Проект моя осетия в доу
Обновлено: 30.06.2024
Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. Человек не рождается с врожденными социально-культурными ценностями. Социально-культурные ценности своего народа это продукт воспитания - основа личности человека, их роль неоспорима. Недостаток сформированности социально-культурных ценностей подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.
Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям своего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека. Формирование социокультурных ценностей у детей, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций по развитию личности и включало в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, эти традиции воспитания были в первую очередь ориентированы на нравственные аспекты развития личности ребенка и особая роль в этом процессе отводилась семье.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- познавательный интерес к социокультурным ценностям отсутствует у 70% старшего дошкольного возраста
- низкий уровень знаний народных традиций выявлен у 65 % детей
- 83 % родителей не посещают выставки, театры, музеи ,т.к. заняты на работе и стеснены в материальных
- 40 % родителей затрудняются рассказать о 2-3 народных традиций
- 18 % родителей не интересуются народными традициями, т.к. считают их устаревшими, архаичными..
На наш взгляд проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста, требует особого внимания и может решаться только во взаимодействии ДОУ и семьи. Решение этой проблемы и послужило основанием для выбора темы нашего проекта.
Цель проекта: Формировать представления о социокультурных ценностях осетинского народа у детей 6 года жизни средствами взаимодействия семьи и ДОУ.
Объект исследования - процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза исследования базируется на предложении о том, что процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи будет более эффективным если:
- определены социокультурные ценности осетинского народа;
- раскрыты особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста
- формирование представлений о социокультурных ценностях осетинского народа проводится с использованием комплекса мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи проекта:
- Провести анализ теоретических основ формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа
- Определить особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи;
- Разработать и апробировать комплекс мероприятий ДОУ и семьи с использованием социокультурных ценностей осетинского народа.
- Определить эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста, представлений о социокультурных ценностях осетинского народа в условиях взаимодействия семьи и ДОУ
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Изучение теоретических материалов,
- Технологический блок: Разработка конспектов и сценариев мероприятий взаимодействия с родителями в процессе формирования представлений о народных социокультурных ценностях.
- Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты ДОУ.
Сроки реализации: долгосрочный.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественно литературы,
- подбор произведений прикладного народного творчества,
- оформление наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка материала для продуктивной деятельности,
- составление картотеки дидактические игры,
- создание условий для проведения открытых мероприятий
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный
- Анкетирование и опрос родителей и детей
- Сбор и анализ литературы по проблеме проекта
- Консультации со специалистами
- Составление перспективно-тематического плана взаимодействия ДОУ и семьи.
II. Организационно-практический
(см. Перспективно-тематический план формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи)
III. Презентационно-завершающий
- Фотовыставка этапов реализации проекта
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Предполагаемый результат:
- Освоение дошкольниками доступных знаний о народных социокультурных ценностях.
- Овладение знаниями о культуре поведения, взаимоотношений с другими людьми, природных закономерностях, трудовых и бытовых правилах этикета. Повышение уровня социализации.
- Формирование у дошкольников навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Достигнутые результаты: Работа над проектом еще продолжается, но уже сейчас можно сделать вывод об эффективности проекта:
В дальнейшем мы планируем систематизировать собранный материал в более развернутый проект формирования представлений о народных социокультурных ценностях у детей старшего дошкольного возраста и включить в него использование ООД по экологии, экспериментированию, художественно-эстетическому развитию и т.д. и продолжим взаимодействовать с родителями в процессе воспитания и развития дошкольников
Практическая значимость работы состоит в том, что подготовленный данный проект может быть использован в практической деятельности педагогов дошкольного учреждения при работе с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, окажется полезным для повышения уровня их педагогического мастерства.
Углубить знания детей о великом осетинском поэте, основоположнике осетинского языка и литературы Коста Левановиче Хетагурове. Воспитывать патриотические чувства гордость за свой народ.
Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->
-75%
дети, родители и воспитатели старшей группы, инструктора по физкультуре, изо, осетинскому, языку, музыке.
Актуальность проекта.
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Чтобы вызвать интерес к родному городу, республике, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть: общественные события, обряды и традиции, народные танцы, песни, игры, художественная литература. Полученные знания о родном крае будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, уважение и любовь кОсетии.
Цель проекта :
Знакомство детей с культурой, национальными обрядами и традициями, с историей родного края.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с народной культурой Осетии.
2. Расширять представления об искусстве, традициях и обрядах осетин.
3. Обогащать словарь детей, используя осетинскую речь.
4. Способствовать творческому развитию, в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
5. Способствовать развитию нравственного и патриотического воспитания.
6. Вызвать чувство гордости за свой народ, город и республику.
Ожидаемые результаты проекта :
Пробуждение интереса к культуре, обычаям и традициям Осетии, любви к родному краю.
Создание выставок детского творчества и совместных работ с родителями по темепроекта (совместная деятельность)
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядного, литературного (поговорки, стихи) и демонстрационного материала по теме проекта.
4. Оснащение развивающей среды:
Осетинские народные сказки, пословицы и поговорки
Осетинские анекдоты, притчи
Уголок творчества и рисования: трафареты и раскраски осетинский национальный костюм, орнаменты на посуде, традиции и обычаи, фамильные башни, герб республики.
Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме
проекта, оформление выставки рисунков, и совместных с детьми работ в фойе приемной группы.
Спортивный уголок: картотека национальных подвижных игр.
Патриотический уголок: карта города и республики, герб, гимн, флаг, папка спортивная республика, традиции и обычаи осетин, национальный костюм, памятники и достопримечательности города, известные люди Осетии.
Настольные дидактические игры:
II этап – основной
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие, познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Здоровье. Физическая культура: Подвижные (национальные игры)
Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы:
заучивание пословиц, поговорок, стихов, песен (на русском и осетинском языке)
Осетинские народные сказки, пословицы и поговорки
Осетинские анекдоты, притчи
Познавательно – речевое развитие, нравственно – эстетическое воспитание:
коррекционно – развивающие занятия по теме проекта,
Художественно – эстетическое творчество:
Совместная деятельность взрослых и детей
Утренняя гимнастика, различные физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики.
Ситуативные беседы, беседы – рассуждения, беседы после проведения экскурсий и просмотра презентаций.
Выставка книг по теме проекта
Чтение научной и худ. литературы, энциклопедической информации.
Подвижные (национальные игры)
4. Работа с родителями:
Знакомство родителей с темой проекта.
Проведение бесед-рассказов о культуре и обычаях в осетинских семьях.
Исполнение песен,чтение стихов (на родном языке, приготовление национальных блюд в месте с детьми дома.
III этап – заключительный
Выставка детских работ (коллективной,и совместного творчества с родителями.
Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете (распечатка, презентация).
Участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную и творческую активность, расширить знания о культуре и традициях осетин. Совместно с родителями и педагогами дети смогли повысить собственную самооценку; они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам, ощущали свою индивидуальность и индивидуальность.
1. Р. С. Бзаров «Рассказы по истории Северной Осетии
Прикреплённые файлы:
Автор: Пономарева Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с № 333
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой край родной – моя Осетия"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на
просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города.
Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей.
Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего
народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и
достойными членами общества.
В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного
компонента содержания образования. Наблюдается рост национального
самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки,
приобщится к ним.
Проекта – развитие умственных, творческих и
эмоциональных способностей детей дошкольного возраста через
знакомство с культурой Осетии.
принадлежности, патриотических чувств
- познакомить детей с растительным и животным миром Осетии
- дать представления об особенностях быта осетин
- познакомить с традициями и обрядами осетинского народа
Старший дошкольный возраст (5-7л)
- углубление представлений ребенка о семье и ее истории,
- поощрение посильного участия в подготовке различных семейных праздников,
Читайте также:
- Христианская религия как основа развития педагогической мысли и школы в средние века
- Какие организмы способны усваивать азот из атмосферы кратко
- Контент анализ как метод социологического исследования кратко
- Школа 22 сергиев посад педагогический состав
- Как правильно устанавливать и разбирать палатку кратко