Что такое нематериальное производство кратко

Обновлено: 06.07.2024

Производство материальных благ лежит в основе жизни человеческого общества. Мы рассматриваем производство как процесс, который в своем историческом развитии изменялся и совершенствовался от изготовления простейших орудий труда до сложнейшей современной техники.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства только во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства в первобытном обществе было потребление добытого за день, хотя некоторая часть добытого могла быть отложена. Целью производства в рабовладельческом обществе также являлось потребление рабовладельцев и лишь часть произведенного доставалась рабам. В рыночном хозяйстве непосредственная цель заключается в прибыли, что нельзя назвать изъяном рыночной экономики, а скорее, - ее важнейшим преимуществом. Стремление к прибыли позволяет эффективно использовать ресурсы.

Производство отражает : во-первых, взаимодействие человека и природы - производительные силы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности - производственные отношения.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Соответственно, различают материальное и нематериальное производство. Схематично структуру общественного производства можно представить следующим образом (рис.2.1):

Рис.2.1. Структура общественного производства

К материальному производству относятся отрасли, создающие вещественное богатство, материальные блага и услуги. В состав материального производства входят промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, обслуживающие материальное производство, материально-техническое снабжение, заготовки, торговля, общественное питание и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.

К нематериальному производству относится все, что связано с оказанием нематериальных услуг и изготовлением нематериальных ценностей. Нематериальное производство создает нематериальные блага - духовные, нравственные и культурные ценности, и оказывает нематериальные услуги - здравоохранение, образование, научное обслуживание.

Для современной экономики, которую часто называют постиндустриальной экономикой, свойственно быстрое развитие нематериального производства. Активную роль в такой экономике играет сфера услуг. В экономически развитых странах численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве за последние десятилетия значительно сократилась и столь же значительно выросла численность занятых в сфере услуг – до 50-70%.

Услуга – вид целесообразной деятельности , полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением социальных и духовных потребностей. Особенностью услуги является то, что она потребляется в момент предоставления. Услуги также подразделяют на два типа: материальные - грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, производственные виды жилищно-бытового обслуживания и др., и нематериальные услуги - просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, страхование, кредитование и т. д.

Материальные блага состоят из предметов потребления, удовлетворяющих личные потребности людей, и средств производства, удовлетворяющих производительные потребности общества.

Общественное производство, соответственно, делится на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Между двумя этими подразделениями осуществляется взаимный обмен продуктами труда. Средства производства возвращаются в процесс производства, либо для замещения изношенных, либо для расширения масштабов производства, и составляют базу экономической системы.




В общественном производстве выделяют инфраструктуру.

Инфраструктура – взаимосвязанный комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Производственная инфраструктура непосредственно обслуживает материальное производство - строительство и эксплуатация дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, энергетическое хозяйство, железнодорожное хозяйство, водное снабжение и т. д. Непроизводственная или социальная инфраструктура с процессом производства связана опосредованно, через обслуживание работников, подготовку кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение, отдых и т. д.

Производство материальных благ лежит в основе жизни человеческого общества. Мы рассматриваем производство как процесс, который в своем историческом развитии изменялся и совершенствовался от изготовления простейших орудий труда до сложнейшей современной техники.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства только во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства в первобытном обществе было потребление добытого за день, хотя некоторая часть добытого могла быть отложена. Целью производства в рабовладельческом обществе также являлось потребление рабовладельцев и лишь часть произведенного доставалась рабам. В рыночном хозяйстве непосредственная цель заключается в прибыли, что нельзя назвать изъяном рыночной экономики, а скорее, - ее важнейшим преимуществом. Стремление к прибыли позволяет эффективно использовать ресурсы.

Производство отражает : во-первых, взаимодействие человека и природы - производительные силы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности - производственные отношения.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Соответственно, различают материальное и нематериальное производство. Схематично структуру общественного производства можно представить следующим образом (рис.2.1):

Рис.2.1. Структура общественного производства

К материальному производству относятся отрасли, создающие вещественное богатство, материальные блага и услуги. В состав материального производства входят промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, обслуживающие материальное производство, материально-техническое снабжение, заготовки, торговля, общественное питание и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.

К нематериальному производству относится все, что связано с оказанием нематериальных услуг и изготовлением нематериальных ценностей. Нематериальное производство создает нематериальные блага - духовные, нравственные и культурные ценности, и оказывает нематериальные услуги - здравоохранение, образование, научное обслуживание.

Для современной экономики, которую часто называют постиндустриальной экономикой, свойственно быстрое развитие нематериального производства. Активную роль в такой экономике играет сфера услуг. В экономически развитых странах численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве за последние десятилетия значительно сократилась и столь же значительно выросла численность занятых в сфере услуг – до 50-70%.

Услуга – вид целесообразной деятельности , полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением социальных и духовных потребностей. Особенностью услуги является то, что она потребляется в момент предоставления. Услуги также подразделяют на два типа: материальные - грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, производственные виды жилищно-бытового обслуживания и др., и нематериальные услуги - просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, страхование, кредитование и т. д.

Материальные блага состоят из предметов потребления, удовлетворяющих личные потребности людей, и средств производства, удовлетворяющих производительные потребности общества.

Общественное производство, соответственно, делится на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Между двумя этими подразделениями осуществляется взаимный обмен продуктами труда. Средства производства возвращаются в процесс производства, либо для замещения изношенных, либо для расширения масштабов производства, и составляют базу экономической системы.

В общественном производстве выделяют инфраструктуру.

Инфраструктура – взаимосвязанный комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Производственная инфраструктура непосредственно обслуживает материальное производство - строительство и эксплуатация дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, энергетическое хозяйство, железнодорожное хозяйство, водное снабжение и т. д. Непроизводственная или социальная инфраструктура с процессом производства связана опосредованно, через обслуживание работников, подготовку кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение, отдых и т. д.

В настоящее время широко развита сфера материального и нематериального производства. Обладая объективными отличиями, эти виды деятельности тесно взаимодействуют друг с другом. Между тем в современном мире все большее значение приобретает сфера нематериального производства. Рассмотрим ее особенности.

нематериальное производство

Общие сведения

Материальное и нематериальное производство – ключевые направления деятельности современных предприятий. При этом второе, как выше было сказано, приобретает в последнее время все большее значение. Между тем нематериальное производство нельзя назвать самодостаточным. Предприятия не могут обходиться без ресурсов, имеющих вещественное выражение. Тем не менее в последнее время именно нематериальное производство выступает в качестве источника добавленной стоимости. Более того, коммуникации, специальные знания, интеллектуальный труд являются факторами экономического развития и конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов.

Специфика современной экономической деятельности

Производство, существующее в настоящее время, - это в первую очередь воздействие ума. Оно обеспечивается инженерами, конструкторами, бухгалтерами, дизайнерами, кадровыми специалистами, маркетологами, экспертами и проч. Значение ручного труда достаточно активно снижается. Такая тенденция особенно хорошо видна в наукоемких отраслях. Экономическое развитие на современном этапе, таким образом, выдвигает на передний план нематериальное производство. Оно получает статус преимущественной области занятости, ключевого инвестиционного направления. Именно оно выступает сегодня как определяющий фактор благосостояния общества.

сфера нематериального производства

Проблемная сторона вопроса

В России сегодня имеют место два противоположно направленных процесса: увеличение удельного веса сферы обслуживания и деиндустриализация. Последняя проявляется в снижении доли перерабатывающих отраслей при одновременном укреплении добывающих. В определенной степени данная тенденция вынужденная и с точки зрения перспективного развития отечественной экономики отличается негативным характером. Она смещает хозяйственную систему с индустриального состояния в доиндустриальное. Соответственно, здесь можно говорить, скорее, о регрессе, чем о развитии.

Вместе с тем в экономике отмечается увеличение доли услуг финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция в целом характерна для индустриального этапа. Благодаря развитию отрасли обслуживания идет внутреннее перераспределение ВНП от регионов-доноров (Зап. Сибирь, Урал) в центр. В предстоящие годы в России эксперты прогнозируют значительную миграцию рабочей силы.

сфера материального и нематериального производства

Специфика анализа

Оценку глубины постиндустриальных направлений развития необходимо осуществлять не только в рамках отраслевой структуры инвестиций и занятости. Немаловажное значение имеет та степень, с которой распространяется нематериальное производство. В частности следует определить, какова доля информационных технологий среди факторов социального развития в целом и хозяйственной его деятельности, в частности.

Заключение

В настоящее время имеет место кардинальное изменение роли материальных услуг и производства. Оно выполняет сегодня функции обслуживания бизнеса. При этом содержание самой деловой активности смещается к сфере нематериального производства. Даже в такой известной отрасли экономики, как выпуск одежды, можно увидеть ее преобладание. Сегодня в этой сфере большая часть сотрудников занята не непосредственно в производстве, а в дизайне, реализации, логистике, маркетинге.

материальное и нематериальное производство

Услуги начинают занимать доминирующие позиции не только в отдельных странах, но и во всем мире. Например, значительно повысилась доля туристической сферы. Здесь следует отметить важные особенности этих услуг. В отличие от, например, деятельности, связанной с экспортом природных ресурсов (леса, в частности), туристический сектор обладает способностью к воспроизводству. Так, люди приехали в населенный пункт, побывали на экскурсиях, на море, в музеях, галереях и уехали, оставив свои деньги. На эти средства осуществляется реставрация, поддержание культурно-исторических памятников, строительство новых или ремонт существующих отелей, развивается инфраструктура курортов.

Материальное производство - это когда производят то, что можно потрогать ( но НЕ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ если грубо говоря) детали, конфеты, кирпичи, бутылки с питьевой водой, книги и пр. ..
Нематериальное - соответственно то, что потрогать нельзя. услуги например

Нематериальное производство, в отличие от материального, характеризуется отсутствием такого важного фактора как сырьё, и его продукт не имеет вещественной формы!

Производство существует в двух формах:
1. Материальное производство – это производство материальных благ и услуг. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат) ; продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т. д.) . Иногда к материальным благам относят (например, А. Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные) . Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие — форма присвоения полезности.
2. Нематериальное производство – это производство нематериальных услуг. Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т. д. Различают две подгруппы нематериальных благ:
• внутренние — блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос; пение, декламация; музыкальный слух; музицирование; способности к науке и т. д.) ;
• внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т. д.).

материальное производство - это когда ты на своей родине што- то сделал материальное.
а нематериальное производство - это когда немножко девушка забеременела, и ты имееш право задавать вопросы.

Читайте также: