Формы организации художественной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

С введением ФГТ изменилась и форма организации детей.

Ведь образовательная работа с дошкольниками требует от взрослого гибко подбирать разнообразные формы, методы, приемы взаимодействия.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний.

Задачи художественно-творческого развития в ДОУ решаются в разных формах организации детей в художественно-творческой деятельности.

Формы организации образовательной области «Художественное творчес

Совместная деятельность педагога с детьми предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

• непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

НОД организуется и проводится педагогом в соответствии с основной общеобразовательной программой ДУ.

Согласно новым ФГТ детям предлагается наравне с воспитателем участвовать в проводимой НОД.

Самостоятельная деятельность – одна из основных моделей организации детей дошкольного возраста. Это

создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу,

рассматривание картин, иллюстраций о природе.

Особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью в группах организуется эстетическая развивающая предметная среда:

• уголки творчества, где можно экспериментировать с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, плотной бумагой и материалом для освоения различных техник живописи: пальчиковой, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной печатью, кляксографией, печатания веревкой, восковой. Эти техники могут быть традиционными и нетрадиционными

• уголки по изобразительной деятельности, где собраны мольберты, принадлежности для рисования, лепки и аппликации в расширенном ассортименте.

Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активность, самостоятельность детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

Совместная деятельность с семьей.

Конкурсы работ родителей и воспитанников

Выставки детских работ для родителей

Выставки с участием родителей

Художественный досуг

Дизайн помещений, участков

Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам

Встречи по заявкам

Клубы для родителей.

Предметно-развивающая среда старшей группы. Детский сад № 4 “Экият” г. Мамадыш РТ. Воспитатель старшей группы Сафина Юлдуз Фаритовна. Предметно-развивающая среда старшей группы. Группа.

В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, навыкам. К семи-восьми годам ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этой основе строилась максимальная цель народной системы — помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности.

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью создавала эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

В связи с этим стали возникать крупные и малые формы художественно-эстетического развития: детские и подростковые клубы, студии эстетического развития, объединения фольклорно-этнографического профиля, детские ансамбли (вокальные, вокально-хореографические, вокально-инструментальные), семейные и т.д.

Современные модификации школы русского фольклора в полной мере могут сегодня осуществить поставленные задачи.

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, координацию классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной сферы для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получат возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

Расширяя формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей, основной акцент делается на пробуждение заложенного в сознании генофонда, на разносторонние контакты, общение, взаимоуважение людей, максимальное развитие раскрепощенности, которая присутствует у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

— всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение самоутвердить, самореализовать себя в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают

— все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;

— все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи и школы, разнообразные виды художественно-творческой

деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций.

По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.

2. Русская художественная вышивка.

3. Музыкальный фольклор.

4. Народная хореография.

5. Изобразительное творчество.

Речь ребенка должна быть не только правильной, она должна быть образна, эмоциональна, искренна, убедительна, свободна. Поэтому на каждых занятиях детям предлагают дикционные упражнения, пословицы, поговорки на гласные и согласные звуки. Они изучают нормы литературного произношения и логические законы устной речи.

Программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, которые тесно взаимодействуют между собой.

Задача курса – на практических занятиях освоить основные элементы русского народного танца.

Большое внимание уделяется характеру, манере исполнения отдельных движений и танцевальных комбинаций, т.к. танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Поэтому изучение танцевального материала тесно взаимосвязано с песенным.

Изучаются такие спецкурсы как:

Русская традиционная культура

Инструменты устной народной традиции

Освоение вокальных традиций.

Мастерская декоративно-прикладного искусства

Главными героями становятся дети. Дети вместе с педагогами продумывают

— художественное оформление (костюмы, бутафория, декорации, световое, шумовое оформление);

— действия и поведение персонажей (играемого им героя);

— планируют мизансцены, хореографию.

Постановка спектакля в виде сказки и обрядового действа — сложный процесс, трбующий немалых умений от детей.

На театральных занятиях возможно освоение сказки, выбранной для постановки, в форме импровизации. Качество сценической работы детей зависит от уровня овладения ими некоторыми первоначальными актерскими навыками. Поэтому в еженедельные занятия включаются упражнения: на выработку актерского дыхания, дикции, координации движений, скорости реакции, на воображение — т. е. систематически вырабатывать сценические навыки с помощью произведений различных жанров фольклора: скороговорок, считалок, загадок, игр и игровых приговорок.

В музыкальном спектакле каждый герой сказки выступает в качестве солиста, т. а ребенок, воплощая своего героя, поет и играет на сцене. Трудность сказочных постановок в том, что дети попадают в условия более сложные, чем при простом, хоровом (коллективном) пении, поскольку каждый исполнитель роли должен овладеть навыками не только хорового, но и сольного пения, а также умением говорить, двигаться по сцене, общаться с партнером, танцевать, т. е. входить в образ героя.

Таким образом, все эти новации призваны способствовать формированию культурно-образовательной личности.

Следует заметить, что существуют и малые формы, такие как фольклорный ансамбль (вокально-хореографический ансамбль, вокально-инструментальный ансамбль), семейный ансамбль, сольное пение.

Главной задачей малых форм является музыкальное воспитание на основе традиционного народно-песенного и музыкально-хореографического творчества. Конечным результатом таких форм является концертная деятельность, участие в фестивалях, смотрах и конкурсах. Такие мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей.

Приоритетными целями их деятельности являются активизация, пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству, содействие раннему выявлению одаренных детей в области традиционных ремесел, разных видов и жанров народного художественного творчества.

1. Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Л.: Музыка, 1972.- 152 с.

2. Школа русского фольклора

3. Пономарев А. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой. Из опыта работы /Сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. – М., 1991. – С.106-107.

4. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16 ; Вып. 17.

6. Антипова Л. А. концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. – Москва, 1993.- с.110.


В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, изобразительное искусство, младший школьник, формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы образования. Естественным образом, повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания людей творческих, социально активных, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, мыслящих креативно и свободно.

Большим потенциалом в воспитании творчески развитой личности, способной к креативному преобразованию окружающей действительности обладает внеурочная деятельность по изобразительному искусству. Реализация данного вида деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия и инновационного характера форм организации занятий. Реализуя опыт своей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что приоритетной формой данного рода занятий является практическая изобразительная деятельность детей, организуемая как коллективно, так и индивидуально в виде теоретического осмысления основ изобразительного искусства, занятий живописью, рисунком, композицией.

Разнообразие занятий представляется нам через использование различных форм их организации, а инновационный характер обусловлен содержательным наполнением, отражающим реалии современного мира.

Развивая опыт эстетической насмотренности, младший школьник приобретает эстетический опыт, который является основой его отношения не только к искусству, но и к окружающей действительности. А вместе с тем развивается: образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти; чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование и т. д. При этом эстетическая насмотренность в процессе создания творческого продукта умножает эстетический опыт младшего школьника через эстетический отбор и оценку создаваемых художественных образов [2, с. 5.]. Итак, главная цель занятий-экскурсий — формирование опыта эстетической насмотренности, в основе которого лежит восприятие визуальных образов, умение их представлять, анализировать, интерпретировать, а впоследствии на этой основе создавать собственные художественные образы. В связи с этим, экскурсия должна быть построена на комплексном (визуальном, вербальном, эмоциональном) восприятии эстетических предметов и явлений. Появившиеся сравнительно недавно информационные технологии сделали доступными всемирно-известные достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий.

Интересной и увлекательной формой занятия для детей и взрослых являются творческие мастерские занятия свободной формы, в большинстве случаев, организуемые с целью эстетической организации окружающей среды. На данных занятиях дети осваивают такие виды деятельности, как украшение домашнего быта, создание единого стиля классной комнаты, оформление классной комнаты к различным праздникам, украшение школьного двора и сельских улиц, оформление результатов учебной деятельности и т. д. Нередко в работе творческих мастерских принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия помогают не только развивать эстетический вкус, художественно-оформительские навыки и стремление делать окружающий мир красивым, но и способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса [3].

Помогают развивать творческое мышление занятия открытых мыслей. Назначение данных занятий — перед изобразительной деятельностью проникнуться в образ, подумать, каким он будет, почему он будет таким, какие средства художественной выразительности нужно использовать, чтобы передать данный образ и т. д. А после изображения составить небольшое эссе и приложить его к своей работе. Дети всегда с большим волнением, искренне передают свои мысли, чувства, эмоции. Занятия открытых мыслей в первую очередь направлены на формирование у младших школьников чувств со-переживания и со-творчества, а также способствуют развитию уважительного отношения к мыслям и чувствам сверстников.

Одной из форм организации занятий, проводимых за пределами школы, является занятие-экспедиция, обладающее широким спектром возможностей для формирования и развития учебно-познавательной мотивации, универсальных учебных действий, а также — знаний и умений, необходимых для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты.

В отличие от экскурсии, экспедиция представляет поездку или поход группы детей с каким-либо специальным (исследовательским, творческим т. д.) заданием. Длительность экспедиции по времени занимает не более одного дня. Помимо чисто эмоциональной стороны, экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, являясь возможностью наиболее полно применить на практике опыт эстетической деятельности.

Главной целью экспедиции является сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора и т. д. [4].

Еще одна особенность экспедиции — обязательное включение в её структуру после проделанной работы по сбору необходимого материала итоговых конференций, позволяющих формировать у младших школьников целостное представление о картине мира, связи различных сфер жизни и деятельности человека и их влиянии на его духовно-нравственное развитие, а также праздничной программы, включающей конкурсы, спортивные состязания, песни у костра и т. д.

Таким образом среди современных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками особенно актуальны занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др. Перечисленные формы организации внеурочных занятий изобразительным искусством тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, реализуются с учетом сезонных особенностей, интересов и способностей детей.

  1. Климова, Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Климова. — Екатеринбург, 1996. — 134 с.
  2. Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Текст] / Н. В. Сырова, В. Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 1 (22). — С. 5.
  3. Фадюшина, Л. П. Спектр: прогр. внеуроч. деятельности младших школьников [Текст] / Л. П. Фадюшина, Н. С. Стерхова; под ред. Н. С. Стерховой; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. — 100 с.
  4. Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования [Текст]: слов.-справ. / сост. Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, Каргап. фил., 2011. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, внеурочная деятельность, вид деятельности, занятие, ребенок, младший школьник, окружающая действительность, творческий десант, урок творчества, классная комната.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В.

Формы организации работы детского художественного творчества:

2. Совместная или коллективная творческая деятельность;

3. Творческая деятельность в самостоятельной деятельности;

4. Проектная деятельность;

Игра - основная форма работы с детьми младшего возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

«Коллективная творческая деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании детей младшего и старшего возраста, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы.

Проектная деятельность позволяет педагогам:

1. Расширять образовательные пространства, придавать ему новые формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;

2. Ориентировать детей на самостоятельную деятельность, выполняющуюся в течение определенного отрезка времени, как правило, совместно с взрослыми;

3. Побуждать ребенка в активной позиции, ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;

4. Направлять детей на решение конкретной проблемы, получения результата и его публичного предъявления;

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью создавала эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого




культурно-эстетического развития, координацию классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм

занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной сферы для выработки у них художественного восприятия и

их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получат возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

Расширяя формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей, основной акцент делается на пробуждение заложенного в сознании генофонда, на разносторонние контакты, общение, взаимоуважение людей, максимальное развитие индивидуальных особенностей, которая присутствует у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

— все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;

— все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи и школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций.

По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.

1. Звучащее слово.

2. Русская художественная вышивка.

3. Музыкальный фольклор.

4. Народная хореография.

5. Изобразительное творчество.

Программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, которые тесно взаимодействуют между собой.

Задача курса – на практических занятиях освоить основные элементы русского народного танца.

Большое внимание уделяется характеру, манере исполнения отдельных движений и танцевальных комбинаций, т.к. танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Поэтому изучение танцевального материала тесно взаимосвязано с песенным.

дополнительные предметы, например: этика общения и поведения (где знакомятся с правилами поведения на улице, в обществе, за столом и т.д.).

Главными героями становятся дети. Дети вместе с педагогами продумывают:

— художественное оформление (костюмы, бутафория, декорации, световое, шумовое оформление);

— действия и поведение персонажей (играемого им героя);

— планируют мизансцены, хореографию;

Постановка спектакля в виде сказки и обрядового действа — сложный процесс, требующий немалых умений от детей.

«На театральных занятиях возможно освоение сказки, выбранной для постановки, в форме импровизации. Качество сценической работы детей зависит от уровня овладения ими некоторыми первоначальными

Таким образом, все эти новации призваны способствовать формированию культурно-образовательной личности.

Следует заметить, что существуют и малые формы, такие как фольклорный ансамбль (вокально-хореографический ансамбль, вокально-инструментальный ансамбль), семейный ансамбль, сольное пение.

Приоритетными целями их деятельности являются активизация, пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству, содействие раннему выявлению одаренных детей в области традиционных ремесел, разных видов и жанров народного художественного творчества.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В.

Формы организации работы детского художественного творчества:

2. Совместная или коллективная творческая деятельность;

3. Творческая деятельность в самостоятельной деятельности;

4. Проектная деятельность;

Игра - основная форма работы с детьми младшего возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

«Коллективная творческая деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании детей младшего и старшего возраста, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы.

Проектная деятельность позволяет педагогам:

1. Расширять образовательные пространства, придавать ему новые формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;

2. Ориентировать детей на самостоятельную деятельность, выполняющуюся в течение определенного отрезка времени, как правило, совместно с взрослыми;

3. Побуждать ребенка в активной позиции, ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;

4. Направлять детей на решение конкретной проблемы, получения результата и его публичного предъявления;

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью создавала эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого

культурно-эстетического развития, координацию классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм

занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной сферы для выработки у них художественного восприятия и

их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получат возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

Расширяя формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей, основной акцент делается на пробуждение заложенного в сознании генофонда, на разносторонние контакты, общение, взаимоуважение людей, максимальное развитие индивидуальных особенностей, которая присутствует у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

— все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;

— все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи и школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций.

По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.

1. Звучащее слово.

2. Русская художественная вышивка.

3. Музыкальный фольклор.

4. Народная хореография.

5. Изобразительное творчество.

Программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, которые тесно взаимодействуют между собой.

Задача курса – на практических занятиях освоить основные элементы русского народного танца.

Большое внимание уделяется характеру, манере исполнения отдельных движений и танцевальных комбинаций, т.к. танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Поэтому изучение танцевального материала тесно взаимосвязано с песенным.

дополнительные предметы, например: этика общения и поведения (где знакомятся с правилами поведения на улице, в обществе, за столом и т.д.).

Главными героями становятся дети. Дети вместе с педагогами продумывают:

— художественное оформление (костюмы, бутафория, декорации, световое, шумовое оформление);

— действия и поведение персонажей (играемого им героя);

— планируют мизансцены, хореографию;

Постановка спектакля в виде сказки и обрядового действа — сложный процесс, требующий немалых умений от детей.

«На театральных занятиях возможно освоение сказки, выбранной для постановки, в форме импровизации. Качество сценической работы детей зависит от уровня овладения ими некоторыми первоначальными

Таким образом, все эти новации призваны способствовать формированию культурно-образовательной личности.

Следует заметить, что существуют и малые формы, такие как фольклорный ансамбль (вокально-хореографический ансамбль, вокально-инструментальный ансамбль), семейный ансамбль, сольное пение.

Приоритетными целями их деятельности являются активизация, пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству, содействие раннему выявлению одаренных детей в области традиционных ремесел, разных видов и жанров народного художественного творчества.

Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям возраста и специфике ведущей деятельности.

Художественные занятия с дошкольниками

Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. Отличительной чертой художественных занятий с детьми с проблемами является то, что они решают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка.

Занятия, приобщающие ребенка с проблемами к искусству, начинаются с первого года жизни. Эта форма обучения обеспечивает целенаправленное развитие ребенка с проблемами в соответствии с программой, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия, организованные педагогом, направлены на приобретение тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для общего и художественного развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения.

Читайте также: