Функции педагогической деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самообразующим фактором педагогического процесс является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.

Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Педагогический процесс имеет определенный результат, под которым понимается степень достижения поставленной цели.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками.

Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования.

Педагогические задачи различаются по:

- классам (дидактические, воспитательные);

- типам (оперативные, тактические, стратегические);

- уровням сложности (простые, сложные)

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка в современных социокультурных условиях. В ее основе лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяются ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершении.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность; ТСО.

Способами передачи опытаобщественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность.

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Функции педагогической деятельности:

1) развивающая (ведущая функция в деятельности педагога);

2) гностическая (умение накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег);

3) исследовательская (умение определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, проблемно ставить вопросы и т.д.);

4) информационная (умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.);

5) побудительная (умение возбуждать интерес, внимание, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.);

6) конструктивно-организаторская (умение планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности и т.д.);

7) диагностическая (умение определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом);

8) координирующая (умение устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания и т.д.);

9) коммуникативная (умение быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым; иными словами – проявление высоких нравственных качеств и черт характера);

10) материнская (обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка, ответственность за его жизнь и здоровье – как физическое, так и психическое);

11) преобразовательная (проявление творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса).

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. В профессиональной школе можно также выделить методическую работу.

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д.;

исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д.;

информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.;

побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т. д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т. п.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т. д.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д.;




исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д.;

информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.;

побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т. д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т. п.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т. д.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Преподавание — это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания.

Виды и функции педагогической деятельности - Научная и практическая педагогическая деятельность

Научная и практическая педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это деятельность, обеспечивающая взаимоотношения между людьми в процессе передачи интеллектуального и практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать накопленный интеллектуальный и практический опыт человечества — культуру — молодому поколению, чтобы общество сохранялось и развивалось. Поэтому одной из главных целей общества является овладение человеком культурой. Для достижения этой цели общество организует специальную деятельность — образовательную.

Но невозможно обеспечить всю культуру через педагогическую деятельность. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная часть культуры, которая представляет собой определенную совокупность умственного и практического опыта в виде знаний и умений ими пользоваться, в виде высших нравственных качеств. Личность, способная использовать эту часть культуры, является целью педагогической деятельности. Результатом педагогической деятельности должен стать человек, овладевший этой частью культуры.

Педагогическая деятельность может осуществляться социально образованным человеком, имеющим педагогическую (профессиональную) подготовку. Предметом педагогической деятельности является то целое, которое было отобрано и должно быть передано молодому поколению, особое отношение к которому позволит достичь поставленной цели.

Педагогическая деятельность основывается в основном на следующих природных свойствах и качествах, присущих человеку: Органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность понимать, воспринимать, применять знания и навыки); орудия труда: инструменты различных видов, включая книги, письменные принадлежности и т.д.

Педагогическая деятельность осуществляется через ряд действий, которые приводят к результату, соответствующему поставленной цели. Этот набор представляет два вида педагогической деятельности: научную и практическую.

Научная педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и разрабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на передачу значительной части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) молодому поколению.

Основные виды педагогической деятельности

1.Инструкторский (учителя-предметники, тренеры, EAP и т.д.)

2.Педагогический (учителя, классные руководители, воспитатели и т.д.),

3.Административные (руководители школ, центров ECE и т.д.),

4.Организационные (организаторы детского движения, все учителя),

5.Методические (методисты школ, центров ECE и т.д.),

6. Исследования (учителя-экспериментаторы),

7.Внеклассные (кружки, центры ECE, комнаты детской милиции).

Независимо от того, какой вид деятельности выполняет учитель, ведущими направлениями в его работе будут:

1) Диагностическая и планирующая деятельность, т.е. изучение состояния и эффективности организуемого процесса и на этой основе планирование дальнейшего развития учащихся и группы детей, определение стратегии своей педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентированная деятельность, т.е. создание условий для формирования ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций учащихся, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность — т.е. организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организаторская деятельность — т.е. умение организовать интересную и разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владение различными формами работы и т.д.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность — т.е. способность анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Уровни педагогической деятельности

При рассмотрении педагогической деятельности есть два аспекта: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности: -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД (как учителя, так и ученики), -объект педагогического воздействия (ученики, родители,), другие объекты (образовательный процесс, его содержание и т.д.), -результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности: -мотивационный компонент (то, что движет работой учителя: Мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную замену, заботы о будущем и т.д.), -содержательный компонент (те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: профессиональные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операциональный компонент (те умения, которые необходимы ПД для выполнения его функций: гностические, творческие, конструктивные, коммуникативные.

Уровни педагогической деятельности :

1 уровень — репродуктивный — подразумевает способность учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Для такого учителя трудно делать что-то новое.

2 этап — адаптивный — подразумевает способность учителя приспосабливаться к новым требованиям жизни, школы, изменять известные методы.

3 этап — творческий — подразумевает нестандартные, необычные действия учителя, которых нет в известном опыте.

Признаки профессиональной ПД :

Гуманистический характер педагогической профессии и деятельности. Это проявляется в особенностях педагогической деятельности и образа мышления. Если вспомнить, что основным содержанием педагогической профессии являются отношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания по предмету (с другой), то мы приходим к выводу, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: Знание людей и специальная подготовка.

Функции педагогической деятельности

В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) педагога: диагностическая, прогностическая, конструктивно-формативная, организаторская, информативная, коммуникативная, творческая, рефлексивная.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и определением уровня их обучения, развития и воспитания. Для этого учитель должен знать соответствующие методы диагностики.

Прогностическая функция педагогической деятельности выражается в способности педагога определять направление педагогической деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе педагогической работы, прогнозировать ее результаты, характеристики изменений в развитии личности. При этом результаты педагогической деятельности часто отдалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому учитель должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.

Конструктивно-созидательная функция деятельности учителя органически связана с прогностической функцией. Эта функция предусматривает отбор и организацию содержания учебного материала, подлежащего усвоению учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой эта информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Функция проектирования также включает в себя постановку долгосрочных, перспективных целей обучения и воспитания и планирование стратегий и путей их достижения.

Организующая функция деятельности педагога связана с вовлечением учащихся в образовательный процесс и стимулированием их активности. Эта функция реализуется путем отбора и структурирования информации в процессе ее донесения до студентов; организации собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.

Информационная функция педагогической деятельности связана с передачей научной, философской, нравственной и эстетической информации. Большое значение имеет глубокое знание своего предмета, профессиональная и общая эрудиция преподавателя, владение предметом, умение доступно объяснить и изложить ту или иную информацию.

Коммуникативная функция подразумевает установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса — учениками, учителями, родителями, администрацией и другими работниками школы. Эта функция характеризует специфику взаимодействия учителя с учениками.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

- гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.;

- исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д.;

- информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;

- побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

Педагогические умения

Однако в наиболее полной мере умения учителя представлены А.К. Марковой. Выделим девять групп основных педагогических умений из всего набора, описанного А.К.Марковой.

Первая группа умений - увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при постановке задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности; гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Во вторую группу педагогических умений А.К.Маркова включает три подгруппы:

Третью группу составляют умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; видеть сильные, слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа умений - это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач; наиглавнейшие из входящих в эту группу умений - создание условий психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению.

Шестая группа - это, прежде всего умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего сложность своей профессии, способного противостоять трудностям во имя социальной и общечеловеческой ценности; реализовывать и развивать свои педагогические способности, включая, как и персептивный (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий компоненты (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели); управлять своим эмоциональным состояниям, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; воспринимать позитивные возможности, свои и учащихся, и тем самым способствовать упрочнению своей позитивной Я - концепции; овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа - умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя всё положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня к собственно творческому, новаторскому уровню.

Восьмая группа объединяет умения определять характеристику знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному ученику для продвижения); определять причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход; поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников; распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).

Текстуально точно приведенные группы педагогических умений по А. К. Марковой, соотносятся с этим автором с пятью выделенными ею сторонами труда учителя: его деятельностью, общением, личностью, обученностью и воспитанностью школьников. Так, первые группы умений определяются как психолого-педагогические (в них входят и предметно-методические умения, но как производные). Они соотносятся с педагогической деятельностью, и центральным из них является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-педагогические особенности и развивая обучающихся в процессе решения ими учебных задач.

Это самые разнообразные проявления коммуникативных умений, в реализации которых большую роль играет позиция учителя как партнера в общении, его педагогический такт.

Шестая и седьмая группы педагогических умений, по А. К. Марковой, обусловлены теми действиями, которые необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Вспомним, в этой связи, общепедагогическое требование постоянного роста и совершенствования учителя как центральной фигуры образовательного процесса. Восьмая и девятая группы характеризуют, по А. К. Марковой, умение оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать их обученность.

Реализуемая системой профессионально ориентированных действий (умений), педагогическая деятельность представляет собой сложную функционально - операциональную структуру, где существует неоднозначная и неоднородная связь между функциями и педагогическими действиями и педагогическими действиями (умениями), отражающими определенную позицию учителя.

47. Специфика педагогического общения

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общениеопределяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива"(5). И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение"как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалев:

· Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.

· Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.

· Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний. умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Читайте также: