Гладиатор о чем фильм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Осторожно, далее могут быть неприкрытые спойлеры!
Этот пост посвящён фильму "Гладиатор" 2000 года, режиссёрства Ридли Скотта, прошу не путать с двумя другими одноимёнными фильмами. Ниже будут кое-какие рассуждения об этом фильме, а также немного фактов и домыслов. Я собирался написать пост, в котором были бы рассмотрены особенности этого фильма, которые делают его интересным и запоминающимся. Я не буду сравнивать этот фильм с другими или выставлять ему оценки, достаточно сказать что этот фильм мне нравится (надеюсь и вам тоже).
Недавно я коротал время, пересматривая различные фильмы, старые и не очень, и очередь дошла до "Гладиатора". При взгляде на обложку, где на арене стоит Рассел Кроу с мечом (на обложке режиссёрской версии он при этом корчит яростную гримасу), от просмотра фильма ожидаешь обычных атрибутов "исторического" боевика: жестоких рукопашных схваток, фонтанов крови и весьма вольной интерпретации древней истории.
И в этом плане фильм оправдывает наши ожидания, но помимо всего этого он содержит очень захватывающую драматическую историю, колоритных персонажей и отличное музыкальное оформление, и более двух с половиной часов режиссёрской версии можно смотреть не отрываясь. По мере развития сюжета мы становимся свидетелями классической трагедии, где реализм приносится в жертву в угоду зрелищности, и где главный герой и его антагонист скрещивают клинки в финале, после чего смерть пожинает обильный урожай. Я воспринимаю этот фильм именно так, и это помогает мне не обращать внимание на логические нестыковки, а также на расхождения с историческими и жизненными реалиями. Зато как зрелищно!

Рассказы о фильмах обычно начинаются с описания времени и места, описывается завязка сюжета, затем поочерёдно рассматриваются достоинства и недостатки картины, отмечаются известные актёры, и подводится закономерный итог. В своём посте я намерен отойти от этой схемы, чтобы не сообщать вам то, что вы уже и так знаете с вероятностью близкой к 1.
Вместо этого я просто расскажу о том, что мне понравилось в этом фильме, уделяя минимум внимания экшен-сценам(не то чтобы они мне не нравились, но обсуждать там нечего). И больше всего мне понравились диалоги: пересматривая этот фильм на днях, я с нетерпением ждал завершения очередого побоища на арене, чтобы услышать что-нибудь в духе рассказа Проксимо о Колизее. А чтобы рассказать о диалогах, достаточно будет рассказать о двух вещах: кто говорит, и о чём говорят.
И начну я с небольшого экскурса по наиболее значимым персонажам этого фильма.

Часть первая - примечательные персонажи:
Максимус Децимус Меридий, командующий северной армией, генерал испанских легионов.

По сути перед нами обычный, честный и прямолинейный вояка, умеет только сражаться и вести за собой людей. Мечтает вернуться домой, даже когда дома уже нет.
Продюсер, вероятно, при чтении сценария думал следующее: "Да он прост как полено, чего там играть, даже Рассел Кроу справится!". И Рассел действительно справился, даже Оскар получил.

Проксимо, ланиста из Закхабара.

При первом взгляде кажется злым и расчётливым дельцом, коим собственно и является. Но в то же время он сам - бывший гладиатор и раб, и знает что нужно толпе. Также он сильно уважает Марка Аврелия, так как обязан ему своей свободой. На мой взгляд, это самый харизматичный персонаж фильма, и львиная доля хороших диалогов происходит с его участием. К сожалению Оливер Рид, игравший его, умер во время сьёмок, но положение спасла компьютерная графика.

Коммод, император, отцеубийца и узурпатор.

Противоречивый персонаж, который показался мне глубоко несчастным. Отец не верил в него и заявил ему, что не хочет передавать империю в его руки. Коммод очень хотел, чтобы отец им гордился, поэтому от такого поворота событий просто спятил. Далее весь фильм он ищет предателей и творит злодейства, даже развлекаться у него толком не выходит.
На роль антагониста такой персонаж вполне годится, но у меня возник вопрос: действительно ли он был таким плохим? Гугл поведал мне, что на самом деле Коммод, хоть и не убивал батю, был намного ужасней своего киношного косплеера, был крупнее и сильнее, умел и любил развлечься, для чего содержал большой гарем, и выходил на арену драться более 700 раз, при этом умерев не на ней. Также он велел называть месяц Август Коммодием, а Рим - городом Коммода. Ясно, что такой Коммод никак не мог быть антагонистом для нашего Максимуса (слишком крут), поэтому умные сценаристы сделали его поскромнее: инфантильным и страдающим от того что отец его не ценил.

Дальновидный политик и реалист, убеждённый республиканец. Очень занятно комментирует действия Коммода, из-за чего впадает в немилость. При этом не всегда ясно, верит ли он сам в то, что говорит ("Сенат и есть народ. "). Хоть он и не является образцом добродетели, зато способен не только говорить, но и действовать, хотя и без особого успеха.

Часть вторая - основные сюжетные линии:
"Когда-то Рим был для людей мечтой, о которой можно было говорить лишь шёпотом." - Марк Аврелий
"Я побывал во многих краях, и повсюду я видел зло, отчаяние и мрак. А Рим это свет." - Максимус
Фундаментальная тема фильма, на мой взгляд, это Рим. Рим не как город, а как идея, ради которой многие римляне были готовы многим жертвовать. Взглянем на главного героя: с одной стороны, Максимусом движет банальное желание отомстить Коммоду, но, с другой стороны, он также хочет воплотить в жизнь идею о Риме как о справедливом государстве, управляемом избираемым из народа Сенатом, государстве, которое является оплотом порядка в море хаоса. Отчасти потому, что он сам в это верит, отчасти потому, что в это верил Марк Аврелий, мнение которого Максимус весьма ценил. Эта идея находит отклик зачастую в самых неожиданных местах - сначала у искушённого в политических интригах сенатора Гракха, а затем и у бывалого ланисты Проксимо, который до этого привык в первую очередь заботиться о собственной выгоде. В конце фильма идея о Риме так и не осуществлена - но у людей появилась надежда, что уже немало.

"Император отнимет у людей их права - и они завопят от восторга, он заберёт у них свободу - и они будут любить его за это." - сенатор Гракх
"Сенат и есть народ, он выбран из народа - и для народа." - он же
На протяжении всего фильма плебс - незнатные граждане Рима - играют в основном роль зрителей, которые бранят то что им не нравится, и восхваляют пришедшееся им по нраву. Они бедны, необразованны и в перспективе их ожидает голод из-за экономического планирования Коммода. "Идея о Риме" для них - всего лишь предмет пустословия знати, и они предпочитают разговорам более наглядные свидетельства величия Рима - чтобы солдаты возвращались с воин победителями, чтобы в лавках была еда. хотя ежедневные зрелища в Колизее - это тоже неплохо. Когда Коммод триумфально возвращается в Рим - они поносят его, когда же посреди представления в Колизее им начинают швырять хлеб - рукоплескают ему, попутно хватая буханки. После гибели Коммода они театрально замолкают и незаметно расходятся, как и подобает фоновой массовке.

"Ты встретишься с ними, но не сегодня." - нумидиец
Может показаться, что сюжетная линия с семьёй Максимуса не слишком нужна фильму, но именно с её помощью нивелируется нелогичность его действий. Если бы Максимус не стремился спасти свою семью, то ничего не мешало бы ему двинуть коней прямо к своим легионам, а затем пойти вместе с ними на Рим - тогда не было бы и фильма. А эти немногочисленные разговоры о загробной жизни делают его жену и сына несколько более значимыми персонажами, что неплохо для картины в целом. Подсознательно Максимус всегда хотел вернуться домой, а когда дома не стало, это обернулось стремлением к смерти.

"Император дотронулся до моего плеча, и я стал свободным." - Проксимо
"Завоюй толпу, Испанец, и ты завоюешь свободу." - он же
Это самая нелогичная, но в месте с тем и самая эпичная сюжетная линия в фильме. Оправившись от раны, Максимус, вместо того чтобы стремиться сбежать и добраться до своей армии, собирается стать новым героем арены. Для чего? Вероятно для того, чтобы убить нового императора, когда тот будет даровать ему свободу, что позже он и попытается сделать. Не самый осуществимый из возможных вариантов, ну да ладно. Дальше - веселее. Когда он наконец становится героем арены, при этом открыто бросив вызов императору, - толпа его боготворит. Вместо того чтобы использовать это преимущество и призвать плебс к мятежу (там же тысячи римлян, распалённых зрелищем, и на каждого преторианца придётся более сотни. ), он внезапно получает весточку от старого слуги и вспоминает о своих легионах. Если раньше он был простым рабом, про которого, сбеги он по-тихому, никто бы и не вспомнил, то теперь его все знают в лицо, и, что хуже, им заинтересовался император - так что его шансы выбраться из города более чем скромны. Я считаю что такие моменты не делают фильм хуже (эпичность и логичность вообще вещи малосовместимые), но подмечать их забавно.

В конце фильма мы наблюдаем, как нумидиец завершает эту трагическую историю, закапывая в песок колизея две маленькие фигурки, и как дух Максимуса наконец возвращается домой, проводя рукой по колосьям пшеницы. постойте ка. да там же сбоку следы от трактора!

Напоследок кое-что об обложке этого замечательного фильма.
Вот так вот выгляжит оригинальная обложка:

Мне она показалась несколько неуместной и не отражающей суть фильма, поэтому я запустил Photoshop, и сделал столь же неуместную и вдобавок некачественную (хотя старался как мог) обложку, но зато содержащую более разнообразные кадры:

По бокам Коммод и Проксимо наблюдают за событиями на арене, внизу уместились имитирующий отравление гладиатор и устроитель игр, который одновременно надевает парик и предлагает Проксимо катиться назад в свою дыру, если ему что-то не нравится. Ну а в центре, соответственно, центральный персонаж.

Если серьёзно, для обложки лучше бы сгодился момент, где Максимус отбрасывает в сторону топор, не став убивать своего поверженного противника по воле императора - эдакий момент пацифизма, ставший по сути ключевым моментом для фильма, почти полностью состоящего из разных форм насилия. Ведь именно после этого Максимус стал настолько популярен, что император уже не мог избавиться от него просто так.

Гладиатор - фильм 2000 года

кадр из фильма Гладиатор

фильм Гладиатор 2000 года

Сюжет

После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину. По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.

Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.

Луцилла - герой из Гладиатора

Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает. Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.

Актер Рассел Кроу в фильме Гладиатор

Создатели

История создания фильма и съемки

Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.

кино Ридли Скотта

А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу, хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).

Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.

Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину. Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.

Интересные факты

Рассел Кроу в роли гладиатора

Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.

Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.

Саундтреки

Музыка к фильму была написана немецким метром Хансом Циммером в соавторстве с Лизой Джеррард. Наиболее запоминающимися из 35 саундтреков можно назвать композиции Progeny и The Wyeat.

Награды

Фильм был запланирован продюсерам как своеобразный эксперимент по возрождению жанра пеплум. Крупный бюджет был обусловлен тем, что продюсеры решили создать масштабный проект, но не для получения наград, а для получения прибыли.

кино про гладиаторов

Критика, рецензии

Коммод из фильма Гладиатор

Видео: Гладиатор — смотреть трейлер



Когда американский кинорежиссер Ридли Скотт задумал снять киноленту с многомиллионным бюджетом о Римской империи, многие в Голливуде предположили, что эта затея изначально обречена на провал. Ведь жанр исторического кино, казалось, уже несколько десятилетий как изживший себя канул в небытие. Со всех сторон режиссеру говорили, что история об античности Древнего Рима, вряд ли сможет кого увлечь, когда даже в западноевропейских школах дети почти не изучают ее.

Американский кинорежиссер Ридли Скотт.


Кратко о сюжете

Блокбастер переносит зрителя в Древний Рим времён императора Марка Аврелия и рассказывает историю о доблестном генерале Максимусе, который потерял все, но, став гладиатором, отомстил и за гибель своей семьи, и за свое доброе имя.

Все действие картины буквально разворачивается вокруг Максимуса, военачальника великой Римской империи, который возглавлял ее легионы, годами воюя с противниками. Непобедимые воины, которыми командовал этот отважный герой, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад.

Но случилось так, что отважный воин, оказался бессилен против придворных интриг: в результате вероломного заговора была убита его жена и сын, а он сам приговорен к смертной казни. Чудом, избежав гибели, Максимус попадает в рабство и становится гладиатором. Готовясь отомстить своему главному врагу, он снискал себе славу непобедимого в кровавых поединках. И вот однажды наш герой оказывается в знаменитом римском Колизее. Именно здесь, на его арене, в одном из кровавых боев ему предстоит отомстить заклятому врагу, правда, ценой своей жизни.

Фильм-импровизация: как Ридли Скотт снимал свой блокбастер

Сценаристы изменили и персонажей, и сюжет предстоящей картины, добавив при этом больше эмоциональных сцен. И теперь главным персонажем стал генерал Максимус, по одной из версий названный в честь римского государственного деятеля и полководца Секста Квинтилия Максима. А в основу сценария также заложили его личную трагическую историю о предательстве, потери родных и о его мести.

Однако и после фундаментальной переработки фильм снимался практически без сценария: режиссёра не устроила целиком и новая версия. В итоге Скотт сократил текст до 21 страницы и приступил к съёмкам, оставив простор для импровизации, и уже додумывал вместе с главным героем картины Расселом Кроу эту историю по ходу съёмок.

Ещё одной из причин частичной переработки сценария стала неожиданная смерть актёра Оливера Рида за три недели до окончания съёмок. Его персонаж Проксимо был очень важен для сюжета. Режиссер мог бы переснять сцены с другим актером, но принял решение сохранить кадры с участием Рида. В результате финальные сцены сценария были переписаны, а фильм дорабатывали с помощью CGI и дублёра. В итоге создатели картины посвятили ее памяти Оливера Рида.

Где и как снимали фильм

Съёмочный процесс проходил с января по май 1999 года. Стартовой точкой была Германия. Затем было получено разрешение на съёмки на лесном участке под Голуэем в Ирландии. Лес был отдан буквально на сожжение кинематографистам. Сцены, связанные с пустыней, были отсняты в марокканском городе Уарзазат, где построили арену на 30 тысяч мест, именно там Максимус проводил свои первые бои.

Над сценами Древнего Рима работали на Мальте, в форте Рикасоли, где из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение монументальной конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в 1 миллион долларов.

Отступление от исторических фактов

О чем будет продолжение блокбастера

Режиссер намерен приступить к работе довольно скоро - как только будут улажены организационные работы и утвержден сценарий. Однако, судя по тому, как режиссер относится к работам сценаристов, это может произойти не так быстро как рассчитывает зритель.

Актерский состав киноленты 20 лет тому назад и сегодня

Рассел Кроу - австралийский и американский киноактёр и режиссёр.

Хоакин Феникс - американский актёр, продюсер, музыкант и клипмейкер.

Хоакин Феникс в роли Коммода

Конни Нильсон - датская актриса.

Джимон Хонсу - американский актёр и модель бенинского происхождения.

Оливер Рид - известный британский актёр.

Боевой генерал Максимус ближайший сподвижник императора Рима Марка Аврелия, который видит Максимуса будущим императором.

Но стакой постановкой вопроса не согласен сын Марка Аврелия Комод. Он приказывает убить Максимуса.

Максимус чудом спасается от смерти, он попадает в рабство и становится гладиатором.

Боевые навыки и сила духа позволяют подняться Максимусу на Олим гладиаторских сражений.

И вот однажды, чтобы развлечь римский народ, Комод, ставший к тому времени императором Рима, решает возродить в Риме гладиаторские бои.

Волею судеб на арене один на один окажутся Максимус и Комод.

Читайте также: