Как заинтересовать родителей в совместной работе с доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

Данная тема доклада, на сегодняшний день, является очень актуальной и в тоже время непростой. Можно сказать сложной.

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поэтому очень важно найти эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Непонимание между семьей и детским садом негативно отображается на ребенке, его развитии, психологическом состоянии.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей воспитанника и детским садом в самом начале, то есть как только ребенок переступил порог. Также четко должна быть определена роль как воспитателя, так и родителей. Родители должны полностью доверять не только воспитателю, но и детскому образовательному учреждению в целом. Ведь не секрет, что многие родители интересуются только питанием, дневным сном ребенка и считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. Но это не так. И мы, работники детских учреждений, должны показать и доказать как много значит наша работа для правильного развития их детей. Необходимо грамотно приобщить родителей к участию в работе детского сада, сделать их участниками как воспитательного, так и образовательного процесса.

О роли семьи в жизни ребенка также много говорил Антон Семенович Макаренко всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Он даже написал книгу для родителей. Вот одно из его известных высказываний:

Так, прошло более ста лет, а специалисты также считают, что родители – главные воспитатели своих детей и семья превыше всего. Очень важно привлекать родителей к участию в работе детского сада и главным работником, человеком для родителей, безусловно является воспитатель, с которым они встречаются и контактируют каждый день. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония, даже ряд проблем. Часто педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Современным родителям и педагогам не всегда хватает терпения, такта, взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга.

Поэтому сегодня педагог должен обладать глубокими знаниями, постоянно совершенствовать и пополнять их, развиваться согласно современным методикам. Но самое главное, иметь терпение, понимание, обладать высоким педагогическим тактом. Одним словом, быть высококвалифицированным специалистом в области воспитания и развития современных дошкольников. Также очень хорошо знать и понимать современную семью, которая отличается от, так сказать, традиционной. Ведь сегодняшние родители отличаются от тех, которые были десять лет назад, не говоря уже двадцать. Именно, используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные, а главное эффективные способы, формы и методы вовлечения в работу и жизнь ДОУ большей части семей. И главная задача ложится непосредственно на воспитателя, потому что именно педагог является инициатором контакта с родителями воспитанника.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ можно разделить на четыре основных направления или блока:

Информационно-аналитическое направление – это анкетирование, тестирование, опрос родителей. Зачастую много таких мероприятий происходит в начале учебного года. Так, тестирование дополнить представление о родителях, также поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания их детей. И мы педагоги, обладающие соответственными знаниями и имеющие образование, обязаны это делать. В данный блок можно отнести такие формы взаимодействия с родителями:

Отдельно хочется сказать о традиционном родительском собрании. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Воспитатель рассказывает о задачах и перспективах в новом учебном году, если это первое собрание. Часто разбираются вопросы физического воспитания дошкольников, режимные моменты. Можно также пригласить специалистов, таких как психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, которые более грамотно и досконально ответят на интересующие вопросы родителей.

Наглядно - информационное направление – это родительские уголки, в которых каждые 2 -3 недели постоянно обновляется информация; папки-передвижки с различной, интересной информацией; папки специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); стенды; выпуск газеты группы; различные выставки, в которых участвуют сами же воспитанники.

Хочется также сказать об изготовлении поделок детей вместе с их родителями. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, сближает его с родителями и тем самым, мы педагоги, постепенно, ненавязчиво, эффективно вовлекаем родителей воспитанников в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение, одним словом, досуг ребенка.

Для того, чтобы данные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ были еще более продуктивными и эффективными – воспитатель должен грамотно выстроить алгоритм взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Алгоритм взаимодействия или сотрудничества с семьей воспитанника можно разбить на такие этапы:

Наладить контакт с родителями воспитанника при первой встрече. Очень важно не оттолкнуть родителя непродуманным вопросом. Воспитатель должен быть сдержан, деликатен, внимателен к родителям, также искренне их уважать. Одним словом, проявить высокий педагогический такт и профессионализм.

Установить общие требования к воспитанию ребенка. Педагог настоятельно и в тоже время осторожно просит родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает их мнение об используемых ими методах воспитания дома. Не возражает, не спорит, даже, если мнение родителей ошибочное. Педагог тактично и деликатно предлагает свои методы воспитания и призывает родителей объединить усилия для выработки единых требований в воспитании ребенка.

Упрочнить сотрудничество в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, необходимо поставить единые цели и задачи. Могут быть разногласия, споры. Но главное, чтобы это негативно не отразилось на развитии ребенка.

Реализация индивидуального подхода к ребенку. Когда между педагогом и родителями возникают доверительные отношения, тогда только начинают вырабатывать общие меры в перевоспитании ребенка.

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Без доверия никак не обойтись, но его необходимо заслужить. Для педагога – это огромнейший труд, проявление высокого профессионализма, педагогического такта, компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка. Родители воспитанников должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. И как только все это будет достигнуто, можно эффективно применять различные способы, формы и методы вовлечения родителей не только в жизнь группы, но и в жизнь ДОУ в целом. Родители полностью раскрываются и идут на встречу воспитателю. Они начинают с огромным удовольствием участвовать в дошкольной жизни своего ребенка и тем самым становятся полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса. Для воспитателя – это неоценимая помощь, когда родители воспитанников становятся нашими союзниками в воспитании детей.

Краткое описание документа:

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поэтому очень важно найти эффективные способы,формы и методы вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Непонимание между семьей и детским садом негативно отображается на ребенке, его развитии, психологическом состоянии.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей воспитанника и детским садом в самом начале, то есть как только ребенок переступил порог. Также четко должна быть определена роль как воспитателя, так и родителей. Родители должны полностью доверять не только воспитателю, но и детскому образовательному учреждению в целом. Ведь не секрет, что многие родители интересуются только питанием, дневным сном ребенка и считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. Но это не так. И мы, работники детских учреждений, должны показать и доказать как много значит наша работа для правильного развития их детей. Необходимо грамотно приобщить родителей к участию в работе детского сада, сделать их участниками как воспитательного, так и образовательного процесса.

О роли семьи в жизни ребенка также много говорил Антон Семенович Макаренко всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Он даже написал книгу для родителей. Вот одно из его известных высказываний:

Так, прошло более ста лет, а специалисты также считают, что родители – главные воспитатели своих детей и семья превыше всего.Очень важно привлекать родителей к участию в работе детского сада и главным работником, человеком для родителей, безусловно является воспитатель, с которым они встречаются и контактируют каждый день. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония, даже ряд проблем. Часто педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Современным родителям и педагогам не всегда хватает терпения, такта, взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга.

Поэтому сегодня педагог должен обладать глубокими знаниями, постоянно совершенствовать и пополнять их, развиваться согласно современным методикам. Но самое главное, иметь терпение, понимание, обладать высоким педагогическим тактом. Одним словом, быть высококвалифицированным специалистом в области воспитания и развития современных дошкольников. Также очень хорошо знать и понимать современную семью, которая отличается от,так сказать, традиционной. Ведь сегодняшние родители отличаются от тех, которые были десять лет назад, не говоря уже двадцать. Именно, используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные, а главное эффективные способы, формы и методы вовлечения в работу и жизнь ДОУ большей части семей. И главная задача ложится непосредственно на воспитателя, потому что именно педагог является инициатором контакта с родителями воспитанника.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ можно разделить на четыре основных направления или блока:

  • Информационно-аналитическое направление.
  • Познавательное направление.
  • Наглядно-информационное направление.
  • Досуговое направление.

Информационно-аналитическое направление – это анкетирование, тестирование, опрос родителей. Зачастую много таких мероприятий происходит в начале учебного года.Так,тестирование дополнить представление о родителях, также поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания их детей. И мы педагоги, обладающие соответственными знаниями и имеющие образование, обязаны это делать. В данный блок можно отнести такие формы взаимодействия с родителями:

Отдельно хочется сказать о традиционном родительском собрании. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Воспитатель рассказывает о задачах и перспективах в новом учебном году, если это первое собрание. Часто разбираются вопросы физического воспитания дошкольников, режимные моменты. Можно также пригласить специалистов, таких как психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, которые более грамотно и досконально ответят на интересующие вопросы родителей.

Наглядно - информационное направление – это родительские уголки, в которых каждые 2 -3 недели постоянно обновляется информация; папки-передвижки с различной, интересной информацией; папки специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); стенды; выпуск газеты группы; различные выставки, в которых участвуют сами же воспитанники.

Хочется также сказать об изготовлении поделок детей вместе с их родителями. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, сближает его с родителями и тем самым, мы педагоги, постепенно, ненавязчиво, эффективно вовлекаем родителей воспитанников в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение, одним словом, досуг ребенка.

Для того, чтобы данные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ были еще более продуктивными и эффективными – воспитатель должен грамотно выстроить алгоритм взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Алгоритм взаимодействия или сотрудничества с семьей воспитанника можно разбить на такие этапы:

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Без доверия никак не обойтись, но его необходимо заслужить.Для педагога – это огромнейший труд, проявление высокого профессионализма, педагогического такта, компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка. Родители воспитанников должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. И как только все это будет достигнуто, можно эффективно применять различные способы, формы и методы вовлечения родителей не только в жизнь группы, но и в жизнь ДОУ в целом. Родители полностью раскрываются и идут навстречу воспитателю. Они начинают с огромным удовольствием участвовать в дошкольной жизни своего ребенка и тем самым становятся полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса. Для воспитателя – это неоценимая помощь, когда родители воспитанников становятся нашими союзниками в воспитании детей.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

ВложениеРазмер
uchimsya_vzaimodeystvovat_s_roditelyami.doc 123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся взаимодействовать с родителями

КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения

1. Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2. Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3. Посещения на дому.

Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить и забирать ребенка.

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

10. Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

11. Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

12. Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

13. Доска объявлений.

Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, меро приятиях детского сада, расписании на день и др.

14. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Создавайте множество ролей для родителей

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

16. Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

18. Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

19. Член родительского совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Развивайте работу, направленную на родителей

20. Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

21. Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т.п.

23. Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

24. Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

25. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

28. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

30. Будьте терпеливыми.

Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

32. Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

33. Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

34. Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

35. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

36. Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

37. Учитесь навыкам сотрудничества.

Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.

38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.

Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).

39. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

В разговоре с молчунами:

2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:

— У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
— Не могли бы вы рассказать в двух словах о.
— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
— Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
— Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

2. Прервите разговор. Например:

— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по.
Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
— Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю.
— Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.

1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей.

2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.

3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.

4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.

5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.

— спорить с родителями;
— добавлять новых проблем;
— вставать на защитную позицию;
— уходить от поставленной проблемы.

ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.

5. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. 2001. № 4.

6. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

7. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

8. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

9. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.

10. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.

11. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.

12. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. № 3–4.

13. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

14. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.

15. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

16. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

17. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Учимся взаимодействовать с родителями КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Учимся взаимодействовать с родителями КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУСегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реал.

КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

методические рекомендации для педагогов детского сада КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.


Как привлечь родителей к работе в детском саду


Как привлечь родителей к работе детского сада

консультация для педагогов.


Как привлечь родителей к работе в детском саду.

Разнообразные виды деятельности для сотрудничества с родителями.


Рекомендации для воспитателей, как привлечь родителей воспитанников к совместной работе в детском саду.

Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

  • Методическая помощь педагогам в сфере работы с родителями
  • Изучение семей детей
  • Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы
  1. Изучить рекомендации и руководства передового педагогического опыта
  2. Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы
  3. Определить круг работы каждого специалиста и воспитателя
  4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и родителей
  5. Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности ДОУ

Этапы:

1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.

  1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов
  2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ
  3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ

Гипотеза:

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

Показатели степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения (по О.В. Солодинкиной и А.А.Майера) или какие результаты мы хотели бы получить

  • О педагогической деятельности в целом
  • О специфике работы с детьми в целом
  • Об особенностях образовательного процесса в ДОУ
  • О возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста

2. Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

Высший уровень проявления показателей является критерий включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении

  • Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованностью
  • Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей
  • Свободой выбора участников деятельности
  • Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей

В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

  • Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.

Еще одна из интересных форм работы ‚с родителями является создание игротек в холлах детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.



Организуем выставок совместного творчества детей и родителей по изобразительной деятельности в течение года, поделок из природного материала. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.






Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

В заседаниях клуба принимают участие не только педагоги и родители, но и дети. Участвуя в таких акциях дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка.

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. (Приложение 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наладить отношения с родителями воспитанников - одна из главных задач воспитателя ДОУ. Порой приходится нелегко привлечь родителей к различным мероприятиям, которые проводятся как в группе, так и в детском саду вцелом. Данные рекомендации помогут воспитателям выбрать для себя самые приемлемые способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Способы вовлечения родителей воспитанников

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней подготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача воспитателей – помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации

Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:

Читайте также: