Гильдейские городские и земские школы появились в какое время

Обновлено: 07.07.2024

Как появились земские школы?

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

Одновременно развивалась другая сюжетная линия, а именно - существенные изменения в общественном сознании. И серьёзная роль здесь принадлежит Льву Толстому, хотя его идеи воплотились в жизнь не совсем так, как он хотел. Дело в том, что в деле народного образования Толстого интересовала не столько грамотность, сколько просвещение, моральное совершенствование человека. В бесплатной школе, которую писатель построил в Ясной Поляне и в которой сам преподавал, дети учились не только чтению, но и истории, пению - вплоть до изучения сольфеджио, рисованию, математике и другим естественным наукам.

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению. Однако История решила всё по-другому.

Чему учили в земских школах?

Но стоит отметить две важные особенности земских школ. Во-первых, они находились всё-таки далеко от центра, и земства часто изменяли учебные программы в своих интересах: например, сокращая часы на изучение Закона Божьего и дополняя уроки преподаванием реальных знаний.

Земские школы: опыт, достойный изучения

В большинстве случаев школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже появились двухклассные школы, но они так и остались редкостью. Можно лишь догадываться, чего стоило учителю занятие с парой десятков учеников разного возраста и подготовки. Более того: ни о каких домашних заданиях речь, конечно же, не шла, то есть рассчитывать можно было только на то, что дети усвоили в классе.

Приходилось выкручиваться: одному давалась письменная задача, другому тут же объяснялся новый материал, после этого с третьим повторялось пройденное накануне. Поскольку все ученики находились в одном помещении, они слышали то, что происходит рядом. Многократное повторение позволяло им лучше запомнить пройденное. Другой распространённый приём для запоминания - повторение материала хором за учителем. Или, к примеру, арифметика: одну и ту же задачу могли дать детям разного возраста, одни решали её письменно, другие - устно. Впрочем, учителя старались, чтобы повторение ни в коем случае не приводило к механическому запоминанию: прочитанный текст требовалось пересказать, изученное природное явление - объяснить.

При изучении арифметики детей старались обучать не столько письменному решению примеров, сколько устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту.

Здесь стоит отметить, что за низкую успеваемость никого не наказывали. Учитель старался делать всё для того, чтобы детям было интересно, пытался донести до них, что обучение нужно им самим. А плохие результаты учеников педагоги относили исключительно на свой счёт. Поэтому земский учитель постоянно находился в поиске, отрабатывал педагогические приёмы, подбирал методики. Этим опытом учителя обменивались с коллегами: для них проводились летние съезды - что-то вроде нынешних курсов повышения квалификации.

Как итог - ученики земских школ были привязаны к своему учителю, любили ходить в школу, хорошо запоминали материал.

Почему земские школы были эффективными?

Земские школы: опыт, достойный изучения

Один из факторов успеха земских школ состоял в том, что когда земство принимало решение о создании школы, оно точно знала, какая это должна быть школа, чему должны научиться дети, чтобы быть полезными общине.

Наконец, земские школы - это первый опыт поистине народного образования. Гимназии, лицеи, кадетские корпуса - всё это было направлено на формирование элиты. А вот народным просвещением до появления земских школ толком никто не занимался.

Создание такой формы обучения позволило быстро и качественно решить задачу ликвидации безграмотности. В стране массово появились кадры, необходимые в эпоху индустриализации - умеющие обращаться с техникой, грамотные, способные к обучению. Словом, земские школы отлично справились со своей задачей.

Чему нас учат земские школы?

Земские школы: опыт, достойный изучения

Сейчас говорить о необходимости ликвидации тотальной безграмотности уже не приходится, хотя, впрочем, есть задача образования социально незащищённых слоёв, правового образования или, например, обучения граждан информационным технологиям. Здесь, думается, кое-что можно было бы позаимствовать в плане формирования особого типа школ для конкретных целей.

Как появились школы

Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.

Первые школы

Как появились школы

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.

Как появились школы

Допетровская эпоха

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.

Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.

Как появились школы

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Стандартизация

Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.

При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.

Как появились школы

В.Е. Маковский. В сельской школе

При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.

Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

Как появились школы

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.

Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

С петровского времени можно выделить в России пять образовательных укладов. Первый по времени — это духовная школа (семинария, училище и — позднее — епархиальное училище для женщин). Второе по времени явление — это корпоративная военно-дворянская школа (кадетский корпус и военное училище). Третий уклад — это собственно общеобразовательные учебные заведения: классическая гимназия, земская школа, реальное училище. При Петре играло большую роль заграничное воспитание, которое можно назвать четвертым укладом, со своим законодательным регулированием. Во всем XVIII и первой половине XIX века распространено домашнее образование — пятый уклад. Оно играло гораздо большую роль, чем современный экстернат, и также отдельно регулировалось законодательством. К этим укладам при Александре III добавился шестой — профессиональное образование: средние и низшие технические училища, ремесленные училища, системы профессиональных курсов.

Классическая гимназия существует с Устава 1864 года, который разделил гимназии на два типа: классические и реальные. Классическая гимназия давала беспрепятственный доступ в университет. Здесь было пять главных предметов (латынь, греческий, математика, русская словесность, Закон Божий) и несколько второстепенных (история, география вместе с космографией, чистописание, рисование, один новый язык).

Реальное училище — это второй тип общегражданского образования. Ученики специализировались по общему, технологическому и коммерческому направлениям. Дополнительный 7-й класс готовил реалистов для поступления в высшие технические учебные заведения. В университет их не пускали, особенно на гуманитарные факультеты, но в политехнические вузы реалист мог сдавать экзамен наравне с гимназистом.

Земские школы — это преимущественно начальные училища. Они были очень разными, вплоть до 6-летнего курса, достаточно серьезного и продолжительного. Этот тип больше всего похож на советскую школу, здесь преподавались грамота, арифметика, некоторый объем математики, нужный для практических нужд и некоторые сведения по истории, словесности, естественным наукам.

Серьезно обсуждать проблему начального и среднего образования начали при Александре II, когда готовили пакет документов 60-х годов: 1863 год — выходит университетский устав, 1864 — гимназический устав. Была сознательно отвергнута идея всеобщей начальной школы, ее сочли нереализуемой. Министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой считал так: у нас есть какое-то количество ресурсов… Опыт показал, что крестьяне хорошо реагировали на благоустроенную школу и плохо на дурно устроенную.

Что касается телесных наказаний, то они были регламентированы очень по-разному, причем тут даже нет прямого прогресса. Скажем, учредительные документы народных училищ 1782-1786, телесные наказания вовсе запрещают. А в семинариях и кадетских корпусах их применяли довольно часто. Устав 1804 года их запрещает, а устав 1828 года разрешает их в гимназиях, но только в младших классах. Не было рекомендаций, за что следует пороть, был скорее просто перечень наказаний. Это очень варьировалось в зависимости от школ. Кстати, интересно, что когда разослали проект Устава 1864 года по иностранным специалистам, в нем было предусмотрено запрещение телесных наказаний, и англичане дружно и безоговорочно, а немцы менее дружно и с оговорками, заявили, что нельзя отменять телесные наказания. В этом отношении наша педагогика была прогрессивнее.Тот же Дмитрий Толстой не только не мог допустить телесных наказаний в обычной гражданской школе, он выбил их там, где укоренились они издавна и свирепствовали достаточно жестоко, в семинариях.

Тема сегодняшнего урока: Либеральные реформы 1860-1870 годов — земская и городская реформы. Продолжаем знакомство с реформами Александра 2. В одной из тем вы узнали об обстоятельствах проведения и ходе отмены крепостного права в 1861 году. Но отмена крепостного права была лишь первой в череде реформ, которые проводило правительство Александра 2 в 1860-70-е годы.

Либеральные реформы 1860-1870 годов

Россия перед началом реформ

Для начала давайте вспомним с вами с какими результатами Россия пришла к этому времени, какие задачи стояли перед реформаторами и как их нужно было разрешать. Во-первых, поражение в Крымской войне сыграло роль толчка к проведению либеральных реформ; практическое отсутствие до начала 1850-х годов железных дорог; очень небольшое количество заводов и фабрик; начавшийся, но забуксовавший из-за недостатка рынка труда промышленный переворот — все это тормозило развитие России.

Во вторых, к середине 19 века стало явным технологическое отставание России от Европы. Практически везде в европейских странах и даже в Соединенных Штатах Америки, не самой передовой стране для того времени, уже существовали независимые системы судов, армия комплектовалась по принципу всеобщей воинской повинности, действовала система местного самоуправления.

Перед Россией стояла задача, если не догнать, то, по крайней мере, попытаться сократить разрыв между российским обществом и обществом европейских стран.

Иными словами перед Россией стояла задача модернизации. Этим термином мы называем переход от общества традиционного, основанного на сельском хозяйстве, к обществу индустриальному, для которого ведущую роль играет развитие промышленности.

Если европейские страны начали модернизацию еще в 18 веке, то перед Россией середины 19 века эта задача пока еще стояла. Если в 1830-е годы славянофилы и западники еще могли спорить о том, следует ли России идти по европейскому пути или лучше придерживаться своей линии развития, то после Крымской войны, к началу 60-х годов практически для всех стало ясно, что у России на самом деле, есть только два варианта развития: либо начать сближение с европейскими странами по уровню своего развития, либо навсегда остаться оплотом косности, реакции и символом регресса.

Начало реформ

Отмена в 1861 году крепостного права была, как мы с вами уже сказали, лишь первой реформой в череде преобразований Александра II. В 1864 году были проведены земская и судебная реформа, в 1870 году городская реформа, начиная с 1861 года и практически до самого конца царствования Александра II проводилась военная реформа, в середине 60-х годов были проведены также меры по изменению системы образования в стране.

Проекты этих реформ разрабатывала большая команда, не оставалась в стороне, безусловно, и императорская семья.

Конечно, мы можем с вами спорить о том, какие из реформ Александра II являются наиболее важными? Безусловно, если не учитывать отмены крепостного права, ибо важность этой реформы очевидна, я думаю, для всех. Так вот, многие историки полагают, что главную роль, после отмены крепостного права, разумеется, сыграли реформы в области местного самоуправления: Городская реформа 1870 года и предшествовавшая ей Земская реформа 1864 года.

Создание системы местного самоуправления

Почему же среди историков распространилось именно такое мнение? Дело в том, что система местного самоуправления означает, что государство доверяет своим гражданам, позволяет им самостоятельно решать вопросы местного значения. Во Франции и в Соединенных Штатах Америки еще в конце 18 века появились органы, в которых граждане могли выбирать своих собственных депутатов и через депутатов влиять на местную политику властей.

Чем быстрее государство поймет, что граждане — ему не враги, а наоборот, помощники, и могут самостоятельно решать какие-то политические проблемы, тем быстрее пойдет развитие страны. К концу 19 века для всех практически в западном мире это было очевидно. Именно на создание системы местного самоуправления в России и были направлены те две реформы Александра II, о которых мы с вами сегодня говорим.

Когда государство доверяет гражданам решать подобные вопросы, мы говорим о начале процесса формирования гражданского общества, то есть общества, в котором существуют организации, способные сами решать многие политические проблемы.

Так вот первые шаги по пути к созданию гражданского общества, пусть даже шаги робкие и не вполне последовательные, были сделаны в России именно благодаря этим реформам. В 1864 году такие органы местного самоуправления были созданы в уездах и губерниях, и стали называться земствами. А через шесть лет когда успех земской реформы стал очевиден, такие же органы местного самоуправления появились и в городах. Они получили название городских дум, а сама реформа получила название Городской реформы.

Функционирование земств

Каким же образом функционировали земства и городские думы. В 1864 году было объявлено о создании земств, которые должны были избираться сроком на 3 года. Все люди, проживавшие в сельской местности, имели право прийти на избирательные участки и там избрать делегатов или, как тогда говорили, — гласных, то есть лиц имеющих свой собственный голос, в эти местные органы самоуправления.

Выборы в земства

Первая курия, так называемая землевладельческая, включала в себя только крупных помещиков, (как вы догадываетесь, в каждом уезде или губернии таких помещиков было очень немного).

Гласные, избранные от всех трех курий, заседали в уездных земских собраниях, а некоторые из них дальше избирались в губернские собрания и представляли интересы своих избирателей уже на уровне губернии. Как вы помните, губерниями в те времена назывались основные административно-территориальные единицы России — то, что сейчас называется областями.

И если в уездных земских собраниях крестьян было достаточно много (в первые годы после проведения реформы их количество составляла 38,5% от общего числа гласных), то в губернских земских собраниях крестьян оставалось уже очень мало (в первые годы их было 10%, а затем количество стало сокращаться).

Ситуация осложнилась после того, как уже во времена Александра III, гласных от крестьян в губернских земских собраниях должен был утверждать специально губернатор.

Таким образом получается, что главную роль в земствах играли не крестьяне, которых было более 80% населения страны, а дворяне. Несмотря на то, что дворянство составляло менее процента от числа всех жителей империи, в уездных земских собраниях их было больше 40%, а в губернских собраниях — почти 75%.

В доме сидит чистая публика — через окно видно, что там хорошая посуда, вино, да и едят явно не только хлеб. А на улице, в тени расположились депутаты от крестьянства: кто ест, кто просто так сидит, кто-то спит — никому нет дела до этих крестьян, мало ли, что они гласные, все равно обедать всем вместе им нельзя — сословная система этого не позволяла.

Несмотря на то, что земская реформа, как вы догадались, была не идеальной, она все равно сыграла огромную роль в истории нашей страны. Россия стала одной из первых стран в мире, где появилось всеобщее избирательное право, пусть даже для лиц старше 25 лет. Избирательных прав были лишены лишь лица, находящиеся под следствием и судом, преступники, а также иностранцы. Но подобного рода ограничения и сегодня считаются вполне демократическими, сделали бы честь практически любому государству мира.

Полномочия земств

Чем же занимались земства? Они избирали местные правительства, так называемые уездные и губернские управы. Главной задачей уже этих управ было расходование выделяемых им средств на местные нужды: строительство школ и больниц, прокладку дорог, помощь нуждающимся. Конечно, средства которые выделяли земствам, были очень небольшими и большая их часть уходила на осуществление функций самих земств.

Нередко и государство требовало от земств выделения денег на реализацию каких-то больших задач явно не местного значения. Получалось так, что на школы и больницы тратилось примерно по пять процентов земского бюджета. Но даже эти выделения для России 1860-х годов считались достаточно приличными.

Но именно эти расходы оказались для России самыми важными. На свои небольшие деньги земства приглашали учителей и врачей. В считанные годы почти вся страна покрылась сетью земских школ. Только за первые несколько лет после 1864 года в России было создано три тысячи земских школ, а общее число учебных заведений приблизилась к 6 тысячам, то есть благодаря деятельности земств количество учебных заведений в стране за считанные годы удвоилось.

То же самое происходило и с больницами: теперь крестьяне, пусть даже не везде, но в некоторых уездах, хотя бы, могли получить довольно квалифицированную медицинскую помощь. В 1870 году опыт земств был признан успешным и его было решено распространить на города — так проводилась городская реформа 1870 года.

Городская реформа

Гласных здесь уже избирали не в земства, поскольку их в городах просто не было, а в городские законодательные собрания, называвшиеся тогда городскими думами. Такие городские думы избирались не на три года, как земства в сельской местности, а на 4. Существенным отличием городского от земского местного самоуправления было то, что избирать своих гласных в городские думы могли явно не все.

Действительно, императорская власть крестьян не боялась. Считалось, что крестьяне достаточно консервативны и монархически настроены, не станут выступать против законных властей. А вот рабочим власть не без основания не доверяла, поэтому в городах право избирать своих депутатов имели только те, кто платил в казну достаточно большой налог.

Такое ограничение принято называть имущественным цензом. Насколько этот ценз был действенным, мы поймем с вами, если узнаем, что из 602 000 жителей Москвы во времена Александра II правом избирать депутатов обладало всего чуть более 20000 человек. То есть получается, что общее число избирателей в городе было очень невелико и не превышало нескольких процентов.

Разумеется, от участия в выборах были отстранены не только рабочие, но и представители других неимущих сословий.

Выборы в городскую думу

Городские думы в еще большей степени, чем земские, стали проводниками воли дворян и других привилегированных групп населения. На выборах в городские думы точно так же, как и на выборах земства, существовала куриальная система: то есть люди делились на группы, отличающиеся друг от друга тем, какое количество депутатов они могут избрать.

В первую самую богатую курию в Москве входило всего 446 человек, а избирали они 50 депутатов. Таким образом у самых богатых жителей города были очень неплохие шансы стать делегатами системы местного самоуправления. Получается, что каждый 9 из них мог заседать в московской городской думе.

Правда, в ходе земской реформы 1870 года в России, по сути, впервые в мире избирательные права получили женщины. До этого голосовать могли только мужчины. Но, во-первых, это были очень богатые женщины, а во-вторых, как ни странно это звучит, сами они прийти на избирательные участки не могли. Они должны были передоверить свой голос отцу, мужу, брату или сыну. Таким образом получается, что формально голосует женщина, а реально ее голосом распоряжается ее ближайший родственник мужского пола.

В результате всего этого количества избирателей в городах было очень небольшим, а во времена Александра III это количество еще больше сократилось. Если в 1880-е годы 3,5% жителей Москвы могли принимать участие в выборах депутатов системы местного самоуправления, то начиная с 1890 года это количество сократилось до менее чем 1%. Это при том, что в Англии, например, в середине 19 века избирательными правами обладало не менее 20% жителей страны.

Полномочия городской думы

Власть боялась доверять органам местного самоуправления крупные средства, не доверяя тем целям, на которые они могут эти средства потратить. Управлять по-старому, конечно, было намного проще. Но были такие сферы, в которых реформы давным-давно назрели. Земская и городская реформы вовсе не исчерпывают всего блока либеральных преобразований в России в 60-70-е годы 19 века.

Читайте также: