Герцен кто виноват анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

· Определите принцип построения биографий.

Этот исключительный интерес Герцена к биографиям своих героев имеет для его творчества принципиальное значение, способствует новаторскому характеру изображения им людей и обстоятельств.

Внимание к биографии (собственно, к автобиографии) проявилось у Герцена уже в 30–е годы. В 40–е годы такой биографический подход к человеку стал творческим принципом Герцена — романиста, получил глубокое философско — материалистическое, социологическое и психологическое обоснование. Герцен пытается взглянуть на человеческий характер, с научно — социальной, естественноисторической и философской точек зрения. Герцен первый создает этот принцип и обогащает им идейно — художественную концепцию русского романа, приемы изображения человеческих характеров, способы психологического анализа, типизации и индивидуализации.

Вся первая часть романа — распространенная экспозиция, в которой характеризуются ведущие герои и многосторонне обрисовываются обстоятельства их жизни. Эта часть по преимуществу эпическая, представляющая цепь биографий основных персонажей, данных в причинно-временной взаимосвязи.

· Найдите авторские рассуждения о роли биографий в целостном романном единстве.

Этим отступлением автор подчёркивает важность биографий, как неотъемлемую часть всего произведения, раскрывающая личность по-своему, индивидуально, без шаблонности, которая всячески может разрушить органичность произведения и никакого интереса для читателей оно не вызовет.

· Объясните, как реализуется в биографиях романа реалистическая установка на мотивированность характера героя социальной средой и обстоятельствами воспитания.

Художественное изображение жизни у Герцена дополняется научно-философскими размышлениями, которые являются его естественным продолжением. Герцен — романист любит ставить вопросы и отвечать на них. Язык понятий у него сочетается с языком образов. У писателя обнаруживается характерное для демократической романистики стремление к слиянию элементов научной, публицистической и художественной речи. Художник поражает неожиданностью и многообразием переходов из одной языковой сферы в другую. То он вводит читателя в область своей философски сформулированной мысли, то мимоходом бросит крылатую фразу и насмешит комическим сравнением, гротескной сценкой или остротой, то вдруг вновь перенесет в сферу серьезных размышлений и воспоминаний, то захватит взволнованной лиричностью и страстностью. В этих постоянных переходах есть определенная закономерность. Патетический и лирический элементы стиля Герцена (их можно назвать романтическим его началом) преобладают там, где автор говорит от себя или же рисует возвышенных, поэтических героев (Любонька, Дмитрий, Владимир, Жозеф). Быт Негровых требовал иных красок, других языковых средств. Здесь преобладают изобразительные и выразительные средства, создающие комическую или сатирическую оценку.

«Вообще "Кто виноват?" собственно не роман, а ряд биографий, мастерски написанных и ловко связанных внешним образом в одно целое именно тою мыслию, которой автору не удалось развить поэтически. Но в этих биографиях есть и внутренняя связь, хотя и без всякого отношения к трагической любви Бельтова и Круциферской. Это -- мысль, которая глубоко легла в их основание, дала жизнь и душу каждой черте, каждому слову рассказа, сообщила ему эту убедительность и увлекательность, которые равно неотразимо действуют на читателей, симпатизирующих и несимпатизирующих с автором, образованных и необразованных. Мысль эта является у автора как чувство, как страсть; словом, из его романа видно, что она столько же составляет пафос его жизни, как и его романа. О чем бы он ни говорил, чем бы он ни увлекся в отступление, он никогда не забывает ее, беспрестанно возвращается к ней, она как будто невольно сама высказывается у него. Эта мысль срослась с его талантом; в ней его сила; если б он мог охладеть к ней, отречься от нее, -- он бы вдруг лишился своего таланта. Какая же эта мысль? Это -- страдание, болезнь при виде непризнанного человеческого достоинства, оскорбляемого с умыслом и еще больше без умысла, это то, что немцы называют гуманностию (Humanitat). Те, кому покажется непонятною мысль, заключающаяся в этом слове, в сочинениях Искандера найдут самое лучшее ее объяснение. О самом же слове скажем, что немцы сделали его из латинского слова humanus, что значит человеческий. Здесь оно берется в противоположность слову животный. Когда человек поступает с людьми, как следует человеку поступать со своими ближними, братьями по естеству, он поступает гуманно; в противном случае он поступает, как прилично животному. Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. Человек, воспитывающий бедного сироту не по расчету, не из хвастовства, а по желанию сделать добро, -- воспитывающий его, как родного сына, но вместе с этим дающий ему чувствовать, что он его благодетель, что он на него тратится и пр. и пр., такой человек, конечно, заслуживает название доброго, нравственного и человеколюбивого, но отнюдь не гуманного. У него много чувства, любви, но они не развиты в нем сознанием, покрыты грубою корою. Его грубый ум и не подозревает, что в натуре человеческой есть струны тонкие и нежные, с которыми надобно обращаться бережно, чтобы не сделать человека несчастным при всех внешних условиях счастия или чтобы не огрубить, не опошлить человека, который, при более гуманном с ним обращении, мог бы сделаться порядочным! А между тем сколько на свете таких благодетелей, которые мучат, а иногда и губят тех, на кого изливаются их благодеяния, без всякого дурного умысла, иногда горячо любя их, искренно желая им всякого добра, -- и потом добродушно удивляются тому, что вместо привязанности и уважения им заплачено холодностию, равнодушием, неблагодарностию, даже ненавистию и враждою или что из их воспитанников вышли негодяи, тогда как они им дали самое нравственное воспитание. Сколько есть отцов и матерей, которые действительно по-своему любят своих детей, но считают священною обязанностию беспрестанно твердить им, что они обязаны своим родителям и жизнию, и одеждой, и воспитанием! Эти несчастные и не догадываются, что они сами лишают себя детей, заменяя их какими-то приемышами, сиротами, которых они взяли из чувства благодетельности. Они спокойно дремлют на моральном правиле, что дети должны любить своих родителей, и потом, в старости, со вздохом повторяют избитую сентенцию, что от детей-де нечего ожидать, кроме неблагодарности. Даже этот страшный опыт не снимает толстой ледяной коры с их оцепенелых умов и не заставляет их, наконец, понять, что сердце человеческое действует по своим собственным законам и никаких других признавать не хочет и не может, что любовь подолгу и по обязанности есть чувство, противное человеческой природе, сверхъестественное, фантастическое, невозможное и небывалое, что любовь дается только любви, что любви нельзя требовать, как чего-то следующего нам по праву, но всякую любовь надо приобрести, заслужить, от кого бы то ни было, все равно -- от высшего или от низшего нас, сыну ли от отца, или отцу от сына. Посмотрите на детей: часто случается, что дитя очень равнодушно смотрит на свою мать, хотя она и кормит его своею грудью, и подымает страшный рев, если, проснувшись, не увидит тотчас же своей няни, которую оно привыкло видеть при себе безотлучно. Видите ли: ребенок -- это полное и совершенное выражение природы -- дарит своей любовью того, кто доказывает ему любовь свою на самом деле, кто отказался для него от всех удовольствий, словно железною цепью приковал себя к его жалкому и слабому существованию.

Гуманность нисколько не находится в противоречии с уважением к высоким общественным положениям и рангам; но она находится в решительном противоречии с презрением! к кому бы то ни было, кроме негодяев и подлецов. Она охотно признает общественное первенство людей, но только смотрит на него не с одной внешней, но более с внутренней стороны. Гуманность не только не обязывает человека низшего сословия с грубыми манерами, привычками осыпать непривычными ему вежливостями, но даже запрещает это, потому что такое обращение поставило бы его в неловкое положение, заставило бы подозревать в нем насмешку или дурной умысел. Гуманный человек обойдется с низшим себя и грубо развитым человеком с тою вежливостью, которая тому не может показаться странною или дикою, но он не допустит его унижать перед ним свое человеческое достоинство, -- не позволит ему кланяться себе в ноги, не станет называть его Ванькой или Ванюхою и тому подобными именами, похожими на собачьи клички, не будет легонько трясти его за бороду, в знак своего милостивого к нему расположения, чтобы тот, подло ухмыляясь, говорил ему с подобострастием: "за что изволите жаловать. " Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.

Главными героями данного произведения являются: Вольдемар (Владимир) Петрович Бельтов, Любовь Александровна, учитель Дмитрий Яковлевич, доктор Крупнов Семён Иванович.

Генерал Алексей Абрамович Негров был из богатой семьи. После службы у него произошла связь с Дуней, а затем он увидел и в итоге влюбился по-настоящему в свою будущую жену Глафиру Львовну, которую довольно-таки строго воспитывала её старая тётушка - старая дева Мавра Ильинишна, не позволявшая девушке гулять, читать. Глаша хотела вырваться из такой жизни и соглашалась выйти замуж за генерала. После свадьбы она попросила мужа взять на воспитание дочь Дуни.

Учитель Круциферский был родом из бедной семьи. Крупов в прошлом помогал ему с обучением и потом устроил преподавателем у Негрова. Люба вынуждена была терпеть оскорбления от генерала, так как у него ещё кроме неё были сын с дочерью. Педагог понял состояние её души также хорошо, как и она его. Он влюбился в Любовь и однажды на балконе признался героине в любви, вручив записку и спутав девушку с Глафирой. Супругу Негрова на эту встречу на балконе подговорил учитель французского. В итоге генерал поговорил с Круциферским о предстоящей свадьбе, намекнув на небольшое приданое невесты. Учитель решился на брак несмотря ни на что.

Герой Бельтов являлся сыном разгульного родителя. Вскоре приехал его батюшка развязного нрава. Он сразу же приударил за Софьей, но та оставалась неприступной, что сильнее злило его. Скоро она попросила разрешения у тётушки уехать в Петербург, где она проживала в женском пансионе мадам Жукур, но друг Бельтова всем рассказал про её мнимую плохую репутацию. В результате сплетен девушку выгнали из заведения. Героиню унижали, оскорбляли и абсолютно нигде не желали принять.

В конечном счете Софье пришлось поселиться в грязной комнате у одной местной старухи и она послала письмо Бельтову как главному виновнику всех своих бед. Он расстроился её посланию. Бельтов приехал за Софией в Петербург и привёз её к себе уже в качестве своей законной супруги. Его тётя не выдержала этого удара и скончалась, так и не захотев увидеть племянника. У героя родился сын Владимир, но его отец вскоре умер от обычной простуды.

Софи наняла для ребёнка учителя из Женевы Жозефа, который воспитал мальчика словно родного. Затем она отвезла сына к дяде мужа в столицу, где тот выучился на юридическом факультете, но такая канцелярская должность в Петербурге быстро утомила его и он уволился. Жозеф уехал от них, оставив им лишь прощальную записку. Бельтов решил обучаться медицине, но и это направление ему показалось не по душе. Тогда герой решил стать художником, но и подобный вид работы наскучил ему из-за отсутствия должного творческого окружения.

У Любы с учителем уже рос сын Яша 3 лет. Крупов, зная о состоянии сына Софи, решил отвлечь его, познакомив с семьёй Круциферских, у которых он всегда был принимаем словно отец. В этом же городе была семья Карпа Кондратьича, специально приехавшая на выборы. Его жена, услышав о Бельтове, дала приказ слугам готовить обед и начала собирать дочь на свидание. В результате Вольдемар культурно отказался от её приглашения, а у дочери героини Варвары случился нервный приступ в связи со строгостью матери. Девушке стало лучше только с приходом к ним Крупова. Мать Вари - Мария Степановна в гневе решила пустить клевету по городу о фальшивых интригах Бельтова и Любы. От своей служанки Анны Якимовны она узнала про частые визиты Владимира с Круповым к Любви.

Вскоре Бельтов получил письмо от племянника Жозефа о смерти учителя. Бывая у Любы, он осознал всю силу и возвышенность её души. Ему удалось влюбиться в неё. В одной из бесед он поведал девушке про Жозефа и их случайную встречу в прошлом году в Женеве, где он узнал про работу учителя на родине.

Бельтов сказал про свои намерения участвовать в местных выборах и ночевал у Жозефа, а потом уехал. Однажды, гуляя в общественном саду города, Вольдемар признался жене педагога в любви, но она сказала ему, что любит мужа и расплакалась. В глубине души героиня вполне понимала, что её тянуло к Владимиру. Она ощущала то, что он ближе ей чем Дмитрий. Они обнялись и оба разрыдались. После этого случая у Любы случилась горячка и супруг не покидал её.

Вскоре он заметил, как жена смотрит на приходящего с визитами Бельтова и начал всё понимать. Его страдания доходили до отчаяния и он даже задумался о самоубийстве, особенно после возвращения с дня рождения учителя Медузина, где Дмитрий выпил лишнего. Люба прекрасно понимала его состояние, но боялась сказать правду и сама мучилась от этого из-за собственной гордости. Вскоре у неё заболел сын, но быстро выздоровел. В записях журнала девушка сожалела про встречи с Бельтовым, сильно отличавшегося от Дмитрия своим горячим нравом и стремлением к активной деятельности. Учитель бредил во сне, видя идущих рядом Вольдемара с его женой. Он хотел пожертвовать собой ради её личного счастья. Муж Любы предложил Владимиру уехать из города.

Бельтов признался, что собирается заграницу, но перед этим попросил Крупова передать любимой записку и увидеть её хотя бы на 2-3 минуты. Супруг героини согласился на его просьбу и они встретились в саду. К герою подошел подосланный Марьей Степановной советник. Бельтов оскорбил его в ответ на колкости о даме с Круповым. Он обозвал его сумасшедшим и пригрозил тростью. Перед отъездом Крупов пришел попрощаться с Бельтовым, извиняясь перед ним. К нему также зашел и полицеймейстер по делу об оскорблении советника, но Семён Иванович уладил данный инцендент.

В результате Владимир уехал, попрощавшись со всеми и всё рассказав матери, которая переехала жить в город NN. Она частенько навещала Любу. Дмитрий постоянно молился и много пил. Софья сидела у кровати больной героини, рассказывая ей про Бельтова.

Главным объектом критики в романе становится романтическое мироощущение, понятое широко - как умозрительное знание, скрывающее от человека грубую реальность жизни и неспособное дать ему силы для противостояния ей. Типичным романтиком сентиментального, "чувствительного" типа выведен Дмитрий Круциферский - разночинец по происхождению, культурный, начитанный, обучавшийся в университете молодой человек, пытающийся строить свою жизнь по идеальным образцам, почерпнутым в поэзии Жуковского, творчество которого сыграло едва ли не определяющую роль в его воспитании.

Высмеивая сентиментальный настрой Круциферского, Герцен заставляет его беспрерывно, почти по любому поводу лить слёзы. Женившись на Любоньке, незаконнорождённой дочери помещика Негрова, Круциферский полагает, что обрёл счастье, которое теперь - поскольку божественное Провидение заботливо опекает всех тех, кто, как он, чистосердечно верит в него, - будет продолжаться вечно. Но вся его наивная философия, а с нею и вера в доброе Провидение разрушаются в один миг, когда он узнаёт, что Любонька, по‑прежнему тепло и нежно относящаяся к нему, по‑настоящему любит другого человека - Владимира Бельтова. Столкнувшись с реальной жизнью, с её сложными и непредсказуемыми проявлениями, Круциферский совершенно теряется, не знает, как себя вести и что предпринять, и наконец находит выход, который подсказывает ему его слабая натура: он начинает пить, чтобы уйти от мучительных жизненных противоречий.

Другой жертвой романтического в широком смысле, т. е. оторванного от жизни воспитания представлен в романе его главный герой Владимир Бельтов. По выходе из университета Бельтов определяется на службу в министерство и, столкнувшись с рутинной, пошлой жизнью чиновничьего аппарата, довольно быстро понимает, насколько она далека от тех идеалов добра и справедливости, которые он поначалу, исполнённый юношеских надежд, собирался привнести в неё. Не совладав с "чиновничьим Голиафом", Владимир прекращает служить, пробует заняться медициной, потом ваянием, но ничем не может увлечься всерьёз, разочаровывается во всякой деятельности и превращается - Герцен прямо намекает на это - в некое подобие "лишнего человека". В соответствии с теориями философов‑позитивистов, разделяемых так или иначе всеми писателями "натурального" направления, бездеятельность своего героя автор стремится объяснить не столько идейными влияниями, духом эпохи и прочее, сколько материальными, социологическими причинами.

Носительницей нового человеческого сознания писатель делает главную героиню романа - Любоньку. Дочь крестьянки и помещика Негрова, взятая из милости на воспитание в дом отца, она, в отличие от Круциферского и Бельтова, с детства знала, какой грубой и жестокой может быть жизнь. Но именно это знание закалило её волю, научило, по крайней мере внутренне, сопротивляться "злотворной материи" жизни и сформировало её сильный характер. Полюбив Бельтова, Люба понимает, что не должна стыдиться общественного мнения, которое в силу предрассудков, опутавших сознание жителей города NN, а по Герцену - вообще всё "безумное" сознание прошлого и современного мира, должно считать героиню преступницей и грешницей. Сама она отнюдь не считает себя таковой.

В роман включены: дневник Любоньки, письма, публицистические вставки (оказывает воздействие на читателя, с помощью авторских комментарий).

Композиционная структура произведения необычайна. Повествование не сцементировано сквозным сюжетным стержнем. "Собственно не роман, а ряд биографий, мастерски написанных…" - заметил Белинский. В центре повествования - 3 человеческих жизни, разных биографии, судьбы. Любовь Александровна и Дмитрий Яковлевич Круциферские, а ещё -Владимир Петрович Бельтов. Каждый из них представляет собой очень сложный характер.

Образ Любоньки Круциферской несёт на себе наибольшую смысловую, философскую нагрузку. Он существенно влияет на судьбы двух других персонажей. Незаконное чадо отставного генерала Негрова, Любонька с детских лет ощутила жестокую несправедливость человеческих отношений. Трагические условия детства и юности, очень непродолжительное счастье в замужестве за учителем, история её неудачной любви к Бельтову - вся жизнь главной героини выражает её отрешенность от мира, духовное одиночество и неспособность найти себе место в обществе, с волчьими законами которого не могла примириться её гордая и независимая душа.

Глубокая, сильная натура, Любонька возвышается над людьми, её окружающими, над мужем и даже Бельтовым. И она, скрепя сердце, мужественно несёт свой крест. Героиня, впрочем, пытается отстаивать своё право на счастье, но обречена на гибель в неравной борьбе. Слишком жестоки и неумолимы условия жизни. Люба Круциферская - один из самых ярких женских характеров, созданных русской литературой. Она занимает своё место в ряду таких образов, как: Софья, Татьяна, Ольга Ильинская, Катерина, Елена Стахова, Вера Павловна.

Рядом с Любовью - Дмитрий Круциферский. Разночинец, сын лекаря, он прошел нелёгкий жизненный путь. Тихий, кроткий человек, трезво оценивающий свои скромные духовные возможности, Круциферский смиренно переносит повседневные неурядицы, довольствуясь тем маленьким счастьем, которое даёт ему семейный очаг. Дмитрий Яковлевич очень любит свою жену, и нет для него большей радости, чем ненасытно глядеть в её голубые глаза. Но тесен его мир, далёк он от каких бы то ни было общественных интересов. Слишком зауряден Круциферский, и рано он смирился с жизнью провинциального обывателя.

Пристально вглядывается автор в историю загубленной жизни и несостоявшихся возможностей этого человека. На примере Круциферского писатель ставит вопрос о крушении личности, лишенной живых контактов с действительностью. Педагог пытается изолироваться от мира. "Кроткий от природы, он не думал вступать в борьбу с действительностью, он отступал от её напора, он просил только оставить его в покое.." И Герцен замечает далее, что "Круциферский далеко не принадлежал к тем сильным и настойчивым людям, которые создают около себя то, чего нет; отсутствие всякого человеческого интереса около него действовало на него более отрицательно, нежели положительно…" Таким образом крушение Дмитрия как личности свершилось бы и в том случае, если бы и не было семейной трагедии. И снова логика романа возвращает читателя к изначально поставленному вопросу - кто виноват?

Чересчур они разные люди - чета Круциферских. Нет у них ни общности духовных интересов, ни даже взаимной сердечной привязанности. Некогда Круциферский спас Любоньку, вызволив её из дома Негрова. И она была ему бесконечно благодарна. Но шли годы, Дмитрий не только сам застыл в своём духовном развитии, но и стал невольным тормозом для Любоньки. Мудрено ли, что их семейное счастье не выдерживает первого серьёзного испытания и рушится. Приезд в губернский город Бельтова и явился таким испытанием.

Владимир играет особую роль в этом треугольнике. Можно сказать, главную. Это человек, наделённый умом и талантом. Проводя жизнь в раздумьях об общих вопросах, он чужд домашних интересов, которые считает пошлыми. Он, как отзывался Белинский, - натура чрезвычайно богатая, многосторонняя. Однако с существенным изъяном - его ум созерцательный, не способный углубляться в предметы и потому - всегда скользящий по их поверхности. "Такие люди, - продолжает Белинский, - вечно порываются к деятельности, пытаясь найти свою дорогу и, разумеется, не находят её".

Героя нередко ассоциируют с Онегиным, Печориным и более поздним - Рудиным. Верно, все они - варианты того общественно-психологического типа, который известен в русской литературе под именем "лишнего человека". Но у каждого из них свои отличительные особенности. У Бельтова сильнее, чем у всех других, выражено стремление к общественной деятельности. Впрочем, это стремление постоянно наталкивается на препятствия. Как пишет сам прозаик: "Бельтов оттого бросался из угла в угол, что его социальная деятельность, к которой он стремился, находила внешнее препятствие. Это пчела, которой не позволяют ни делать ячейки, ни отлагать мёд…"

Но не только во внешних препятствиях затруднения Бельтова. Они и в нём самом, в свойствах его противоречивой натуры, ищущей практического дела и постоянно пугающейся его. Герой ничего не может делать в тех условиях, в каких находится. Борьба и сама жизнь ему не по силам. Ему недостает воли и энергии для преодоления жизненных тягот, и он готов капитулировать перед первой из них. В Бельтове отразился духовный разлом той части дворянской интеллигенции, которая, пережив крах декабризма, не могла найти своего места в новых обстоятельствах общественного бытия России. Главный персонаж ищет свою дорогу в жизни и не находит. И самоустраняется. Разрушив семейное счастье Круциферских, он не может стать опорой для Любоньки и отказывается от неё. Растеряв свои "юношеские верования" и проникнувшись "трезвым" отношением к действительности, Бельтов приходит к осознанию полного своего крушения: "Моя жизнь не удалась, по боку её. Я точно герой наших народных сказок, ходил по всем распутьям и кричал: "Есть ли в поле жив человек?" Но жив человек не откликался… Моё несчастье. А один в поле не ратник… Я ушел с поля…"

Писатель работал над романом “Кто виноват” шесть лет. Первая часть произведения появилась в “Отечественных записках” в 1845-1846 годах, а обе части романа вышли отдельным изданием как приложение к “Современнику” в 1847 году.

В своем романе Герцен затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает эти вопросы в свете идей гуманизма и свободы. Задушевную мысль Герцена в его романе Белинский определял как “мысль о достоинстве человеческом,

которое унижается предрассудками, невежеством и унижается то несправедливостью человека к своему ближнему, то собственным добровольным искажением самого себя”.

Эта задушевная мысль носила антикрепостнический характер. Пафос борьбы с крепостничеством как главным злом русской жизни того времени пронизывает роман от начала до конца.

В основе сюжета романа лежит тяжелая драма, которую переживают муж и жена Круциферские: мечтательная, глубоко сосредоточенная в себе незаконнорожденная дочь помещика-крепостника Негрова Любонька и восторженный идеалист, сын лекаря, кандидат Московского университета,

домашний учитель Негрова Дмитрий Круциферский. Вторая сюжетная линия романа связана с трагической судьбой Владимира Бельтова, занявшего видное место в галерее русских “лишних людей”. Рассказывая о трагическом положении разночинца – учителя Дмитрия Круциферского, его жены Любови Александровны, полюбившей молодого дворянина Бельтова, писатель вскрывает всю путаницу и мучительную неразбериху, которая разбила жизнь этих людей, загубила их счастье.

Он хочет, чтобы читатель знал, кто виноват в трагической судьбе героев романа. Взяв эпиграфом к роману слова какого-то судебного постановления: “А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело же, почислив решенным, сдать в архив”, Герцен всем ходом своего романа как бы хочет заявить: “Виновный найден, дело надо взять из архива и перерешить по-настоящему”. Виновата самодержавно-крепостническая система, страшное царство мертвых душ.

Бельтов – типическое лицо своей эпохи. Талантливый, живой и думающий человек, он сделался в крепостническом обществе, умной ненужностью. “Я точно герой наших народных сказок… ходил по всем распутьям и кричал: “Есть ли в поле жив-человек?” Но жив-человек не откликался… мое несчастье… а один в поле не ратник… Я и ушел с поля”, – говорит Бельтов своему воспитателю-женевцу. Следом за Пушкиным и Лермонтовым Герцен рисует образ “лишнего человека”, показывая столкновение одаренной и умной личности с окружающей отсталой, но сильной в своей косности средой.

Однако Чернышевский, сравнивая Бельтова с Онегиным и Печориным, говорил, что он совершенно не таков, как его предшественники, что личные интересы имеют для него второстепенное значение. Добролюбов выделил Бельтова в галерее “лишних людей” как “гуманнейшего между ними”, со стремлениями действительно высокими и благородными.

Роман оканчивается трагедией. Любонька, сломленная нравственными муками, после отъезда Бельтова замыкается в свой внутренний мир, чтобы унести в могилу затаенные мечты и любовь.

Роман Герцена был новым и оригинальным не только по богатству идей и образов, но и по художественной манере. Белинский, разбирая “Кто виноват?”, сравнивал Герцена с Вольтером. Особенность стиля герценовского романа состоит, прежде всего, в сложном сплетении различных приемов художественного письма.

Автор великолепно пользуется сатирой, когда речь идет о Негрове, о пошлости обитателей “форменного” города NN. Здесь он продолжает гоголевскую традицию осмеяния мертвых душ и теме обличения крепостного права придает новую, исполненную революционного отрицания силу. У Гоголя смех звучал сквозь слезы.

У Герцена глаза сухи.

Своеобразно композиционное строение романа “Кто виноват?”. Произведение Герцена собственно не роман, а ряд биографий, мастерски написанных и оригинально связанных в одно целое. Вместе с тем эти биографии являются прекрасными художественными портретами.

Глубоко своеобразен язык романа. Герцен когда-то с полным основанием говорил: “Мой язык”. За каждой его фразой ощущается глубокий ум и знание жизни.

Герцен свободно вводил в разговорную речь неологизмы, не боялся осложнять свой стиль пословичными выражениями русской и иностранной речи, обильно вводил литературные цитаты, исторические образы, внезапно вызывающие целые картины.

Повесть “Доктор Крупов” – яркий сатирический памфлет, отчасти напоминающий “Записки сумасшедшего” Гоголя. Повесть написана как отрывок из автобиографии старого врача-материалиста Крупова. Многолетняя врачебная практика приводит Крупова к выводу, что человеческое общество больно безумием.

По наблюдению доктора, в мире социальной несправедливости, в обществе, где человек человеку волк, где существует власть богатых и царит нищета и бескультурье, признанные “сумасшедшие” “в сущности и не глупее и не поврежденнее всех остальных, но только самобытнее, сосредоточеннее, независимее, оригинальнее, даже, можно сказать, гениальнее тех”.

Сатира Герцена распространяется не только на самодержавно-крепостнический строй России, но и на буржуазные отношения в Европе. Крупов отмечает в своем журнале, что безумия совершаются и на Востоке и на Западе (пауперизм и т. п.).

Цикл художественных произведений в творчестве Герцена 40-х годов завершает написанная в 1846 году повесть “Сорока-воровка”, появившаяся в “Современнике” в 1848 году. В основу сюжета “Сороки-воровки” положен рассказ М. С. Щепкина о печальной истории крепостной актрисы из театра развратного самодура крепостника С. И. Каменского в Орле. Рассказ Щепкина, который в повести фигурирует под именем известного художника, Герцен поднял на уровень большого социального обобщения.

И в романе “Кто виноват?”, и в повести “Сорока-воровка” Герцен затрагивает вопрос, очень остро поставленный в западноевропейской литературе Жорж Санд, – вопрос о правах и положении женщины. В повести этот вопрос освещен в применении к трагической судьбе крепостной женщины, талантливой актрисы.

Рисуя необыкновенно богатую личность Анеты, Герцен показывает весь ужас ее рабской зависимости от ничтожного “плешивого селадона” князя Скалинского. Ее положение становится трагичным с того момента, когда Анета решительно и смело отвергла посягательства со стороны князя.

Ее страдальческая судьба согрета душевным отношением автора к своей героине. Трагическая нота слышится в раздумьях художника-рассказчика: “Бедная артистка. Что за безумный, что за преступный человек сунул тебя на это поприще, не подумавши о судьбе твоей! Зачем разбудил тебя.

Спала бы душа твоя в неразвитости, и великий талант, неизвестный тебе самой, не мучил бы тебя; может быть, подчас и поднималась бы со дна твоей души непонятная грусть, зато она осталась бы непонятной”.

Эти слова подчеркивают глубокую драму русской народной интеллигенции, поднимавшейся из тьмы крепостной жизни. Только свобода могла открыть широкий путь народным талантам. Повесть “Сорока-воровка” пронизана безграничной верой писателя в творческие силы своего народа.

Из всех повестей 40-х годов “Сорока-воровка” выделяется наибольшей резкостью и смелостью в раскрытии противоречия между “крещеной собственностью” и ее владельцами. Ирония, как и в ранних произведениях, служит для разоблачения лицемерия богатого помещика-крепостника, “страстного любителя искусства”. Рассказы художника и самой актрисы глубоко лиричны, эмоциональны.

Это способствовало пробуждению в читателе сочувствия к крепостной актрисе, в чьей потрясающей истории отражена трагедия русского народа при самодержавно-крепостническом строе. Именно так ее воспринял Горький, когда отметил, что “Герцен первый в 40-х годах в своем рассказе “Сорока-воровка” смело высказался против крепостного права”.

Дмитрий Круциферский, — молодой учитель, окончивший Московский университет, служит в семье престарелого помещика Алексея Нег-рова. Дослужившись до чина генерал-майора, Он ушел в отставку, пытался вести свое хозяйство из рук вон плохо, взял в любовницы крепостную. Через какое-то время у них родилась дочь Любонька. Будучи однажды в Москве, Он женится на городской избалованной даме. Девочку и ее мать высылают из города, но потом Любоньку возвращают. В доме своего отца девочка выросла очень умной, впечатлительной и сильной женщиной. Круциевский, не приемлющий образа жизни Нег-рова с его женой, искренне полюбил Любу. Она отвечала ему взаимностью.

От скуки городская жена Нег-рова обратить внимание Дмитрия к своей персоне, устроила свидание при помощи своей старой гувернантки. Круциферский не понял, кто позвал его на рандеву, признался в любви и даже поцеловал, передав письмо, адресованное Любоньке. Разразился скандал, Дмитрий решил уехать, но герой настоял на женитьбе на его дочери без приданного. Круциферский с радостью согласился.

Четы года прожили молодые влюбленные в браке, у них родился сын. Дмитрий не мог нарадоваться на свою жену, и любил ее так, что та стала единственным смыслом в его жизни. Он боялся потерять свое счастье, и не хотел верить в то, что это может произойти.

В их город приехал молодой, богатый владелец имения, Владимир Бельтов. Характер его был очень противоречив, что отражалось и в его внешности. Открытость перекликалась с насмешливостью, задумчивость со склонностью к веселью. Бельтов был сыном крепостной, которой тяжким трудом удалось выучиться и выйти замуж за помещика. Отец его умер рано, поэтому он воспитывался мамой, на которой отразилось все ее муки и страдания прошлого.

Бельтов знакомится с семьей Круциферского и влюбляется в Любу, объясняется ей в чувствах и говорит, что видит, что они взаимны. Люба вначале говорит о любви только к мужу, но потом бросается в объятья Бельтова. Их застает друг Круциферского, Крупов. По городу пошла молва. Люба от стыда и неприятия своих чувств, заболевает чахоткой. Тяжело болеет и ее сын. Дмитрий постоянно напивается и больше не верит, хоть и хочет, своей жене. Бельтов уезжает, а на его смену приезжает его мама, — заботиться о женщине, которую любил ее сын.

Женщина, — хранительница домашнего очага. Из-за одного опрометчивого шага жены, семья была разрушена, а все вокруг стали несчастными. Так строит ли подобная безответная, запретная любовь стольких страданий, тяжелых болезней и потери доверия на всю жизнь? Хотя вывод очевиден, автор все же задает вопрос читателю в названии своего произведения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. — М.: Книжная палата, 1988

Этот пропускающий повествование сквозь призму своего окрашенного иронией мировосприятия, то деловито немногословный, то словоохотливый и впадающий в подробности рассказчик, близкий к тому, чтобы быть необъявленным главным действующим лицом, заметно напоминает лирического героя произведений поэзии.

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

Действие начинается в русской провинции, в имении богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова — Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим Московский университет кандидатом. Негров бестактен, учитель робеет.

Негров был произведен в полковники уже немолодым, после кампании 1812 г., вскоре вышел в отставку в чине генерал-майора; в отставке скучал, хозяйничал бестолково, взял в любовницы молоденькую дочь своего крестьянина, от которой у него родилась дочь Любонька, и наконец в Москве женился на экзальтированной барышне. Трехлетняя дочь Негрова вместе с матерью сосланы в людскую; но Негрова вскоре после свадьбы заявляет мужу, что хочет воспитать Любоньку как собственную дочь.

Круциферский — сын честных родителей: уездного лекаря и немки, любившей мужа всю жизнь так же сильно, как в юности. Возможность получить образование ему дал сановник, посетивший гимназию уездного города и заметивший мальчика. Не будучи очень способным, Круциферский, однако, любил науку и прилежанием заслужил степень. По окончании курса он получил письмо от отца: болезнь жены и нищета заставили старика просить о помощи. У Круциферского нет денег; крайность вынуждает его с благодарностью принять предложение доктора Крупова, инспектора врачебной управы города NN, — поступить учителем в дом Негровых.

Между тем скучающая Глафира Львовна Негрова тоже начинает испытывать влечение к юноше; старая гувернерша-француженка пытается свести барыню и Круциферского, причем случается забавная путаница: Круциферский, от волнения не разглядев, кто перед ним, объясняется в любви Негровой и даже целует ее; в руки Глафиры Львовны попадает восторженное любовное послание Круциферского Любоньке. Поняв свою ошибку, Круциферский бежит в ужасе; оскорбленная Негрова сообщает мужу о якобы развратном поведении дочери; Негров, воспользовавшись случаем, хочет заставить Круциферского взять Любоньку без приданого, и очень удивлен, когда тот соглашается безропотно. Чтобы содержать семью, Круциферский занимает место учителя гимназии.

Счастливой свадьбой, однако, эта история не кончается.

Через четыре года в NN приезжает новое лицо — владелец имения Белое поле Владимир Бельтов. Следует описание города, выдержанное в гоголевском духе.

Общество тоже невзлюбило чужого и непонятного ему человека.

В это время жена уездного предводителя, Марья Степановна, женщина глупая и грубая, делает безуспешную попытку заполучить Бельтова в женихи для дочери — девушки развитой и прелестной, совершенно не похожей на своих родителей. Позванный в дом, Бельтов пренебрегает приглашением, чем приводит хозяев в ярость; тут городская сплетница рассказывает предводительше о слишком тесной и сомнительной дружбе Бельтова. с Круциферской. Обрадованная возможностью отомстить, Марья Степановна распространяет сплетню.

Потрясенная Круциферская заболевает; муж сам почти болен от страха за нее. Далее следует дневник Круциферской, где описаны события последующего месяца — тяжелая болезнь маленького сына, страдания и Круциферской, и ее мужа. Разрешение вопроса: кто виноват? — автор предоставляет читателю.

В тот же день Бельтов побил на улице тростью чиновника, грубо намекнувшего ему на его отношения с Круциферской.

Навестив мать в ее имении, через две недели Бельтов уезжает, куда — не сказано.

Круциферская лежит в чахотке; ее муж пьет. Мать Бельтова переезжает в город, чтобы ходить за больной, любившей ее сына, и говорить с ней о нем.

Действие начинается в русской провинции, в имении богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова — Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим Московский университет кандидатом. Негров бестактен, учитель робеет.

Негров был произведён в полковники уже немолодым, после кампании 1812 г., вскоре вышел в отставку в чине генерал-майора; в отставке скучал, хозяйничал бестолково, взял в любовницы молоденькую дочь своего крестьянина, от которой у него родилась дочь Любонька, и наконец в Москве женился на экзальтированной барышне. Трёхлетняя дочь Негрова вместе с матерью сосланы в людскую; но Негрова вскоре после свадьбы заявляет мужу, что хочет воспитать Любоньку как собственную дочь.

Круциферский — сын честных родителей: уездного лекаря и немки, любившей мужа всю жизнь так же сильно, как в юности. Возможность получить образование ему дал сановник, посетивший гимназию уездного города и заметивший мальчика. Не будучи очень способным, Круциферский, однако, любил науку и прилежанием заслужил степень. По окончании курса он получил письмо от отца: болезнь жены и нищета заставили старика просить о помощи. У Круциферского нет денег; крайность вынуждает его с благодарностью принять предложение доктора Крупова, инспектора врачебной управы города NN, — поступить учителем в дом Негровых.

Между тем скучающая Глафира Львовна Негрова тоже начинает испытывать влечение к юноше; старая гувернерша-француженка пытается свести барыню и Круциферского, причём случается забавная путаница: Круциферский, от волнения не разглядев, кто перед ним, объясняется в любви Негровой и даже целует ее; в руки Глафиры Львовны попадает восторженное любовное послание Круциферского Любоньке. Поняв свою ошибку, Круциферский бежит в ужасе; оскорблённая Негрова сообщает мужу о якобы развратном поведении дочери; Негров, воспользовавшись случаем, хочет заставить Круциферского взять Любоньку без приданого, и очень удивлён, когда тот соглашается безропотно. Чтобы содержать семью, Круциферский занимает место учителя гимназии.

Счастливой свадьбой, однако, эта история не кончается.

Через четыре года в NN приезжает новое лицо — владелец имения Белое поле Владимир Бельтов. Следует описание города, выдержанное в гоголевском духе.

Общество тоже невзлюбило чужого и непонятного ему человека.

В это время жена уездного предводителя, Марья Степановна, женщина глупая и грубая, делает безуспешную попытку заполучить Бельтова в женихи для дочери — девушки развитой и прелестной, совершенно не похожей на своих родителей. Позванный в дом, Бельтов пренебрегает приглашением, чем приводит хозяев в ярость; тут городская сплетница рассказывает предводительше о слишком тесной и сомнительной дружбе Бельтова. с Круциферской. Обрадованная возможностью отомстить, Марья Степановна распространяет сплетню.

Потрясённая Круциферская заболевает; муж сам почти болен от страха за неё. Далее следует дневник Круциферской, где описаны события последующего месяца — тяжёлая болезнь маленького сына, страдания и Круциферской, и ее мужа. Разрешение вопроса: кто виноват? — автор предоставляет читателю.

В тот же день Бельтов побил на улице тростью чиновника, грубо намекнувшего ему на его отношения с Круциферской.

Навестив мать в ее имении, через две недели Бельтов уезжает, куда — не сказано.

Круциферская лежит в чахотке; ее муж пьёт. Мать Бельтова переезжает в город, чтобы ходить за больной, любившей ее сына, и говорить с ней о нем.

Но этим не ограничивается общественный смысл, прогрессивно-воспитательная роль образа Бельтова. Его взаимоотношения с Любовью Александровной — энергичный протест против собственнических норм брачно-семейных отношений. Во взаимоотношениях Бельтова и Круциферской писатель наметил идеал такой любви, которая духовно поднимает и растит людей, раскрывая все заложенные в них способности.

Основным организующим началом романа служит не интрига, не сюжетная ситуация, а ведущая идея — зависимость людей от губящих их обстоятельств. Этой идее подчиняются все эпизоды романа, она цементирует их, придает им внутреннюю смысловую и внешнюю целостность. Герцену, принципиальному защитнику тенденциозности в искусстве, был чужд объективно-спокойный тон изображения. Он от начала и до конца совершенно открыто и последовательно защищает свои основные мысли, активно вмешиваясь в события как наблюдатель, комментатор-публицист и строгий судья. Иногда повествователь вступает и в спор с читателем (например, в конце четвертой главы). Но при этом субъективность Герцена, так ярко проявляющаяся в романе, способствует более глубокому проникновению в сущность отображаемой им жизни и более сильному воздействию на читателей.

Начиная с завязки, развитие сюжета романа принимает все большую эмоционально-психологическую напряженность. Отношения сторонников демократического лагеря осложняются. Центром изображения становятся переживания Бельтова и Круциферской. Кульминация их взаимоотношений, будучи и кульминацией романа в целом, — объяснение в любви, а потом прощальное свидание в парке.

Композиционное искусство романа выразилось и в том, что отдельные биографии, которыми он начат, постепенно сливаются в неразложимый жизненный поток. Наряду с ведущими, подробно обрисованными персонажами Герцен, подкрепляя их типичность, создавая их среду, вводит в роман до ста эпизодических лиц. Начавшись по преимуществу эпически, широким, экстенсивным изображением социальных обстоятельств, роман на протяжении своего развития приобретает все усиливающуюся драматичность и интенсивность. Если в начале романа автор, рисуя общественную среду, вводит в действие массу эпизодических лиц, то в конце его он сосредоточивается лишь на главных, сюжетообразующих персонажах.

Интеллектуально-психологическая направленность романа очевидна с самого начала. Решая коренные морально-бытовые вопросы, персонажи раскрываются глубоко интимно. В этих целях при изображении внутреннего мира Любоньки используется форма дневника. Эмоционально-психологически все время как бы идя вверх, роман завершается для всех положительных лиц трагически. В этом его жизненная правда.

И, помогая Любови Александровне выполнить свой моральный долг перед Круциферским и сыном, Владимир Петрович уезжает за границу.

Основная цель Герцена и заключалась в том, чтобы воочию показать, что изображаемые им социальные условия, словно чудовищный спрут, душат лучших людей, глуша их стремления, судя их несправедливым, но непререкаемым судом затхлого, консервативного общественного мнения, опутывая их сетями предрассудков. И это определило их трагедию. Благоприятное решение судеб всех положительных героев романа может обеспечить лишь коренное преобразование действительности — такова основополагающая мысль Герцена.

Могущество мысли, пронизывающей роман, отразилось и в языке. Авторская речь интеллектуальна, лексика и фразеология действующих лиц дифференцированны в соответствии с общественно-групповой принадлежностью. Речи поместно-дворянских кругов свойственны бедность и вульгарность. Демократическая интеллигенция изъясняется на литературном, многоцветном, даже изящном языке. Крестьяне в романе многозначительно молчат. Но в скупых репликах дворовых, совершенно свободных от узкоместных, фонетически и морфологически исковерканных выражений, слышится сердечность и напевность русской речи.

Читайте также: