Формирование навыков работы с лексикой происходит в какой школе

Обновлено: 06.07.2024

Статья посвящена формированию иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста. В работе раскрываются особенности обучения лексической стороне иноязычной речи на раннем этапе обучения. Рассматриваются методические принципы, основные методы и приемы обучения лексике дошкольников. Авторами предлагаются примеры игр и игровых упражнений по презентации и закреплению новых лексических единиц, а также даются некоторые рекомендации по эффективной организации процесса формирования иноязычных лексических навыков в ДОУ.

Иноязычная грамотность граждан нашей страны дает возможность осваивать иноязычную культуру, а также нести и распространять родную культуру. В последнее время активно происходит снижение возрастного порога обучения иностранному языку, которому начинают обучать уже с дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность в эффективных технологиях обучения иностранному языку с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Считается, что возрастной период от 4 до 8 лет благоприятен для усвоения иностранного языка, так как дети этого возраста отличаются пластичностью природного механизма усвоения речи, обладают неплохим речевым слухом, языковой памятью, отличной способностью к имитации. Дошкольники достаточно коммуникабельны. Кроме того, дети любознательны, им присуща потребность в новых впечатлениях [1]. У них развито эмоционально-образное восприятие языка. Однако лексическое и грамматическое чутье, функционально-стилистическое восприятие языка находятся у детей дошкольного возраста в стадии формирования и развиты еще недостаточно.

Обучение дошкольников фонетическому, грамматическому, лексическому аспектам английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из возрастных особенностей детей. При этом процесс обучения лексике считается для них приоритетным. Лексика является базовым строительным материалом речи, ее содержательной стороной. Владение лексикой обеспечивает развитие речевых умений и является средством обучения другим видам речевой деятельности.

Обучение лексической стороне речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Малыши любят игры, песни, музыку, яркие краски и картинки, двигательную активность, поэтому важно все это включать в процесс обучения. При разучивании стихов и песен дети двигаются в такт словам, во время игр они проговаривают рифмовки. Основной формой обучения детей является игра. Для ребенка игра – это увлекательное взаимодействие с детьми и учителем, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры.

Обучение лексической стороне речи происходит поэтапно. К основным этапам работы над лексикой относят: ознакомление с новым лексическим материалом (работа над формой слова, над его произношением); первичное закрепление (упражнения); развитие умений и навыков использования новых лексических единиц в различных видах речевой деятельности.

Метод полного физического реагирования также считается достаточно эффективным. Дети изображают мимикой, жестами или действиями то, о чем говорят. Особенно рекомендуется использовать данный вид деятельности при работе над лексикой, связанной с глаголами движения. При помощи двигательных упражнений можно отрабатывать практически любую лексическую тему, если дошкольники уже владеют набором команд на английском языке.

Для детей дошкольного возраста характерно неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. В связи с этим занятия следует строить таким образом, чтобы виды деятельности менялись каждые 3-4 минуты. Это смена игр, упражнений, перемещение по аудитории. Для удержания внимания при выполнении лексических заданий методисты предлагают, например, такие приемы: произнести громко, затем шепотом, как кошка, как собака и так далее. Повторять, меняя положение: повторили стоя, присели на стульчики, затем встали в круг и так далее.

Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими расширению и закреплению слов и речевых образцов. Чанты (chants) – это рифмованные тексты, по звучанию похожие на рэп. Частые повторы материала облегчают запоминание. На сегодняшний день существует много обучающих сайтов с готовой подборкой видеосюжетов для детей, сопровождающихся чантами на самые разнообразные темы, которые позволяют легко и весело отрабатывать не только определенную лексику и грамматику, но и ударение, и интонацию [2].


Знать слово — это значит знать его формы, значение и употребление. Кроме того, под знанием слова традиционно понимается мгновенное его узнавание, т. е. способность вызывать слово из памяти и правильное употребление данной лексической единицы в сочетании с другими словами в ситуации.

Раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.

В методике обучения иностранного языка, а именно его лексической стороне, предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми. Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. Цель речевой лексической игры — это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами.

- стихи и песни, сопровождаемые движениями;

- игра-соревнование (дети делятся на команды и выполняют различные задания);

- игра с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот);

- настольные игры (домино, лото, рисование);

- диалоги с героями книг английских и американских авторов (в гости к ребятам приходят Винни-Пух и Мэри Поппинс, Белоснежка и 7 гномов, Маугли, Том Сойер и т. д.);

- ролевые игры и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, лексическая единица, методика обучения, лексический навык.

Похожие статьи

Роль лексических игр на среднем этапе обучения.

В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка в школе. Важным, на наш взгляд, является необходимость постановки вопроса о роли лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку.

Словесные игры на уроках английского языка как способ.

английский язык, учащийся, игра, уровень развития, словесная игра, лексический навык, навык, урок, иностранный язык, тематическая лексика.

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на.

Ключевые слова: новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения, обучение иностранному языку, игровые технологии.

Проблемами развития лексических навыков занимались такие отечественные методисты, как Л.В. Щерба, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова и.

Формирование лексических навыков на начальном этапе.

Следовательно, методика преподавания иностранного языка на начальном этапе в

[2.86]. Под лексическим навыком приято понимать синтезированный процесс выбора лексической единицы, исходя из ее значения и сочетания с другими лексическими единицами языка.

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла — основа всякой речевой

Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.

Формирование и развитие лексических навыков в процессе.

Основные термины (генерируются автоматически): лексический навык, навык, иностранный язык, восприятие слова, работа, лексическая компетенция, контекст, иностранное слово

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения иностранному языку.

Игра в обучении дошкольников иностранному языку

ребенок, ролевая игра, игра, животное, средство обучения, дошкольный возраст, дидактическая игра, иностранный язык, лексический материал, речевая деятельность.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

1. Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные формы опыта, структуры, большой объем лексического материала.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках.

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету. Ключевые слова: мотивация, ролевая игра, иностранный язык, речевая деятельность, метод, лексическая единица.

1.3. Основные этапы работы над лексическим материалом.

1.4 Упражнения как средство обучения иноязычной речи

ГЛАВА II. Кружок английской песни как средство формирования лексических навыков у младших школьников

2.1.Роль песни в формировании иноязычных речевых навыков

2.2.Принципы работы с песней на уроке иностранного языка

2.3.Применение песен в процессе обучения немецкому языку

2.1 Использование песен при формировании произносительных навыков

2.2 Использование песен при обучении лексике

Глава 1. Формирование лексических навыков

1.1 Роль и место лексики при обучении иностранному языку

Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые сочетания, клише, этикетные и речевые формулы.

Изменения в области ориентации от изучения языка как формальной системы, абстрагированной от условий и использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказались весьма плодотворными и перспективными для обучения иностранному языку вообще и лексике в частности.

Поскольку целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. [1, 287]

Н.Д. Гальскова считает, что « формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка. Из этого следует, что формальная и функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет свое языковое выражение. При этом необходимо учитывать тот факт, что между функцией и формой нет однозначного соответствия, общение для многих языков коммуникативные категории в разных языках имеют свою специфику выражения.

Филатов говорит: «Мы учим слова не только для того, чтобы знать их, а для того, чтобы используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи – не само цель, а средство обучения всем видам речевой деятельности [Филатов, 2004, с. 337]

Чтобы сформировать лексические навыки, нужно прежде всего знать, что это такое, на основе каких механизмов они функционируют.

Очевидно, что для использования какой-либо лексической единицы (ЛЕ) необходимо:

a) вспомнить ее, вызватьв памяти соответственно задачи, замыслу, что происходит, конечно, подсознательно;

б) мгновенно сочетать данную ЛЕ с предыдущей или ( и) последующей, причем сочетание это должно быть не просто правильным лингвистически, но и адекватным речевой задаче в данной ситуации;

Наличие этих операций впервые замечено Н.И. Жинкиным.

Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты.

в) Ассоциативные связи слова с кругом других слов,что физиологически объясняется категорийным поведением слова, настроенностью слуховых и речедвигательных следов одного слова на следы других слов. В речевом продукте это выражается в устойчивых и в свободных словосочетаниях.

д) Соотнесенность слова ситуацией как системой взаимоотношений собеседников.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества. [Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 162]

В упражнении всегда есть цель. Упражнение- это не беспорядочное делание, ему присуща специальная организация. Упражнение всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать. Многократность повторения действия. Каждое упражнение обладает определенными качествами. Его можно характеризовать и с психологической, и с педагогической, и с других сторон. Но методически важно,что бы каждое упражнение было использовано на своем месте, т.е. выполняло то, на что оно “способно” : формировало соответствующий навык или одно из его качеств, развивало какое-то умение, достигало какой-то промежуточной цели в этих процессах. Иными словами, Упражнение должно быть адекватным. Группы, в которых далее объединены упражнения, не представляют собой классификацию Мы просто взяли наиболее используемые типы упражнений.

1. Языковые упражнения. К ним относятся а) грамматические (“ Поставьте глаголы в соответствующем лице”, “Найдите существительные, стоящие в дательном падеже”, ” Втавьте необходимые окончания прилагательных и т.п.”); б) лексические ( “ Выделенные слова замените синонимами”, “ Вставьте подходящие по смыслу слова”, “ Сгруппируйте слова по темам” и т.п.); в) фонетические (“ Сгруппируйте слова по способу произнесения”, “ Прочтите следующий ряд слов” и т.п.)

2. Многие методисты утверждают, что эти упражнения составляют “ Фундамент устной речи”. Они видят их достоинство в том, что отдельные явления искуственно изолируются в языковые упражнения будто бы закрепляют знания значения, формы и употребления какого-либо явления.

Так ли это все на самом деле?

Языковые упражнения основаны на принципе применения знания, т.е. они предполагают постоянное обращения к правилу, которое предварительно запомнили ( Дискурсивно-логическое мышление). Обычно правило велико, и, какую его часть применить в данный момент, учащийся должен решить дополнительно. Все внимание- на способ совершения действия; цель действия, содержание высказывания теряются.

Соответствует ли это условиям формирования навыка? Нет, противоречит.

Языковые упражнения почти всегда непригодны для выполнения устно. Когда, однако, это возможно, они все же являются не “ упражнениями в устной речи”, и даже не “ устными упражнениями”, а простым проговариванием, точнее, прочитыванием материала.

Языковые упражнения неэкономичны во времени. За урок обычно можно сделать три-четыре таких упражнения. Потребности же автоматизации больше, по крайней мере, вдвое.

Языковые упражнения лишены интереса для большинства обучающихся: лингвистические манипуляции интересуют немногих. В.Г.Костомаров остроумно заметил:” В своей массе учащиеся не лингвисты от природы и не могут наслаждаться изучением парадигм, любоваться вариантами окончаний, читать словарь вместо приключенческого романа”.

1.2 Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи. Для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения, и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения.

Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;

2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

Приведем набор упражнений первой категории:

Назвать изображенные на картинке предметы.

Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).

Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.

Приведем примеры упражнений второй категории - формирование словосочетаний:

подберите из "разнообразных" слов сочетания;

постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.

При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Таким образом, можно сказать, что акцент преподавания делается не на язык как систему, а на речь.

Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:

в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать;

в письме:умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других;

в чтении: умение быстро читать про себя;

в аудировании: умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении;

в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации.

Статья посвящена формированию иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста. В работе раскрываются особенности обучения лексической стороне иноязычной речи на раннем этапе обучения. Рассматриваются методические принципы, основные методы и приемы обучения лексике дошкольников. Авторами предлагаются примеры игр и игровых упражнений по презентации и закреплению новых лексических единиц, а также даются некоторые рекомендации по эффективной организации процесса формирования иноязычных лексических навыков в ДОУ.

Иноязычная грамотность граждан нашей страны дает возможность осваивать иноязычную культуру, а также нести и распространять родную культуру. В последнее время активно происходит снижение возрастного порога обучения иностранному языку, которому начинают обучать уже с дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность в эффективных технологиях обучения иностранному языку с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Считается, что возрастной период от 4 до 8 лет благоприятен для усвоения иностранного языка, так как дети этого возраста отличаются пластичностью природного механизма усвоения речи, обладают неплохим речевым слухом, языковой памятью, отличной способностью к имитации. Дошкольники достаточно коммуникабельны. Кроме того, дети любознательны, им присуща потребность в новых впечатлениях [1]. У них развито эмоционально-образное восприятие языка. Однако лексическое и грамматическое чутье, функционально-стилистическое восприятие языка находятся у детей дошкольного возраста в стадии формирования и развиты еще недостаточно.

Обучение дошкольников фонетическому, грамматическому, лексическому аспектам английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из возрастных особенностей детей. При этом процесс обучения лексике считается для них приоритетным. Лексика является базовым строительным материалом речи, ее содержательной стороной. Владение лексикой обеспечивает развитие речевых умений и является средством обучения другим видам речевой деятельности.

Обучение лексической стороне речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Малыши любят игры, песни, музыку, яркие краски и картинки, двигательную активность, поэтому важно все это включать в процесс обучения. При разучивании стихов и песен дети двигаются в такт словам, во время игр они проговаривают рифмовки. Основной формой обучения детей является игра. Для ребенка игра – это увлекательное взаимодействие с детьми и учителем, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры.

Обучение лексической стороне речи происходит поэтапно. К основным этапам работы над лексикой относят: ознакомление с новым лексическим материалом (работа над формой слова, над его произношением); первичное закрепление (упражнения); развитие умений и навыков использования новых лексических единиц в различных видах речевой деятельности.

Метод полного физического реагирования также считается достаточно эффективным. Дети изображают мимикой, жестами или действиями то, о чем говорят. Особенно рекомендуется использовать данный вид деятельности при работе над лексикой, связанной с глаголами движения. При помощи двигательных упражнений можно отрабатывать практически любую лексическую тему, если дошкольники уже владеют набором команд на английском языке.

Для детей дошкольного возраста характерно неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. В связи с этим занятия следует строить таким образом, чтобы виды деятельности менялись каждые 3-4 минуты. Это смена игр, упражнений, перемещение по аудитории. Для удержания внимания при выполнении лексических заданий методисты предлагают, например, такие приемы: произнести громко, затем шепотом, как кошка, как собака и так далее. Повторять, меняя положение: повторили стоя, присели на стульчики, затем встали в круг и так далее.

Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими расширению и закреплению слов и речевых образцов. Чанты (chants) – это рифмованные тексты, по звучанию похожие на рэп. Частые повторы материала облегчают запоминание. На сегодняшний день существует много обучающих сайтов с готовой подборкой видеосюжетов для детей, сопровождающихся чантами на самые разнообразные темы, которые позволяют легко и весело отрабатывать не только определенную лексику и грамматику, но и ударение, и интонацию [2].

Читайте также: