Функции педагогического контроля в начальной школе
Обновлено: 02.07.2024
Социальная функция проявляется в тре-бованиях, предъявляемых обществом к уров-ню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае ис-пользуется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспита-ния и осведомленности школьника, сформиро-ванное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
В ходе контроля проверяется соответствие до-стигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и ка-чество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в ко-нечном счете система контроля и оценки для учи-теля становится инструментом оповещения обще-ственности (учеников класса, учителей, родите-лей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном эта-пе его развития. Это дает основания для прогнози-рования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения не-обходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходи-мой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обу-чения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основ-ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возмож-ность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, про-анализировать, какое содержание обучения це-лесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, како-вы конкретные результаты его учебной дея-тельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; ка-кие стороны учебной деятельности сформиро-ваны, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной само-оценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятель-ность, активность и самоконтроль.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя долж-на соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчать-ся вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные ре-зультаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных за-конов педагогики начального обучения - млад-ший школьник должен учиться на успехе. Ситу-ация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является ос-новой диагноза планирования и прогнозирова-ния. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных резуль-татов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку пе-дагога. Учителю функция управления помога-ет выявить пробелы и недостатки в организа-ции педагогического процесса, ошибки в сво-ей деятельности ("что я делаю не так. ", "что нужно сделать, чтобы. ") и осуществить кор-ректировку учебно-воспитательного процесса..
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
К общим функциям контроля относятся: собственно контролирующая, учебная (образовательная), воспитательная, развивающая, стимулирующая.
1 .Контролирующая функция позволяет устанавливать степень рассогласования между эталоном и реальными знаниями учащихся.
2.Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала:
- полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи;
- устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается:
- конкретные результаты его учебной деятельности;
- что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении;
- какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
3. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
4. Развивающая функция заключается в использовании нестандартных, творческих заданий, при которых ученик отступает от привычных алгоритмов, развитие памяти, мышления, умение применять знания на практике.
5. Стимулирующая функция контроля раскрывает перспективы успеха школьника, создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой, вызывает желание учиться, способствует формированию адекватной самооценки результатов собственной деятельности.
Контроль всегда должен отвечать таким требованиям, как объективность, индивидуальность, регулярность, гласность, всесторонность проверки, дифференцированность, разнообразие форм, этичность.
Обязательным условием является выбор вида контроля в зависимости от поставленных педагогических задач.
Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к ещё не усвоенным правилам, операциям и действиям.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год.
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания и учёта учебных достижений младших школьников. В педагогике данная проблема всегда была весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.
Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
Формы, методы оценки учебных достижений младших школьников .
Рассмотрим основные формы и методы контроля и оценки учебных достижений младших школьников . Выделяют обязательные формы и методы: наблюдение, устный индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос, письменный контроль, комбинированный опрос (уплотненный), тестовый контроль, программированный контроль, практический, самоконтроль, экзамены.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний.
Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Весь процесс выставления отметки в современной начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности. Следует заметить, при любом методе оценки н еобходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста. Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.
После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сделанным, а что придется повторить. Для выяснения этого используется диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. Целью диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебно-воспитательного процесса в связи с его продуктивностью.В задачи ее входит анализ процессов и результатов:
• развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов);
• обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.);
• воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.д.).
В диагностике используются многие методы и методики, позволяющие определить обученность и обучаемость школьников, их воспитанность и воспитуемость, развитость и развиваемость.
Очень часто при диагностике в начальных классах используются тесты достижений. Они показывают, какого уровня достиг ученик в процессе обучения и воспитания.
- Тесты общих умственных способностей, умственного развития.
- Тесты специальных способностей.
- Тесты обученности, успеваемости, воспитанности.
- Тесты определения отдельных качеств (памяти, мышления, характера и т.д.)
- Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности нравственных качеств, социальных и др.)
В последнее десятилетие изменились приоритеты ценности школьного образования: от абсолютной ценности формирования знаний и умений школа начинает переориентироваться на ценность развития способностей на набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Как отмечают исследователи Ш.А. Амонашвили, А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман и др., использование диагностики в знаниево-ориентированном обучении затруднено, в то время как, в личностно-ориентированном, развивающем обучении без нее обойтись невозможно. Именно в таком учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Вот почему современный учитель будет настойчиво овладевать диагностическими методиками, примет активное участие в создании и совершенствовании школьной диагностической службы. Ее первые шаги – популяризация гуманистических идей, организация личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, ознакомление учителей с диагностическими методами и методиками, использованием полученных выводов для улучшения работы с детьми. Со временем, когда большинство учителей примет гуманистические идеи, школьная диагностика выполнит общие задачи накопления, систематизации и оперативного использования информации о воспитании каждого ученика для наиболее благоприятных условий развития его способностей, наклонностей, дарований.
Если контроль и проверка организованы правильно, то они способствуют:
- выявлению знаний, умений каждого ученика;
- своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;
- раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;
- повторению и систематизации изученного;
- установлению уровня готовности к усвоению нового материала;
- формированию умения много и напряженно работать;
- овладению приемами самоконтроля и самопроверки;
- стимулированию ответственности учеников;
- развитию навыков соревновательности.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.
В современной дидактике выделяются четыре основные функции педагогического контроля в школе: диагностическая, обучающая, организующая и воспитывающая.
Диагностическая функциявытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего педагогического явления, его оценку и принятие по итогам контроля управленческого решения. Выявление и оценка представляют собой основу всякого диагноза. Педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня воспитанности, общего физического развития, образованности учащихся, с учетом их реального поведения, степени усвоения общечеловеческих ценностей и т.д. Цель диагностики — получение научно обоснованной информации для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Основные формы и методы диагностики воспитанности и образованности учащихся, используемые в настоящее время, — это устные и письменные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные экзамены и зачеты, лабораторные и контрольные работы и др. Известно, что каждое из перечисленных средств диагностики имеет достоинства и недостатки, в заметной степени влияющие на результаты контроля.
Достоинство опроса как средства диагностики связано с относительной простотой, доступностью применения в работе если не всех, то многих учителей. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и вербальные способности, исправляются ошибки речи учащихся. Воспроизведение материала способствует лучшему запоминанию, активному использованию научных понятий, что невозможно без достаточного их употребления в речи. В то же время слабые ответы порождают пассивность, скуку на занятиях, приводят к потерям учебного времени. Письменные работы позволяют документально установить уровень усвоения материала, но требуют больших затрат времени.
Чаще других видов контроля критикуются экзамены. Они содержат дополнительную нагрузку на психику: почти все учащиеся волнуются, перевозбуждаются, у них нарушается сон, аппетит, появляется тревожность, нервозность и другие явления, отрицательно влияющие на психическое здоровье.
У каждого экзаменатора даже при наличии общих критериев оценки знаний имеется свой подход к экзамену, свое понимание педагогических принципов требовательности и справедливости, свое отношение к оценке. Один особенно ценит точность изложения и основательность знаний, другой — оригинальность; одни экзаменаторы являются воплощением строгости, другие — самой доброжелательностью. Субъективизм и волюнтаризм в оценке устного опроса и экзамена ставит школьников в неравные условия, делает оценки несопоставимыми между собой. Все это говорит о том, что существующую систему методов контроля знаний у учащихся нужно изменить и, прежде всего, стандартизировать как по содержанию, так и по структуре и формам поведения.
Успешная реализация диагностической функции педагогического контроля немыслима без перестройки положения дел в этой сфере. Здесь можно выделить четыре основных недостатка. Первый заключается в том, что сами формы и методы педагогической диагностики не стали пока еще предметом систематического научного анализа, специально организованных методических исследований; их, по существу, не проводят и специально не финансируют, поскольку они вроде бы не дают прямой, непосредственно измеряемой экономической отдачи.
Второй недостаток — это слабая материально-техническая база педагогического контроля, нехватка машин и оборудования, стандартных программ для диагностики знаний по различным предметам и для математико-статистической обработки результатов. Появившиеся в небольшом числе школ компьютерные классы создают необходимые условия для систематической диагностики достижений учащихся и дифференциации педагогических воздействий.
Третьим недостатком оказывается неподготовленность учителей в вопросах организации педагогического контроля, если не считать отдельных энтузиастов. И наконец, надо сказать и о прерванных в 30-х годах прошлого века традициях работы над совершенствованием педагогического контроля, что нанесло заметный урон качеству работы общеобразовательной школы.
Обучающая функция.Появление программированного обучения, а вместе с этим и программированного контроля знаний повлекло за собой существенное расширение функций контроля; последний стал органической частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от ученика к учителю. Обучение стало дифференцированным в полном смысле этого слова: каждый ученик приступает к изучению нового материала независимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались неусвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные продвигаются быстрее, менее способные вынуждены прилагать дополнительные усилия для преодоления возникающих затруднений. Это позволяет отказаться от распространенной сейчас ориентации учителей на абстрактного среднего ученика; такая ориентация приводит к тому, что слабые ученики все равно отстают, а сильные — искусственно задерживаются в своем развитии.
Обучающая функция реализуется также при других, традиционных формах и методах контроля. Постановка дополнительных проверочных вопросов позволяет уточнить представления об уровне овладения учебным материалом, выявить неточности. Интересны обучающие возможности обсуждения в классе случаев неправильного или спорного ответа на проверочные вопросы. Анализ ошибок одного ученика нередко приносит пользу и для других. Особое внимание учителей обращается на разбор и обсуждение часто повторяющихся типичных ошибок. Замечено, что более частый контроль заставляет учащихся заниматься интенсивнее, их знания становятся глубже и прочнее.
Организующая функцияпедагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи неуспевающим школьникам, о поощрении хорошо потрудившихся учащихся и педагогов.
Центральным организующим моментом педагогического процесса является активизация, под которой понимается целеустремленная деятельность учителя, направленная на разработку и использование такого содержания, таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности в усвоении знаний, формированию умений и навыков, применению их на практике.
Идея активизации и совершенствования организации учебного процесса за счет улучшения педагогического контроля возникла довольно давно. Отдельные элементы ее применения обнаруживаются в материалах по истории древних цивилизаций. Однако она всегда имела своих сторонников и противников. Время от времени, вплоть до наших дней, предлагалось вести обучение без оценок. Поэтому в разные годы различные формы контроля в школах то вводились, то отменялись — в зависимости от отношения к этой идее. Оппоненты небезосновательно указывали на нервно-психические и эмоциональные напряжения школьников во время экзаменов, на нарушение нормального режима учебного труда, отдыха и сна, нарушение здоровья. Разумеется, эти напряжения выше у тех учащихся, которые, слабо занимаясь в течение года, пытаются наверстать упущенное в период контрольной проверки. Тем не менее отмена экзаменов и других форм контроля приводила к отрицательным последствиям другого рода — к слабой мотивации обучения, к низкому уровню знаний. Там, где контроль налажен хорошо, при прочих равных условиях выше и достижения. Неоднократно отмечалось, что учащиеся изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет проводиться контроль с помощью объективных методов. При таком контроле мотивируется работа учителя, так как достижения учащихся оценивает теперь не он сам, а другие; ведь неизвестно, как результаты его работы будут выглядеть в сравнении с результатами работы коллег. Отсюда возникают дополнительные стимулы к качественной работе, стремление подготовить каждого ученика и делать это не ради формы, а по существу.
Трудно ожидать, что идея контроля везде и всеми будет встречена доброжелательно, потому что люди работают по-разному. Даже хорошо работающие относятся сдержанно к контролю их работы. Но как бы то ни было, принципиальная проверка всегда была одним из лучших средств организации работы, профилактики нежелательных отклонений. Попытки исключить педагогический контроль полностью или частично из учебного процесса приводили, как правило, к отрицательным результатам.
Педагогический контроль выполняет свою положительную роль тогда, когда он основан на непредвзятом подходе, на объективности. Известно, что проверка, осуществляемая любым человеком, всегда несет в себе то или иное влияние этого человека, его отношение к проверяемому. Для ограничения субъективизма в процессе педагогического контроля рекомендуется придерживаться ряда принципов.
Субъективизму и связанным с ним различным нарушениям надо противопоставить такую систему организации контроля, которая исключила бы отрицательные проявления в принципе, опиралась бы на объективные или, по меньшей мере, на объективированные методы. Там, где эта работа начата, уже получены первые обнадеживающие результаты.
Воспитывающая функция.Хорошо организованный педагогический контроль обладает большим воспитательным эффектом. Уже не раз отмечалось, что проверка помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.
Другой тип школьников — это те, которые учатся хорошо из-за стремления достичь жизненного успеха; они осознают важную роль учебы для самоутверждения личности. У таких школьников учебные достижения становятся одним из немногих, а нередко и единственным способом самовыражения (в хорошем смысле слова), проявления своих способностей. Если способности есть, то такие учащиеся добиваются заметных результатов в первую очередь за счет стремления к успеху. Если способности недостаточны, то это компенсируется повышенным трудолюбием, увеличением времени на выполнение учебных заданий; в таких случаях не остается времени на полноценный отдых, общение, расширение своего культурного кругозора. Однако в обоих случаях мы имеем дело с людьми, обладающими высоким мотивом достижений. Для них экзамен или другая форма проверки — очередной жизненный барьер, который надо обязательно преодолеть, желательно с первого раза и с запасом; это нужно для того, чтобы быстрее прийти к успеху. Наряду со многими положительными следствиями высокий мотив достижений при неудачном экзамене нередко является причиной глубоких переживаний, эмоциональных реакций. В воспитательных целях с такими школьниками целесообразно там, где это допустимо и необходимо, проверку знаний повторять, не прибегая в первый раз к выставлению плохой отметки. К тому же у учащихся такого типа много времени и сил отнимает общественная работа, которой они все охотно занимаются, нередко непомерно, во вред учебе.
Довольно распространен в ученической среде совсем другой тип, так называемый способный бездельник, имеющий, как правило, высокие умственные способности, но низкий мотив достижений. Такой ученик быстро схватывает содержание предмета, преимущественно на уроке, а время, отведенное на самостоятельные занятия, тратит на удовлетворение других интересов. Знания у таких школьников есть, но только поначалу; затем они становятся все более поверхностными. При контроле знаний учащихся такого типа особое внимание должно уделяться проверке тех практических умений и навыков, которые формируются в процессе лабораторных и самостоятельных занятий. Педагогический контроль без учета типологических различий становится одной из причин снижения интереса школьников к учителю, к предмету, который он ведет, и общего снижения интереса к учебе. И наоборот, внимание к личностным особенностям каждого ученика и связанная с этим дифференциация воспитательных воздействий создают необходимые психологические предпосылки для учебы в полную силу, для формирования у учащихся творческого отношения к учебным занятиям.
В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функции, как правило, взаимосвязаны.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения, Разработать систему проверочных заданий, отработать – на практике.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, установленным государством эталоном (стандартам). Оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Итак, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе, его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение): появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх ᴨперед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов ᴨпедагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку ᴨпедагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации ᴨпедагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так. ", "что нужно сделать, чтобы. ") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Итак, устанавливается обратная связь между ᴨпедагогом и обучающимися.
Функции контроля.
Общие замечания. В большинстве учебников для системы педагогического образования в качестве основных функций педагогического контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая и мотивирующая функции. В ходе исторического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качеством образования добавились информационная, сравнительная и прогностическая функции.
Контролирующая функция. Контролирующая функция является основной для итогового контроля и вряд ли нуждается в развернутых пояснениях в силу очевидности состава своих компонентов для различных уровней управления образованием. Она предполагает осуществление систематического контроля за результатами обучения, определение состояния усвоенных знаний, умений и навыков и находит свое отражение в оценке учебных достижений. По сфере приложения результатов контролирующая функция может быть связана с различными уровнями управления качеством образования.
Диагностическая функция. Диагностическая функция наиболее полно реализуется в текущем контроле. Активизация роли диагностической функции является важным условием повышения качества учебного процесса. Благодаря детальному анализу причин и характера затруднений учащихся педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации обучения, поскольку каждый ученик приступает к изучению нового материала только после устранения всех пробелов в знаниях, препятствующих усвоению следующих разделов курса. Диагностическая функция текущего контроля осуществляется с помощью традиционных средств (контрольных работ, опросов и т.д.) или специальных диагностических тестов, о которых будет рассказано в разделе 5.2 [28; 54].
Обучающая функция. Обсуждения, возникающие в классе при ответах учащихся на вопросы преподавателей, самоконтроль и самооценка учеников при подготовке к контрольным работам и опросам выполняют, хотя и не в полной мере, обучающую функцию, поскольку традиционные средства и методы контроля лишь частично обеспечивают возможность ее реализации. Решающая роль здесь, как и во многих других ситуациях, принадлежит педагогическим тестам.
Особенно эффективно обучающий потенциал тестов позволяют реализовать автоматизированные контрольно-обучающие программы, опирающиеся на банки калиброванных заданий, адаптивные алгоритмы для выдачи обучающих заданий и современные модели теории педагогических измерений [60; 62; 63]. Сочетание известных оценок трудности тестовых заданий, помещенных в банк, и прогностических возможностей моделей, определяющих вероятность правильного ответа учащегося в зависимости от соотношения между его подготовленностью и трудностью контрольных заданий, открывает широкие возможности для индивидуализации процесса усвоения знаний обучаемыми без роста трудозатрат со стороны педагога.
С помощью контрольно-обучающей программы диагностируются трудности, с которыми приходится сталкиваться учащимся при выполнении заданий, устанавливаются их причины, а затем на основе анализа этих причин учащимся предъявляются разъясняющие образцы правильных действий и рекомендуются индивидуальные программы коррекции, дифференцированные в соответствии с результатами диагностики.
Воспитывающая и мотивирующая функции.Воспитывающая функция контроля проявляется в становлении таких позитивных качеств личности учащегося, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки. Ученики изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет осуществляться постоянный контроль.
Воспитывающая функция контроля призвана играть ведущую роль в формировании мотивационной основы учебной деятельности учащихся. В повседневном учебном процессе мотивация к обучению при контроле создается не всегда и не везде. Если контроль объективный и оценки преподавателя справедливы, то у учащихся возникают дополнительные стимулы к усвоению новых знаний. В случае преобладающего субъективизма в оценках педагога систематическая проверка знаний, как правило, приводит к отрицательным результатам. У школьников появляются недоброжелательное отношение к преподавателю и полное нежелание учиться.
Развивающая функция. Контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, словом, способствует осуществлению развивающей функции обучения. Полнота реализации развивающей функции контроля тесно связана с характером проверочных заданий, их содержанием и уровнем деятельности, необходимой для их выполнения. Узкопредметная направленность заданий в сочетании с воспроизведением знаний в знакомой ситуации вряд ли будет способствовать активизации развивающей функции контроля. Задания на применение знаний в измененной или незнакомой ситуации, наоборот, заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать и привлекать элементы творчества при решении поставленных проблем.
Информационная функция. Информационная функция присуща самой природе контроля вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления. В силу очевидности она не нуждается в дополнительных пояснениях. Необходимо лишь отметить, что полнота реализации информационной функции напрямую зависит от степени объективности данных контроля, которая должна расти по мере повышения ответственности принимаемых по результатам контроля управленческих решений. Например, высокий уровень объективности требуется при использовании данных контроля в случаях аттестации, идентификации проблем в системе обучения, связанных с введением инноваций, недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др.
Сравнительная функция. Сравнительная функция контроля проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного или регионального уровня для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования. Подобное сопоставление будет корректным при условии проведения специального шкалирования, статистической коррекции данных тестирования, выравнивания шкал, формирования репрезентативных выборок учащихся и учета социально-экономических факторов, влияющих на состав учащихся, кадровый подбор преподавателей и обстановку в районе расположения школы. Некорректность сопоставления может обернуться серьезными негативными последствиями в тех случаях, когда его результаты используются для принятия решений по вопросам о размерах финансирования отдельных школ, продвижении преподавателей по службе, размерах оплаты их труда или освобождении от должности и т.д.
Читайте также: