Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов в доу

Обновлено: 05.07.2024

Ø ознакомление и использование в работе современных развивающих игр и пособий, технологии, способствующих развитию у детей нестандартного, логического мышления, самостоятельности, инициативы ;

Ø создание условий для позитивной социализации дошкольников.


Его провела старший воспитатель Шахмурзаева Е.В. Педсовет начался с вступительного слова заведующего ДОУ – Отарчиевой Л.А.

Большое внимание было уделено современным развивающим играм и пособиям, подведены итоги летней работы по изготовлению математических планшетов, карточек-заданий.

Старший воспитатель с помощью презентации познакомила с новыми, интересными, нетрадиционными пособиями для развития у детей любознательности, интеллектуальных способностей, самостоятельности.

Свой опыт работы представила воспитатель Османов Ольга Сайгидовна. Она не только продемонстрировала свои развивающие игры, но и вовлекла присутствующих в игровой процесс.

Воспитатель Мухуева Патимат Гаджиевна провела с педагогами игру по интеллектуальному развитию, которая запомнилась и вызвала много положительных эмоций.

Оба выступления стали своеобразными мастер-классами для молодых педагогов, имеющих небольшой стаж работы, и опытных воспитателей.

Было принято решение продолжать работу в инновационном режиме, используя для этого все имеющиеся средства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила: воспитатель

Мелехова Татьяна Николаевна

Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
• интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
• коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

• информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.

6. Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО .

7.Знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;
На данном этапе изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми
(Н.А. Короткова).

1.Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического
и дисциплинарного принуждения).

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства).

4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Мотивация – заинтересованности, взаимодействия с педагогом, игровая деятельность – мощное средство.

Ведущими видами совместной деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Для разных видов детской деятельности мы используем разные формы работы с детьми.


Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
• ИКТ компетенции.

• Умение проектировать воспитательно-образовательный процесс. Это планирование и реализация образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС основываясь на ООП ДО

Содержание ООП ДО включает следующие аспекты:
1. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
2.Характер взаимодействия со взрослыми.

3. Характер взаимодействия с другими детьми.
4. Система отношений ребёнка к миру, другим людям, самому себе.
• Умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности
деятельности.
Включает в себя владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированной у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны
проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Мониторинг социализации и социокультурного развития дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:


— беседа с ребёнком по теме итоговых занятий
— живое наблюдение за ребёнком в различных видах детской деятельности;
и его активностью в ходе проведения итоговых занятий
— анкетирование родителей;

— анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для
развития и альбомах для рисования).

Мониторинг позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике социокультурного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
Образования.

Коммуникативная компетентность.

Согласно положения о нормах профессионального поведения (этики) педагог служит для воспитанника образцом тактичного поведения, умения общаться, уважения к собеседнику, поведения в споре, справедливого, ровного и равного отношения ко всем воспитанникам.
Педагог является для воспитанников примером пунктуальности и точности, а его внешний вид – образцом аккуратности, элегантного делового стиля.
Он может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
1. коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
2. социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
3. альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического
просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и
дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с
ними для решения образовательных задач.


Для скоординированной работы детского сада и родителей мы используем активные формы и методы работы с родителями (законными представителями):
• общие и групповые родительские собрания;

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• совместное создание предметно – развивающей среды;

• работа с родительским комитетом группы;


Наглядно – информационное направление включает в себя:

• папки - передвижки различной тематики

• семейный и групповые альбомы

Повышение уровня профессиональной компетентности.

- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической и научно-методической литературы; (консультации, семинары, семинары- практикумы, участие в научно-практических конференциях)
- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных

программах, педагогических технологиях.

То есть, в рамках инновационной методической работы мы обеспечивали информирование педагогов ДОУ об инновационных фактах и явлениях.


2)В диагностико-прогностической области:

- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;

-прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи педагогам ДОУ;

3) В области содержания образования:

-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;

-методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования.

Немаловажным при организации работы в данном направлении является работа в системе. В ДОО составлен план работы по повышению профессиональных компетенций педагогических работников, где вовлечены все участники образовательного процесса, все педагоги проходят курсы повышения квалификации, ведут работу по самообразованию.

Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУ, участие в смотрах конкурсах и конкурсах профессионального мастерства.
Таким образом, у нас сложилась система работы по повышения педагогических компетенций в нашем учреждении, в расчете на то, что она нам поможет повысить уровень предоставляемых образовательных услуг в , повысить профессиональную компетентность работающих педагогов, включить большинство педагогов в инновационную педагогическую деятельность.

Консультация для педагогов дошкольных учреждений. Разъяснение понятия "инновация". Формы инновационной работы в дошкольном учреждении.

Содержимое разработки

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Таким образом, педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

Новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства.

Инновационная деятельность в ДОУ может протекать в двух направлениях:

1. Инновации в работе с педагогическими кадрами
2. инновации в содержании образования

Среди технологий, представляющих инновации в образовании, можно привести следующие примеры:

Инновационные формы работы с детьми:

-личностно-ориентированное обучение (предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника - для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты);

-здоровьесберегающие технологии (для улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги);

-коррекционные технологии (для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников - цвето-, сказко-, арт-терапия).

Инновационные формы взаимодействия с родителями:

Наглядно-информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- семейный и групповые альбомы;
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажы;
- фотовыставки;
- семейный вернисаж; и т.д.

Инновации в работе с педагогическими кадрами:

Это обеспечение активного участия педагогов ДОУ в методической работе, что, в свою очередь, способствует совершенствованию системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ:

Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Т.о. применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей; применению педагогического опыта и его систематизации; повышению качества обучения и воспитания. В комплексе это приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов"

Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на использование инновационных технологий в работе с учащимися.

“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. Бернард Шоу

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Происходящие в нашей стране социально- экономические преобразования побуждают к введению инновационных технологий в систему образования. Важным направлением инновационной деятельности является освоение учителями новых дидактических систем, технологий, методов обучения.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Работа в группах(Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения по теме педагогического совета с целью определения стратегии работы педагогического коллектива по развитию инновационных процессов)

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Читайте также: