Какое представление о сознании формировалось в различных философских школах

Обновлено: 07.07.2024

Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее родовое отличие человека от животного. Представления о сознании претерпели длительную эволюцию.

На ранних этапах развития философии, когда не было резкого противопоставления сознания и материи, основу сознательных действий искали в упорядоченности космоса, логосе, гармонии небесных сфер.

Применительно к человеку представление о душе было близким к дыханию, ассоциировалось больше с теплым или горячим. По Гераклиту, душа (психея) — нечто огненное, сухое. Холодная и

Сегодняшний взгляд на сознание часто обращается к античности, собирая по крупицам наиболее ценные идеи, касающиеся данного вопроса. Так, вопрос о природе души, выраженной либо одной из стихий (огонь), либо уже специфической материальной структурой (атомы), не ограничивался бесстрастным описанием души как сущностного явления.

Общее, порядок, закон присущи как природе, так и душе. В психике индивида общее существует вместе с множеством свойств чувственности. Общая идея как принцип единичного выступает интегративным центром души, оформляет целостность внутреннего мира, обладает активностью, стимулирует осмысление человеком мира и самого себя. Платон структурирует внутренний мир, выделяя разумную и неразумную части души. Он впервые поставил вопрос о существовании психического бессознательного. Неразумная часть души также раздваивается: на низшую (борющуюся с, разумностью) и среднюю (союзную с ней).

Сферу бессознательного Платон связывает с неразумной і частью души, которую он называет вожделеющей. Она полна влечений и потребностей. Мир влечений противоречив: одна часть из них довлеет к телесности и борется с разумностью; другая — направлена к рассудительности и способствует утверждению духовного образа жизни. Неразумная часть души, так же как и душа в целом, содержит в себе общую идею, объективный закон, проявляющийся как порядок и слаженность.

Законы порядка и слаженности, свойственные объективному миру, отличаются от законов субъективного. Они не даны, а заданы человеку. Он в своей деятельности должен их открыть, осмыслить и превратить внешнее во внутреннее, что достигается великими трудами. Неразумной душе объективный закон не представлен. Ее внутренние идеи.как бы не связаны с внешними вещами и возникают самопроизвольно, вызванные неизвестными причинами и побуждениями. Поэтому достижение соответствия субъективного и объективного ей почти недоступно.

Раскрывая внутренний мир человека, Платон подчеркивает его противоречивость. Кроме соотношения внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, стремления к разумности и телесности, существует еще коллизия природного и социального. Согласно Платону, законы природы и законы общества не всегда совпадают, что неблагоприятным образом воздействует на душу, вызывая ее разлаженность.

И сознательной, и бессознательной частям психического мира свойственны все перечисленные компоненты. Но различие этих частей определяется не самими компонентами, а способами их связей, способами осмысления и разрешения противоречий, выражающих состояние души, ее характер, направленность и динамику.

Ученик Платона Аристотель первым выдвинул идею развития применительно к психике. Он рассматривает психику человека как высший этап эволюции души, под которой он понимал одну из способностей существ, относящихся к органической жизни. Разумная душа человека, по Аристотелю, в эволюционной цепочке следует за растительной и животной душой.

Античное представление о сознании обусловлено общей мировоззренческой позицией, которая имеет космический характер. Структуры внутреннего психического мира человека отражают и выражают иерархйчёские связи и движения космоса. Но в учении Аристотеля философия души уже включает идеи развития.

Место дьявола, заняло посюстороннее существо — животное, зверь. Душа человека становится сложным противоречивым объектом самосознания.

Бэкона, как дуалист по мировоззрению и рационалист в теории познания и методологии, Р. Декарт, с одной стороны, затруднялся в решении психофизиологической проблемы, а с другой — привел к единственно научной для того времени постановке вопроса о структуре сознания и самосознания.

Считая сознание свойством мозга, Декарт не мог с материалистических позиций ответить на вопрос об идеальности этого свойства. Идеальность, самосознание связывались им с непротяженной субстанцией. Антропологически он обосновывал единство идеального и материального при по-

Последовательное применение принципа механистического детерминизма к человеку привело Декарта к той демаркационной линии, за которой этот принцип перестает дей- ствовать. Эмпирическое наблюдение показывало, что человек выступает не только как объект, но и как субъект — творец окружающего его мира, создатель науки, искусства, религии, промышленности, новых форм государственной власти и т.д. Человеческая душа не исчерпывается страстями, регулирующими процесс удовлетворения органических потребностей. Человек обладает еще высшими страстями, рождение которых невозможно объяснить исходя из оснований физической картины мира. Хотя эти высшие страсти и зависимы от тела, у Декарта никак не получалось, что они порождены телом, что у них телесная природа.

Б. Спиноза пытается преодолеть декартовский дуализм посредством учения об атрибутах единой субстанции — природы. Человек вписывается в систему природы как модус, обладающий двумя главными атрибутами — протяжением и мышлением, телом и душой. В отличие от других моду- сов, человек в большей степени обладает атрибутом мышления. Аналогично любому модусу человек взаимодействует с миром в направлении самосохранения, которое рассматривается философами XVII в. как всеобщий закон природы, наподобие инерции применительно к физическим телам.

Г. Лейбниц предполагает наличие первичного и вторичного бессознательного, то есть включение в сферу бессознательного того, что уже побывало в сознании.

Таким образом, философии XVII-XVIH вв. были тщательно исследованы в соответствии с наукой того времени сознание, различные его стороны и уровни: душа, предмет- ное сознание, самосознание, бессознательное. В одних учениях акцентирована проблематика отражательных функций сознания, в других — це л епо латающих. Обозначена структура сознания и формы ее проявления.

Следующий этап философии сознания представлен идеями мыслителей классической немецкой философии. Поскольку большинство из них рассматривают сознание с по-, зиций идеализма, особую ценность для решения этой проблемы имеет методологический аспект. С помощью диалектических идей на основе дуализма (И. Кант) и идеализма (Г. Гегель) обоснован ряд важных положений, выражающих особенности данного феномена, его структуры и развития. Сознание рассматривается как определенная целостность, проявляющаяся как единство качественно различающихся сторон и уровней. Оно функционирует как отражение объекта й самосознание; как чувственное и рациональное, рассудочное и разумное.

Показана активность субъекта, опирающаяся на внешний и внутренний опыт. В силу его рационализма целостность сознания обеспечивается зависимостью чувственного и рассудочного восприятия действительности от форм, независимых от познающего индивида, — это система всеобщих категорий, имеющая не опытное (априорное) происхождение. Гегель обосновывает общественную природу сознания, исторический характер его развития. Системность сознания раскрывается им в становлении, в процессе восхождения от субъективного духа к объективному духу и далее — к абсолютному. Несмотря на мистифицированную форму изложения, логика данного процесса представляет закономерную эволюцию индивидуального сознания к общественному: индивид уже не только объективно социальное существо, но и субъективно, сознательно. Вся структура сознания, по Гегелю, формируется, образовывается постепенно и со скачками, в процессе снятия, разрешения противоречий.

XIX век известен новыми подходами к изучению сознания. С рождением экспериментальной психологии стали исследоваться различные проявления сознания, и на основе новых данных ученые пытались объяснить его целост- ность как форму связи этих проявлений (Г. Фехнер, В. Вундт). Большой вклад в понимание сознания внесли работы нейрофизиологов (И. М. Сеченов, И. П. Павлов), разработавших и обосновавших учение о мозговых механизмах этого удивительного феномена.

Возникла диалектико-материалистическая концепция, согласно которой сознание является функцией мозга, стороной практики, обусловившей необходимость отражения объективных взаимодействий окружающего мира.

Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому формировали разное понимание сознания:
1. Античный космоцентризм,
2. Средневековый теоцентризм
3. Антропоцентризм Нового времени

1.Философы античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект, другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана.

2.Христианство обострило потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как "новых" людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, "этического взрыва", сопровождавшего пришествие Христа. Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором "Я" живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь "по стихиям мира сего" и жизнь в Боге. Христианство вводит впервые в структуру сознания время: строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего. Сознание есть знание необратимости времени, а потому сознание понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым.

3.В Новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма, и вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме "Бог умер". Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестал признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы. В условиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует.

Вывод: Если основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия внешнего мира на мир внутренний, т. е акта восприятия, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит и конституирует мир явлений.

Представление о сознании человека было куда большим чем сейчас потому что был культ красоты и культ мудрости-это было модно.

Сознание каждого человека представляет большой интерес индивидуальными особенностями восприятия жизни и психическими реакциями на происходящую действительность. За тысячи лет лучшие философы мира давали разную оценку человеческому сознанию.

Содержание статьи

Что говорили о сознании разные философы

  • Что говорили о сознании разные философы
  • Сознание как философское понятие
  • Сознание как отражение бытия

Аристотель


Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Платона и наставник Александра Македонского, считает, что сознание человека существует отдельно от материи. При этом душа человека является носителем сознания. Работа души, т.е. сознания, по мнению Аристотеля, подразделяется на 3 сферы деятельности: растительную, животную и разумную. Растительная сфера сознания заботится о питании, росте и размножении, животное сознание отвечает за желания и ощущения, а разумная душа имеет способность мыслить и размышлять. Только благодаря разумной части человеческого сознания индивид отличается от животных.

Бонавентура Джованни

Пико делла Мирандола


Пико делла Мирандола (1463-1494) — образованный аристократ и философ эпохи Возрождения. В своих трудах отмечает, что человеческое познание, которое именуется рациональным, на самом деле, достаточно несовершенное, потому что оно неустойчиво и склонно периодически меняться.

Дидро Дени

Артур Шопенгауэр

Понятие сознания в философии сложно определить, поскольку этот термин имеет многоаспектный круг объяснений. Оно содержит в себе мысли, восприятие мира, осознание. В зависимости от времени оно воспринимается как мнения, собственное Я. Мыслители превозносят осознанное бытие, как самое важное в мире. А ученые считают, что данное понятие расплывчато и не имеет границ использования. Сознание означает человеческую деятельность на ментальном уровне.

Философские теории

фото 739

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Формы

Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).

Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).

Дуализм

Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.

фото 740

Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции. Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает. А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.

Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней. Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл. Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).

Идеализм

Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.

Индуизм

В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).

Материализм

Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.

Функционализм

В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие). Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов. Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.

Двухаспектная теория

Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.

Феноменологическая теория

Феноменология пытается описать сущность опыта без каких-либо объяснений реальности его объекта. Это направление старается найти идеальные качества мышления человека и восприятия, не зависящие ни от каких индивидуальных особенностей, и объяснить прочие науки в виде основанных на мышлении. Интернациональность – основополагающая черта человека. Представители феноменологии – Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.

фото 741

Эмерджентная теория

По эмерджентной концепции сознание не может быть сведено к физическому состоянию мозга, хотя и есть качество некоего материального объекта. Это нередуцируемая субстанция, которая имеет уникальные характеристики, и реальный объект для изучения наукой. Среди сторонников выделяется Джон Серл.

Понятие сознания не употребляется в философии, если говорится о движении в мышлении без соотношения с мирозданием. Без опыта соотношения с миром, оно перестает быть самостоятельным и превращается в способность рефлексии по отношению к мысленному содержимому. В мышлении субъект движения – это само мышление, которое понимается, как некое общее пространство действий и, как субъект этих действий одновременно.

Потребность в теоретическом определении системы отношения "универсум — человек" появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Основу универсума составляет духовное начало – мировая воля, Бог, идея, дух. Порождением некого духовного начала является человек. Весь предметный мир берет свое начало от объективного (мирового духа, Бога) или субъективного (Человека) духа, разума, сознания, чувства. Бытие может определять сознание. Образ жизни человека зависит от его мышления. .

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос "о познаваемости мира". Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть "мировые загадки".

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе "универсум — человек": "нет объекта без субъекта". Основой философской системы являет интенциональность" сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о "чистых сущностях" (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы "универсум — человек": религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Бытие в экзистенциализме представлено как экзистенция – непосредственно данное человечеству существование. Конечная точка бытия человека является его смерть.

Судьба определяет время жизни, она существует неразрывно с сущностью экзистенции. Сущность экзистенции включает рождение, смерть, любовь, отчаяние, деяние и раскаянье.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система "универсум — человек". Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

Читайте также: