Формы и методы деятельности органов исполнительной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Каждый вид гос. деятельности характеризуется определенными внешними проявлениям и регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви власти, так и различие в принимаемых ими актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений. Деятельность судебных органов завершается вынесением приговоров, решений, определений и т.д. Деятельность же органов исполнительной власти может выражаться как в издании подзаконных актов, так и в свершении иных управленческих действий. Эти внешневыраженные действия органа исполнительной власти или его должностного лица, совершенные в рамках своей компетенции, называются формами управления. Формы управления различаются:

- по содержанию

- по цели направленности

- по способу выражения

- по характеру вызываемых последствий.

По содержанию делятся на:

Правотворческая управленческая деятельность заключается в издании правовых норм, их изменении, отмене, т.е. в издании актов управления.

Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения конкретного вопроса.

По целенаправленности делятся на:

Внутренние формы связаны с деятельностью органа внутри самого себя. (где будет чей кабинет и т.д.)

Внешние формы связаны с выполнением органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих отношений. (привлечение гражданина к ответственности и т.д.).

По способу выражения делятся на:

- словесные (письменные либо устные)

- конклюдентные (управленческие команды выраженные не словами) (сигнал светофора, указать на дверь и т.д.).

По характеру вызываемых последствий делятся на:

Правовые формы – влекут юридические последствия.

Неправовые формы – таких последствий не влекут. (организационные действия – проведение совещаний, собраний, подбор кадров и т.д.; материально-технические действия – размножение материалов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.)

Правовые акты управления (ПАУ): понятие и юр. значение

Основной формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты управления. Можно выделить следующие качества, характеризующие юридическую природу правовых актов управления:

1) ПАУ представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путём его издания государственный орган или должностное лицо решает конкретный вопрос, возникший в процессе его деятельности.

2) ПАУ может издаваться только полномочным субъектом и в пределах его компетенций.

3) ПАУ – это одностороннее волеизъявление субъекта.

4) ПАУ содержит в себе юридически-властное предписание, обязательное для адресата.

5) ПАУ носит подзаконный характер. Т.е. он должен соответствовать конституции, законам, актам президента и актам вышестоящих органов исполнительной власти.

6) ПАУ должен быть издан с соблюдением определённых официально установленных правил и процедур.

Отличие актов управления от судебных актов заключается в том, что судебные акты издаются, как правило, в связи с нарушением правовой нормы. Акты же управления издаются не только в связи с нарушением правовой нормы, но с их помощью решается широкий круг повседневных вопросов. Судебные акты издаются на основе закона и правосознания судей. В соответствии с Конституцией судьи независимы и подчиняются только закону. Следовательно, ни один судебный акт не может быть принят вне прямых предписаний закона, на основе чьего-либо указания. Акты управления часто издаются по прямому поручению вышестоящих органов. Причем это поручение может содержать указание на то, каким должно быть решение вопроса. Судебные акты всегда являются актами применения норм права в связи с каким-либо фактом, спором, событием и т.д. Суды не устанавливают правовых норм, акты же управления могут быть как актами применения норм права, так и содержать в себе новые правовые нормы.

Виды актов управления

Основные критерием по которому классифицируют акты управления являются их юридические свойства. В соответствии с этим критерием акты управления делят на: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные акты устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. они содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата и рассчитанные на многократное применение (правила проезда в Метрополитене). Ненормативными являются факты, решающие конкретные разовые вопросы (постановление совета министров о проведения субботника). Основной разновидности ненормативных актов является индивидуальный акт . Их сущность состоит в конкретности предписаний, в адресации их персонально-определенным субъектам, в регулировании конкретных отношений и в однократности реализации.

Большое значение имеет классификация актов по органам их издающим и по наименованию. Это связано с тем, что каждый вид органов исполнительной власти вправе издавать акты только определенного наименования. Так, президент издает декреты, указы и распоряжения. Совет министров принимает постановления, премьер-министр издает распоряжения, руководители министерств и других республиканских органов управления издают приказы и постановления. Принимаемые ими другие акты – инструкции, положения, уставы, правила – утверждаются приказами или постановлениями. Местные органы исполнительной власти принимают решения, а их руководители - распоряжения. Руководители местных и исполнительных администраций издают указы и распоряжения.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Важнейшим свойством правового акта является его соответствие определенным требованиям. Требования применяются как к форме акта, так и к его юридическому содержанию и порядку принятия. Можно выделить 3 группы требований, предъявляемых к актам управления:

1) Общие требования, которым должны соответствовать все акты независимо от того, кем они изданы, по какому вопросу, каковы их юридические свойства. Эти требования:

- Акт управления должен быть издан полномочным органом и в пределах его компетенции.

- Он должен быть издан в интересах граждан и государства.

- Должен соответствовать закону.

- Должен быть издан в форме и порядке, определённом законом.

2) Дополнительные (специальные) требования, которые предъявляются лишь к некоторым актам в зависимости от их содержания и назначения. Точного перечня таких требований не существует. Некоторые акты могут быть изданы только в определённый срок (постановления о привлечении к административной ответственности – срок 2 месяца с совершения противоправного деяния), некоторые издаются лишь при наличии специального разрешения вышестоящего органа. Многие акты издаются лишь при условии предварительного согласования с другими государственными органами, некоторые требуют последующего утверждения.

3) Организационно технические требования. Суть:

- В актах управления должны быть четко определены конкретные задачи, их исполнители, названы сроки и методы решения задач.

- Акты должны создаваться своевременно.

- Акт должен быть написан четким и ясным языком.

- Должна быть соблюдена процедура подготовки и принятия акта.

Действия актов управления

ПАУ только тогда выполняют свою роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых были изданы. Действующим является акт, который вступил в силу. При этом, время вступления в силу для актов различно. Так, декреты президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не указан иной срок. Указы президента, постановления совета министров и иные нормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Исключения составляют акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан. Они вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется после включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Ненормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан иной срок.

под формой государственного управления предложили понимать внешне выраженное действие органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующего должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Большинство ученых-административистов среди форм управленческой деятельности выделяют правовые и неправовые.

1. Правовые формы влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

Профессор А.П. Коренев правовые формы управленческой деятельности классифицирует следующим образом.

По содержанию: правотворческая (выработка правовых норм - издание нормативных актов управления); правоприменительная (разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел), которая также подразделяется на регулятивную форму правоприменения и правоохранительную.

По целенаправленности: внутренние (решение оргштатных вопросов, делопроизводство, управление внутри организационной структуры); внешние (выполнение возложенных на орган задач и функций).

По способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные.

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они и в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Речь идет о любых внешне выраженных действиях соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически-властных полномочий.

Видами правовых форм государственного управления являются:

1. Издание нормативных актов управления.

Под актом управления понимается имеющее подзаконный характер одностороннее, юридически властное предписание, издаваемое в рамках имеющихся полномочий органом исполнительной власти или должностным лицом с обязательным соблюдением установленных процедур. Акт управления предназначен регулировать определенные общественные отношения или решать конкретное управленческое дело, а также определять персональное поведение адресата.

2. Издание не носящих нормативный характер (индивидуальных> актов управления.

3. Осуществление иных юридически значимых действий (выдача паспорта, загранпаспорта, получение лицензии (патента), регистрация в налоговой инспекции, регистрация по месту жительства гражданина, составление протокола т.д.).

4. Заключение административных договоров.

Административный договор - "это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного соглашения воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников"

2. Неправовые формы управленческой деятельности, которые не влекут за собой наступление юридических последствий. Видами неправовых форм государственного управления являются:

1. Проведение организационных мероприятий (непосредственно-организационные формы управленческой деятельности) - это разнообразные проявления управленческой деятельности в целях четкой и эффективной работы органов управления: сбор сотрудников и их инструктирование; совещания; оказание практической помощи; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы; разработка и внедрение в практику методических рекомендаций; подготовка и рассылка для изучения информационных писем; проведение комплексных и контрольных проверок; изучение общественного мнения и его использование в работе аппарата управления и т.д.

2. Осуществление материально-технических операций имеет вспомогательное, обслуживающее значение для всех других форм управленческой деятельности (например, подготовка информационных материалов для издания актов управления, составление различных справок, отчетов, делопроизводство, оформление документов). Посредством осуществления технических операций обслуживается сам процесс управления. Такого рода действия все в большей степени подвергаются компьютеризации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда. В процессе материально-технических операций могут готовиться юридически значимые документы (характеристика, справки с места работы или учебы и т.д.).

Формы управленческой деятельности непосредственным образом связаны с методами государственного регулирования и выражаются через них. В процессе практической деятельности исполнительной власти методам управленческой деятельности (методам управления) отводится важная роль.

Метод - это способ, прием или средство, которое применяется для успешного решения поставленной задачи.

Методы деятельности исполнительной власти представляют собой способы, применяемые в процессе осуществления управленческих функций, позволяющие применять наиболее эффективные средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Главным содержанием в сущностной характеристике методов государственного управления является их целенаправленное управляющее воздействие. В целом для методов государственного управления наиболее характерными являются следующие черты:

1. Их органическая связь с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

2. Они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

3. В них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления.

4. Они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

5. Своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).

7. В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.

8. Метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.

9. Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.

С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждения и принуждения.

Метод убеждения представляет собой воздействие на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.

Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения.

Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения: введение карантина; проверка документов; прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; проведение карантинных мероприятий, установление комендантского часа, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.

Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.

В данном случае речь идет об административном задержании, доставлении правонарушителей, о применении сотрудниками милиции физической силы, огнестрельного оружия и т. д.

различаются экономические и административные методы.

Экономические это методы косвенного воздействия на объект управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, проценты, премии, имущественные льготы, эко­номические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные (имущественные) ин­тересы. Поэтому они и именуются экономическими методами управ­ления.

К административным относятся методы прямого или внеэкономи­ческого воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов опреде­ляется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Кон­кретное содержание административно-правовых методов весьма раз­нообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих от­ношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эф­фективное решение проблем, возникающих при осуществлении госу­дарственно-управленческой деятельности.

1. Понятие и виды форм и методов осуществления исполнительной власти.

2. Правовые акты управления: понятие, виды.

3. Административно-правовые договоры.

4. Убеждение в административном праве.

5. Административное принуждение: понятие и виды.

Под формами осуществления исполнительной власти понимают способы внешнего выражения конкретных действий совершаемых работниками государственного аппарата при осуществлении функции государственного управления.

Под методом осуществления исполнительной власти понимают способы и средства, используемые органами государственной власти для достижения целей государственного управления.

Формы и методы характеризуются следующими признаками:

- они выражаются в связях между органами исполнительной власти и объектами управления;

- они используются в качестве средств реализации органами исполнительной власти своих полномочий;

- они имеют конкретных адресатов – объектов управления;

- в них выражаются государственные публичные интересы;

- выбор методов зависит от особенностей объекта управления;

- для методов характерна правовая форма их непосредственного выражения.

От своего содержания формы осуществления исполнительной власти делятся на 2 вида:

I. Административно-правовые формы – их сущность заключается в том, что они порождают конкретные юридические последствия своего применения и являются основной формой реализации исполнительной власти. Они устанавливают, изменяет или отменяют административно-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

К административно-правовым формам относят:

1. Принятие правовых актов управления. Это решения органов исполнительной власти, в которых непосредственно реализуются властные полномочия государства. Они порождают правовые последствия в виде новых дополнительных прав и обязанностей для субъектов административно-правовых отношений.

2. Заключение административно-правовых договоров. Это соглашения, заключаемые между субъектами административно-правовых отношений по реализации своих полномочий. Юридическими последствиями заключения такого договора является обязанность каждого из субъектов исполнить его. Любые исключения из этого правила прямо устанавливаются законодательством, при этом иные участники договора получают возможность требовать компенсации убытков.

3. Представление установленных законом обязательных государственных отчетов. Данная форма является одним из способов осуществления контроля и надзора для обеспечения законности в системе исполнительной власти. После представления таких отчетов государственные органы дают оценку законности и эффективности деятельности подконтрольного субъекта, и в случаях отклонений от установленных параметров могут применять меры в виде наказаний или поощрений.

4. Совершение иных юридически значимых действий. К таким действиям можно отнести: разработку программ и планов развития той или иной сферы управления, разрешение вопросов связанных с предложениями, заявлениями и жалобами участников административно-правовых отношений и некоторые другие действия.

II. Неправовые формы создают условия для полной реализации правовых форм, но они не вызывают юридических последствий.

К неправовым формам относятся:

организационные действия и материально-технические операции.

Организационные действия направлены на обеспечение проведения тех или иных мероприятий. В рамках организационных действий осуществляется сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации с разъяснением сущности действий и решений органов исполнительной власти, а также проведение собраний, конференций, митингов, демонстраций по инициативе государственных органов.

Материально-технические операции представляют собой систему действий направленных на выделение технических средств, финансовых ресурсов, а также создания иных условий для надлежащей работы государственных органов. В рамках материально-технических операций предоставляются помещения, мебель, оборудование для государственных органов, организационная и иная техника, могут выделяться специальные денежные средства.

Методы в зависимости от характера их использования делятся на:

I. Общие методы. Они используются всеми органами исполнительной власти. Общие методы бывают 2-х видов:

1. Экономические методы или методы косвенного воздействия. Характерной особенностью экономических методов является то, что они оказывают лишь опосредованное воздействие на субъектов административно-правовых отношений, т.е. они не создают для субъекта новых прав либо обязанностей. Целью применения экономических методов является создание условий для нормального функционирования субъекта административно-правовых отношений с учетом интересов личности, общества и государства. Экономические методы могут быть благоприятными или негативными.

а) Благоприятные методы оказывают стимулирующее воздействие на поведение субъекта административно-правовых отношений и создают для него дополнительные условия для реализации им своего правового статуса. Благоприятными экономическими методами являются: государственное кредитование и субсидирование, предоставление налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий инвесторам и иные способы государственной поддержки оказываемой субъектам административно-правовых отношений.

б) Негативные экономические методы ограничивают возможность совершения неправомерных действий. Такими методами являются: введение финансовых и иных экономических санкций, проведение установленной законом процедуры банкротства, а также приостановление или прекращение государственного финансирования тех или иных субъектов управления и т.д.

2. Административные методы или методы прямого воздействия. Эти методы создают непосредственно для субъекта новые права, обязанности или запреты. Как правило, применение административных методов сопровождается изданием специальных актов управления, подтверждающих властный характер применяемых методов.

II. Специальные методы. Они характерны только для отдельных отраслей исполнительной власти. Применение специальных методов регулируется в соответствии с внутриведомственными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти, и используются только в отношении субъектов непосредственно подчиненных данному органу.

Формы осуществления исполнительной власти – это внешне выраженные действия, которые совершаются исполнительными органами (должностными лицами) в процессе выполнения исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Правовые и неправовые формы имеют различия по характеру вызываемых последствий. Правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.

2. Правовые формы осуществления исполнительной власти

Правовые формы осуществления исполнительной деятельности можно классифицировать по цели использования, способу выражения и содержанию. По содержанию определяют правотворческую и правоприменительную формы осуществления исполнительной власти. Правотворческая управленческая деятельность заключается в изменении, создании, отмене, а так же усовершенствовании правовых норм, то есть издании нормативных актов.

Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления выполняется следующим образом:

  • сначала принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;
  • далее создается текст проекта;
  • проект проходит стадии предварительного обсуждения, согласования, доработки, одобрения соответствующими органами;
  • организовывается обсуждение проекта в правотворческом органе;
  • проект утверждается и его публикуют.

Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая – руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта имеет право сразу утвердить его.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

Правоприменительная деятельность включает в себя:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;
  • трактовка правовой нормы;
  • принятие индивидуального акта;
  • исполнение акта применения нормы права.

По целям использования различают внутренние (управление структурными подразделениями внутри органа, решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками) и внешние (обеспечение выполнения функций, которые возложены на орган) правовые формы управленческой деятельности.

По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (устные и письменные) и конклюдентные (использование сигналов, знаков жестов).

Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:

Формы осуществления исполнительной власти – это внешне выраженные действия, которые совершаются исполнительными органами (должностными лицами) в процессе выполнения исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Правовые и неправовые формы имеют различия по характеру вызываемых последствий. Правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.

2. Правовые формы осуществления исполнительной власти

Правовые формы осуществления исполнительной деятельности можно классифицировать по цели использования, способу выражения и содержанию. По содержанию определяют правотворческую и правоприменительную формы осуществления исполнительной власти. Правотворческая управленческая деятельность заключается в изменении, создании, отмене, а так же усовершенствовании правовых норм, то есть издании нормативных актов.

Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления выполняется следующим образом:

  • сначала принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;
  • далее создается текст проекта;
  • проект проходит стадии предварительного обсуждения, согласования, доработки, одобрения соответствующими органами;
  • организовывается обсуждение проекта в правотворческом органе;
  • проект утверждается и его публикуют.

Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая – руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта имеет право сразу утвердить его.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

Правоприменительная деятельность включает в себя:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;
  • трактовка правовой нормы;
  • принятие индивидуального акта;
  • исполнение акта применения нормы права.

По целям использования различают внутренние (управление структурными подразделениями внутри органа, решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками) и внешние (обеспечение выполнения функций, которые возложены на орган) правовые формы управленческой деятельности.

По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (устные и письменные) и конклюдентные (использование сигналов, знаков жестов).

Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:

Читайте также: