Гипноз как метод изучения бессознательного кратко

Обновлено: 04.07.2024

На кафедре психотерапии Центрального института усовершенствования врачей с 1973 года тремя исследователями – доктором биологических наук Н. А. Аладжаловой, доктором мед. наук, профессором В. Е. Рожновым и врачом-психотерапевтом С. А. Каменецким совместно было проведено исследование сверхмедленных колебаний потенциалов (СМКП) мозга человека в гипнотическом состоянии. Удалось установить характерную кривую изменения потенциалов, свидетельствующую о возникновении гипноза как качественно самостоятельного режима работы мозга, не похожего ни на сон, ни на бодрствование. Ученые делают выводы, что первостепенное место в возникновении и протекании гипноза принадлежит далеко не полностью сознаваемым психологическим факторам, а именно характеру воздействий, исходящих от гипнотизирующего (целенаправленности его внушающего влияния, искренности и выразительности интонаций при внушениях, стройности и последовательности их смыслового содержания), а также значимых установок испытуемого (определяющих его отношение к социальной среде, личности гипнотизирующего, к самой процедуре гипнотизации). В глубокой стадии гипноза (сомнамбулической) эта доминирующая роль неосознаваемых психологических факторов выступает особенно ярко, и их влияние становится безраздельным, превосходя по своей силе все другие воздействия, даже и весьма значительные биологически.

Известный в нашей стране психотерапевт В. Л. Райков считает, что гипноз есть особая, резервная форма психологического состояния и реагирования, потенциальная готовность к максимальной мобилизации психики, когда измененная функция сознания и самосознания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом. В. Л. Райков долгие годы работал над проблемой активизации творческого процесса в состоянии гипноза. Его научные исследования хорошо известны за рубежом. Большинство ученых-гипнологов поддерживают концепцию Райкова и считают, что гипноз как психическое состояние – это форма повышенной готовности психики к приему информации, ее переработке и реализации в деятельности. Это состояние измененной восприимчивости сознания, связанной с повышенной управляемостью почти всех функций организма.

Итак, гипноз, согласно концепции Райкова, – это:

1. Состояние измененного сознания, возникающее под воздействием особых ситуаций, особых воздействий, особых внушений.

2. Психическое состояние.

3. Форма человеческого общения.

4. Форма повышения психической управляемости организма, иллюстрация максимальной активизации возможностей пластичности психики.

5. Состояние повышенной и повышающейся внушаемости в количественном отношении вплоть до качественного скачка состояния измененного сознания.

6. К гипнотическому состоянию могут быть близки переживания глубокой внутренней сосредоточенности, задумчивости, когда внешние раздражители почти полностью игнорируются за счет этой внутренней сосредоточенности.

7. Гипноз возникает в результате воздействия на сознание с целью его трансформирования и последующего целевого внушения.

8. Гипнотическое состояние не только оживляет внутренний мир ассоциативных представлений, но и "расцвечивает", "украшает" творчество личности.

9. Гипноз – это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилизации энергетической способности сознания.

Известный французский ученый, руководитель Центра психосоматической медицины им. Дежерина, гипнолог и психотерапевт Леон Шерток в своей монографии "Неопознанное в психике человека" (1982) пишет: "…Гипноз и внушение являются двумя феноменами, которые присущи практически всем людям, и могут быть вызваны любым экспериментатором". Он считает, что изучение гипноза является, следовательно, изучением не какого-то исключительного феномена, а механизма, играющего центральную роль в психической жизни человека.

В следующей главе читатель узнает о бессознательном психическом, о феноменах человеческой психики, которые играют важную роль в возникновении гипнотического транса. Познав эту таинственную природу психики человека, мы перейдем к технике гипнотизации и внушения.

2. Бессознательное и гипноз

Вся история развития представлений о гипнозе говорит о том, что ученые, занимающиеся проблемой сущности гипноза, на некоторые его аспекты смотрят одинаково, тогда как на другие – по-разному.

Хотя гипноз используется на протяжении всего времени существования рода человеческого, но еще никому не удалось дать ему точное определение. В этом нет ничего странного, если уж и наши знания о функционировании отдельной клетки нашего организма все еще остаются фрагментарными. Вместе с тем каждый год приносит новые научные достижения, знаменуясь совершенствованием методов исследования, которые позволяют нам углубить и расширить свои знания о химизме, физиологии и психологии состояния бодрствования, сна, а также состояний измененного сознания, – таких, как транс. Исследовательские работы проливают все больший свет на то, что ранее в этой области оставалось для нас неизвестным. Есть все основания для того, чтобы считать, что в не слишком далеком будущем нам удастся точно определить все то, что происходит при погружении человека в гипнотическое состояние.

Раскрытие всех тайн гипнотического транса пока еще невозможно. Вместе с тем читатель должен знать, что может овладеть профессионально тонким искусством внушения и гипноза, но для этого необходимо изучить уже известные и общепринятые аспекты гипнотического транса, психологии личности и феномены человеческой психики.

В настоящее время ученые-гипнологи все более сходятся во мнении, что понимание гипнотического транса невозможно без изучения бессознательного психического, а сам гипноз открывает широкие возможности для объективного изучения бессознательного в психике человека.

Проблема бессознательного психического является одной из самых сложных и трудных проблем, возникавших когда-либо перед науками о природе человека. Представители различных специальностей заинтересованы в изучении бессознательного психического – психологи, философы, психоневрологи, педагоги, психолингвисты, нейрофизиологии и др.

В сентябре 1979 года в Тбилиси появились плакаты с необычным словом "Бессознательное" и удивительной эмблемой. Первого октября во Дворце шахмат произошло открытие международного симпозиума по проблеме бессознательного. Организаторами симпозиума были советские ученые А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Д. В. Басин и директор Парижского центра психосоматической медицины А. Шерток. В нем принимало участие более 250 специалистов из 17 стран мира.

На симпозиуме было отмечено, что бессознательное психическое существует и участвует в каждом акте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в каждом переживании, в любом поведении, в любой деятельности человека.

Именно поэтому эмблемой симпозиума было выбрано изображение "Стрельца", взятое из Грузинской рукописи 1188 года, изображающее кентавра – полульва-получеловека.

Выбрал это изображение в качестве эмблемы симпозиума профессор А. Е. Шерозия. Он говорил, что "Стрелец" целится в чудовище, не заложив в лук стрелы. Следовательно, этот факт указывает на нерасторжимость "Светлого" и "Темного" в душе человека. Человек не способен убить в себе чудовище, но и оно не в состоянии пожрать человека, смерть одного означала бы конец другого, единственный исход борьбы между этими началами – достойное противостояние, длящееся вечно.

Профессор А. Е. Шерозия попросил художника поместить "Стрельца" внутри черного круга, "как бы ограничивающего, по его словам, возможности самопознания", но одновременно предлагает вывести переднюю лапу "человека-льва" за пределы круга как символ шага в неведомое, в тайну, причем этот шаг еще не осмыслен самим "Стрельцом". Его взгляд направлен назад, к голове дракона. И эта неразгаданная тайна – бессознательное.

Большое внимание на симпозиуме уделялось учению Фрейда. Такие фрейдовские термины, как "либидо", "супер эго", "эго", "Ид" и другие, можно слышать в западных странах в речи не только психолога или врача, но и любого образованного человека. О фрейдизме опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека. Издано множество материалов, освещающих деятельность Фрейда. Было сделано заключение, что 3. Фрейд является создателем учения о бессознательном психическом.

Ясное понимание цели, сущности, основных технических приемов и правил, психологических элементов (механизмов) психоаналитического метода психотерапии затруднено без знания основных источников его происхождения.

На этот счет имеются достаточно различающиеся, хотя и не противоречащие в основном друг другу точки зрения. Сам 3.Фрейд, например, отмечал: «Я чувствую себя вправе утверждать, что и в наши дни, когда я давно уже не единственный психоаналитик, никто не может знать лучше меня, что такое психоанализ, чем он отличается от других способов исследования психической жизни и что именно следует этим словом обозначать.

Можно привести еще ряд высказываний — психоаналитиков , психологов, философов, врачей, других ученых — по поводу происхождения психоаналитического метода Фрейда, в одних из которых Фрейда упрекали в единоличном присвоении и узурпации открытия психоанализа, в других умаляли роль и значение заслуги И.Брейера в области психоаналитического метода и т.д. [1; 2; 3; 4 ; 10 ; 15 ; 16 ; 26 ; 28 ; 41].

Были даже заявления о том, что Фрейд вместе с Брейером использовали учение французского психолога П. Жане. Представители французского гипнотизма утверждали, что психоанализ как метод психотерапии стал наследником только гипноза [20, 27].

Изучение этого вопроса позволяет предположить, что психоаналитический метод оформился на благодатной почве его предшественников, имел свои генетические корни в психотерапевтических методах, философских и психологических учениях.

Как известно, сам Фрейд полагал, что основными источниками психоанализа как метода психотерапии были классический гипноз Ж.М.Шарко и Нансийской школы, катартический метод И. Брейера и закон образования ассоциаций- один из древнейших в психологии[2] /20; 22; 23; 39; 42/.

Отправным пунктом в его медицинской карьере стало знакомство с историей Анны О. (Берты Паппенгайм), пациентки его друга и духовного учителя Брейера.

Это событие поставило перед Фрейдом две важнейшие, связанные друг с другом, проблемы — истерии и гипноза. Именно при исследовании истерии интерес ученого сместился от физиологии к психологии. Чем же заинтересовала в 1882 году история Анны О. Фрейда?[3] В ряде источников самого основателя психоанализа , его последователей и критиков мы находим признания того, что Фрейда всегда привлекали занятия философией, но он никогда не любил медицину[4]. Не исключено, что пациентки, больные истерией, интересовали ученого вследствие специфики его личности[5]. Не осталось без внимания и то, что случай с Анной О. демонстрировал возможность успешного лечения истерии нетрадиционным способом, от разработки которого Брейер отказался и долгие годы не публиковал историю случая. Более того, при публикации Брейер опустил существенное событие, положившее конец лечению Анны О.: неожиданное для врача проявление пациенткой мощного непроанализированного положительного переноса неопровержимо сексуальной природы.

Но главное, на наш взгляд, заключается в том, что история заинтересовала Фрейда в силу уникального сочетания в этой болезни проблем души и тела, психического и соматического, интуитивного понимания возможности потрясающего по своим последствиям сдвига в ее лечении от медицины к загадочной психологии.

Шарко применял гипноз с целью вызвать истерические симптомы, усматривая в них искусственную истерию. Он показал, что истерическому субъекту (и женского, и мужского пола) можно в гипнозе навязать известные представления. Например, легкий удар мог вызвать истерический паралич или нечувствительность кожи на каком-либо участке тела.

Будучи сторонником гипнотизма, Фрейд применял прямое гипнотическое внушение с декабря 1887 по май 1889 года, пока не перешел к катартическому методу Брейера.

Таким образом, исходным пунктом в будущем здании психоанализа было пристальное изучение истерии — уникального сочетания психического и соматического факторов. Это явление исследовалось с психологических позиций.

Классический гипноз в школе Шарко применялся директивно, в виде прямого гипнотического внушения в основном с целью вызова симптомов у пациентов и последующего их снятия в виде запрета.

Главным выводом на этом этапе, на наш взгляд, следует считать то значение гипноза в открытии Бессознательного (огромных возможностей скрытых от сознания мощных психических процессов), которое стало фундаментом будущего психоаналитического метода.

Катартический метод Брейера

В истории и практике катартического метода можно выделить два этапа:

"Брейеровский анализ«[8]. Удовлетворяя жажду знаний ученого — врача, пытающегося понять происхождение тех явлений, которые он стремится излечить, Фрейд перешел от гипнотического внушения к катартическому методу Брейера. Австралийский невропатолог, профессор физиологического института в Вене Брейер наряду с Шарко и Бернгеймом был учителем и духовным наставником Фрейда. Именно ему основатель психоанализа отдает наибольшую дань уважения и приписывает исключительные, самые выдающиеся заслуги в открытии психоаналитического метода[9].

. Анна О. — прелестная 21-летняя девушка, интеллигентная, эрудированная, с богатым воображением, критическим умом , что делало ее невнушаемой. Настойчивость, доходящая до упрямства, и доброта завершали ее первоначальный портрет. В июле 1880 года горячо любимый ею отец оказался прикованным к постели тяжелой болезнью. Первые месяцы Анна беззаветно ухаживала за ним, одновременно пребывания, как и раньше, в сказочных выдумках своего воображения. Однако вскоре у нее появились слабость ; малокровие; отвращение к пищи; кашель; желание отдохнуть днем, переходящее в сноподобное состояние к вечеру и в сильное возбуждение к ночи; косоглазие. В начале декабря 1880 года пациентка слегла и смогла подняться только в апреле 1881 г., за несколько дней до смерти отца. В постельном режиме у нее быстро развилась серия новых нарушений: расстройство зрения, паралич мышц конечностей и других участков тела, тревожность. В таком состоянии Брейер взялся за ее лечение.

Пациентка к этому времени пребывала в двух чередующихся состояниях сознания: относительно нормальном , сопровождающемся меланхолией, и галлюцинаторном, в котором была непослушной, бранящейся и прочее. Первое становилось все кратковременнее, а во втором отчетливо вы выступали разговоры с собой. В ясном сознании она жаловалась на мрак в голове, проявления слепоты и глухоты, раздвоенность. Через некоторое время наступило глубокое функциональное расстройство речи, с восстановлением которой она бессознательно перешла с родного немецкого на английский язык, а при сильном волнении — на мешенину из разных языков. (Брейеру потребовалось несколько месяцев для того, чтобы убедить ее в этом.)

После смерти отца истории стали более трагичными. Однако и в этой ситуации после выговаривания она становилась совершенно спокойной, на следующий день с утра была в хорошем состоянии, однако на 3-й день ее настроение быстро ухудшалось до невыносимого. В эти часы ее трудно было разговарить даже в гипнозе. Брейер настойчивым упрашиванием и всякими ухищрениями обычно добивался своего, но она никогда не начинала говорить до тех пор, пока не убеждалась в его тождественности осторожным ощупыванием рук психотерапевта. Если же выговаривание не приводило к успокоению, применялся хлорол, после чего она на несколько часов засыпала. Если Брейер при этом присутствовал, то сон был эйфоричным, в его отсутствие сон был неприятным и беспокойным.

Самым же примечательным было то, что продукты ее воображения и каждое событие, ассимилированное патологической частью ее души, упорствовали как психические стимулы до тех пор, пока не выговаривались в состоянии гипноза, после чего полностью исчезали. Однако в декабре 1881 г. последовало ухудшение ее состояния с последующим расщеплением: в одном состоянии она была в текущем времени, в другом — в событиях годичной давности, переживая их день за днем и рассказывал ,о них доктору, после чего возникшие в то время нарушения исчезали. Через некоторое время пациентка стала вспоминать и события 2-летней давности (1880 г.) и как только они проговаривались, обусловивший их симптом исчезал.

Существуют разные точки зрения на причины отхода 3.Фрейда от гипнотерапии — Э.Джонса, Д.Лагаша, Л.Шертока, Ф.Виттельса, Р.Гринсона и др. Опираясь прежде всего на высказывания, замечания самого Фрейда в разное время, а также имея собственную позицию по этому вопросу, мы считаем, что целый ряд причин в совокупности обусловил отказ будущего психоанализа от применения гипнотического метода. Перечислим основные.

Ассоциации (закон ассоциаций)

Напомним некоторые основные аспекты истории развития ассоциаций (закона ассоциаций) в психологии.

Обращение к рассмотрению нами этой проблемы обусловлено несколькими факторами:

— недостаточными исследованиями[21] непосредственного влияния идей ассоцианизма, роли психологического закона ассоциаций в создании психоанализа;

— тем, что именно свободные ассоциации стали основным вкладом в открытие Фрейдом его метода (часто в психоаналитической литературе и клинической практике метод свободных ассоциаций отождествляют с психоанализом);

Ассоциации (лат. associare) — соединение , объединение, союз; в психологии — это ассоциация идей — связь представлений, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогащались новым содержанием. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Сущность его сводилась к тому, что если какие-либо объекты воспринимались одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влекло за собой осознание другого. Различным видам ассоциаций было посвящено множество психологических трактатов и концепций. Приведем лишь несколько наиболее известных учений.

Начало классическому ассоцианизму было положено концепцией бессознательного английского врача Гартли, центральной идеей которого была универсальная категория ассоциации[22] (человеческое познание представало как ассоциация идей).

Он также считал, что на основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. Память же — это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. Англичанин Д.Юм развил понятие ассоциаций, объясняя механизмом их образования работу познания, дал классификацию ассоциаций[23] и утверждал, что все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни, лежат в основе научного мышления (причинно — следственные отношения сводились к привычной последовательности явлений).

Идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции И.Ф.Гербарта. Понятия о бессознательной психике, сочетаниях представлений (комплексах), хотя и не осознаваемых, но способных воздействовать на процессы, в отношении которых индивид способен дать себе отчет, может рассматриваться как свидетельство влияния Гербарта на Фрейда, создание его психоанализа.

В ассоцианизме было дано детальное описание, как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Когда психология превратилась в самостоятельную науку, ассоциации стали изучать экспериментально, чтобы определить законы памяти, воображения и других умственных процессов.

Применялся ли метод свободных ассоциаций до Фрейда?

Безусловно, ни Гарт-Вилкинсон, ни Шиллер не имели прямого влияния на выбор психоаналитической техники.

Замечательный биограф Фрейда Джонс приводит исторический факт, когда Фрейд настойчиво расспрашивал Элизабет фон Р. и она упрекнула его в том, что он прерывает ход ее мыслей. Тогда он принял ее совет, и метод свободных ассоциаций сделал гигантский шаг вперед. Мы уже имели возможность заметить, что и факт переноса, и явление сопротивления, а теперь и свободные ассоциации были выявлены (или применены, как в случае со свободными ассоциациями) при лечении фрейлин Элизабет фон Р.

Психологические, философские концепции ассоцианизма, господствовавшие в XIX веке, оказали свое благотворное влияние на формирование медицинских, психологических, философских взглядов Фрейда на создание его метода свободных ассоциаций.

Гениальность, научное предвидение, клиническая проницательность Фрейда проявились в создании им метода свободных ассоциаций с целью познания глубинного мира Бессознательного человеческой психики.

Исследование генезиса психоанализа показывает, что он имел глубокие корни, источники, основанные на богатстве мысли, психологических, философских, медицинских знаний и психотерапевтической практики.

Надо было обладать гением Фрейда, научной проницательностью, даром воображения и теоретического осмысления, смелостью ученого и человека, чтобы:

— пройти через терни зашоренных медицинских кругов, применяя гипноз и катарсис, отказаться от них;

— осознав силы сопротивления и преодолев их, проникнуть в глубины Бессознательного;

— открыть перенос — особые чувства между пациентом и аналитиком, модификацию опыта прошлых отношений в детстве со значимыми для больного людьми;

— извлечь вытесненные аффекты, понять природу психического детерминизма явлений и, применив свободные ассоциации как свое главное психотерапевтическое открытие, создать психоаналитический метод.

15.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. I. N° М., РОУ, 1991.

[1] К р у к Владимир Михайлович — кандидат психологических наук, специалист в области истории психоанализа, психоаналитической психотерапии, член Правления РПА.

X а р и т о н о в Александр Николаевич — психолог-психотерапевт, специалист в области истории психоанализа, психоаналитической психотерапии, член Правления РПА.

[6] На протяжении почти 20 месяцев он применял электростимуляцию, водолечение, массаж и т. д. И неудовлетворенный результатами начал использовать гипноз в декабре 1887 г. (Э.Джонс).

[14] Поездка в Нанси могла свидетельствовать также о нетвердости убеждений Фрейда в гипнотерапии (В.Виттельс, 1925).

[15] Мы специально не рассматривали до этого методический подход Бернгейма в психотерапии, так как по логике развития психоаналитического метода именно на этом этапе более правильно приводить этот факт и исторически именно в этот момент Фрейд вспоминал о «технике напора соотнося с ней свою методическую уловку при отказе от гипноза — „процедуру надавливания“.

[16] У „зрелого“ Фрейда в „Введении в психоанализ. “ (1933) в 27-й лекции мы находим очень оригинальное суждение: „В нашей технике мы отказались от гипноза только для того, чтобы снова открыть внушение в виде перенесения“. Что самое серьезное здесь, что заслуживает особого подхода к пониманию причин отказа от гипноза, так это сравнение перенесения с внушением. В других источниках Фрейд вообще считает несовместимым внушение и психоанализ.

[17] Кстати , Бернгейм демонстрировал возможность „оживления“ воспоминаний пациентов, используя чисто психологические приемы опроса: настойчивость (напор), внушение, увещевание.

[20] Здесь мы впервые выходим на ассоциирование как следующий источник будущего психоаналитического метода. Фактически уже обозначились основные контуры психоанализа, за исключением решающего довеска — свободных ассоциаций.

[21] Все имеющиеся исследования по генезису, истории психоанализа посвящены в основном изучению влияния гипноза, катартического метода (что часто тоже отождествляется с гипнозом) на рождение психоанализа. В них практически не прослежена роль ассоциаций в создании психоаналитического метода, за исключением некоторых упоминаний зарубежных и отечественных ученых (Э.Джонс, Ф.Виттельс, М.Г.Ярошевский). Нами же предпринята попытка выделить в данной работе закон ассоциаций как самостоятельный источник генезиса психоанализа в качестве метода психотерапии.

[22] Это была вторая попытка соединить рефлекс с ассоциациями после Р.Декарта. Третьей такой попыткой было учение отечественного психолога , физиолога И.М.Сеченова (см. М.Г.Ярощевский. История психологии. — М. , 1985 г.).

[23] Д.Юм различал следующие ассоциации: случайные и неправильные (ассоциации по закону смежности в пространстве и во времени); естественные и правильные (ассоциации по закону сходства и причинности). См. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. — М., 1990.

[25] Не исключено, что именно в то время ему пригодился опыт его знакомства с сочинениями Бьерна, и Фрейд со свойственной ему научной проницательностью и тонким клиническим чутьем прибегнул к свободным ассоциациям.

[26] При этом пациент, так же как и при гипнозе, и при катартическом методе, лежал на кушетке, а психотерапевт садился у головы пациента так, чтобы тот его не видел (его реакций, мимику, движения и др.)

Гипноз – одна из самых популярных тем из области психиатрии и психотерапии, его десятилетиями активно используют в массовой культуре. Герои популярных фильмов и сериалов используют гипноз для раскрытия преступлений, злодеи-мошенники внушают людям отказ от ценностей и совершение различных противоправных действий, а само явление овеивается нотками мистицизма. Как же на самом деле работает гипноз, каковы его плюсы и минусы, и как он используется в современной медицине? Рассказывает психиатр-нарколог и психотерапевт Василий Шуров.

Что такое гипноз и что он делает с мозгом?

Гипноз – временное состояние сознания с максимальной фокусировкой внимания и высокой подверженностью внушению.

Разница между сном и гипнотическим трансом – в особенностях работы головного мозга.

Что же происходит с нашим мозгом во время гипноза?

Фокусировка

В отличие от состояния сна, при гипнозе у человека повышается активность передней поясной коры мозга. Она тесно связана с механизмами концентрации внимания и когнитивного (мыслительного) контроля. Мы максимально сфокусированы на каких-то конкретных мыслях.

Расслабленность

При этом у нас снижается активность вегетативной нервной системы – именно она связывает нашу центральную нервную систему с внутренними органами и системами, регулирует частоту сердцебиения и дыхания, активность работы органов ЖКТ.

Поэтому при гипнозе мы одновременно максимально сфокусированы – и максимально расслаблены.

Этот механизм лежит в основе гипнотерапии хронических психосоматических заболеваний. Подробнее о психосоматике мы писали здесь .

Подавление боли

Кроме того, исследования показывают и влияние гипноза на ощущение боли. По данным ученых, гипноз воздействует на работу ключевых центров восприятия боли в стволе головного мозга, снижая проводимость нервных импульсов. Именно поэтому гипнотическое внушение обезболивания дает положительный эффект и активно применяется при работе с хроническими болями.

Связь с воспоминаниями и воображением

Так, гипнотерапия активно используется в лечении пост-травматического стрессового расстройства. О нем мы подробно писали здесь .

Как именно человек входит в гипнотическое состояние?

Многие ученые рассматривают гипноз как эволюционный механизм. Так, например, животных тоже можно ввести в примитивное состояние транса. При определенных воздействиях (резкие движения, методы физического удержания) рыбы, птицы, земноводные, рептилии и млекопитающие впадают в состояние оцепенения, но при этом бодрствуют.

Только вот наш мозг работает сложнее. И наша первая – сенсорная − сигнальная система, в отличие от сигнальной системы животных, тесно связана со второй – понятийной, которая лежит в основе речи и мышления. И если животное можно ввести в транс резкими движениями и захватами, то у человека такое состояние может появиться в ситуации, когда он не может проводить полномасштабный анализ ситуации и принимать самостоятельные решения.

Для этого гипнотерапевт применяет разнообразные техники:

Углубление. Это следующий этап после индукции, который усиливает состояние транса. Например, пациенту предлагают представить себя в спокойном и безопасном месте, сконцентрироваться на дыхании, ощутить тяжесть своего тела, послушать счет (обычно в обратном порядке). Они помогают сконцентрироваться на трансе.

Разговорный гипноз. Эту технику чаще используют в эриксоновском гипнозе и других моделях краткосрочной терапии. Пациент вводится в легкий транс при помощи доверительной беседы – специалист создает у него состояние поглощенности внимания при помощи терапевтических метафор, активирует бессознательные процессы.

Связь пациента с гипнотерапевтом

Это возвращает нашу психику к состоянию в раннем младенчестве – когда родитель был единственным посредником между нами и всем миром. Границы эго пациента стираются, он полностью доверяется гипнотерапевту.

Это помогает специалисту управлять фокусировкой нашего сознания – направлять наше внимание на темы, которые нужно проработать в процессе терапии: эмоции, мыслительные установки, воспоминания, физические ощущения и т.д.

Гипнозу поддаются все? Можно ли загипнотизировать против воли?

Самый популярный миф о гипнозе – это образ того самого злодея-мошенника, который с легкостью гипнотизирует и использует окружающих людей.

Но на деле все не так просто.

Гипнозу поддаются не все

По прикидкам ученых, лишь 15% взрослых людей демонстрируют широкий ответ на гипноз, а примерно 15% − вовсе ему не подвержены. При этом у внушаемости явно есть генетические корни – подверженность гипнозу обычно передается по наследству.

На внушаемость влияют и другие факторы, например, сила воображения и способность к критическому мышлению, привычка к повиновению, развитость концентрации внимания:

· Гипнозу более подвержены дети до 14 лет – это связано с более богатым воображением и слабым развитием критического мышления. А людей пожилого возраста ввести в транс сложнее.

· Внушаемость характерна для людей с хорошо развитым воображением.

· Гипнозу лучше поддаются люди, привыкшие к повиновению по долгу службы (например, солдаты).

· Более внушаемы люди с повышенной способностью к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.

· В транс легче входят люди, которые умеют хорошо концентрироваться на задачах.

Существуют и шкалы измерения внушаемости – например, WSGC, SWASH. Но, к сожалению, точные критерии гипнабельности все еще не установлены, ученые работают над этим.

Загипнотизировать против воли вряд ли получится

Пока что исследования говорят о том, что человека невозможно загипнотизировать против его воли. Хотя внушение и имеет оттенок убеждения, в гипнозе человек склонен следовать тем внушениям, которые соответствуют его основным интересам и целям.

Дело в том, что даже в состоянии гипноза у человека не отключаются механизмы контроля важнейших психических и поведенческих процессов. Например, работает инстинкт самосохранения (нельзя внушить причинение себе повреждений) и крепкие моральные барьеры (нельзя принудить человека убить кого-то или совершить другой аморальный поступок, если человек считает его глубоко неприемлемым для себя).

Исследования на эту тему проводились неоднократно и пока что не дали других результатов.

Другие статьи по теме:

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

И будьте здоровы!


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Теории Месмера сразу же натолкнулись на сильней­шую оппозицию научных кругов, и в частности врачей. Более ста лет велись ожесточенные споры, различные комиссии составляли доклады и проверяли друг друга, Многие ученые — Пюисегюр (1785), Брэд (1843), Льебо (1866), Рише (1875), Бернгейм (1884) и др.— изучали эти проблемы, и лишь после работ Шарко (1882) гипноз был признан предметом научного исследования.

В течение этого периода были проведены многочисленные исследования, что привело к накоплению значительного экспериментального материала и более глубокому, чем прежде, изучению психической жизни. Так мало-помалу определилось понятие бессознатель­ного в психологии. Открытие психоанализа ознаменовало завершение этого процесса.

Однако сущность отношения между психическими и биологическими сторонами бессознательного осталась одним из белых пятен в теории психоанализа. Эта теория основывается на гипотезе принципиального единства человеческой личности, которая мыслится как нерасторжимое психофизиологическое целое. На этом положении мы строим наши попытки объяснить, каким образом фантазмы — неосознаваемые представле­ния — могут воздействовать на наиболее элементарные физиологические функции. Некоторые из важнейших понятий психоанализа — либидо, аффект, влечение — являются, впрочем, пограничными и располагаются на стыке этих двух областей. Однако деление на области остается нечетким, поскольку сами эти понятия сохра­няют умозрительный характер и не получили строго научного обоснования. Одним из следствий такого положения является то, что механизм психотерапевти­ческого воздействия в значительной степени еще недо­ступен нашему пониманию и пробел этот становится все более очевидным. Так, мы наблюдаем сегодня появление множества психотерапевтических методов, которые сулят положительные результаты, не давая для них — и не без причины — строгих теоретических обоснований.

Итак, вопросы, поднятые в эпоху Месмера, далеко еще не решены. Гипноз и сегодня представляет собой загадку, в особенности еще и потому, что связь между психическим и соматическим проявляется в нем с исключительной силой. В этом смысле гипноз создает нам особенно благоприятную возможность – или, если хотите, необходимый обходный путь – для проникнове­ния в еще закрытые для нас области психического функционирования.

Предлагаемая книга не совсем обычна по форме. Она состоит из двух разнородных частей. В первой опи­сываются проведенные автором две серии опытов, ил­люстрирующих психофизиологический характер гипно­за. Гипнотическое обезболивание показывает, как пси­хологические межличностные отношения могут влиять на функционирование мозговых структур и изменять переработку информации па уровне коры, вызывая и пленения переживаний и поведения. В случае гипнотически внушенных ожогов представление оказывает непосредственное воздействие на материальную струк­туру тела и влечет за собой соматические изменения цитологического характера. Чтобы дать читателю некоторое представление о развитии наших знаний о гипнозе, мы в обоих случаях предпослали описанию своих опытов краткий исторический обзор предшеству­ющих экспериментов.

Содержание первой части рискует иногда показаться слишком сухим в силу самого характера рассматриваемого материала. Приведенные в ней конкретные данные должны подвергаться тщательной проверке и метоодологически строгой обработке. Нетерпеливый читатель может, если пожелает, перейти непосредствен­но ко второй части книги; нам же казалось необходимым описать предварительно несколько фактов, на которых базируются наши теоретические соображения

Во второй части изложение носит, напротив, гораздо свободный характер. Здесь мы позволяем себе отклоняться в различные области, не имеющие на первый взгляд непосредственного отношения к описанным и предыдущей части экспериментам. Не обладая пони­манием природы гипноза, мы не можем дать подлинно научный анализ собранного экспериментального мате­риала. Но мы сочли целесообразным систематизировать вопросы, возникающие сегодня по поводу гипноза и представляющие интерес для психотерапии в целом. Мы попытаемся сформулировать, в каком смысле гипноз представляет собой состояние измененного сознания, а это в свою очередь приведет нас к проблеме отношения между гипнозом и суггестией. Мы дадим обзор применяющихся форм гипнотерапии. Мы кратко затронем также вызвавший столько споров вопрос об отношении между гипнозом и истерией. Мы покажем, что понятия переноса недостаточно, чтобы установить специфику гипнотической связи. Затем мы проанализируем причины некоторых сомнений и отсутствия уверен­ности, наблюдаемых сегодня в области психотерапии. Мы увидим, что главной проблемой является здесь проблема аффекта, психобиологического аспекта межличностных отношений. Вопрос гипноза и аффекта рассматривается нами в рамках более общей проблемы связи между психологическим и физиологическим аспектами бессознательного; именно так сложился он в ходе раз­вития теории психоанализа. И наконец, мы постараемся очертить нынешние перспективы научных исследований в области гипноза.

Приложение объединяет две исследовательские ра­боты, иллюстрирующие состояние экспериментальных исследований на нынешнем этапе.

Автор надеется, что его работа в свою очередь послужит толчком к новым исследованиям. Эта цель стоит труда. Многие люди и сегодня не подозревают, что гипноз, вызывающий в них лишь воспоминания об эстрадных представлениях, ведет к проблемам, затраги­вающим самые корни человеческого сознания.

Читайте также: