Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся старший школьный возраст

Обновлено: 05.07.2024

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Ц ель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:

· позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;

· развивать у каждого позитивный образ себя и других;

· развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы .

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

· комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

· глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

· самостоятельную деятельность ученика;

· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную. Это важно учитывать, так как учебная де­ятельность является для старшеклассника средством реализации жиз­ненных планов. Поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта за счет его расширения и дополнения. Задачей учителя профильной школы становится создание у учеников установки на самообразование и обучение рациональным приемам работы с учебным материалом, таким как:

подготовка к выступлению, презентации;

умение пользоваться справочной литературой. Современный ритм жизни требует также развития навыков

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением задачи с заранее неизвестным решением (в отли­чие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

изучение теории, посвященной данной проблематике;

формулирование гипотез в отношении возможных путей решения проблемы;

определение задач, решение которых позволит проверить сформу­лированные гипотезы;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследо­вательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является нали­чие:

заранее выработанных представлений о конечном продукте де­ятельности;

этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализа­ции проекта);

этапа реализации проекта;

этапов осмысления и рефлексии результатов деятельности. Учебные исследования. Главным смыслом исследования в сфере

Мнение скептика

Важные ограничения накладывают на тематику , характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к са­мостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и разви­тию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанным с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Тем не менее, проектная и исследовательская деятельность имеет серьезный развивающий и обучающий эффекты.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающе­гося — это:

возможность максимального раскрытия своего творческого потен­циала;

деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично результаты;

деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное приклад­ное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это

интегративное дидактическое средство р азвития, обучения и воспи­тания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические

умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности реше­ния проблемы проекта);

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, ком­пьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходи­мого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

• , выбору освоению и использованию подходящей технологии изго-

товления продукта проектирования;

• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипо­тезы, детализации и обобщению).

Развитие технологического подхода в образовании связано с необ­ходимостью получать высокие резуль таты в обучении, несмотря на особенности личности обучающего. Технология должна гарантировать качество результата при условии выполнения всех ее требований. Пси­хологическая сущность образовательных технологий определяется их направленностью на решение задач, значимых для человека, а также тем, что при их реализации происходит преобразование тех или иных качеств самого человека. При таком подходе к технологизации образо­вательного процесса можно рассчитывать на сохранение его гуманисти­ческой направленности. Образовательные технологии, представляя вид гуманитарных технологий, ориентированы на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Широкий спектр педагогических технологий помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовании, школе и вузе с учетом психических возможностей человека в тот или иной возрастной период.

Рекомендуемая литература

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1988.

Блонский П. П. Педология: Книга для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Заир-Бек С. И., Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. М., 1994.

Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школь­ника. Л., 1976.

Дополнительная

1. Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве. СПб.,

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник. М., 2002.

КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.,

Методы, способы и приемы активизации обучаемых / Сост . Ю. А. Макаров. Пенза, 1999.

Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. М., 2004.

Сарычев С. В., Логвинов И. С. Педагогическая психология. СПб.,

Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2000.

Талызина Н. Ф. Курс педагогической психологии. М., 2000.

Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.,

Вопросы для самоконтроля

Что такое технологии?

Какие технологии можно считать гуманитарными?

В чем основное отличие коммуникативных технологий?

Назовите основные характеристики критического мышления.

Почему основоположники развивающего обучения выбрали в ка­честве объекта для реализации своих концепций начальную шко лу?

Какие качества развивает в старшеклассниках применение учебной исследовательской технологии?

Задания для самостоятельной работы

Выделите и охарактеризуйте развивающие возможности современ­ных образовательных технологий.

Считаете ли вы необходимым из факта существования возрастной психологии выделять в общей теории обучения возрастную дидак­тику? Предложите 2-3 ключевых положения такой дидактики.

Как бы вы организовали развивающую среду в дошкольном обра­зовательном учреждении? Приведите примеры.

Сравните м ежду с обой р азвивающие в озможности к онцепций Л. Занкова, Д. Эльконина, В. Давыдова.

Приведите примеры учебных проектов, которые можно предложить старшеклассникам.

Сформулируйте основные положения технологии, которую можно использовать в обучении студентов.

Прочитайте одну из рекоменд уемых монографий по использо ва-нию технологического подхода в обучении:

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.,

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.,

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обучении школьников.

Ключевые слова: инновации, образование, проектная деятельность, исследование, школьники, старшие классы.

Необходимо отметить, что проекты школьников могут иметь различную направленность и быть не только исследовательскими. Проектная деятельность может осуществляться для достижения значимых социальных, культурных и иных целей. Под проектной исследовательской деятельностью в рамках данной работы будет пониматься активная, самостоятельная деятельность обучаемых, направленных на решение исследовательской задачи. Проектная исследовательская деятельность в обучении школьников в настоящее время осуществляется в нескольких основных формах:

– массовая проектная деятельность;

– конкурсная проектная деятельность.

Под массовой проектной деятельностью предлагается понимать разработку проектов на уровне образовательного учреждения. В рамках этой деятельности задача разработки и реализации проектов ставится перед всеми школьниками либо их группами. Основной задачей массовой проектной деятельности является вовлечение широкого круга детей и привитие начальных исследовательских навыков. В рамках школьных этапов у школьников появляется возможность познакомиться с методологией подготовки проекта, определить свою сферу научных интересов, сформировать собственный проект и повести его публичную защиту на уровне школы.

– агропромышленные и биотехнологии

– персонализированная и прогностическая медицина

– беспилотный транспорт и логистические системы;

– освоение Арктики и мирового океана

– нейротехнологии и природоподобные технологии

– умный город и безопасность

Работа над проектами при проведении исследований включает в себя несколько этапов. Первый этап — это постановка и анализ проблемы. Данный этап объективно представляется одним из наиболее сложных, так как школьнику трудно сформулировать актуальную научную тему, которая будет обладать большим потенциалом. На данном этапе большое значение имеет работа с наставниками. Наставником может выступать не только школьный учитель, но и преподаватель высшего учебного заведения, магистрант, аспирант и даже студент или школьник, добившийся высоких научных результатов. Представляется, что перспективным может стать и вовлечение родителей в работу над проектами. Такая работа может способствовать обмену опытом между поколениями, а также стимулировать общение детей и родителей не только на повседневные, но и на профессиональные и научные темы. Совместная проектная деятельность может стать основой формирования научных династий.

Второй этап — это научная и теоретическая проработка темы исследования. На данном этапе школьникам важно понимать, что выбранная тема часто рассматривается и другими учеными. На данном этапе целесообразно изучить научную литературу не только на русском, но и на иностранных языках. По результатам проведенного исследования должна быть сформирована реферативная часть проекта.

Третий этап — это разработка и реализация самого исследования. На данном этапе составляется план работы, выбираются методы и объекты исследования. Исследование может проводится на основании проведения наблюдений, экспериментов, включать разработку моделей, опытных образцов. Этот этап обычно вызывает наибольший интерес у школьников, так как от теоретических знаний происходит переход к практической деятельности. Наибольшая трудность заключается в том, что оборудование большинства российских школ не позволяет проводить действительно инновационные исследования. Решению этой проблемы может способствовать сотрудничество с Вузами.

Четвертый этап — это обработка результатов исследования для публичной защиты. Оптимально, если результатом проекта является и текстовый документ, описывающий результаты исследования, и презентация, в которой кратко отражаются все основные этапы и их результаты. Опыт защиты проектов российских школьников показывает, что в перспективе некоторые результаты могут быть запатентованы.

Пятый этап — публичная защита проекта. Она направлена на формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, проводить научную дискуссию. По результатам публичной защиты определяются победители, призеры, лауреаты, выдаются дипломы и грамоты. Также на этом этапе важно определить, существуют ли перспективы дальнейшей работы над проектом. Во многих методических работах данный этап выделяется в качестве последнего. Представляется, что для завершения проекта необходим еще один этап.

Шестой этап — опубликование научных результатов в виде тезисов или статей. Для учащихся старших классов этот этап позволит сформировать навыки, которые будут востребованы в дальнейшем при обучении в высших учебных заведениях. Кроме того, уже со школьного возраста будет формироваться индивидуальное портфолио.

Описание этапов проектной деятельности, изучение научной и методической литературы, а также опыт личного участия в конкурсах проектов позволили провести сравнительный анализ традиционной классно-урочной и проектной системы обучения (таблица 1).

Сравнительная характеристика классно-урочной ипроектной системы обучения

Параметры сравнения

Классно-урочная система обучения

Проектная система обучения

Формирование знаний и навыков по основным предметам

Формирование практических навыков исследовательской деятельности, закрепление и углубление знаний, полученных по школьной программе

Школьные педагоги, преподаватели вузов, научные работники, представители государственных органов и бизнеса

Знания и навыки по каждому предмету формируются и оцениваются отдельно

Проектная деятельность основывается на межпредметных связях

Учебные классы, учебные пособия, тетради, оборудование и компьютерная техника (по отдельным предметам)

Лаборатории, современное оборудование, компьютерная техника, доступ к электронным библиотекам

Время на реализацию обучения

Ограниченный срок (от нескольких недель до нескольких месяцев)

Каждый ученик отдельно

Группа участников проекта

Контрольные работы, текущие и итоговые оценки

Возможно внедрение результатов и опубликование научных статей

Таким образом, проектная деятельность имеет ряд преимуществ перед традиционной классно-урочной деятельность. Проектная деятельность способствует формированию навыков проведения исследования, работы в команде, углубляет знания, развивает мотивацию.

Несмотря на положительные эффекты, проектная деятельность имеет ряд особенностей, которые затрудняют широкое внедрение в школьное обучение. Для реализации проектов необходимо оборудование, доступ к электронным библиотекам. Кроме того, меняется роль педагога, преподаватель сам должен быть готов к проведению исследований. Как любая инновация проектная деятельность может встречать сопротивление со стороны учеников, педагогов, родителей.

Представляется, что проектная деятельность и ее значение со временем будут только возрастать, поэтому на современном этапе необходимо предпринимать согласованные шаги по развитию проектной деятельности в школах. Для достижения этой цели необходимо:

– осуществлять просветительскую деятельность об особенностях проектной деятельности;

– проводить обмен опытом между учителями, а также участниками проектов. Особенно это важно в той ситуации, когда участники проектной группы смогли достичь выдающихся научных результатов;

– стимулировать участие школьников в российских и международных конкурсах проектов;

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, этап, публичная защита, массовая проектная деятельность, проектная исследовательская деятельность, работа, школьник, высшее учебное заведение, компьютерная техника, конкурсная проектная деятельность.


Основная идея
Естественнонаучная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является метод проектов, который ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Задачи, решаемые через использование данной практики

Обучающие: дать возможность освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания.

Развивающие: развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.

Цель практики (для чего используется).

Одна из основных целей – формирование естественнонаучной грамотности и достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО. Формирование естественнонаучной грамотности во многом совпадает с задачей реализации требований ФГОС к результатам образования:

приобретение опыта применения научных методов познания;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.


Основная цель естественнонаучного образования в основной школе можно определить как формирование естественнонаучной грамотности учащихся.

Естественнонаучная грамотность – это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности.
Основные компетентности, определяющие естественнонаучную грамотность:

понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;

умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.

Каждая из этих компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, включает в себя набор конкретных умений. Наиболее эффективной, в плане развития ключевых компетенций у учащихся является проектно - исследовательская деятельность, так как она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современного мира.
В ГБОУ школе № 569 Невского района проектная деятельность осуществляется согласно Положению о проектно-исследовательской деятельности. Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся. Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию основных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

С 2018 на базе физического факультета СПбГУ в рамках сотрудничества с Ресурсным центром Научного парка по направлению физика обучающиеся нашей школы выполняли лабораторные работы в соответствие с программой школьного образования. Группы школьников (от 5 до 7 человек), которые приезжают 2 раза в триместр, получают возможность на лабораторном оборудовании современного уровня провести опыты, которые в школе провести невозможно, по причине нехватки современного лабораторного оборудования. А физика-это не просто сухие формулы, физику нужно всегда потрогать руками.

Научный парк — это еще и штат высококвалифицированных специалистов. Занятия, организованные сотрудниками способствуют развитию исследовательских навыков ребят, расширению их кругозора, поддерживают и повышают интерес к изучению естественных наук.

Следующим этапом развития исследовательской работы школы должна стать проектно-исследовательская деятельность с привлечением научных руководителей из институтов естественного профиля.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Организация исследовательской деятельности учащихся состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и заключительный. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу. Здесь необходимы мотивация к исследовательской деятельности, выбор соответствующей и интересной, близкой, увлекательной ребенку темы. Это залог хорошей работы.

Основной этап исследовательской работы включает постановку цели и задачи исследования, сбора данных, изучение и обработка литературы, фиксацию полученных данных, обсуждение, сравнение результатов работы, наблюдений, опытов, оформление результатов исследования, подготовку иллюстрированного материала, выводы и практическую значимость работы.

Заключительный этап это представление доклада перед аудиторией, обсуждение работы, предложения, советы, корректировка недочетов, само выступление в мероприятиях.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности, успешности, результативности.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Не обязательно успешное участие на улусном, региональном, республиканских уровнях, маленькой победой для начинающего исследователя будет и успешное участие с докладом по теме своего проекта в классе, школе или как докладчика на научно практической конференции в Горном университете.

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Здесь можно оценить степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли, практическое использование универсальных учебных действий, количество новой информации использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации, уровень сложности и степень владения использованными методиками, осмысление проблемы проекта и цели проекта или исследования и т.д.

Результативность проведенной работы.

Успешное участие учеников в научно-практических конференциях показывает правильность направления начатой работы, развитие исследовательской деятельности в школе, творческих, интеллектуальных, познавательных способностей учащихся. Ежегодно в нашей школе проводиться защита проектов на базе Горного университета. Научность работ оценивается компетентными преподавателями вуза.

Читайте также: