Финансовые риски и способы защиты от них план урока

Обновлено: 05.07.2024

В погоне за благосостоянием человек неизбежно рискует, и порой этот риск может оказаться фатальным. Важно уметь распознавать финансовые риски и знать, как от них защититься – об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Все финансовые риски человека делятся на два типа.

    Потеря регулярного заработка, которая может быть кратко- или долгосрочной. В первом варианте человек теряет работу или с ним происходит несчастный случай, что ненадолго выбивает его из строя. Во втором варианте заработок теряется навсегда – в связи с потерей трудоспособности или выходом на пенсию.

От рисков первого типа можно защититься посредством различного страхования, охраняя этим жизнь и здоровье, а также путём накопления сбережений, чтобы долгосрочная потеря заработка не была такой ощутимой.

Для защиты от рисков второго типа лучше пользоваться такими инструментами, как акции, облигации и депозиты. От таких занятий, как спекуляции, лучше воздержаться – прибыль непредсказуема и маловероятна, она возможна только благодаря системному подходу, большому практическому опыту и мастерству трейдера. А вот инвестирование и такие его виды, как депозиты и облигации – простой, стабильный и удобный способ накапливать сбережения. Правда, стоит учитывать инфляцию: депозит хорош только в краткосрочной перспективе. Стоимость акций подвержена колебаниям, но в долгосрочной перспективе эти вложения могут превзойти инфляцию и существенно приумножиться. А вот в краткосрочной перспективе они проигрывают депозитам.

Зная, с какими финансовыми рисками сталкивается человек, можно их преодолеть. Сейчас мы коснёмся ещё нескольких рисков, представляющих наибольшую опасность, и рассмотрим их последствия.

Игромания

Это ответвление финансовых рисков второго типа. Не понимая назначения финансовых инструментов, люди начинают играть на колебаниях курса, использовать срочный рынок. Порой ради этого они даже бросают основную работу, всецело посвящая себя такой трейдинг-гэмблингу (англ. trading-gambling). Такое недальновидное поведение лишает человека не только регулярного заработка, но и в конечном итоге всех его сбережений. Чтобы не попадать в такую ситуацию, нужно использовать фондовый рынок по назначению, а не ударяться в сомнительные спекуляции и нестабильные игры.

Риск-менеджмент

Природа рисков банка, промышленного предприятия, инвестиционной компании и обычного человека очень несхожа. Однако технологии и методы риск-менеджмента, которые применяются инвестиционными компаниями и банками, пустили корни в частном трейдинге и образовали такое явление, как мани-менеджмент (англ. money-management), или ММ. Он изучает закономерности графиков цен и использует такие понятия, как тайминг (правила открытия и закрытия позиций), стоп-лоссы, тейк-профиты, шорт и лонг (и правила их использования).

ММ выглядит весьма солидно и привлекательно, однако на деле использование стратегий такого рода – огромный риск. Нужно довольно долго вникать в тонкости работы с этими инструментами, учитывать специфику рынка; вдобавок довольно многое зависит от удачи. Не рассчитывайте на сверхпроценты и сверхприбыль: даже обычной прибыли достичь не так просто, и уж точно это получится не сразу. Однако при должном умении использовать биржевые инструменты вы сможете увеличить свой доход и глубже понять механизмы функционирования торговли. Не бойтесь пробовать новое, в том числе и ММ, но при этом не теряйте голову и старательно планируйте свои действия. Успех на финансовом рынке приходит лишь к тем, кто уделяет большое внимание стратегии.

Страх временного снижения стоимости

Помимо рисков, на финансовое положение могут негативно повлиять и страхи человека, связанные со вкладыванием средств в те или иные операции. Страх и риск не одно и то же, но они очень тесно связаны: страх порождает риск. К примеру, страх посетить врача приводит к риску потерять здоровье. Страх снижения стоимости акций ведёт к риску потери покупательной способности сбережений. Однако колебания стоимости акций могут повредить вашему финансовому положению только в определённой ситуации, если вы:

в панике продаёте акции по невыгодной цене; пользуетесь акциями для увеличения сбережений в краткосрочной перспективе; используете для инвестирования несвободные средства, необходимые вам для жизни; управляете своими вложениями несообразно вашему уровню доходов и расходов, возрасту и финансовым целям.

Не стоит бояться временного снижения стоимости акций. Для начинающего инвестора это даже может быть позитивным событием: если он регулярно приобретает акции, к примеру, на 10% своих доходов, в периоды снижения стоимости акций он на ту же сумму может купить большее их количество.

Защита от финансовых рисков: как её достичь?

Несмотря на обилие финансовых рисков, защититься от них достаточно просто. Для этого нужно всего лишь соблюдать несколько общих правил. Вот что касается накопления сбережений.

    Используйте акции для накопления сбережений в долгосрочной перспективе, а депозиты – в краткосрочной. В противном случае вы не сможете сохранить хорошую покупательную способность ваших средств.

Выполнить эти условия поможет простая стратегия, которая уже давно используется многими людьми в развитых странах.

    Выберите востребованный род занятий и занимайтесь саморазвитием в профессиональном плане. Это поможет вам иметь стабильный и достойный заработок в наиболее активный жизненный период.

Как мы видим, финансовые риски не так страшны, если знать, как с ними бороться. Нужно учитывать их и не поддаваться панике, тогда вам и вашим сбережениям не будет ничего угрожать.

Получат возможность научиться: соотносить свои финансовые риски и выгоды; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Анализировать финансовую информацию из разных источников, делать выводы.

- сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, - понимать и продвигать предлагаемые идеи

Основные понятия: Финансовые риски. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний. Представление о способах сокращения финансовых потерь.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

ТСО, раздаточный материал

Этапы урока.

Технологии проведения

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности обучающихся, актуализация знаний.

3) Первичное усвоение новых знаний.

4) Первичное закрепление.

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Технология развивающего обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1 этап урока - организационный

Создаёт условия для возникнове­ния у учеников внутренней по­требности включения в учебную деятельность.

Настраиваются на учебную деятельность, организация рабочего места.

2 этап урока - мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащи­мися.

- Прочитайте то, что у вас получилось. В чем заключается смысл данных высказываний? Что их объединяет?

- Верно. Сегодня насчитывается более 220 видов рисков и более 40 различных критериев рисков. Провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно, т.к. многие риски взаимосвязаны между собой. Если рассматривать классификацию рисков по сфере деятельности, то обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.

Но о каких видах риска мы будем говорить на занятии, вы узнаете из этого ролика (Приложение 2).

- Как вы думаете, какие цели мы с вами запланируем на урок? На слайдах у вас есть подсказки - начало формулировки цели.

Просматрива­ют видеоролик (мультфильм)

Участвуют в игре (парная работа)

Обучающиеся выдвигают версию, что речь идет о финансовых рисках.

Записывают тему урока в тетрадь.

Определяют цели урока ( научимся определять финансовые риски, разделять финансовые риски по видам, понимать причины финансовых рис-ков, делать выводы о последствиях финансовых рисков)

3 этап - Первичное усвоение новых знаний

- Как вы понимаете, что такое финансовый риск?

- Запишите определение в тетрадь.

- Какие же бывают финансовые риски?

- Познакомьтесь со схемой «Виды финансовых рисков (Приложение 4). О каких из них вы уже знаете или слышали?

- На полях в учебнике вам предлагаются некоторые виды финансовых рисков. Назовите их.

- Посмотрим этот ролик. Определите, к какому виду финансового риска относится данная ситуация? (Приложение 5)

- Как вы поняли, что такое инфляция?

- Давайте выясним, почему инфляция – это финансовый риск. Послушайте историю Федора, который работает охранником в магазине.

- Какую ошибку допустил Федор? Что бы вы посоветовали ему?

- Посмотрите на эти рисунки (Приложение 6). Как вы думаете, о каком виде финансовых рисков идет речь?

- А что такое девальвация?

- Что бы вы посоветовали сделать этой семье в данной ситуации? Попробуйте разработать некий алгоритм действий для данной ситуации.

- Обратите внимание на рисунки (Приложение 7).

Как вы понимаете, что такое банкротство?

- Банкротство - это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств. Найдите в учебнике причины банкротства финансовых организаций и выпишите их в таблицу, сгруппировав по видам.

- Итак, какие причины банкротства вы можете назвать?

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде.

Обучающиеся сравнивают разные определения одного понятия, делают вывод, что финансовые риски –это не только потеря денег, записывают определение в тетрадь.

Работают со схемой

Читают текст учебника, называют виды рисков.

Определяют, что это инфляционный риск.

Определяют, что это девальвационный риск.

Рассматривают рисунки, предлагают свои ответы.

Записывают определение в тетрадь.

Читают текст, группируют причины (внешние и внутренние), выписывают их в тетрадь.

Обучающиеся высказывают свое мнение

Предлагают свои мнения (или истории о своих знакомых)

Предлагают свои ответы.

Предлагают свои ответы (н-р, девальвационные риски)

Ученик (в роли Федора) рассказывает свою историю.

Предлагают свои мнения (н-р, положить деньги в тот банк, где процент выше уровня инфляции).

Выдвигают свои предположения.

Заранее подготовленные обучающиеся инсценируют ситуацию с выбором места отдыха.

Предлагают свои ответы (н-р, 1 шаг- определить место отдыха (зона евро или зона доллара), 2 шаг – выяснить, в какой валюте выгоднее копить, 3 шаг – открыть валютный счет в банке и пополнять его, и т.п.)

Контроль в форме сличения с заданным эталоном

4 этап - Первичное закрепление

- Предлагаю вам объединиться в группы по 4-5 человек, объединить свои бонусы и решить одну задачу. Но для этого вы должны ее купить за общие бонусы. Перед вами 2 шкатулки. Одна – новая, красивая, но задача, лежащая в ней, стоит дорого – стартовая цена 10 бонусов. Если задача будет решена неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если же правильно, то вы получите еще 10 бонусов. Вторая шкатулка – старая, не такая красивая, но задача решается легко, и стоит всего 5 бонусов. Если задача будет решена неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если же правильно, то вы получите еще 5 бонусов. Я даю вам немного времени, чтобы обсудить, какую шкатулку вы выбираете, и выбранный вами финансист огласит ваше решение, заплатит за задачу и можете приступать к работе (Приложение 8).

- Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали) при решении задачи? Почему? Как они были преодолены?

Отвечают на вопросы.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

5 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Посмотрите на экран (Приложение 9). Как вы думаете, какова будет тема нашего следующего урока? Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

А теперь задание на следующий урок. Вы сегодня делились на группы, поэтому каждая из данных групп получает задание. Ваша задача: выбрать руководителя работы, который распределит ваши обязанности по выполнению задания (раздает карточки с заданием:

Предполагают, что тема урока будет связана с финансовыми пирамидами.

Группы выбирают руководителя, получают карточки с заданием.

Прогнозируют и планируют свою деятельность

6 этап - Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Оправдались ли ваши ожидания от урока? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

Итак, самые распространенные риски:

  • Риск потери дохода — всего или его части
    Потеря работы или снижение зарплаты — соответственно, полное или частичное лишение дохода — к сожалению, могут произойти с большой вероятностью.
  • Риск потери трудоспособности
    Никто не застрахован от болезней и несчастных случаев, а мы с вами сейчас вообще живем в период пандемии. Это может привести к непредвиденным тратам на лечение. А также повлечь потерю основного источника дохода.
  • Риск потери имущества и сбережений
    Это может быть потеря материальных активов или накоплений в результате мошенничества, несчастного случая, да просто вашей ошибки. Сюда же можно отнести обесценивание средств в случае экономического кризиса.

Есть несколько способов сделать так, чтобы негативные происшествия не подорвали ваше финансовое благополучие и не привели к снижению уровня жизни.

1. Создание резервов

Заранее начинайте формировать неприкосновенный запас, вашу подушку безопасности. Это самый действенный способ обезопасить себя от финансовых трудностей в случае непредвиденных потерь и трат. В идеале такой резерв должен быть равен примерно пяти зарплатам. В этом вам поможет финансовое планирование, о котором мы уже рассказывали.

Финансовый план. Зачем он нужен и как его составить?

2. Диверсификация вложений

Чтобы накопления не пропали и не обесценились, храните деньги в разных местах и в разных валютах. Например, в одном банке лучше хранить не более 1,4 млн рублей — это сумма, которую вам гарантированно вернут, если у банка отзовут лицензию. А хранение средств в разных валютах позволит выиграть на резких курсовых изменениях.

3. Диверсификация доходов

Постарайтесь обезопасить себя от потери единственного источника дохода. Можно создать дополнительные возможности для заработка — например, на вашем хобби. Или найти пассивные источники дохода. Так в случае потери трудоспособности вы не останетесь без средств к существованию.

4. Страхование

Не пренебрегайте страхованием жизни и крупного имущества, особенно такого, которое приносит вам доход. Лучше регулярно тратить небольшую фиксированную сумму, чем оказаться перед фактом непредвиденных крупных трат или вовсе погрязнуть в долгах.

5. Соблюдение правил финансовой безопасности

Никогда не теряйте бдительности и соблюдайте десять простых правил финансовой безопасности, о которых мы уже рассказывали. Особенно это важно в период кризиса, когда можно встретить много недобросовестных предложений.

10 простых правил финансовой безопасности

Мы собрали 10 простых правил, соблюдая которые можно обезопасить свои деньги от злоумышленников.

Все это хорошо, скажете вы, но что делать, если кризис уже наступил, а никакой защиты у меня предусмотрено не было? Сейчас государство оказывает поддержку гражданам, пострадавшим от экономических проблем, связанных с распространением коронавируса. Мер поддержки достаточно много — от пособий и оплаты больничных до кредитных каникул.


Ключевые слова: риски, финансовая грамотность.

Общая характеристика занятия

Вид деятельности учащихся: урочное занятие.

Форма проведения занятия: урок-практикум с использованием игровых технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия — способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций:

1) анализировать и оценивать финансовые риски;

2) реально оценивать свои финансовые возможности.

Образовательные:

сформировать знания по следующим вопросам:

– чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;

– какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро;

– каковы негативные последствия экономических кризисов;

– как вести себя, когда настанет экономический кризис;

– каковы основные способы сокращения финансовых рисков.

Развивающие:

– навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

– ответственное отношение к своей семье на основе понимания наличия финансовых рисков в современной экономике.

– воспитывать разумное отношение к деньгам;

– воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и их планирование [2].

Планируемые результаты обучения:

Базовые понятия и знания: финансовые риски, виды финансовых рисков, инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое мошенничество, представление о способах сокращения финансовых потерь.

Предметные:

– знание видов финансовых рисков;

– представление о способах сокращения финансовых рисков;

– осознание опасности участия в различных финансовых пирамидах;

– формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

– освоение социальных норм и правил поведения в финансовой сфере и формирование осознанного отношения при взаимодействии с финансовыми институтами;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

– умение анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

– умение самостоятельно определять и оценивать различные способы решения финансовых проблем;

– умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

– умение устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

– умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки [1].

Техническое, дидактическое, учебно-методическое обеспечение занятия:

Дидактические материалы

Читайте также: