Музыкально ритмическая деятельность в доу по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Сырова Марина Борисовна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Художественная деятельность помогает решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования личности. Она является ярким эмоциональным средством становления маленького человека. Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкальную деятельность, заложенную природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Передо мной как педагогом стоит проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмического творчества, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм воздействия.

  • развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
  • учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
  • формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

Педагогическая идея состоит в формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли:

Принципы педагогического опыта:

  1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
  2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
  3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
  4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  5. Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
  6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

Работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов проводятся консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.

  1. Начальный этап. Установление контакта. Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как мониторинг, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.
  1. Основной этап. На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями. Сначала это несложные этюды и образы.
  1. Этап (заключительный) — анализ деятельности ребенка.

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:

  • Развитие факторов креативности:
    • Фантазии;
    • Изобретательности;
    • Оригинальности;
    • Много вариантности.
    • Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
    • Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
    • Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.

    В реализации опыта использованы инновационные технологии:

    1. Использование ИКТ позволяет более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
    2. Интеграция позволяет объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
    3. Здоровьесберегающие технологии, позволяют поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.

    В процессе обучения используются несколько методов:

    • выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений;
    • словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение;
    • образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения;
    • вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

    Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
    Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.

    Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.

    Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и музыкальных способностей в целом.
    Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, активное участие в развлечениях, в детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и муниципальных мероприятиях. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

    Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

    Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

    Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

    Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

    Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

    Музыкальное занятие с самыми маленькими

    Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

    Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

    Музыкальное занятие в детском саду

    Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

    Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

    • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
    • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
    • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
    • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
    • Развитие слухового восприятия;
    • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
    • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
    • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
    • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
    • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
    • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
    • обучение выразительному пению;
    • формирование слушательской культуры;
    • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
    • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
    • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
    • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
    • формирование чувства метра и ритма
    • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
    • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
    • стимулирование желания сольного выступления;
    • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
    • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
    • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
    • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
    • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
    • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

    На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

    Виды музыкальных занятий

    По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

    Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

    Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

    Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

    Креативное занятие

    Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

    Индивидуализация музыкальных занятий

    Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

    Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

    Пример карточки отстающего воспитанника:

    • Катя Иванова, 5 лет
    • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
    • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
    • выполнение танцевальных движений — 3
    • способность импровизировать — 1
    • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

    Примеры дифференцированных заданий:

    Музыкальное занятие в ДОУ

    Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

    Основные приёмы на музыкальном занятии

    Координационно-подвижная музыкальная игра

    Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

    Фонопедические упражнения

    Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

    Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

    Мотивирующее начало музыкального занятия

    Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

    • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
    • создание проблемной ситуации
    • включение воспитанников в игровую ситуацию
    • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
    • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
    • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Выставка музыкальных инструментов

    Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

    Музыкальное занятие в детском саду

    Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

    Таблица: картотека тем

    Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

    • младшие группы — 15 минут
    • средняя группа — 20 минут
    • старшая группа — 25 минут
    • подготовительная группа — 30 минут

    Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

    Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
    Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
    Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
    Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
    Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
    Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
    Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
    Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

    Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

    1. Реагировать на смену частей музыки.
    2. Ходить ровным кругом.
    3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
    4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
    5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
    6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
    7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

    Музыкальное развлечение и досуг

    Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

    Длительность музыкального досуга:

    • в младших и средней группах — не более 30 минут;
    • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

    Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

    1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
    2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
    3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

    Открытое музыкальное занятие

    Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

    Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

    Программа музыкального кружка в детском саду

    Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

    1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
    2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
    3. Календарно-тематическое планирование.

    Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

    Примеры музыкального приветствия в детском саду

    Анализ музыкального занятия

    С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

    1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
    2. Использованное оборудование и наглядные материалы
    3. Структура занятия
    4. Установление обратной связи с воспитанниками
    5. Содержание занятия, форма изложения материала
    6. Методы работы на занятии

    Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

    На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

    Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

    1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
    2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
    3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
    4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
    5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
    6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
    7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

    Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

    • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
    • выполняет показ танцевальных движений
    • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
    • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
    • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
    • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

    Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

    Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с ФГОС

    Звезда активна
    Звезда активна
    Звезда активна
    Звезда активна
    Звезда активна

    Развитие музыкально-ритмических движения
    в соответствии с ФГОС

    Лдцова Ольга Николаевна

    Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образователыцой организации формируется как программа психолого-­педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открьтия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

    Если говорить об актуальности ФГОС то необходимо учитывать, что одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является осуществление комплекса мер в воспитании здорового, культурного и духовно-богатого поколения.

    Целью музыкально-ритмических движений является формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Физические изменения ведут к психологическим изменениям, росту самооценки детей, противостоянию стрессам, формированию положительного мышления. Ребёнок приобретает уверенность в том, что он способен достичь многого не только в творчестве , но и в дальнейшей жизни

    Музыкально-ритмические движения формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

    ФГОС включает в себя такое понятия личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого с ребенком.

    Что же это такое? Ее характерные черты?

    - обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье),

    - сформировать начало личности (базис личностной культуры), развивать его индивидуальность.

    Педагог не подгоняет развитие детей к заранее известны. канонам, а предупреждает возникновение возможного тупика их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявленные ребенку, с задачей создать максимально благоприятные условия, для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в коде общения с детьми, способностей каждого.

    Разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка:

    Формирование знаний и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

    -приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к дицентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

    -создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной

    и нравственной активности,

    -динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их

    Личностная позиция педагога:

    Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка, как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулярного подхода к детям).

    Наилучший контакт устанавливается, когда собеседник не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают ровные позиции в психологическом плане, ни один не считает себя более значимым, важным, умным и т. д., чем другой.

    Хотелось бы отметить, что именно через танец можно и нужно воспитывает и развивать нравственно-духовные ценности, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

    Коммуникативная направленность танцевальных движений обусловлена, помимо прочего, присущим танцу особым видом мыслительной деятельности - невербальным, ритмопластическим мышлением. Поэтому правомерно определить танец как исскуство ритмопластического общения. Процесс обучения музыкально-ритмических движений в основном построен на реализацию дидактических принципов.

    Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении ПОД, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним; воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

    -Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений, повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

    -Принцип доступности требует постановки перед детьми задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

    -Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности детей, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

    -Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

    • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
    • глубокое знание и понимание физических, эмоциональны и интеллектуальных потребностей детей;
    • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

    -Принцип демократизма основывается на признании равны прав и обязанностей взрослы и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

    В разделе музькально-ритмических движений применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

    Метод использования слова - универсальный метод обучения .С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальны произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении.

    Рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

    Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению детьми блока музыкально-ритмических движений, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мьшечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

    Практические методы основаны на активной деятельности самих детей. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

    Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

    Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Также необходимо помнить, что в реализации ФГОС необходимо опираться на работу с родителями. Это беседы, консультации разъяснительная работа, совместное творчество.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

    Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

    Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Основные цели и задачи по образовательной области

    Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

    Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

    Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

    Приобщение к искусству.

    Цели и задачи музыкальной деятельности:

    Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

    Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

    Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

    Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

    Содержание музыкальной деятельности

    Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

    Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

    Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

    Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

    Музыкально-ритмические движения

    Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

    Младшая группа (от 3 до 4 лет)

    Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

    Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.

    Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

    Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

    Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

    Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

    Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

    Песенное творчество

    Музыкально-ритмические движения

    Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

    Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

    Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

    Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

    Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.

    Развитие танцевально-игрового творчества

    Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

    Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

    Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

    Средняя группа (от 4 до 5 лет)

    Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

    Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

    Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).

    Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

    Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

    Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

    Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

    Песенное творчество

    Музыкально-ритмические движения

    у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

    Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

    Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

    Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

    Развитие танцевально-игрового творчества

    Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).

    Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

    Старшая группа (от 5 до 6 лет)

    Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

    Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

    Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

    Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

    Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

    Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

    Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

    Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

    Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

    Развивать песенный музыкальный вкус.

    Песенное творчество

    Учить импровизировать мелодию на заданный текст.

    Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

    Музыкально-ритмические движения

    Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

    Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или мед-ленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

    Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

    Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

    Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.

    Музыкально-игровое и танцевальное творчество

    Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

    Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

    Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

    Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

    Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

    Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

    Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

    Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

    Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

    Обучать игре на детских музыкальных инструментах.

    Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

    Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

    Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

    Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

    Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

    Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

    Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

    Песенное творчество

    Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

    Музыкально-ритмические движения

    Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

    Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).

    Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

    Музыкально-игровое и танцевальное творчество

    Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).

    Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.).

    Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

    Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

    Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

    Обмен опытом. Ритмика – это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой – развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей (обычно дошкольного возраста), на которых малыши учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память.

    Оценить 606 0

    Музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Ритмика.

    Ритмика—один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

    Цель и задачи ритмики.

    Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

    —учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; —развивать основы музыкальной культуры; —развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

    —учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т- д.);

    —формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

    Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

    Виды ритмики. Репертуар по ритмике.

    Следующий вид ритмики—танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

    Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду—важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомите народными традициями — все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

    Репертуар по ритмике. Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.

    Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:

    - художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

    - разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

    - соответствие движений характеру, образам музыки;

    - разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

    Читайте также: