Циклограмма хозяйственной деятельности в школе

Обновлено: 06.07.2024

Одна из самых важных функций заведующей ДОУ — правильное распределение обязанностей между членами административной команды. От этого во многом зависит эффективность деятельности образовательного учреждения.

Кто входит в административную команду? Работники ДОУ, осуществляющие управленческие функции: заместитель заведующего по воспитательно­образовательной работе или старший воспитатель, заместитель заведующего по административно­хозяйственной работе, старшая медицинская сестра, главный бухгалтер.

Для того чтобы команда работала эффективно, необходимо четкое взаимодействие всех ее членов, способных к реализации основных командных ролей и вместе с тем сохранивших разнообразие личностных качеств и талантов. Сохранение команды зависит от сохранения ее баланса, духа, динамики, планирования хорошо продуманных встреч, обеспечение хорошей коммуникации, при этом у каждого члена команды есть свои полномочия.

Как было раньше? В начале учебного года заведующий ДОУ, фактически переписав прошлогодний приказ, определяет, кто из его заместителей за что отвечает. Практика показывает, что такое механическое переписывание в лучшем случае обеспечивало лишь стабильность в функционировании ДОУ.

Мы поставили перед собой задачу перехода в состояние единой управленческой команды и определили функциональные обязанности административной команды с учетом всех направлений деятельности ДОУ как целостной образовательной системы.

Чтобы спланировать свою работу на необходимый период, определите форму циклограммы. Затем проанализируйте все стоящие перед вами задачи, соотнесите их с направлениями деятельности и сформулируйте перечень дел. По завершении занесите полученные сведения в документ. В рекомендации – справочник, который поможет сформировать циклограмму.

На какой период составить

Составляйте циклограмму как на перспективный период – на год, полугодие или квартал, так и на краткосрочный – месяц, неделю или день. При этом учитывайте, что вы можете уйти в отпуск, заболеть или неожиданно уехать в командировку. Кроме того, периодически могут возникать внеплановые ситуации, которые требуют оперативного вмешательства руководителя. Это может повлиять на содержание циклограммы, и ее придется редактировать.

По какой форме составить

Мероприятие

Прописывайте в циклограмме мероприятия, которые вы будете выполнять разово и постоянно.

Внимание: если мероприятий слишком много, делегируйте часть своим заместителям.

Срок

Срок описывайте в зависимости от периода реализации задач. Если составляете циклограмму, например, на год, то достаточно указать месяц реализации мероприятия. Циклограмму же на день распишите детальнее – укажите дату, день недели, планируемое время начала и окончания выполнения мероприятия. Обязательно оставьте в графике время на отдых и несколько окон на непредвиденные дела.

Внимание: те мероприятия, которые требуют вмешательства других работников, планируйте на период, который совпадает с рабочим графиком работников. Например, в ежедневной циклограмме нельзя назначать совещание на время, когда у работников закончился рабочий день.

Основание

Чтобы проследить, откуда поступило поручение, прописывайте в циклограмме основание. Также основание поможет вам оценить приоритет и срочность выполнения мероприятий. Кроме того, при необходимости сможете скорректировать сроки их выполнения.

Результат

В последней графе циклограммы распишите итоги, которые планируете получить в результате реализации циклограммы. Это действие поможет проконтролировать исполнение поставленных задач и оценить эффект планирования.

Фрагмент примерной ежемесячной циклограммы директора школы

Какие данные использовать

Формируйте циклограмму на основе сведений анализа федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, школьной документации и приоритетных задач деятельности школы. Кроме того, проанализируйте планы деятельности административных и педагогических работников. Это необходимо сделать, чтобы синхронизировать ваше расписание и запланированные работниками мероприятия. Также соотнесите свою циклограмму с циклограммами работы местного отдела образования.

Примерный перечень источников для формирования циклограммы директора школы

· приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 07.11.2018 № 190/1512;

· должностная инструкция директора школы;

· образовательные программы начального, основного и среднего общего образования;

· программа развития школы;

· график общешкольных родительских собраний;

· график мероприятий ВСОКО в школе;

· план-график работ по техническому обслуживанию здания;

По каким направлениям сортировать мероприятия

Распределяйте мероприятия по направлениям деятельности, которые планируете реализовывать. Например, среди основных направлений можно выделить работу по обеспечению безопасности и соблюдению требований охраны труда, воспитательно-образовательную, административную и хозяйственную, кадровую работу.

Примерное содержание направлений деятельности

· контроль организации текущей и итоговой аттестации;

· прием и отчисление учащихся;

· участие в подготовке и утверждении образовательных программ;

· техобслуживание здания, оборудования;

· планирование и контроль выполнения ПФХД;

· организация и подготовка к участию в проверках, организованных контролирующими органами;

· прием, увольнение и расстановка кадров;

uchitel-zarplaty-1.jpg

Какие мероприятия прописать в циклограмме

Прописывайте в циклограмме мероприятия, которые вы будете выполнять разово и постоянно.

Внимание: не дублируйте в документе мероприятия, исполнение которых входит в обязанности подчиненных. Ваша задача – организовать и скоординировать труд подчиненных, а не выполнять работу за них.

Разовые мероприятия

К разовым мероприятиям относите дела, которые вы выполняете однократно за определенный период – месяц, квартал, полугодие, год. Мероприятия могут варьироваться в зависимости от конкретных потребностей и возможностей школы.

Постоянные мероприятия

Выделите дела, которые будете выполнять ежедневно и еженедельно. Пропишите их в циклограмме или вынесите в отдельный график. Это необходимо сделать для учета и распределения рабочего времени на выполнение мероприятий. Целесообразно запланировать постоянные мероприятия на одно и то же время.

Примерный перечень ежедневных и еженедельных дел директора школы

· проконтролировать выполнение поручений;

· раздать поручения работникам;

· провести переговоры по телефону;

· промониторить электронную почту;

· принять участие в совещаниях при учредителе;

· вести прием посетителей;

Как утвердить, изменить и с кем ознакомить

Утверждайте циклограмму грифом утверждения. При необходимости до утверждения согласуйте циклограмму с учредителем. Редактируйте циклограмму, если изменилось законодательство, а также чтобы скорректировать запланированные мероприятия.

Ознакомьте с циклограммой всех заинтересованных работников школы. Например, можно представить копию циклограммы секретарю или иному ответственному работнику. В случае необходимости специалист предоставит иным работникам сведения о том, когда они могут к вам обратиться, например, чтобы принести документы на подпись, обсудить текущие вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходя из функциональных обязанностей и вопросов, подлежащих контролю со стороны зам. директора по УВР, строится циклограмма работы.

Циклограмма работы – это совокупность мероприятий, составляющих законченный круг действия.

Примерная годовая циклограмма мероприятий для заместителя руководителя ОО на учебный год

Содержание работы

Подготовить документацию к комплектованию и тарификации

Организовать обучение по индивидуальным учебным планам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Составить расписание занятий обучающихся

Провести инструктаж по ведению журналов, в т. ч. в электронной форме

Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Проверить записи вводного инструктажа в классных журналах, журналах внеурочной деятельности, дополнительного образования

Организовать стартовую диагностику по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Проанализировать образовательную деятельность для ежегодного публичного отчета образовательной организации (ОО)

Контролировать размещение и обновление обязательной информации на официальном сайте ОО

Выявить обучающихся, не приступивших к занятиям

Определить уровень профессиональной компетентности вновь прибывших учителей, молодых специалистов

Собрать сведения о детях, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального, основного и среднего общего образования

Организовать курсовую подготовку педагогических кадров

Организовать участие 9-х, 11-х классов в государственной итоговой аттестации (ГИА) в дополнительный период

Организовать школьный этап Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) (не позднее 1 ноября)

Анализировать успеваемость обучающихся по итогам I четверти

Организовать деятельность по реализации платных образовательных услуг

Организовать адаптационный период обучающихся 1-х и 5-х классов

Спланировать работу по подготовке к написанию итогового сочинения (изложения) как обязательного условия для допуска к ГИА по образовательным программам среднего общего образования

Подготовить и провести родительское собрание по процедуре ГИА

Контролировать доступ обучающихся, педагогических работников ОО к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных

Провести мониторинг образовательных результатов по итогам I четверти

Организовать диагностические и тренировочные работы в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по материалам многоцелевого открытого банка заданий СтатГрад

Обеспечить публичную отчетность руководителя ОО о ходе и результатах реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования

Обеспечить участие обучающихся в муниципальном этапе ВсОШ

Организовать и провести итоговое сочинение (изложение) (не позднее 25 декабря)

Обеспечить участие обучающихся в муниципальном этапе ВсОШ

Провести мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования за II четверть (1-е полугодие)

Корректировать расписание на 2-е полугодие

Анализировать качество реализации программ внеурочной деятельности по ФГОС общего образования (по уровням)

Провести мониторинг сдачи обучающимися ГТО

Организовать участие обучающихся в региональном этапе ВсОШ

Провести диагностические и тренировочные работы в форме ЕГЭ по материалам многоцелевого открытого банка заданий СтатГрад

Собрать заявления обучающихся 11-х классов для прохождения ГИА (до 1 февраля)

Провести родительское собрание с родителями будущих первоклассников по правилам зачисления в ОО

Посетить заседания методических объединений, предметных кафедр и проконтролировать ведение протоколов

Провести мониторинг достижений метапредметных результатов обучения по результатам 1-го полугодия

Контролировать реализацию права родителей обучающихся на выбор форм получения образования: экстернат, семейное образование, обучение на дому

Организовать прием обучающихся, проживающих на закрепленной за ОО территорией, в 1-й класс

Собрать заявления обучающихся 9-х классов для прохождения ГИА (до 1 марта)

Организовать участие обучающихся в региональном этапе ВсОШ (не позднее 25 февраля)

Проверить качество индивидуальной работы с обучающимися – претендентами на медаль

Контролировать качество платных образовательных услуг

Контролировать профориентационную работу с обучающимися: программно-методическое обеспечение, предпрофильную подготовку в 7-9-х классах, внеурочную деятельность

Разместить информацию о количестве мест в 1-х классах, начать прием заявлений в 1-й класс

Сформировать список учебников и учебных пособий на новый учебный год

Анализировать образовательные результаты за III четверть, оценить уровень выполнения требований ФГОС общего образования по предметам

Провести мониторинг эффективности использования часов внеурочной деятельности: наполняемость учебных групп, соответствие записей в журналах по рабочим программам, посещаемость занятий и др.

Подготовить документы на досрочное проведение ГИА

Организовать участие 9-х, 11-х классов в ГИА в досрочный период

Организовать собрания с родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов по выбору учебного модуля основ религиозной культуры и светской этики

Изучить запросы родителей (законных представителей) обучающихся на образовательные услуги для планирования образовательной деятельности на следующий учебный год

Организовать участие обучающихся в заключительном этапе ВсОШ (не позднее 30 апреля)

Организовать участие обучающихся во Всероссийских проверочных работах и отчитаться о результатах

Анализировать образовательные результаты по итогам внешней, независимой оценки

Организовать публичную защиту индивидуальных итоговых проектов

Анализировать индивидуальные результаты образовательной и творческой деятельности учащихся: итоги учета единиц портфолио

Подвести итоги стажерской практики молодых специалистов

Анализировать годовой план работы и подготовить план на новый учебный год

Организовать участие обучающихся во Всероссийских проверочных работах и отчитаться о результатах

Организовать участие 9-х, 11-х классов в ГИА в основной период

Организовать публичную защиту индивидуальных итоговых проектов

Проверить классные журналы: выполнение учебных программ по предметам; объективность выставления отметок за год

Провести мониторинг результатов выполнения итоговых проверочных работ и результатов накопленной оценки

Организовать участие 9-х, 11-х классов в ГИА в основной период

Оформить документы строгой отчетности: аттестаты, похвальные грамоты за изучение отдельных предметов

Организовать вручение аттестатов об основном общем и среднем общем образовании

Организовать прием заявлений в 1-й класс от родителей (законных представителей) учащихся, проживающих на незакрепленной за ОО территорией (с 1 июля)

Подготовить проекты приказов о комплектовании классов

Организовать итоговый педагогический совет

Провести смотр готовности кабинетов к началу учебного года

Уточнить предметную нагрузку учителей

Составить расписание уроков и внеурочной деятельности

Утвердить на новый учебный год образовательные программы (в т. ч. адаптированные, учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы по предметам, учебным курсам, внеурочной деятельности) и годовой план работы

Разместить на официальном сайте ОО отчет о самообследовании (до 1 сентября)

Читайте также: