Проект моя осетия в доу

Обновлено: 30.06.2024

Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. Человек не рождается с врожденными социально-культурными ценностями. Социально-культурные ценности своего народа это продукт воспитания - основа личности человека, их роль неоспорима. Недостаток сформированности социально-культурных ценностей подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям своего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека. Формирование социокультурных ценностей у детей, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций по развитию личности и включало в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, эти традиции воспитания были в первую очередь ориентированы на нравственные аспекты развития личности ребенка и особая роль в этом процессе отводилась семье.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • познавательный интерес к социокультурным ценностям отсутствует у 70% старшего дошкольного возраста
  • низкий уровень знаний народных традиций выявлен у 65 % детей
  • 83 % родителей не посещают выставки, театры, музеи ,т.к. заняты на работе и стеснены в материальных
  • 40 % родителей затрудняются рассказать о 2-3 народных традиций
  • 18 % родителей не интересуются народными традициями, т.к. считают их устаревшими, архаичными..

На наш взгляд проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста, требует особого внимания и может решаться только во взаимодействии ДОУ и семьи. Решение этой проблемы и послужило основанием для выбора темы нашего проекта.

Цель проекта: Формировать представления о социокультурных ценностях осетинского народа у детей 6 года жизни средствами взаимодействия семьи и ДОУ.

Объект исследования - процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза исследования базируется на предложении о том, что процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи будет более эффективным если:

  • определены социокультурные ценности осетинского народа;
  • раскрыты особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста
  • формирование представлений о социокультурных ценностях осетинского народа проводится с использованием комплекса мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи проекта:

  • Провести анализ теоретических основ формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа
  • Определить особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи;
  • Разработать и апробировать комплекс мероприятий ДОУ и семьи с использованием социокультурных ценностей осетинского народа.
  • Определить эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста, представлений о социокультурных ценностях осетинского народа в условиях взаимодействия семьи и ДОУ

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Изучение теоретических материалов,
  • Технологический блок: Разработка конспектов и сценариев мероприятий взаимодействия с родителями в процессе формирования представлений о народных социокультурных ценностях.
  • Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты ДОУ.

Сроки реализации: долгосрочный.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор методической и художественно литературы,
  • подбор произведений прикладного народного творчества,
  • оформление наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка материала для продуктивной деятельности,
  • составление картотеки дидактические игры,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный

  • Анкетирование и опрос родителей и детей
  • Сбор и анализ литературы по проблеме проекта
  • Консультации со специалистами
  • Составление перспективно-тематического плана взаимодействия ДОУ и семьи.

II. Организационно-практический

(см. Перспективно-тематический план формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи)

III. Презентационно-завершающий

  • Фотовыставка этапов реализации проекта
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Оценка этапов реализации проекта

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Предполагаемый результат:

  • Освоение дошкольниками доступных знаний о народных социокультурных ценностях.
  • Овладение знаниями о культуре поведения, взаимоотношений с другими людьми, природных закономерностях, трудовых и бытовых правилах этикета. Повышение уровня социализации.
  • Формирование у дошкольников навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Достигнутые результаты: Работа над проектом еще продолжается, но уже сейчас можно сделать вывод об эффективности проекта:

В дальнейшем мы планируем систематизировать собранный материал в более развернутый проект формирования представлений о народных социокультурных ценностях у детей старшего дошкольного возраста и включить в него использование ООД по экологии, экспериментированию, художественно-эстетическому развитию и т.д. и продолжим взаимодействовать с родителями в процессе воспитания и развития дошкольников

Практическая значимость работы состоит в том, что подготовленный данный проект может быть использован в практической деятельности педагогов дошкольного учреждения при работе с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, окажется полезным для повышения уровня их педагогического мастерства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить знания детей о великом осетинском поэте, основоположнике осетинского языка и литературы Коста Левановиче Хетагурове. Воспитывать патриотические чувства гордость за свой народ.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

дети, родители и воспитатели старшей группы, инструктора по физкультуре, изо, осетинскому, языку, музыке.

Актуальность проекта.

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

Чтобы вызвать интерес к родному городу, республике, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть: общественные события, обряды и традиции, народные танцы, песни, игры, художественная литература. Полученные знания о родном крае будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, уважение и любовь кОсетии.

Цель проекта :

Знакомство детей с культурой, национальными обрядами и традициями, с историей родного края.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с народной культурой Осетии.

2. Расширять представления об искусстве, традициях и обрядах осетин.

3. Обогащать словарь детей, используя осетинскую речь.

4. Способствовать творческому развитию, в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

5. Способствовать развитию нравственного и патриотического воспитания.

6. Вызвать чувство гордости за свой народ, город и республику.

Ожидаемые результаты проекта :

Пробуждение интереса к культуре, обычаям и традициям Осетии, любви к родному краю.

Создание выставок детского творчества и совместных работ с родителями по темепроекта (совместная деятельность)

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядного, литературного (поговорки, стихи) и демонстрационного материала по теме проекта.

4. Оснащение развивающей среды:

Осетинские народные сказки, пословицы и поговорки

Осетинские анекдоты, притчи

Уголок творчества и рисования: трафареты и раскраски осетинский национальный костюм, орнаменты на посуде, традиции и обычаи, фамильные башни, герб республики.

Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме

проекта, оформление выставки рисунков, и совместных с детьми работ в фойе приемной группы.

Спортивный уголок: картотека национальных подвижных игр.

Патриотический уголок: карта города и республики, герб, гимн, флаг, папка спортивная республика, традиции и обычаи осетин, национальный костюм, памятники и достопримечательности города, известные люди Осетии.

Настольные дидактические игры:

II этап – основной

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие, познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Здоровье. Физическая культура: Подвижные (национальные игры)

Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы:

заучивание пословиц, поговорок, стихов, песен (на русском и осетинском языке)

Осетинские народные сказки, пословицы и поговорки

Осетинские анекдоты, притчи

Познавательно – речевое развитие, нравственно – эстетическое воспитание:

коррекционно – развивающие занятия по теме проекта,

Художественно – эстетическое творчество:

Совместная деятельность взрослых и детей

Утренняя гимнастика, различные физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики.

Ситуативные беседы, беседы – рассуждения, беседы после проведения экскурсий и просмотра презентаций.

Выставка книг по теме проекта

Чтение научной и худ. литературы, энциклопедической информации.

Подвижные (национальные игры)

4. Работа с родителями:

Знакомство родителей с темой проекта.

Проведение бесед-рассказов о культуре и обычаях в осетинских семьях.

Исполнение песен,чтение стихов (на родном языке, приготовление национальных блюд в месте с детьми дома.

III этап – заключительный

Выставка детских работ (коллективной,и совместного творчества с родителями.

Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете (распечатка, презентация).

Участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную и творческую активность, расширить знания о культуре и традициях осетин. Совместно с родителями и педагогами дети смогли повысить собственную самооценку; они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам, ощущали свою индивидуальность и индивидуальность.

1. Р. С. Бзаров «Рассказы по истории Северной Осетии

Прикреплённые файлы:

Автор: Пономарева Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с № 333
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой край родной – моя Осетия"
Раздел: дошкольное образование

Пояснительная записка

Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на

просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города.

Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей.

Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего

народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и

достойными членами общества.

В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного

компонента содержания образования. Наблюдается рост национального

самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки,

приобщится к ним.

Проекта – развитие умственных, творческих и

эмоциональных способностей детей дошкольного возраста через

знакомство с культурой Осетии.

принадлежности, патриотических чувств

- познакомить детей с растительным и животным миром Осетии

- дать представления об особенностях быта осетин

- познакомить с традициями и обрядами осетинского народа

Старший дошкольный возраст (5-7л)

- углубление представлений ребенка о семье и ее истории,

- поощрение посильного участия в подготовке различных семейных праздников,

Читайте также: