Новая цель образования по фгос в доу воспитание социально педагогическая поддержка

Обновлено: 02.07.2024

В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной организации.

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_podderzhka_rebenka_.docx 37.61 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В дошкольном возрасте физическое и психическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Однако замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер.

Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность.

Ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Важнейшей характеристикой ФГОС дошкольного образования является идея о психолого-педагогической поддержке позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка в рамках реализации образовательной программы дошкольной организации.

В решении проблемы психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации детей, должна сыграть существенную роль окружающая среда. Следовательно, необходимо особое внимание уделять тому, что окружает ребенка. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей различных групп.

Необходимым условием построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств (по Н.В. Микляевой):

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

-компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.

Образовательные отношения на современном этапе дошкольного образования активно включают личностно-ориентированные технологии обучения. Одной из таких технологий является педагогическая поддержка детей, которая несет в себе основные подходы к организации целостного развития детей в ДОУ.

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль общения с воспитанниками. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии является осознание сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов с помощью, которых можно достичь результата.

От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Метод – совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов воспитательных задач.

Прием - это способ педагогического действия в определенных условиях.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Задача педагога при овладении технологией педагогической поддержки продемонстрировать ребенку:

Для лучшей организации работы с детьми необходимо использовать тактики психолого-педагогической поддержки.

Психолого-педагогическая поддержка оказывается детям на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у дошкольников на данном возрастном этапе.

Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.

Следует подчеркнуть, что педагогика не терпит шаблона. Ошибкой было бы без анализа ситуации буквально применять рекомендации или во всех случаях некритично копировать лучших педагогов, успешно применивших тот или иной прием. Простое копирование даже самого хорошего образца без знания объективных закономерностей психики дошкольника часто приводит к неудачам и дает повод к неудачам и отрицательной оценке того или иного приема.

Список использованной литературы

Приемы педагогической поддержки

Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика защиты .

-Запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен - старшие дети, сверстники в лидирующей позиции. При этом эти запреты и угрозы носят агрессивный характер и направлены адресно в отношении конкретного ребёнка, делают его аутсайдером, изгоем, вечно виноватым.

-Угроза жизни и здоровью ребёнка.

Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Педагог при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории или факта, который действительно имел место в жизни, показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации.

Ситуация, требующая вмешательства взрослого.

-Препятствия непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.

Один из эффективных приемов общения - опосредствование . Смысл его заключается в вовлечении обучающихся в занимательную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, и дадут им возможность испытать радость творчества, создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, а это обязательно рано или поздно положительно скажется на их взаимоотношениях с педагогом, со сверстниками.

Прием — подстановка перспективы . В этом приеме педагог, учитывая естественное желание воспитанника получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся ранее скучной, неинтересной.

При этом педагог

в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика помощи .

2. Другие дети рискуют (особенно лидеры), они как будто одновременно испытывают и себя, и ситуацию, и взрослых.

3. Дети, которые объективно могли бы найти выход из ситуации, поскольку в их опыте достаточно для этого знаний и умений. Но они отказываются даже пытаться это делать. В общем виде проблема этих детей выглядит таким образом: они почему-то заранее уверены в том, что их способ действий, их результат действий будут извне оценены как неправильные. Они боятся ошибок, боятся оценок, не верят в себя, не верят другим и боятся их.

Моральная поддержка, или укрепление веры воспитанника в собственные силы. Чтобы подбодрить, педагог отмечает в его поведении или подготовленности черту характера, знания, навык, которыми он отличается в лучшую сторону.

Но хвалить ребёнка за то, что он не умеет, так же вредно, как не замечать и игнорировать то, что он может.

1. Создать условия для поисковой деятельности ребёнка;

2. Предоставить ребёнку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.

3. Предоставить ребёнку в распоряжение знания, накопленные в культуре и в опыте других людей, которые подтверждают ценность активных действий в проблеме.

4. Обеспечить безопасность самореализации в пределах реальных возможностей ребёнка.

Педагогом могут быть применяться следующие методы:

Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика содействия.

Нередко возникают ситуации, когда ребенок может разрешить проблему, но не делает этого. Объективно для этого нет никаких преград, которые он не мог бы преодолеть, но субъективно ребёнок не хочет (или ему кажется, что не может) выходить за привычные способы действия, которые гарантировано приносят ему некоторую успешность.

- сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления того, что он хочет и намеревается сделать;

- постоянно интересуется его мнением и отношением к происходящему;

- он использует инверсию (перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях (в утверждениях, в аргументации и т. д.), которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;

Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика взаимодействия.

Педагог обязан предоставить свободу (и ответственность) - выбирать ему педагога или нет доверенным лицом.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи нового ФГОС в ДОУ:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС в ДОУ:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Презентация на тему: " Новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного," — Транскрипт:

1 Новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

2 Новые образовательные стандарты новая образовательная среда; новое содержание образования; новые технологии обучения; новое целеполагание для учителей и обучающихся; новые требования к подготовке учителя

3 Новые технологии требуют от учителя: Профессиональный мониторинг стремительно растущей информационно-ресурсной базы; Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных инновационных образовательных ресурсов; Владение педагогическими технологиями открытого, дистанционного образования; Активное участие в работе социальных образовательных сетей и образовательных сообществ; Освоение новой роли в педагогическом процессе.

5 Основные направления работы: - информационно-методическое обеспечение; - проведение семинаров и семинаров- практикумов, организация мастер-классов учителей высшей категории по подготовке учащихся к ЕГЭ; -организация и проведение педагогических чтений, -проведение специальных тренировочных семинаров-практикумов по ЕГЭ для учителей- предметников и учащихся 9-11-х классов.

8 Проблемы: необходимость наличия альтернативы формы сдачи итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА или традиционно); пересдача ЕГЭ и ГИА-9, влияние итогов ЕГЭ и ГИА-9 на выдачу аттестатов; недостаток времени сдачи ЕГЭ и ГИА; выбор нужного пособия по подготовке к экзаменам; использование учебников и учебных пособий при подготовке к ЕГЭ в национальной школе; учебная нагрузка по предметам (недостаточное количество часов для качественного изучения предмета); неравномерное распределение количества часов по предметам в обычных и профильных классах и сдача учащимися ЕГЭ по единым КИМам;

9 Проблемы: содержание КИМов (вопросы, касающиеся различных разделов по предметам); изменение минимальных порогов шкалы оценивания по итогам сдачи ЕГЭ; сдача ЕГЭ и ГИА детьми с ограниченными возможностями здоровья; подготовка и сдача ЕГЭ выпускниками вечерних школ; материально-техническое оснащение (отсутствие необходимого лабораторного оборудования для проведения практических занятий по химии, физике; использование компьютеров на ЕГЭ по информатике; отсутствие достаточного количества магнитофонов и наушников во время сдачи ЕГЭ по иностранным языкам); участники Форума рекомендовали регулярно наполнять и обновлять образовательный портал видеоуроками учителей по подготовке к ЕГЭ и не снижать баллы в части задания С, если учащийся дал ответ без пояснений.

10 Проблемы: стимулирование труда педагога, систематически готовящего учащихся-стобалльников; повышение статуса педагога; необходимость сдачи ЕГЭ аттестующимся учителям; необходимость выдачи сертификата по итогам ЕГЭ; сроки действия результатов ЕГЭ; возможность отказа от сдачи ранее заявленного экзамена.

11 Работа профессорско-преподавательского состава педагогических учебных заведений В 11 муниципальных районах (Елабужский, Лениногорский, Альметьевский, Арский, Чистопольский, Бугульминский, Лениногорский, Нижнекамский, Мензелинский, Сабинский и Рыбно-Слободский) и в гг. Казани и Набережные Челны созданы более 50 базовых школ по подготовке школьников к ЕГЭ

12 Введение профильного обучения Реализуемые наиболее востребованные профили: Естественно-математический – 5320; 16,12%; Социально-экономический – 4349; 13,23%; Физико-математический, математический – 3895; 11.84%; Информационно-технологический – 4431; 13,45%; Социально-гуманитарный, социально-правовой, социально-юридический – 3994; 12,16%; Филологический – 2857; 8,7%

13 Средние республиканские показатели по предметам ЕГЭ (общие и в профильных классах) Русский язык 54,5 56,6 Математика 41,9 47,3 Физика 47,7 53,4 Химия 51,2 59,2 Биология 51,2 56 История России 46,2 50,8 Обществознание 54,2 57,4 Информатика и ИКТ 55,8 56,4

14 Средние республиканские показатели по предметам ЕГЭ (общие и в профильных классах) География 48,5 55,2 Литература 47,8 51,7 Английский язык 54,1 60,2 Немецкий язык 37,6 42,9 Французский язык 55,3 64

15 В учебном году всего выпускников 9- х классов общеобразовательных школ – человек. математика ; русский язык ; история России - 814; обществознание ; химия ; биология - 969; физика ; география Количество человеко-экзаменов (согласно предварительным заявкам) возрастет до (в том числе по русскому языку и математике до ).

16 Согласно распоряжению Кабинета Министров РТ от года 376-р аттестация в новой форме по обязательным предметам (русскому языку и математике) с полным охватом выпускников 9-х классов пройдет в следующих муниципальных образованиях: г.Казань, г.Н.Челны, Альметьевский, Балтасинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Зеленодольский, Мамадышский, Мензелинский, Нижнекамский, Лениногорский, Чистопольский районы.

Формирование социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Важнейшей целью современного отечественного дошкольного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание позитивной социализованности подрастающего поколения.

Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным ценностям человечества и конкретного общества. Процесс социального развития представляет сложное явление, включающее освоение личностью многообразие социального мира и взаимоотношений окружающих, проявление индивидом активности в различной деятельности. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, гуманных чувств, таких как: сопереживание, сочувствие, содействие, доброта, чуткость, отзывчивость, забота, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование уважительного и доброжелательного отношения к окружающим и чувства принадлежности к своей семье, позитивных установок к различным видам труда и творчества, готовности к совместной деятельности. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, договариваться, самостоятельно разрешать конфликты.

Ведь собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит его развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагогов с воспитанниками.

Главными требованиями, предъявляемыми к субъектам образовательной деятельности в ДОУ является:

1) уважение достоинства воспитанника,

2) принятие его, как личности,

3) его защита от любых форм психического и физического насилия,

4) поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

И мы стараемся это учитывать.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы : ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве.

В нашей группе выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, труда. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, творчества, радости.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.

Работа состояла из выполнения следующих задач:

- формировать у детей представление о личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

- помогать в освоении культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

- обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами;

- помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

В процессе моей работы применялись различные методы и приёмы, такие как:

Сюжетно ролевые игры:

Так же наши ребята очень любят конструировать. Конструирование из разных видов конструктора:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - документ, который является новым для сферы дошкольного образования, предъявляющий новые требования к дошкольному образованию, к личности педагога, к его профессионализму.

Этот документ, линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

- Создавать условия для полноценного социального развития детей;

- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.

Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя – ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т. д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В наших группах выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Читайте также: