Гигиенические требования к трудовой деятельности в доу презентация

Обновлено: 30.06.2024

Гигиенические требования к ДОУ

О нормативном обеспечении деятельности

дошкольных образовательных учреждений в части санитарно-эпидемиологических требований Д.м.н. М.И.Степанова.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ

Гигиенические требования к естественному

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ

Требования

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие

Письмо фед. службы

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ.

Инструкции по проведению профилактических осмотров

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ.

Организация детского питания

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ

Гигиенические требования к одежде детей

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ

Санитарно-эпидемиологические требования

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие детей в ДОУ

Принципы формирования гигиенических требований

Системность (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему). Дифференцированность (учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста).

Научное обоснование требований

Принципы формирования гигиенических требований.

Научное обоснование требований (доказательный принцип). Учет состояния здоровья современных дошкольников.

Учет происходящих перемен в содержании дошкольного образования

Принципы формирования гигиенических требований.

Учет происходящих перемен в содержании дошкольного образования. Отказ от избыточности требований и регламентов.

Требования к функционированию дошкольных групп

С учетом нового Типового положения о ДОУ внесены коррективы, которые включают требования к функционированию дошкольных групп.

В чем новизна гигиенических требований?

В чем новизна гигиенических требований

Функционирование дошкольной группы осуществляется при наличии санэпидзаключения (лицензии)

Синтетические и полимерные материалы

В чем новизна гигиенических требований?

Синтетические и полимерные материалы, используемые для изготовления игрового и спортивного оборудования на участке и в здании ДОУ, (дошкольной группы) мебель (в том числе встроенная), компьютерная техника, игры, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

Размещение ДОУ в жилых зданиях

В чем новизна гигиенических требований?

Размещение ДОУ в жилых зданиях (встроенное) допускается не выше 2-го этажа при обеспечении надлежащей шумоизоляции и согласовании с территориальными органами Роспотребнадзора.

Покрытие зоны с оборудованием для подвижных игр

В чем новизна гигиенических требований?

Покрытие зоны с оборудованием для подвижных игр - травяное, всех остальных зон – твердое грунтовое, деревянное и другие покрытия, разрешенные в установленном порядке

Песочницы на ночь закрывают крышками, тентами или другими защитными

В чем новизна гигиенических требований?

Песочницы на ночь закрывают крышками, тентами или другими защитными средствами. В зимнее время необходимо обеспечивать своевременную уборку снега, а для борьбы с гололедом использовать песок или гравий или другие разрешенные средства.

Возможность использования в буфетных малогабаритной посудомоечной машины

В чем новизна гигиенических требований?

Определена возможность использования в буфетных малогабаритной посудомоечной машины. Определены условия установки пластиковых окон.

Скорректирован целый ряд требований

В чем новизна гигиенических требований?

Скорректирован целый ряд требований, которые касаются помещений пищеблока и организации питания детей.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие детских
образовательных учреждений(ДОУ)
Здоровье детей формируется под воздействием многочисленных социальногигиенических, биологических и экологических факторов . Многими научными
исследованиями показана роль неблагоприятных факторов окружающей среды и
прежде всего антропотехногенного загрязнения природной среды не только в
формировании различных отклонений в состоянии здоровья детей, но и в
хронизации патологических процессов .Но все эти исследования не затрагивали
факторы,формирующие здоровье детей непосредственно в условиях
образовательного учреждения (ОУ).

При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны
соблюдаться следующие принципы:
— групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая . группа имеет свой
набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом);
— обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь
участка);
— создание благоприятного воздушно-теплового режима;
— обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка;
— достаточное озеленение земельного участка;
— правильная организация рационального питания детей.

Состав помещений и основные принципы их планировки. Состав и размеры
помещений определяются комплексом учебно-воспитательной работы
учреждений, а также требованиями, обусловленными строительноклиматической зоной. Архитектурно-планировочная композиция здания должна
решаться с позиций: объединения помещений по функциональному
назначению; разделение детских коллективов по возрасту; рационального
размещения основных помещений с целью предупреждения проникновения
шума и загрязнений; обеспечения удобных функциональных связей между
отдельными группами помещений, исключающих встречные потоки движения;
оптимального решения светового режима ; рационального воздушно-теплового
режима.

Гигиенические требования к благоустройству и санитарному состоянию
дошкольных учреждений. Освещение Солнечный свет оказывает биологическое
действие на организм, особенно детский, способствует нормальному росту и
развитию, оказывает положительное психологическое воздействие, улучшает
иммунобиологические показатели. Ультрафиолетовая часть солнечного света
обладает выраженным бактерицидным свойством и тем самым способствует
оздоровлению окружающей среды. Огромное значение света в профилактике
зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, в
частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется
рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную
работоспособность. Поэтому в помещениях для детей должны быть созданы
оптимальные условия освещения. Пребывание детей в детских дошкольных
учреждениях, приходится в основном на дневное время. В связи с этим вопросы
естественного освещения и инсоляции игровых требуют первостепенного
внимания при проектировании и строительстве детских учреждений

Учебные пособия должны соответствовать
определенным гигиеническим стандартам.
Соблюдение гигиенических требований к
школьным учебникам и детским книгам
обеспечивает оптимальные условия и для работы
органов зрения, и наоборот, мелкий шрифт,
плохая печать влекут повышение внутриглазного
давления, преждевременное утомление
зрительного анализатора и служат основной
причиной развития близорукости. Для зрительного
восприятия текста важно соблюдение
определенного расстояния между отдельными
буквами, словами, строками.
Условия обучения и воспитания в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях имеют
большое значение для здоровья детей, поскольку
от благоустройства и санитарного состояния этих
подразделений зависят во многом режим дня,
двигательная активность детей, организация
питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего
физического воспитания и закаливания.

9. Требования к организации медицинского обслуживания.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Все образовательные учреждения комплектуются
квалифицированными кадрами средних медицинских работников,
врачей-педиатров.

10. Обязанности врача-педиатра в образовательных учреждениях.

ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Основная задача специалиста в образовательном учреждении: профилактическая
работа с детьми по укреплению их здоровья и качественное обслуживание детей.
1.2. Специалист назначается и освобождается от должности приказом заведующей
по детскому саду в установленном порядке.
1.3. Специалист в своей работе руководствуется программно-методическими
рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития России,
приказами, постановлениями по здравоохранению, распоряжениями и указаниями
заведующей детского сада.
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Специалистом назначаются лица, имеющие высшее медицинское
образование.
3. ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Ведет наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей,
организует скрининг тестирование детей и родителей.
3.2. Регулярно проводит осмотры детей и заносит необходимые данные в личную
карту ребенка.
3.3. Проводит не менее 3-х раз в год детальный медицинский осмотр детей.
3.4. Выделяет детей, нуждающихся в специальном исследовании или лечении,
направляет их в поликлинику или другое лечебное учреждение.

4 4 Гигиенические требования к условиям реализации дошкольных образовательных стандартов– совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, организация образовательного процесса, организация питания, медицинское обеспечение.

5 Условия в ДОУ должны обеспечивать Возможность гармоничного развития и полноценную реализацию биологических потребностей ребенка в: двигательной активности (9-15 тыс. локомоций/сутки), полноценном питании, достаточной продолжительности сна и прогулки на воздухе. 5

7 7 Нормирование в гигиене детей Научно-обоснованное определение параметров или интенсивности воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. Гигиеническая норма – интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей, своевременное и гармоничное их развитие.

8 8 Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма ребенка с окружающей средой и оптимальное состояние в настоящий момент, но способствуют его наилучшему развитию в будущем.

9 Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям зданий ДОУ 1. исключение вредного воздействия факторов среды ДОУ на здоровье детей. 2. групповая изоляция в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболеваниям. 3. Размещение групповых помещений для детей до 5 лет на 1-2 этажах. 9

10 Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям зданий и участка ДОУ 4. достаточная площадь помещений для реализации образовательного процесса. 5. благоприятные условия для организации сна. 6. достаточная площадь и благоустройство участка (инсоляция, озеленение, игровое и физкультурное оборудование). 10

14 Современная нормативная база Указ Президента РФ от Национальная стратегия действий в интересах детей на годы 14

15 15 Состояние здоровья дошкольников Лишь 5-7% дошкольников здоровы. На протяжении последних 5-6 лет ежегодно 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности. Не менее 10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. (А.А.Баранов, А.Г. Ильин, 2011).

16 16 Факторы риска среды ДОУ Образовательные перегрузки Использование школьных форм в образовательной Использование программ и технологий обучения, не прошедших экспертизу. Нерациональное использование электронных средств обучения Преобладание статической и интеллектуальной деятельности детей Переполнение детских групп Недостаточный объем коррекционной работы Неудовлетворитель- ный уровень СЭБ

17 17 Повышение образовательной нагрузки: изобилие преимущественно интеллектуальных занятий, использование школьных форм их проведения, недооценка игры

18 18 Определение площади помещения групповой (п СанПиН) Не менее 2,5м² на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0м² на 1 ребенка в дошкольных группах.

20 20 Неудовлетворительный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия ДОУ По данным Роспотребнадзора: свыше 40% ДОУ нуждается в ремонте; почти 10% ДОУ не канализовано; свыше 5% ДОУ - печное отопление; Свыше 7% ДОУ - отсутствует центральное отопление.

21 21 Неудовлетворительный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в ДОУ Наибольший процент неблагополучных ДОУ Чукотский АО – почти 35% Хабаровский край - 12,6% Республика Саха (Якутия) – 10% Удмуртия – более 8% Свердловская обл. – более 7%

22 22 Результаты обследования ДОУ в 2010 году Из обследованных ДОУ в 31% случаев были выявлены серьезные нарушения требований санитарного законодательства

23 23 Факторы риска переуплотненно- сти групп Повышение уровня острой заболеваемости Снижение двигательной активности Повышение травматизма травматизма Ухудшение качества воздушной среды Снижение объема и качества коррекционной помощи Повышение уровня шума Отсутствие личностно- ориентированного подхода Повышение утомления и невротизациидетей

24 24 Потребность в коррекционной помощи Около 48% новорожденных страдают от пре– и перенатальной патологии и нуждаются в коррекционной помощи. (В.И. Лубовский, 2011 )

25 25 О наполняемости групп Во всех действующих санитарных правилах по гигиене детей и подростков норматив наполняемости классов или групп присутствует. наполняемость групп – не более 20 человек.

27 27 Влияние разной наполняемости дошкольных групп на функциональное состояние детей % усл. ед. Наполняемость до 20 детейНаполняемость > 25 детей

28 Динамика инфекционной заболеваемости детей 3-6 лет, посещающих ДОУ в г. Москве гг

29 Структура инфекционной заболеваемости (без гриппа и ОРЗ) детей 3-6 лет, посещающих ДОУ в г. Москве Воздушно-капельные инфекции Острые кишечные инфекции Паразитарные

30 30 Научно обоснованные данные Прослежена достоверная взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей, что дает основание рассматривать этот показатель как один из индикаторов санитарно- эпидемиологического благополучия детей в детском саду.

31 Календари профилактических прививок в странах мира (данные ВОЗ и Минздравсоцразвития России, 2011 г.) США АргентинаКазахстан Израиль, Германия, Греция и др. страны Европы Россия Туберкулез Гепатит В Краснуха Гемофильная инфекция Корь Коклюш Столбняк Дифтерия Паротит Полиомиелит Пневмокок Ветряная оспа Вирус папилломы человека Менингококковая инфекция Гепатит А Ротавирусная инфекция 31

СанПин в ДОУ – это нормативный документ, который регламентирует санитарные и гигиенические нормы, установленные государством в ДОУ. СанПиН регулирует многие сферы деятельности человека в ДОУ.

Благодаря их соблюдению, отсутствует угроза жизни и здоровью детей и работающих людей.

Согласно общим требованиям СанПина к детским садам все нормы и правила должны соблюдаться в одинаковой мере, не зависимо от организационно правовой формы учреждения или вида дошкольного учреждения.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_sanpina.pptx 227.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Воспитатель Егорова Ольга Андреевна

Что такое СанПиН? СанПиН – Санитарные правила и нормы — Документы, принятые в Российской Федерации для санитарного контроля. В санитарные нормы входит множество правил, обеспечивающих безопасность человека и природы. Предприятия и граждане обязаны их выполнять, поскольку это установлено законодательством. В противном случае предусмотрены штрафы и компенсации

Что такое СанПиН в детском саду ? СанПин в ДОУ – это нормативный документ, который регламентирует санитарные и гигиенические нормы, установленные государством в ДОУ. СанПиН регулирует многие сферы деятельности человека в ДОУ. Благодаря их соблюдению, отсутствует угроза жизни и здоровью детей и работающих людей . Согласно общим требованиям СанПина к детским садам все нормы и правила должны соблюдаться в одинаковой мере, не зависимо от организационно правовой формы учреждения или вида дошкольного учреждения.

В то же время не следует ориентироваться на указанные правила детским группам, размещенным в жилых квартирах или ломах, так называемых семейных группах. Одним из основных контролирующих органов, осуществляющих надзор за исполнением норм и правил СанПина является Роспотребнадзор . Кроме этого региональный и федеральный комитеты образования и прокуратура

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ( СанПиН ) утверждены ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 15 мая 2013 года № 26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г. Онищенко СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года)

Санитарные правила устанавливают требования к: 1 . Условиям размещения дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) 2. Оборудованию и содержанию территории 3. Помещениям, их оборудованию и содержанию 4. Естественному и искусственному освещению помещений 5. Отоплению и вентиляции 6. Водоснабжению и канализации 7. Организации питания 8. Приему детей в ДОО 9. Организации режима дня 10. Организации физического воспитания 11. Личной гигиене персонала

Приложения к СанПиН : Рекомендуемые площади помещений; Требования к температуре воздуха в помещениях; Рекомендуемый перечень оборудования пищеблока; Формы документов для организации питания; Перечень продуктов, которые не допускается использовать в питании детей; Рекомендуемые суточные наборы продуктов и примерное меню; Форма журнала здоровья

Перечень глав санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН I. Общие положения и область применения II. Требования к размещению дошкольных образовательных организаций III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию V. Требования к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений VIII. Требования к отоплению и вентиляции IX. Требования к водоснабжению и канализации X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно -образовательного процесса XII. Требования к организации физического воспитания XIII. Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде XIV. Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий XV. Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста XVI. Требования к перевозке и приему пищевых продуктов в дошкольные образовательные организации XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций XVIII. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях XIX. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала XX. Требования к соблюдению санитарных правил

Главы для самостоятельной работы 1 группа: II . Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию V.Требования к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений 2 группа: XV. Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций XVIII. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях XIX. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала XX. Требования к соблюдению санитарных правил

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.

1. Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению занятий, экскурсий и наблюдений с учетом возрастных особенностей детей.

Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.

Активная познавательная деятельность требует определённых условий, ограничения естественной двигательной активности, напряжения, внимания и т.п. Поэтому при организации непосредственной образовательной деятельности особое значение имеет выполнение гигиенических и педагогических требований в свете новых ФГОС дошкольного образования, направленных на предупреждение отрицательных воздействий на ребенка. Для того чтоб занятия максимально способствовали всестороннему развитию дошкольников и не приводили к утомлению, при организации образовательной деятельности следует предусмотреть ряд основных требований:

требования уважения к человеческому достоинству детей;

использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

поддержка инициативы и самостоятельности детей;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Обучение на занятиях независимо от формы его органи­зации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенное строение (структуру), кото­рое во многом диктуется содержанием обучения и специ­фикой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрыв­но связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия (вводная часть) предполагает непосредственную органи­зацию детей: необходимо переключить их внимание на пред­стоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соот­ветствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия (основная часть) - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в ус­воении знаний и умений, которые определены учебной зада­чей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуа­лизируются в соответствии с уровнем развития, темпом вос­приятия, особенностями мышления каждого ребенка. Пе­дагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднитель­ного положения.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка по­лучился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия (заключительная часть) посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивиду­альных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усер­дие, желание выполнить задание, т.е. активизирует поло­жительные эмоции, связанные с содержанием обучения. В средней группе он дифференцированно подходит к оцен­ке результатов деятельности детей, их отношения к выпол­нению задания. Это делается для того, чтобы ребенок по­нял сущность учебной задачи, осознал значение внима­тельного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошиб­ки, осознавать их причины.

В середине занятия проводят физкультминутку, а в конце занятия, для снятия напряжения - гимнастику для глаз. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В течение дня образовательная деятельность строиться на основе

принципов рационального сочетания различных видов деятельности, с максимальным использованием двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Лучше всего большую часть образовательной деятельности организовать в форме экскурсий, проектных методик, исследовательской деятельности. Экскурсии осуществляются регулярно, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.

Основные требования к организации и проведению экскурсий:

Предварительно воспитатель намечает экскурсию, исходя из требований программы, составляет план;

Выбирает самый простой и безопасный путь и место отдыха, определяет расстояние, исходя из физических возможностей детей - продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут.

Ставит в известность заведующую, медсестру о готовящейся экскурсии, прогулке за пределы ДОУ;

Получает разрешение на проведение экскурсии, согласует время;

Предупреждает родителей о предстоящей экскурсии, приглашает их принять участие в совместном мероприятии;

При проведении экскурсий группу детей должны сопровождать не менее 2 взрослых;

При проведении экскурсии воспитатель соблюдает установленный режим, длительность прогулок;

Воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств;

Проверяет состояние игрушек, инвентаря;

Согласовывает с медсестрой возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха;

Еще раз читает инструкцию для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников во время целевых прогулок и экскурсий;

Проверяет списочный состав детей перед выходом на экскурсию;

В день экскурсии делает отметку в журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ;

Сообщает детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

Берет с собой сигнальные флажки для безопасности;

Обращает внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

Напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах.

На протяжении экскурсии педагог должен стремиться поддержать у

ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

Среди разнообразных методов образования дошкольников важное место занимает наблюдение.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить) - это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны

быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения, а именно:

объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;

объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке;

педагог намечает цель наблюдения, определяет круг но­вых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в переска­зывании, рисовании, лепке, игре);

обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ во многом определяется стилем, формами и методами руководства работой педагогического коллектива, технического персонала со стороны заведующей. Она в первую очередь несет ответственность за обеспечение всех условий для организации и проведения занятий, экскурсий и наблюдений в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

2. Анализ требований САНПИН к организации обучения детей в дошкольном образовательном учреждении

СанПиН 2.4.1.3049 - 13 с изменениями на 27 августа 2015 года

4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать

требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

6.6. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Стулья и столы одного размера маркируют одинаковым рисунком, чтобы дети могли самостоятельно их находить. Два раза в год воспитатель и медсестра осуществляют контроль за соответствием размеров столов и стульев показателям каждого ребенка и при необходимости меняют порядок рассаживания детей с учетом изменения их роста.

Читайте также: