Какую систему выборов в государственную думу предлагал сперанский кратко

Обновлено: 08.07.2024

Дайте характеристику реформаторской деятельности М. М. Сперанского, ответив на предлагаемые ниже вопросы.
Как именовался проект, подготовленный М. М. Сперанским?
В чём содержалась главная идея этого проекта?
Запишите, nbsp;nbsp;какие nbsp;nbsp;функции, nbsp;nbsp;сообразно nbsp;nbsp;проекту nbsp;nbsp;М. nbsp;nbsp;М. nbsp;nbsp;Сперанского, должны были исполнять последующие органы управления страной.
Сенат:
Муниципальный совет:
Муниципальная дума:
Какую систему выборов в Государственную думу предлагал М, М. Сперанский? nbsp;
Какие nbsp;nbsp;категории nbsp;nbsp;народонаселенья, nbsp;nbsp;сообразно nbsp;nbsp;проекту nbsp;nbsp;М. nbsp;nbsp;М. nbsp;nbsp;Сперанского, обязаны были быть наделены избирательными правами?

  • Kolek Navarrete
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-07 15:51:42
  • 3
  • 1

Впервые о необходимости создания в России конституционного государства заговорили в начале XIX века. Автором проекта, гарантировавшего избирательные права большей части населения, был один из умнейших государственных деятелей века Михаил Сперанский. Почему воспитанный либералами император передумал поставить действия властей в центре и на местах под контроль общественного мнения, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Собственно, о взглядах нового императора всем было известно давно. Его ведь воспитывали не отец с матерью, а бабка Екатерина, сознательно взявшая внука в свой дом, чтобы вырастить из него своего наследника и продолжателя.

Не было секретом и то, что она собиралась передать корону сразу внуку Александру, минуя своего сына Павла. Достаточно сказать, что непосредственным воспитателем наследника был швейцарец-якобинец Лагарп, поклонник Руссо. А якобинцы ведь были самым радикальным крылом в лагере французских революционеров, они были ярыми республиканцами и сторонниками эгалитаризма – теории социального и правового равенства всех граждан.

Видимо большое влияние оказал на Александра его наставник, коли, еще будучи наследником, тот вслух мечтал о том, что он даст народу конституцию, покинет престол и будет проводить свои дни в покое в скромной лачуге на берегу Рейна.

И круг друзей у молодого наследника, а потом и императора состоял из людей откровенно либеральных взглядов. Таким образом, от Александра все ожидали серьезных прогрессивных преобразований.

Реализации грандиозных замыслов нового императора поспособствовало то, что волей случая нашелся и блестящий исполнитель его планов. Вполне можно сказать, что сам Господь Бог послал ему Михаила Сперанского – на редкость выдающегося правоведа и государственного деятеля.

Сперанский говорил о необходимости создания правового государства, которое в конечном счёте должно было стать государством конституционным. Он объяснял, что безопасность человека и имущества – это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных.

И вот именно этому человеку и поручает Александр составить проект коренных государственных преобразований. И Сперанский энергично взялся за этот мега-проект. В 1809 году такой проект был в основном готов. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона.

Согласно этому проекту создавалась целая система представительных органов власти, избираемых населением. Сперанский предлагал наделить избирательными правами все лично свободное население в т.ч. и государственных крестьян.

По замыслу Сперанского выборы должны были происходить по четырехступенчатой схеме. Последовательно выбирались волостные думы, уездные, губернские и затем - Государственная Дума. Таким образом, в проекте выборы предлагалось сделать не всеобщими, не прямыми и не тайными.
Каждый представительный орган власти, каждая региональная Дума были призваны решать вопросы местного характера. Этим самым реализовывалась идея децентрализации власти, что было на то время весьма прогрессивным и расценено как забегание вперед.

Государственная же Дума выступала всероссийским представительным органом. Она должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров. Император не имел права издавать законы без согласия Госдумы, однако он имел право распустить Думу и назначить новые выборы.

Госдума наделялась правом просить об отмене незаконных актов. Дума таким образом была призвана доносить до императора представления о нуждах народа и имела право осуществлять контроль над исполнительной властью.

Таким образом, интересные и прогрессивные реформы в России не состоялись. Наметившийся тренд на предоставление избирательных прав широкому кругу лиц был прерван. А практика выборов даже по екатерининским жалованным грамотам стала фактически сокращаться. Либеральный в молодости Александр I с годами занялся укреплением устоев самодержавного строя.

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Цели реформы Сперанского - таблица

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского - таблица

Первый этап (1802-1807)

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.



К началу XIX века относится очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма. После дворцового переворота 1 марта 1801 г., в результате которого император Павел I был убит, на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825), любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. В должности "главного воспитателя" он состоял при Александре 11 лет, знакомя своего воспитанника с понятиями о "естественном" равенстве людей, преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о "всеобщем благе", к которому должен стремиться правитель. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него "хорошего", он был обязан Лагарпу.


Александр вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложив-шимися взглядами и намерениями. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте он объявил, что будет управлять "Богом врученным" ему народом "по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей императрицы Екатерины Великия", тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II.

Однако Александр I не мог не считаться с новым "духом времени", в первую очередь с влиянием Французской революции на умы своих подданных. В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных преобразований. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола.

Сперанский глубоко воспринял философские идеи Века просвещения. В своих политических проектах он выступал сторонником естественноправовой теории; происхождение государства рассматривал как следствие общественного договора. В конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана политического преобразования России. Тот, по его свидетельству, "изучил все существующие в мире конституции" (т.е. своды основных законов государства), ежедневно встречался с императором, обсуждая с ним каждый раздел плана.

Согласно хорошо ему известным принципам государственно-правовой теории Монтескье и Руссо, Сперанский в своем плане провел принцип "разделения властей" - законодательной, исполнительной (высший орган – министерства) и судебной (высший орган – Правительствующий Сенат), при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Им была разработана стройная система центральных и местных учреждений четырех степеней, основанная на принципе разделения властей.

В частности, для законодательной деятельности предлагалось создать Государственную думу, которая должна была рассматривать законопроекты, представляемые правительством. При этом Сперанский не предполагал ввести в России всеобщие либо сословные выборы. Автор проекта считал правомерным "разделение состояний" людей с различным уровнем их гражданских и политических прав. Но в основу этого деления им положен имущественный ценз. В соответствии с этим Сперанский устанавливал такое "разделение состояний": 1) дворянство (владельцы недви-жимой собственности - земли с поселенными на ней крестьянами); 2) "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Дворяне обладали всеми гражданскими и политическими правами, "среднее состояние - только гражданскими правами, но при приобретении недвижимой собственности могли получить и политические права. "Народ рабочий" не имел ни политических, ни гражданских прав.

Намеченный в плане Сперанского процесс формирования Думы включал три промежуточные этапа: сначала создавались низшие волостные думы, затем окружные и, наконец, губернские. Депутатский корпус от окружного до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее.

Высшим органом, призванным объединить деятельность законодатель-ной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет. Он должен был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императором. Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского не затрагивала прерогатив императора как самодержавного монарха, который мог прервать сессию Государственной думы, распустить ее и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного совета назначались императором.

Александр I признал проект "удовлетворительным и полезным". Сперанский составил и календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810 - 1811 гг.). Однако проект встретил упорное сопротивление сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и "опасным". Аристократическая элита была уязвлена и тем, что первым после императора лицом в государстве стал человек незнатного происхождения - провинциальный "попович". На него посыпались доносы c обвинениями в шпионаже в пользу Франции. Александр I, встретив сильное противодействие со стороны правящих кругов, отклонил одобренный им план Сперанского. Император был убежден в невиновности Сперанского, но принес его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразова-тельными мерами. Система дум во главе с Государственной так и не родилась.

Единственное, что воплотилось в жизнь из плана Сперанского, это учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета, законосовещательного органа, который не имел права законодательной инициативы, а только обсуждал предложенные ведомствами проекты. Председателем Государственного совета являлся один из членов по назначению императора. Если император присутствовал на его заседаниях, то он занимал место председателя. В состав совета входили все министры, а также лица, назначаемые императором пожизненно из высших сановников.


При этом император мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Государственного совета или отвергнуть то и другое, приняв собственное решение. Как законосовещательный орган Государственный совет просуществовал до 1906 г., когда с появлением Государственной думы ему были приданы права верхней законодательной палаты.


В 1821 г. Сперанского возвратили в Санкт-Петербург, назначили членом Государственного совета и управляющим Комиссией для составления законов. Но сломленный духовно реформатор не мог уже вернуть былого положения и провести в жизнь намеченные ранее преобразования.

Тем не менее, проект Сперанского, несмотря на то, что не был ни разработан до конца, ни реализован полностью, стал важным шагом на пути Российской империи к конституционному государству европейского типа. Спустя почти столетие идеи Сперанского активно использовались при разработке Положения о Государственной Думе в 1905 г.


Урок описывает деятельность Михаила Сперанского в роли главного советника императора в государственных делах. Проект государственного переустройства предложенного им, его значение. Реформы, осуществлённые Сперанским.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского"

После подписания Тильзитского мира авторитет императора Александра I заметно упал. Общественность России негодовала. Правитель, помнивший неудачный пример своего отца Павла I, решил путём новых реформ сгладить накопившееся в обществе недовольство.

Следует отметить, что к 1807 году отношения Александра I и участников Негласного комитета, которые после фактического упразднения Комитета в 1803 году были назначены на высокие посты в министерствах, заметно охладели.

В российском высшем обществе деятельность сподвижников императора считали слишком радикальной, близкой к революционным реформам Франции. Сам Александр I понимал, что после войн Третьей и Четвёртой коалиции и мира в Тильзите, любые проекты, исходящие от этих людей, будут восприняты враждебно.

В итоге большая часть участников Негласного комитета ушла из политики. Император же стал искать человека, способного продолжить реформирование России. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

Благодаря личным качествам (ответственности, преданности идеям служения государству), потрясающей работоспособности (мог работать по 19 часов в сутки), Сперанский быстро сделал карьеру видного государственного чиновника.

Являясь секретарём князя В. П. Кочубея – члена Негласного комитета и будущего министра внутренних дел России – Сперанский принял активное участие в подготовке реформ начала правления Александра I. После личного знакомства с Александром I, который по достоинству оценил выдающиеся способности чиновника, Сперанский постепенно стал приближённым императора.

В конце 1808 года Сперанский становится главным советником императора в государственных делах.

В конце 1808 – 1809 годах, по поручению Александра I, он разработал проект реформ, который должен был полностью изменить всю систему управления Россией.

Реформы Александра I


Согласно проекту Сперанского, управление государством должно было осуществляться на основе принципа разделения властей. Однако верховенство монарха над всеми ветвями власти оставалось неизменным.

Совещательным органом при императоре должен был стать Государственный совет, куда правитель мог назначить кого угодно. Через совет правитель взаимодействовал с ветвями власти.

Исполнительную власть осуществляли министерства.

Судебная – принадлежала Сенату.

Законодательная власть, по проекту Сперанского, передавалась в руки нового органа управления – Государственной Думы.

При этом судебная власть была независима от исполнительной. Исполнительная власть была ответственна перед законодательной. Законодательная власть должна была сохранять независимость от иных ветвей власти и служить основным инструментом государственной политики – фактически отражать волю императора.

Государственная Дума должна была стать выборным народным представительным органом.

Система центрального управления Российской империи по проекту Сперанского


Ввиду этого предлагалось наделить политическим и гражданскими правами население России.

При этом основные права дать собственникам. Так как, по мнению Сперанского, участвовать в обсуждении законов мог только тот человек, который знал цену собственности и заботился о её сохранности и преумножении.

Согласно проекту Сперанского, всё население России предлагалось разделить на три сословия. Первое – дворянство. Это сословие обладало всей полнотой гражданских и политических свобод (главное из них преимущественное право избирать и быть избранными). Имело особые права на покупку и владение крепостными.

Сословия России по проекту Сперанского


По реформе Сперанского планировалось ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней.

В каждой волости (нижняя единица административно-территориального деления России в сельской местности) дворяне и представители государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – Волостную Думу.

Волостные Думы избирали депутатов для следующей ступени местного самоуправления – Окружной (уездной) Думы.

Окружные Думы выбирали уездное правление и депутатов следующей ступени – Губернской Думы. Те выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную Думу.

Государственная Дума управлялась канцлером – чиновником, назначаемым императором из трёх представленных Думой кандидатур.

Выборы в Государственную Думу


Но признавая главенство императора над всеми ветвями власти, Сперанский не наделил Государственную Думу широкими полномочиями.

Ввиду этого Дума не имела права законодательной инициативы. Дума не могла самостоятельно выносить на рассмотрение проекты законов.

Одобренные Думой законы вступали в силу только после согласия императора. Так же император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Тем не менее, без рассмотрения Думой ни один закон в стране не мог обрести силу.

Так же Дума устанавливала налоги в государстве. Министры (законодательная власть) несли ответственность перед депутатами Думы за свои решения.

По задумке Сперанского, иные ветви власти должны были быть устроены так же по административно-территориальному принципу и на основе выборности. Так исполнительная власть на местах имела представительства в лице губернских, уездных, волостных управлений. Судебная – губернских, уездных, волостных судов.

Манифестом от 1 января 1810 года было объявлено о создании Государственного совета – высшего законосовещательного органа Российской империи. Учреждение Госсовета было первым шагом к широким преобразованиям, так как этот орган должен был учредить планы дальнейших реформ.

Государственный совет, по задумке Сперанского, должен был стать проводником новой государственной политики, связующим звеном между императором и ветвями власти. Состав Госсовета назначался императором. Назначение мог получить любой человек. Однако большинство в Совете принадлежало дворянам.

Совету были приданы широкие полномочия.

Все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. В его ведении находились все вопросы, связанные с внутренними реформами. Вопросы внутренней и внешней политики при чрезвычайных обстоятельствах. Совет составлял бюджет, контролировал доходы и расходы государства.

Государственный совет состоял из Государственной канцелярии. Через неё проходили все дела, требовавшие рассмотрения в Государственном совете.

Департаменты отвечали за ту или иную область государственного законодательства. В 1810 году были созданы: Департамент законов. Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства страны, судопроизводства, налогов, государственного управления.

Департамент гражданских и духовных дел. Рассматривал вопросы о порядке судопроизводства, толковании законов. Дела о получении и лишении дворянства. Имущественные споры. Вопросы об учреждении новых епархий и приходов различных вероисповеданий.

Департамент государственной экономии. Занимался вопросами государственных финансов, торговли, промышленности, народного просвещения.

Департамент военных дел. Рассматривал вопросы военного законодательства. О комплектовании, вооружении и обеспечении армии. О правах, обязанностях и ответственности военнослужащих.

Комиссии. Создавались преимущественно для решения тех или иных задач, не входивших в полномочия департаментов или требовавших быстрого решения. Например, Комиссия составления законов, Комиссия по принятию прошений.

Общее собрание. Состояло из членов департаментов и министров. Его председателем был император. Решения по всем вопросам в департаментах и на общем собрании принималось большинством голосов. Но император, согласно своей воле, мог утвердить и мнение меньшинства.

С учреждением Государственного совета, Сперанский получил должность государственного секретаря – главы Государственной канцелярии.

Через его руки проходила вся документация Государственного совета.

Он стал самым влиятельным чиновником Российской империи. Фактически вторым после императора лицом в государстве.

Она состояла из министерств: Военного, Морских сил, Иностранных дел, Внутренних дел, Полиции, Юстиции, Финансов и Народного просвещения.

Система центральных учреждений государственного управления Россией


Государственное казначейство со статусом центрального учреждения.

В системе министерств окончательно закреплялся принцип единоначалия и разработанная ранее структура, по которой министерства во главе с министрами подразделялись на департаменты во главе с директорами. Департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений. Отделения – на столы, руководимые столоначальниками.

Принцип единоначалия в министерской системе


В 1811 году Сперанским был предложен проект по реорганизации Сената по принципу разделения административных и судебных дел. Согласно его положениям, прежний Сенат предлагалось разделить на два отдельных учреждения.

Правительствующий Сенат должен был ведать делами местного управления. В его ведение переходили дела Кабинета министров.

Судебный Сенат стал высшей судебной инстанцией и контролировать все судебные учреждения государства.

Этот указ был обусловлен тем, что дети знатных дворян получали придворные чины с рождения и, достигнув, определённого возраста, уже имели право занимать высокую должность, которой часто не соответствовали. Или вообще только числились на службе, занимая таким образом вакантные места. Поэтому всем не состоящим на действительной службе представителям этой категории дворян предлагалось в короткие сроки устроиться на действительную службу. Иначе им грозила отставка.

Сокращались государственные расходы. Финансовая деятельность министерств ставилась под контроль.

Для покрытия нехватки денег в казне были увеличены налоги. Так подушная подать возросла с 1 рубля до трёх. Вводились различные временные налоги и сборы.

Прогрессивным подоходным налогом (сумма налога с дохода зависила от суммы величины дохода помещика) был обложен доход помещиков с их земель (случай для России небывалый). Все эти меры позволили в некоторой степени восстановить финансы России.

Но преобразования, и в особенности проекты реформ Сперанского, вызвали резкую критику правительства со стороны верхов российского общества. В первую очередь эти претензии были направлены в сторону Александра I.

Не желая утрачивать свои сословные привилегии, дворянство обвиняло Сперанского в нарушениях устоев российского общества, посягательствах на самодержавную власть русского монарха, симпатиях к Франции. Последнее сделало отставку Сперанского неминуемой.

Желая сплотить общество перед надвигающейся войной с Наполеоном, Александр I весной 1812 года отстранил Сперанского от государственных дел. Он был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Причины отставки М.М. Сперанского в 1812 году


Таким образом, проект государственного переустройства Сперанского не был реализован.

Тем не менее, в России была завершена министерская реформа, это позволило создать эффективную систему управления страной. Так же был создан Государственный совет, обладающий законосовещательной инициативой. Успешными были финансовые преобразования.

Но государственный строй России по-прежнему оставался самодержавным. Общественное устройство так же оставалось неизменным.

В то же время проекты реформ Сперанского стали основой для будущих, реализованных планов преобразования Российской империи.

Читайте также: