно пункту 7 статьи 3 комментируемого Федерального закона, вмешательство в деятельность комиссий не допускается, а в соответствии со статьей 7 комментируемого Федерального закона голосование на выборах и референдумах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Вследствие указанных ограничений осуществление фото- и видеосъемки в помещениях для голосования и при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума допустимо, если оно не препятствует деятельности комиссий и исключает возможность нарушения тайны голосования граждан.

Соответствующие лица могут быть аккредитованы как иностранные (международные) наблюдатели при соблюдении следующих условий:

1) соответствующего приглашения иностранной или международной организации принять участие в наблюдении за выборами, полученного от органов государственной власти Российской Федерации (например, Федерального Собрания или одной из его палат), – при проведении выборов, референдумов всех уровней; законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – при проведении выборов, референдумов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, либо приглашения, полученного от ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО, – при проведении соответственно федеральных, региональных и местных выборов, референдумов;

2) наличия документов, указывающих на представительство приглашенных к участию в наблюдении иностранных или международных организаций;

________________
1 См. также: Декларацию принципов международного наблюдения за выборами (с Кодексом поведения международных наблюдателей за выборами и Обязательством, сопровождающим Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами) (ООН, 27 октября 2005 года) // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 12 (191).

Читайте также: