Гипотеза педагогического исследования кратко

Обновлено: 30.06.2024

3) По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.

Требования к гипотезам :

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя :

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по теме : «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если:

- стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

- в единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

- способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить:

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме : выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

- провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

- проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

- раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:

Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер. Например:

- разработать рекомендации по формированию …;

- разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. `` Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы. По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников''. Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна. Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том, что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте'', может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: ``Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет'' - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезу можно рассматривать : как часть научной теории;

как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Вслед за определением проблемы, темы, объекта, предмета и цели исследования, выдвигается гипотеза как обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно достичь цели, получить искомый результат.

Гипотеза (от греч. Hypothesis – основание, предположение) – достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности. Она возникает из потребностей общественной практики, отражает научные абстракции, систематизирует имеющиеся теоретические представления, включает в себя суждения, понятия, умозаключения, представляя собой целостную структуру.

Важно иметь в виду, что предположения, отражающие содержание гипотезы, относятся обычно не просто к констатации существования какого-либо события или явления, а к выяснению связи между ними и наблюдаемыми известными явлениями. Гипотеза как предположение о закономерном порядке явлений и других существенных связях и отношениях имеет в виду также предположения об отдельных явлениях, отдельных свойствах и отдельных связях.

Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Это такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Одно и то же по содержанию предложение, относящееся к одной и той же предметной области, выступает либо как гипотеза, либо как элемент теории, в зависимости от степени его подтверждения.

Гипотеза всегда требуется в тех случаях, когда педагогическое исследование опирается на формирующий эксперимент, если предварительно выдвигаются предположения в качестве научно обоснованного ориентира.

Гипотеза возникает вследствие обобщения накопленного фактического материала, активно влияет на формирование новой теоретической концепции, систематизацию научного знания, накопление новых фактов, до тех пор, пока она не будет отвергнута или на ее основе не будет обоснована новая научная теория.

Очевидно, гипотеза не требуется в исследованиях по истории психологии и педагогики, сравнительных исследованиях по психологии и педагогике и при обобщении психолого-педагогического опыта. Так как объяснение причинно-следственных зависимостей в этих ситуациях основывается не на формирующем эксперименте, а на констатирующем, а также на логических и исторических методах доказательства. Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблемный характер.

О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования . Любая гипотеза проходит несколько стадий. Первоначально выдвинутое предположение впоследствии приобретает многие другие, свойственные гипотезе качества. Однако очень часто под гипотезой понимают лишь одну из ее составных частей – именно предположение.

Очевидно, что предположение неравнозначно гипотезе. Гипотеза всегда содержит ранее известное в форме предпосылки и новое знание. Связь же между ними осуществляется с помощью предположения. Оно выражается в форме проблематичных суждений, истинность или ложность которых еще не доказана, однако эти суждения имеют большую долю вероятности, так как основаны на уже имеющихся предшествующих знаниях.

Таким образом, гипотеза отражает систему научного знания, состоящую из различных суждений, объединенных предположением, которое есть следствие небольшого исследования, сопоставления, обобщения и анализа ряда фактов и закономерностей.

Для выдвижения гипотезы необходимы тщательное изучение научной проблемы; научная компетентность; осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов.

В процессе разработки гипотеза развертывается в систему, или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Уже поэтому, чтобы выдвинуть гипотезу, нужно многое знать об изучаемом объекте, основательно его изучить. Это обязательное условие рождения по-настоящему научного, развернутого предположения, теоретического представления, требующего доказательства. В.В. Краевский, Е.В. Бережнова отмечают, что обозначенные выше установки, к сожалению, часто идут вразрез с практикой в сфере педагогических исследований.

Бывает, что гипотезу выдвигают в самом начале, едва приступив к исследованию. В этом случае кроме общеизвестных истин ничего предложить нельзя. Настоящая гипотеза требует серьезного, трудоемкого обоснования и тщательной, детальной проверки. Поскольку в этом случае ее фактически нет, то нет и надлежащей исследовательской работы.

По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Простые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т.е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат.

Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений. Помимо этих функций наука должна прогнозировать психологопедагогическую мысль, однако гипотезы бессмысленно подразделять на прогностические и непрогностические, ибо любая из них содержит элементы предсказания.

Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например: а) образовательный процесс будет таким-то; б) если сделать вот так и так; в) потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых… во-вторых… в-третьих… Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется.

При этом структура гипотезы становится двусоставной: а) это будет эффективным; б) если, во-первых… во-вторых… в-третьих… Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение соединяются в единство в форме гипотетического утверждения: а) это должно быть так-то и так-то; б) потому что имеются следующие причины…

Можно выделить ряд стадий конструирования психологопедагогической гипотезы. Первоначально исследователь фиксирует возникновение проблемной ситуации, доказывает невозможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования, всесторонне изучает новые явления, формулирует научное предположение о возможной причине возникновения данного явления, одновременно определяет следствия, логически вытекающие из предполагаемой причины.

На заключительной стадии происходит опытно-экспериментальная проверка соответствия этих фактам действительности, т.е. гипотеза признается обоснованной только тогда, когда выведенные следствия начинают соответствовать реальным фактам.

Каждое научное исследование должно не просто изучить и раскрыть выбранную тему, но и проверить действие определенной гипотезы, под которой понимают предположение автора. Важно отметить, что идея исследователя должна решать актуальную проблему, быть эффективной, привносить перемены в текущее положение дел.

Каждое научное исследование должно не просто изучить и раскрыть выбранную тему, но и проверить действие определенной гипотезы, под которой понимают предположение автора. Важно отметить, что идея исследователя должна решать актуальную проблему, быть эффективной, привносить перемены в текущее положение дел.

Педагогическая гипотеза – это особая мысль, которая должна учитывать не только специфику темы, изучаемой проблемы, но и содействовать реализации основных функций образовательной системы: развитие и воспитание.

Способы выдвижения педагогической гипотезы

Выдвинуть гипотезу в педагогическом исследовании – процесс непростой. Здесь требуется не просто теоретические знания, но и опыт, который позволит оценить текущее состояние дел в образовательной среде и выделить актуальную проблему.

Способы выдвижения гипотезы

Выдвижение педагогической гипотезы

Педагогические гипотезы могут носить теоретический и практический характер. Теоретические предположения нацелены на проверку действия определенных принципов и теорий, которые были выдвинуты ранее, но работают до сих пор. Проверка идеи подразумевает определение эффективности использования теоретических положений.

Практическая идея призвана определить действие конкретных методик, приемов. Для этого важно провести эксперимент и оценить влияние конкретных приемов, инструментов на объект исследования, определить их эффективность на текущий момент.

Формулировка гипотезы в исследовании

Процесс выдвижения гипотезы

Процесс выдвижения педагогической гипотезы может происходить следующим образом:

  • Путем сравнения теоретических аспектов современности и более раннего периода, выявление пробелов и противоречий;
  • Анализ практики педагога и выявление реальных проблем в его работе: сложности работы с отдельными учениками, успеваемость студентов и сложности в обучении, определение наиболее востребованных и эффективных методов преподавания и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика педагогической гипотезы

Гипотеза в педагогическом исследовании призвана решить определенные задачи:

  • оптимизировать систему образования, учебный процесс в целом;
  • решить наиболее острые, распространенные и реальные проблемы;
  • послужить основой в разработке дидактических и методических пособий для преподавателей;
  • и пр.

Педагогическая гипотеза должна быть четкой и ясной. Недопустимо использование витиеватых и двусмысленных фраз. Идея автора должна подчеркивать конкретную проблему и вероятное решение.

Формулировка гипотезы в педагогике

Специфика формулирования педагогической гипотезы

Содержание педагогической гипотезы должно отражать ключевые воспитательные и развивающие функции педагога, действия которые помогут ему улучшить учебный процесс, успеваемость учащихся и эффективность собственной работы, оптимизировать ситуацию.

Важно, чтобы выдвинутая идея была обоснованной. Для этого автору предстоит разобраться в теории, проанализировать не только собственный опыт, но и изучить результаты подобных исследований, проанализировать статистические данные и пр. Важно подтвердить наличие и важность проблемы, необходимость ее решения.

Формулировка педагогической гипотезы должна быть простой, без сложных конструкций и оборотов. Не менее важно, чтобы идея автора была реалистичной и достижимой, проверяемой как в теории, так и на практике.

Как сформулировать основные положения для защиты?

В педагогическом исследовании выдвинуть гипотезу недостаточно. Важно грамотно сформулировать этапы ее проверки, достижения на основе защищаемых положений. Под ними следует понимать ключевые понятия проекта, позволяющие раскрыть смысл всей работы, темы и проверить действие гипотезы.

Педагогическое исследование

Этапы педагогического исследования

Основные положения для защиты научного проекта должны быть четкими и емкими, подчеркивать наиболее важные мероприятия и этапы исследования, способствовать достижению намеченной цели. Данные постулаты можно выделить на фоне задач исследования: что нужно изучить, рассмотреть, предпринять и пр.

Команда ОЦ DissHelp готова помочь в выполнении педагогического исследования. Наши специалисты грамотно сформулируют проблему и гипотезу, обозначат основные положения, подлежащие защите. Мы готовы подготовить информационную, методическую и практическую базу для проверки выдвинутой идеи, оценить эффективность полученных результатов.

Дисхелп гарантирует высокое качество исследований и научных работ, конфиденциальность данных и индивидуальный подход к каждому клиенту. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Задание 9. Используя сложную стратегию обработки информации – интерпретацию, выразите своё согласие (с помощью ü ) или несогласие (-) с выводом, сделанным на основании сопоставления следующих высказываний.

¤ Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, полученной при непосредственном наблюдении, и поэтому выглядит правдоподобно.

¤ Гипотеза - вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении.

¤ Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом.

¤ Гипотезу или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

p Гипотеза -научно обоснованное утверждение, умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей), предполагающее доказательство.

GГипотеза исследования формулируется обычно в форме сложноподчинённого предложения с придаточным условия. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

Задание 10. Проанализируйте формулировки гипотез педагогических исследований и с помощью ü укажитеошибочные.

Гипотезой нашего исследования является мысль о том, что, если формировать у первоклассников элементарные представления о единстве физического и психического здоровья, помогать учащимся осознавать зависимость состояния здоровья от событий окружающей действительности, создавать здоровьесберегающую образовательную среду, систематически предлагать на уроках упражнения, корректирующие психическое здоровье, то у них повысится уровень осознанности своей здоровьесберегающей деятельности. o

Гипотеза исследования: экономическое воспитание будет эффективным, если школьники участвуют в построении первоначальных экономических понятий, выполняют логические задания экономического содержания, носящие практико-ориентированный характер. o

Гипотеза исследования состоит в представлении о том, что уровни реализации коллизийной личностной функции у младших школьников повысятся в том случае, если в образовательном процессе будут реализованы следующие условия:

- формирование у младших школьников субъективной модели учебного материала, адекватной оригиналу;

Гипотеза исследования: эффективность организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников в интеллектуально-развивающем образовательном процессе определяется совокупностью условий, каковыми являются:

w чередование в образовательном процессе имажинативной деятельности младшего школьника с опорой на внешний образ с имажинативной деятельностью с опорой на внутренний образ;

w использование системы заданий, формирующих имажинативную деятельность в образовательном процессе, адекватных содержанию и логике интеллектуального развития ребенка в младшем школьном возрасте;

w оптимизация формирования имажинативной деятельности у младших школьников за счет перехода с одной модальности и субмодальности на другие, за счет вызывания у учащихся ассоциаций, необходимых для овладения содержанием урока, за счёт осознанного использования имажинативных приёмов в учебном процессе. o




Гипотеза.Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ будет успешен лишь при реализации следующих педагогических условий:

1) анализ научной литературы по проблеме исследования и разработка методических рекомендаций, включающих адаптированные методы;

2) разработка модели процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста;

3) применение диагностического инструментария исследования уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников. o

Гипотеза.Если впроцессе изучения тригонометрического материала в курсе геометрии использовать в качестве ключевого средства разработанную нами обучающую систему заданий в тестовой форме и соблюдать при обучении основные требования, предъявляемые к содержанию учебного материала и организации его изучения, а также учитывать выделенные нами уровни ТП, то это будет способствовать осознанному и качественному изучению тригонометрии. o

Гипотеза.Формирование готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности будет более успешным, если реализуются следующие педагогические условия:

- целостное включение будущего учителя физической культуры в здоровье-сберегающую деятельность через интеграцию всех аспектов готовности;

- обогащение информационного поля будущего учителя за счет создания системы взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин;

- моделирование здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в процессе взаимодействия физического, когнитивного, мотивационного, рефлексивного и практического компонентов готовности. o

Задание 9. Используя сложную стратегию обработки информации – интерпретацию, выразите своё согласие (с помощью ü ) или несогласие (-) с выводом, сделанным на основании сопоставления следующих высказываний.

¤ Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, полученной при непосредственном наблюдении, и поэтому выглядит правдоподобно.

¤ Гипотеза - вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении.

¤ Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом.

¤ Гипотезу или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

p Гипотеза -научно обоснованное утверждение, умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей), предполагающее доказательство.

GГипотеза исследования формулируется обычно в форме сложноподчинённого предложения с придаточным условия. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

Задание 10. Проанализируйте формулировки гипотез педагогических исследований и с помощью ü укажитеошибочные.

Гипотезой нашего исследования является мысль о том, что, если формировать у первоклассников элементарные представления о единстве физического и психического здоровья, помогать учащимся осознавать зависимость состояния здоровья от событий окружающей действительности, создавать здоровьесберегающую образовательную среду, систематически предлагать на уроках упражнения, корректирующие психическое здоровье, то у них повысится уровень осознанности своей здоровьесберегающей деятельности. o

Гипотеза исследования: экономическое воспитание будет эффективным, если школьники участвуют в построении первоначальных экономических понятий, выполняют логические задания экономического содержания, носящие практико-ориентированный характер. o

Гипотеза исследования состоит в представлении о том, что уровни реализации коллизийной личностной функции у младших школьников повысятся в том случае, если в образовательном процессе будут реализованы следующие условия:

- формирование у младших школьников субъективной модели учебного материала, адекватной оригиналу;

Гипотеза исследования: эффективность организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников в интеллектуально-развивающем образовательном процессе определяется совокупностью условий, каковыми являются:

w чередование в образовательном процессе имажинативной деятельности младшего школьника с опорой на внешний образ с имажинативной деятельностью с опорой на внутренний образ;

w использование системы заданий, формирующих имажинативную деятельность в образовательном процессе, адекватных содержанию и логике интеллектуального развития ребенка в младшем школьном возрасте;

w оптимизация формирования имажинативной деятельности у младших школьников за счет перехода с одной модальности и субмодальности на другие, за счет вызывания у учащихся ассоциаций, необходимых для овладения содержанием урока, за счёт осознанного использования имажинативных приёмов в учебном процессе. o

Гипотеза.Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ будет успешен лишь при реализации следующих педагогических условий:

1) анализ научной литературы по проблеме исследования и разработка методических рекомендаций, включающих адаптированные методы;

2) разработка модели процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста;

3) применение диагностического инструментария исследования уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников. o

Гипотеза.Если впроцессе изучения тригонометрического материала в курсе геометрии использовать в качестве ключевого средства разработанную нами обучающую систему заданий в тестовой форме и соблюдать при обучении основные требования, предъявляемые к содержанию учебного материала и организации его изучения, а также учитывать выделенные нами уровни ТП, то это будет способствовать осознанному и качественному изучению тригонометрии. o

Гипотеза.Формирование готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности будет более успешным, если реализуются следующие педагогические условия:

- целостное включение будущего учителя физической культуры в здоровье-сберегающую деятельность через интеграцию всех аспектов готовности;

- обогащение информационного поля будущего учителя за счет создания системы взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин;

- моделирование здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в процессе взаимодействия физического, когнитивного, мотивационного, рефлексивного и практического компонентов готовности. o

Читайте также: