Функции педагогического контроля в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Социальная функция проявляется в тре-бованиях, предъявляемых обществом к уров-ню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае ис-пользуется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспита-ния и осведомленности школьника, сформиро-ванное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие до-стигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и ка-чество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в ко-нечном счете система контроля и оценки для учи-теля становится инструментом оповещения обще-ственности (учеников класса, учителей, родите-лей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном эта-пе его развития. Это дает основания для прогнози-рования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения не-обходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходи-мой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обу-чения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основ-ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возмож-ность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, про-анализировать, какое содержание обучения це-лесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, како-вы конкретные результаты его учебной дея-тельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; ка-кие стороны учебной деятельности сформиро-ваны, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной само-оценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятель-ность, активность и самоконтроль.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя долж-на соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчать-ся вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные ре-зультаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных за-конов педагогики начального обучения - млад-ший школьник должен учиться на успехе. Ситу-ация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является ос-новой диагноза планирования и прогнозирова-ния. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных резуль-татов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку пе-дагога. Учителю функция управления помога-ет выявить пробелы и недостатки в организа-ции педагогического процесса, ошибки в сво-ей деятельности ("что я делаю не так. ", "что нужно сделать, чтобы. ") и осуществить кор-ректировку учебно-воспитательного процесса..

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

К общим функциям контроля относятся: собственно контролирующая, учебная (образовательная), воспитательная, развивающая, стимулирующая.

1 .Контролирующая функция позволяет устанавливать степень рассогласования между эталоном и реальными знаниями учащихся.

2.Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала:

- полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи;

- устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается:

- конкретные результаты его учебной деятельности;

- что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении;

- какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

4. Развивающая функция заключается в использовании нестандартных, творческих заданий, при которых ученик отступает от привычных алгоритмов, развитие памяти, мышления, умение применять знания на практике.

5. Стимулирующая функция контроля раскрывает перспективы успеха школьника, создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой, вызывает желание учиться, способствует формированию адекватной самооценки результатов собственной деятельности.

Контроль всегда должен отвечать таким требованиям, как объективность, индивидуальность, регулярность, гласность, всесторонность проверки, дифференцированность, разнообразие форм, этичность.

Обязательным условием является выбор вида контроля в зависимости от поставленных педагогических задач.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к ещё не усвоенным правилам, операциям и действиям.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год.

Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания и учёта учебных достижений младших школьников. В педагогике данная проблема всегда была весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.

Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.

Формы, методы оценки учебных достижений младших школьников .

Рассмотрим основные формы и методы контроля и оценки учебных достижений младших школьников . Выделяют обязательные формы и методы: наблюдение, устный индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос, письменный контроль, комбинированный опрос (уплотненный), тестовый контроль, программированный контроль, практический, самоконтроль, экзамены.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Весь процесс выставления отметки в современной начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности. Следует заметить, при любом методе оценки н еобходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста. Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сделанным, а что придется повторить. Для выяснения этого используется диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. Целью диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебно-воспитательного процесса в связи с его продуктивностью.В задачи ее входит анализ процессов и результатов:

• развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов);

• обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.);

• воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.д.).

В диагностике используются многие методы и методики, позволяющие определить обученность и обучаемость школьников, их воспитанность и воспитуемость, развитость и развиваемость.

Очень часто при диагностике в начальных классах используются тесты достижений. Они показывают, какого уровня достиг ученик в процессе обучения и воспитания.

- Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

- Тесты специальных способностей.

- Тесты обученности, успеваемости, воспитанности.

- Тесты определения отдельных качеств (памяти, мышления, характера и т.д.)

- Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности нравственных качеств, социальных и др.)

В последнее десятилетие изменились приоритеты ценности школьного образования: от абсолютной ценности формирования знаний и умений школа начинает переориентироваться на ценность развития способностей на набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Как отмечают исследователи Ш.А. Амонашвили, А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман и др., использование диагностики в знаниево-ориентированном обучении затруднено, в то время как, в личностно-ориентированном, развивающем обучении без нее обойтись невозможно. Именно в таком учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Вот почему современный учитель будет настойчиво овладевать диагностическими методиками, примет активное участие в создании и совершенствовании школьной диагностической службы. Ее первые шаги – популяризация гуманистических идей, организация личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, ознакомление учителей с диагностическими методами и методиками, использованием полученных выводов для улучшения работы с детьми. Со временем, когда большинство учителей примет гуманистические идеи, школьная диагностика выполнит общие задачи накопления, систематизации и оперативного использования информации о воспитании каждого ученика для наиболее благоприятных условий развития его способностей, наклонностей, дарований.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они способствуют:

- выявлению знаний, умений каждого ученика;

- своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

- раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

- повторению и систематизации изученного;

- установлению уровня готовности к усвоению нового материала;

- формированию умения много и напряженно работать;

- овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

- стимулированию ответственности учеников;

- развитию навыков соревновательности.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.

В современной дидактике выделяются четыре основные функ­ции педагогического контроля в школе: диагностическая, обуча­ющая, организующая и воспитывающая.

Диагностическая функциявытекает из самой сущности конт­роля, нацеленного на выявление интересующего педагогическо­го явления, его оценку и принятие по итогам контроля управ­ленческого решения. Выявление и оценка представляют собой основу всякого диагноза. Педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уров­ня воспитанности, общего физического развития, образованно­сти учащихся, с учетом их реального поведения, степени усвое­ния общечеловеческих ценностей и т.д. Цель диагностики — по­лучение научно обоснованной информации для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Основные формы и методы диагностики воспитанности и об­разованности учащихся, используемые в настоящее время, — это устные и письменные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные экзамены и зачеты, лабораторные и конт­рольные работы и др. Известно, что каждое из перечисленных средств диагностики имеет достоинства и недостатки, в заметной степени влияющие на результаты контроля.

Достоинство опроса как средства диагностики связано с отно­сительной простотой, доступностью применения в работе если не всех, то многих учителей. Во время устного опроса контролируют­ся не только знания, но и вербальные способности, исправляют­ся ошибки речи учащихся. Воспроизведение материала способ­ствует лучшему запоминанию, активному использованию науч­ных понятий, что невозможно без достаточного их употребления в речи. В то же время слабые ответы порождают пассивность, ску­ку на занятиях, приводят к потерям учебного времени. Письмен­ные работы позволяют документально установить уровень усвое­ния материала, но требуют больших затрат времени.

Чаще других видов контроля критикуются экзамены. Они со­держат дополнительную нагрузку на психику: почти все учащиеся волнуются, перевозбуждаются, у них нарушается сон, аппетит, появляется тревожность, нервозность и другие явления, отрица­тельно влияющие на психическое здоровье.

У каждого экзаменатора даже при наличии общих критериев оценки знаний имеется свой подход к экзамену, свое понимание педагогических принципов требовательности и справедливости, свое отношение к оценке. Один особенно ценит точность изложе­ния и основательность знаний, другой — оригинальность; одни экзаменаторы являются воплощением строгости, другие — самой доброжелательностью. Субъективизм и волюнтаризм в оценке устного опроса и экзамена ставит школьников в неравные усло­вия, делает оценки несопоставимыми между собой. Все это гово­рит о том, что существующую систему методов контроля знаний у учащихся нужно изменить и, прежде всего, стандартизировать как по содержанию, так и по структуре и формам поведения.

Успешная реализация диагностической функции педагогиче­ского контроля немыслима без перестройки положения дел в этой сфере. Здесь можно выделить четыре основных недостатка. Первый заключается в том, что сами формы и методы педагогической диагностики не стали пока еще предметом систематического на­учного анализа, специально организованных методических иссле­дований; их, по существу, не проводят и специально не финан­сируют, поскольку они вроде бы не дают прямой, непосредственно измеряемой экономической отдачи.

Второй недостаток — это слабая материально-техническая база педагогического контроля, нехватка машин и оборудования, стан­дартных программ для диагностики знаний по различным пред­метам и для математико-статистической обработки результатов. Появившиеся в небольшом числе школ компьютерные классы создают необходимые условия для систематической диагностики достижений учащихся и дифференциации педагогических воздей­ствий.

Третьим недостатком оказывается неподготовленность учите­лей в вопросах организации педагогического контроля, если не считать отдельных энтузиастов. И наконец, надо сказать и о пре­рванных в 30-х годах прошлого века традициях работы над совер­шенствованием педагогического контроля, что нанесло заметный урон качеству работы общеобразовательной школы.

Обучающая функция.Появление программированного обучения, а вместе с этим и программированного контроля знаний повлек­ло за собой существенное расширение функций контроля; послед­ний стал органической частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от ученика к учителю. Обу­чение стало дифференцированным в полном смысле этого слова: каждый ученик приступает к изучению нового материала неза­висимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались неусвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные продвигаются быстрее, менее способные вы­нуждены прилагать дополнительные усилия для преодоления воз­никающих затруднений. Это позволяет отказаться от распростра­ненной сейчас ориентации учителей на абстрактного среднего ученика; такая ориентация приводит к тому, что слабые учени­ки все равно отстают, а сильные — искусственно задерживаются в своем развитии.

Обучающая функция реализуется также при других, традици­онных формах и методах контроля. Постановка дополнительных проверочных вопросов позволяет уточнить представления об уровне овладения учебным материалом, выявить неточности. Интересны обучающие возможности обсуждения в классе случаев неправиль­ного или спорного ответа на проверочные вопросы. Анализ оши­бок одного ученика нередко приносит пользу и для других. Осо­бое внимание учителей обращается на разбор и обсуждение часто повторяющихся типичных ошибок. Замечено, что более частый контроль заставляет учащихся заниматься интенсивнее, их зна­ния становятся глубже и прочнее.

Организующая функцияпедагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного про­цесса. В зависимости от результатов контроля принимается реше­ние о необходимости проведения дополнительных занятий и кон­сультаций, об оказании помощи неуспевающим школьникам, о поощрении хорошо потрудившихся учащихся и педагогов.

Центральным организующим моментом педагогического про­цесса является активизация, под которой понимается целеустрем­ленная деятельность учителя, направленная на разработку и ис­пользование такого содержания, таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интере­са, активности, творческой самостоятельности в усвоении зна­ний, формированию умений и навыков, применению их на прак­тике.

Идея активизации и совершенствования организации учебно­го процесса за счет улучшения педагогического контроля возник­ла довольно давно. Отдельные элементы ее применения обнару­живаются в материалах по истории древних цивилизаций. Однако она всегда имела своих сторонников и противников. Время от вре­мени, вплоть до наших дней, предлагалось вести обучение без оценок. Поэтому в разные годы различные формы контроля в школах то вводились, то отменялись — в зависимости от отно­шения к этой идее. Оппоненты небезосновательно указывали на нервно-психические и эмоциональные напряжения школьников во время экзаменов, на нарушение нормального режима учебного труда, отдыха и сна, нарушение здоровья. Разумеется, эти напря­жения выше у тех учащихся, которые, слабо занимаясь в течение года, пытаются наверстать упущенное в период контрольной про­верки. Тем не менее отмена экзаменов и других форм контроля приводила к отрицательным последствиям другого рода — к сла­бой мотивации обучения, к низкому уровню знаний. Там, где контроль налажен хорошо, при прочих равных условиях выше и достижения. Неоднократно отмечалось, что учащиеся изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет проводиться контроль с помощью объективных методов. При таком контроле мотивируется работа учителя, так как до­стижения учащихся оценивает теперь не он сам, а другие; ведь неизвестно, как результаты его работы будут выглядеть в сравне­нии с результатами работы коллег. Отсюда возникают дополни­тельные стимулы к качественной работе, стремление подготовить каждого ученика и делать это не ради формы, а по существу.

Трудно ожидать, что идея контроля везде и всеми будет встре­чена доброжелательно, потому что люди работают по-разному. Даже хорошо работающие относятся сдержанно к контролю их работы. Но как бы то ни было, принципиальная проверка всегда была одним из лучших средств организации работы, профилактики не­желательных отклонений. Попытки исключить педагогический контроль полностью или частично из учебного процесса приво­дили, как правило, к отрицательным результатам.

Педагогический контроль выполняет свою положительную роль тогда, когда он основан на непредвзятом подходе, на объектив­ности. Известно, что проверка, осуществляемая любым челове­ком, всегда несет в себе то или иное влияние этого человека, его отношение к проверяемому. Для ограничения субъективизма в процессе педагогического контроля рекомендуется придерживаться ряда принципов.

Субъективизму и связанным с ним различным нарушениям надо противопоставить такую систему организации контроля, которая исключила бы отрицательные проявления в принципе, опиралась бы на объективные или, по меньшей мере, на объективирован­ные методы. Там, где эта работа начата, уже получены первые обнадеживающие результаты.

Воспитывающая функция.Хорошо организованный педагогиче­ский контроль обладает большим воспитательным эффектом. Уже не раз отмечалось, что проверка помогает совершенствовать зна­ния, делает их более ясными и систематизированными, содей­ствует развитию памяти и мышления.

Другой тип школьников — это те, которые учатся хорошо из-за стремления достичь жизненного успеха; они осознают важную роль учебы для самоутверждения личности. У таких школьников учебные достижения становятся одним из немногих, а нередко и единственным способом самовыражения (в хорошем смысле сло­ва), проявления своих способностей. Если способности есть, то такие учащиеся добиваются заметных результатов в первую оче­редь за счет стремления к успеху. Если способности недостаточ­ны, то это компенсируется повышенным трудолюбием, увеличе­нием времени на выполнение учебных заданий; в таких случаях не остается времени на полноценный отдых, общение, расширение своего культурного кругозора. Однако в обоих случаях мы имеем дело с людьми, обладающими высоким мотивом достижений. Для них экзамен или другая форма проверки — очередной жизненный барьер, который надо обязательно преодолеть, желательно с пер­вого раза и с запасом; это нужно для того, чтобы быстрее прийти к успеху. Наряду со многими положительными следствиями высо­кий мотив достижений при неудачном экзамене нередко является причиной глубоких переживаний, эмоциональных реакций. В вос­питательных целях с такими школьниками целесообразно там, где это допустимо и необходимо, проверку знаний повторять, не прибегая в первый раз к выставлению плохой отметки. К тому же у учащихся такого типа много времени и сил отнимает обще­ственная работа, которой они все охотно занимаются, нередко непомерно, во вред учебе.

Довольно распространен в ученической среде совсем другой тип, так называемый способный бездельник, имеющий, как пра­вило, высокие умственные способности, но низкий мотив дости­жений. Такой ученик быстро схватывает содержание предмета, преимущественно на уроке, а время, отведенное на самостоятель­ные занятия, тратит на удовлетворение других интересов. Знания у таких школьников есть, но только поначалу; затем они стано­вятся все более поверхностными. При контроле знаний учащихся такого типа особое внимание должно уделяться проверке тех прак­тических умений и навыков, которые формируются в процессе лабораторных и самостоятельных занятий. Педагогический контроль без учета типологических различий становится одной из причин снижения интереса школьников к учителю, к предмету, который он ведет, и общего снижения ин­тереса к учебе. И наоборот, внимание к личностным особенно­стям каждого ученика и связанная с этим дифференциация вос­питательных воздействий создают необходимые психологические предпосылки для учебы в полную силу, для формирования у уча­щихся творческого отношения к учебным занятиям.

В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функции, как правило, взаимосвязаны.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения, Разработать систему проверочных заданий, отработать – на практике.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, установленным государством эталоном (стандартам). Оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Итак, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе, его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение): появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх ᴨперед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов ᴨпедагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.




Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку ᴨпедагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации ᴨпедагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так. ", "что нужно сделать, чтобы. ") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Итак, устанавливается обратная связь между ᴨпедагогом и обучающимися.

Функции контроля.

Общие замечания. В большинстве учебников для системы педа­гогического образования в качестве основных функций педагоги­ческого контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая и мотивирующая функции. В ходе ис­торического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качеством образования добавились информационная, сравнительная и про­гностическая функции.

Контролирующая функция. Контролирующая функция является основной для итогового контроля и вряд ли нуждается в развер­нутых пояснениях в силу очевидности состава своих компонентов для различных уровней управления образованием. Она предпола­гает осуществление систематического контроля за результатами обучения, определение состояния усвоенных знаний, умений и навыков и находит свое отражение в оценке учебных достижений. По сфере приложения результатов контролирующая функция мо­жет быть связана с различными уровнями управления качеством образования.

Диагностическая функция. Диагностическая функция наиболее полно реализуется в текущем контроле. Активизация роли диаг­ностической функции является важным условием повышения ка­чества учебного процесса. Благодаря детальному анализу причин и характера затруднений учащихся педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации обучения, поскольку каждый ученик приступает к изучению нового матери­ала только после устранения всех пробелов в знаниях, препятствующих усвоению следующих разделов курса. Диагностическая функция текущего контроля осуществляется с помощью тради­ционных средств (контрольных работ, опросов и т.д.) или специ­альных диагностических тестов, о которых будет рассказано в раз­деле 5.2 [28; 54].

Обучающая функция. Обсуждения, возникающие в классе при ответах учащихся на вопросы преподавателей, самоконтроль и самооценка учеников при подготовке к контрольным работам и опросам выполняют, хотя и не в полной мере, обучающую функцию, поскольку традиционные средства и методы контроля лишь частично обеспечивают возможность ее реализации. Решающая роль здесь, как и во многих других ситуациях, принадлежит педагоги­ческим тестам.

Особенно эффективно обучающий потенциал тестов позволя­ют реализовать автоматизированные контрольно-обучающие про­граммы, опирающиеся на банки калиброванных заданий, адап­тивные алгоритмы для выдачи обучающих заданий и современ­ные модели теории педагогических измерений [60; 62; 63]. Сочета­ние известных оценок трудности тестовых заданий, помещенных в банк, и прогностических возможностей моделей, определяю­щих вероятность правильного ответа учащегося в зависимости от соотношения между его подготовленностью и трудностью конт­рольных заданий, открывает широкие возможности для индиви­дуализации процесса усвоения знаний обучаемыми без роста тру­дозатрат со стороны педагога.

С помощью контрольно-обучающей программы диагностиру­ются трудности, с которыми приходится сталкиваться учащимся при выполнении заданий, устанавливаются их причины, а затем на основе анализа этих причин учащимся предъявляются разъясняющие образцы правильных действий и рекомендуются индиви­дуальные программы коррекции, дифференцированные в соот­ветствии с результатами диагностики.

Воспитывающая и мотивирующая функции.Воспитывающая функция контроля проявляется в становлении таких позитивных качеств личности учащегося, как интерес к знаниям, умение си­стематически работать, навыки самоконтроля и самооценки. Уче­ники изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее извест­но, что по нему будет осуществляться постоянный контроль.

Воспитывающая функция контроля призвана играть ведущую роль в формировании мотивационной основы учебной деятельно­сти учащихся. В повседневном учебном процессе мотивация к обу­чению при контроле создается не всегда и не везде. Если контроль объективный и оценки преподавателя справедливы, то у учащих­ся возникают дополнительные стимулы к усвоению новых знаний. В случае преобладающего субъективизма в оценках педагога сис­тематическая проверка знаний, как правило, приводит к отрицательным результатам. У школьников появляются недоброжелатель­ное отношение к преподавателю и полное нежелание учиться.

Развивающая функция. Контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, словом, способствует осуществлению развивающей функ­ции обучения. Полнота реализации развивающей функции конт­роля тесно связана с характером проверочных заданий, их содер­жанием и уровнем деятельности, необходимой для их выполне­ния. Узкопредметная направленность заданий в сочетании с вос­произведением знаний в знакомой ситуации вряд ли будет способствовать активизации развивающей функции контроля. Зада­ния на применение знаний в измененной или незнакомой ситуа­ции, наоборот, заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать и привлекать элементы творчества при решении поставленных проблем.

Информационная функция. Информационная функция прису­ща самой природе контроля вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления. В силу очевид­ности она не нуждается в дополнительных пояснениях. Необходи­мо лишь отметить, что полнота реализации информационной функции напрямую зависит от степени объективности данных контроля, которая должна расти по мере повышения ответствен­ности принимаемых по результатам контроля управленческих ре­шений. Например, высокий уровень объективности требуется при использовании данных контроля в случаях аттестации, иденти­фикации проблем в системе обучения, связанных с введением инноваций, недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учеб­ников и др.

Сравнительная функция. Сравнительная функция контроля проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного или регионального уровня для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования. Подобное сопоставление будет корректным при условии проведения специального шкалирования, статистической коррек­ции данных тестирования, выравнивания шкал, формирования репрезентативных выборок учащихся и учета социально-эконо­мических факторов, влияющих на состав учащихся, кадровый под­бор преподавателей и обстановку в районе расположения школы. Некорректность сопоставления может обернуться серьезными не­гативными последствиями в тех случаях, когда его результаты ис­пользуются для принятия решений по вопросам о размерах финансирования отдельных школ, продвижении преподавателей по службе, размерах оплаты их труда или освобождении от должно­сти и т.д.

Читайте также: