Как жили казаки в 17 веке кратко

Обновлено: 03.07.2024

На сегодняшний день донские казаки – это самое многочисленное и первое по старшинству войско из всех казачьих войск на территории Российской Федерации. На первых порах казаки в основном разбойничали, нападали на речные и морские персидские и турецкие караваны. Позднее они подписали договор с царем о защите южных рубежей России, верой и правдой служили Отечеству 1 . Раскопки на территории островов Поречный и Гостевой показали, что в старину казаки жили закрытыми мужскими поселениями, в землянках, без мягких перин и белых простыней, одевались скромно и просто.

При внешней простоте и скудости запасов, казаки поражали окружающих своим богатством: преданностью воинскому братству, законам равенства и справедливости, удивительным гостеприимством, готовностью поделиться с первым встречным, даже с чужаком по крови и вере.

Казачье звание обязывало каждого из них с двойной ответственностью подходить к формированию характера, укрощать свои недостойные желания, не пускать наружу эмоции, лишние слова, постоянно думать о главном и не растрачивать свою силу попусту. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.



Жизнь, полная опасностей, сформировала у казаков сильный характер, личную неуст- рашимость и выносливость, вырабатывала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество

Казаки, и мужчины и женщины, отлично владели холодным и огнестрельным оружием. Нередко женщина-казачка, выйдя на казачий круг, отрезала свои косы и становилась воином, наравне с мужчинами участвовала во всех походах и войнах. Такие воины легко ходили в разведку, приносили ценные сведения о силах врага, не подозревавшего о наличии казака-лазутчика в своем стане.

Жизнь, полная опасностей, сформировала у казаков сильный характер, личную неустрашимость и выносливость, вырабатывала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество.

В центре станицы находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. Одно из строений было станичным куренём, где находилось станичное правление – орган исполнительной власти населённых пунктов Войска Донского. У донского казачества было административно-территориальное деление: хутор, станица, округ, войско. По свидетельству адмирала К.Крюйса. городки делились на две части: имевшие зимние жилища (отапливаемые) и летние. Многие исследователи утверждают, что после пятилетнего пребывания в Азове (1637-1642 г.г) донские казаки приступили к широкомасштабному строительству городов с каменными домами. Число каменных и домов на каменном цоколе в пределах одного укреплённого города выросло к концу 17 века от 200 куреней, что соответствовало числу жителей (от 100 по росписи 16 века) до 300, на Донце почти 400 в конце 17-го века.

Военные занятия донских казаков требовали и знаний, и смекалки, и практических навыков. Они были искусны в добывании селитры для взрывчатки, умели точно рассчитывать выход подкопа. В морских походах приходилось ориентироваться по звёздам.

Обучали письму и грамоте донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и свои светские учителя. Центрами распространения книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своём, на Дону были рукописными.

К концу XVII века территория Донского казачьего войска простиралась от устья Хопра до устья Аксая и даже начинала вклиниваться в пределы Екатеринославских, Воронежских и Саратовских земель. На Дону уже существовало более 50 казачьих городков, число которых продолжало расти. Появились мазанки, деревянные дома, церкви и другие строения.



Казачье вооружение и снаряжение также изменилось – те- перь в ходу были персидская сабля или черкесская шашка, булатный кинжал, русская пи- щаль, турецкое ружье или вос- точный пистоль, обязательной частью снаряжения стали шебалташ – кожаный ремень с пряжкой, на котором висели большой рог для пороха, стальное огниво с отверткой и са- фьяновый гаман для пуль

Быт донского казачества постепенно менялся. Уже почти не осталось холостых казаков, шло расслоение на богатых и бедных. Одежда казаков стала более разнообразной. По праздникам они надевали яркие русские шелковые кафтаны и суконные зипуны, дорогие пестрые турецкие и татарские халаты, однотонные, обшитые тесьмой кавказские полукафтаны – бешметы и калмыцкие по- лукафтаны – ахалуки, широкие разноцветные шаровары; на серебряных или золотых турецких кушаках висели булатные ножи с черенками из рыбьей кости в черных нож- нах, оправленных серебром, на голову надевали высокие меховые шапки с цветным верхом, ноги обували в кожаные сапоги с высокими голенищами разной длины, выделки и отделки. Казачье вооружение и снаряжение также изменилось – теперь в ходу были персидская сабля или черкесская ша- шка, булатный кинжал, русская пищаль, ту- рецкое ружье или восточный пистоль, обязательной частью снаряжения стали шебалташ – кожаный ремень с пряжкой, на котором висели большой рог для пороха, стальное огниво с отверткой и сафьяновый гаман для пуль. Дух войны господствовал во всем, и обычаи предков соблюдались неукоснительно. Попытки отдельных семейных ка- заков перейти к мирным занятиям решительно пресекались, войско даже постановило: если кто станет пахать землю и сеять хлеб – того бить до смерти и грабить.

Официально донские казаки стали нести службу с 1584 года, получая жалование от государя деньгами, серебряной посудой и в виде припасов: хлеба, пороха, селитры, свинца и сукна.

Казаки в старину имели несколько наборов оружия: рабочее и парадное. Парадное добывали в бою у врага, держали в специальном лазе в землянке. Казаки не брезговали оружием врага, но предпочитали сабле шашку (имеет закругленное окончание). Казаки Дона били врага боевыми топориками, кистенем, шестопером, поясным и подсайдашным ножами. В 15 веке у казаков появилось огнестрельное оружие — самопалы. На вооружении донских казаков с ХV по ХVII вв. были: ручная кулеврина (ручница), ручная пищаль с боковой полкой, русский фитильный мушкет, багинет, бердыш-ружье, казачий колесцовый пистолет 1610 г. итальянского образца. При Петре Первом — фузеи, а с 1871 г. – знаменитая берданка, с 1891 г. в казачьих войсках появилась трехлинейная винтовка Мосина (укороченная, казачьего образца). В 1738 году на вооружении казаков впервые появились пики и дротики. Страшным оружием в руках умелого казака могла стать обычная нагайка.

Дух донских казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определённой поддержке и внимании. А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание.

Определённым опытом врачевания, основанным на наблюдении природы, растений, обладало большинство донских казаков. Знания о лечебных свойствах огня, пепла, воды, росы, трав и прочего передавались из поколения в поколение. До появления на Дону первых лекарей (1672 г.) эту роль выполняли знахари из среды грамотных местных жителей и монахов. Казачьи знахари сопровождали лечение заговорами: смерть, ранения, болезни стремились предотвратить оберегами.

промыслы и занятия 4

Для всех донских казаков коневодство было основным направлением хозяйственной деятельности. Каждая станица содержала конский табун. Коней разводили для себя и на продажу. Этот промысел высоко ценился на Донской земле. Донские породы лошадей известны резвостью и легкостью в беге. Помимо донских казаков официальными поставщиками лошадей для российской кавалерии были терские, сибирские, черноморские и забайкальские казаки.

Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали рыбой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана. Известные казачьи фамилии держали свои рыбоспетные заводы.

Третьим донским промыслом было виноградарство и виноделие. Каждая семья имела в своем саду до 400 кустов винограда и в среднем ежегодно собирала до трех пудов ягод. Многие казачьи атаманы имели в личном пользовании до 8 виноградников. Донские вина (цимлянское, раздорское) высоко ценились в Москве и Петербурге.



Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали ры- бой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана

Дон всегда был славен огородничеством и садоводством. Донская бахча поставляла на российский рынок сладкую тыкву, арбузы и дыни. Арбузное варенье (нардек) и повидло из тыквы — традиционное лакомство на Донской земле. В 1840 году донские казаки познако мились с картофелем. Вскоре на Дону появляются заводы по производству крахмала и спирта. Донские казаки бесплатно поставляли на императорский стол рыбу и икру, ягоды и фрукты, виноград и вино. И в XXI веке казаки не утратили своего умения сохранять свежесть виноградной грозди до нового сбора. Занимались донские казаки и пчеловодством. Донские меды: липовый, из боярышника, разнотравье и майский — сохраняли здоровье казака круглый год. Славен Дон и изготовлением плетеной мебели, ваз и посуды из камыша, бересты и ивового прута. лозы. Этот казачий промысел имеет более чем семи вековую историю. Казачки издавна занимались бисероплетением. Особо использовались вышитые полоски для украшения головных уборов, одежды и мебели.

Возле другого рундука на богатом персидском ковре располагались для душевной беседы жены донских старшин. Пленные татарки и турчанки (ясырки), жившие в казачьих семьях на правах младших членов, родственников, прислуживали старшинским женам, разливая в серебряные чары сладкий мед и с поклоном подавая его. Казачки степенно, без торопливости, вкушали мед, хвалили дедовскую старину и, слегка захмелев, пели душевные песни о подвигах своих дедов, отцов и мужей.

Молодые казачки в праздничных одеждах гуляли отдельно. Щелкая жаренные арбузные и тыквенные семечки, они собирались своими компаниями себя показать и других посмотреть. Подражая старшим, девушки душевно пели псалмы и веселые песни. Если мимо молодежи проходил казак в летах, то за несколько метров до него малолетки почтительно вскакивали и кланялись ему. Сесть они могли только тогда, когда казак откланялся от них на почтительное расстояние. Это не притворное уважение к старшим воспитывалось в казачьих семьях с детства. Если малолеток выказывал неуважение к старшему, то тот мог приструнить мальца увесистой оплеухой, что с одобрением встречалось всеми, в том числе и родителями неучтивого казачонка.

Женщины-казачки должны были с почтением относится к мужчинам, уступать им во многих бытовых ситуациях. Если, например, на узком мостике, каких множество имелось в Черкасске, встречались женщина и мужчина-казак, то слабая половина в любом случаи должна была уступить казаку место, даже если при этом ей приходилось спрыгивать с моста.

Компании мальчишек и юношей выходили на игрища за город, к палисаду и крепостным стенам. Здесь ставилась самодельная цель, и казачата, одни с луками, другие с ружьями, соревновались в меткости стрельбы. Наиболее натренированные могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, поставленную на ребро. После стрельб обычно устраивали потешные бои.

Свободное время казаки любили проводить в так называемых станичных избах, которых в Черкасске в это время насчитывалось девять, и стояли они на берегу Дона не далеко друг от друга. Казаки из двух-трех станичных изб на одинаковом расстояние от каждого стаяли на воде деревянный поплавок с мишенью. По условному знаку специально выбранного распорядителя-судьи начиналась стрельба по этой цели. Победители одерживали казаки того станичного куреня, которым удавалось потопить цель. Проигравшие угощали победителей тройным касильчатым медом и пили сами за здоровье победителей.

Компании стариков любили собираться на Преображенском кладбище, где были похоронены многие выдающиеся донцы. Среди славных могил в неторопливой беседе опорожнялись ендовы крепкого меда, и поминальная богатырская песня тихо и мерно лилась среди кладбищенской тишины.

С особым весельем праздновали донцы масленицу. Целую неделю от мало до велико веселился Черкасск и донские станицы. Кроме шумных застолий, по всему Дону устраивались грандиозные скачки, состязание в стрельбе Долго и тщательно готовилась к этому празднику казачья молодежь, не досыпая, но холя верного друга-коня для предстоящих скачек и готовя оружие для состязаний.



Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту пору Дон. Сотни казаков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула

Лишь только наступал первый день масленицы, вооруженные наездники собирались заранее в назначенном месте. Всякий старался блеснуть своим скакуном, сбруей и оружием. На открытом месте, в поле, уже стояла заранее приготовленная мишень из камыша. На расстояние триста-четыреста метров суетливо кучковались казаки, желавшие вступить в состязание. Первым открывал игрище опытный в боевом ремесле казак. На полном скаку, бросив поводья у самой мишени, он выстрелом из оружия ловко поджигал камыш. Следом стремглав летел молодой казак. На всем скаку, умело соскочив с лошади, держась одной рукой за гриву скакуна, другой он выхватывал из-за пояса пистолет и метким выстрелом поражал цель. Еще мгновение – и изумленные зрители уже видели казака на лошади целым и невредимым. А следом уже скакали другие казаки, перемахивая на конях через огонь. Гвоздем состязаний были скачки, победителей которые получали весовые награды, становясь героями дня. Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту по- ру Дон. Сотни казаков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула. Вот группа удачливых охотников подняла в кустарнике свирепого вида вепря-кабана. Ссекая клыками камыши, кабан вырывается из зарослей, зло посверкивая маленькими глазками. Пораженный несколькими меткими выстрелами, оставляя за собой кровавый след, разъяренный секач бросался в отчаянной ярости на охотников. Казаки, привыкшие подобным поворотам событий, ловко расступались и добивали кабана пиками. В другом месте группа всадников стремительно преследовала матерого волка, который, подняв дыбом шерсть и поминутно оглядываясь, пытался уйти от неутомимых охотников. Однако казаки нагоняли серого разбойника и длинными плетками, в концах которых был зашит свинец, убивали хищника. Таким же манером охотились на зайцев, лис, а быстроногих коз ловили с помощью арканов.

После охоты и скачек, состязаний в стрельбе донцы садились за праздничные столы. Ели в ту пору вкусно и обильно. Сначала подавали круглики – пироги с рубленным мясом и перепелками. Затем поочередно следовали восемьдесят блюд: студень, сек – разварная филейная говядина, лизни (языки), приправленные солеными огурцами; блюда из поросенка, гуся, индейки, подаваемые на красочных подносах. Затем подавались внушительные части дикой свиньи в разваре, следом шел лебедь, соленый журавль и другие закуски.

По казачьим обычаям, чтобы не обидеть хозяина, каждый из гостей должен был непременно отведать каждого блюда. Перед каждым новым блюдом следовал тост. Первый тост провозглашал хозяин, потом пили за здоровья атамана, всех гостей и родственников.

Главной частью женской одежды бал кубилек, сшитый из порчи и имевший форму татарского кафтана. Он спускался ниже колен, но высоко от пят. Кубилеки застегивались на груди рядом серебряных с позолотой пуговиц. Имелся еще один ряд пуговиц, гораздо больших по величине, золотых или низанных из жемчуга. Под кубилеком были рубаха и шаровары, доходившие до самых туфель, сшитых из сафьяна. Казачки подпоясывались поясами, украшенными камнями и драгоценными металлами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

Донские казаки.

Демократия по-казачьи

Донское казачье войско считается самым многочисленным казачьим объединением в Российской империи. С момента получения Царской грамоты от Ивана Грозного в 1570 году донские казаки стали первыми по старшинству среди всех казачьих войск. С этого времени они наряду с царской армией участвовали во всех крупных сражениях.

Правильно держаться в седле – дело чести даже для 5-летнего ребенка./Фото: static.biblioclub.ru

До подавления Булавинского восстания в 1708 году, когда территорию вольных казаков включили в состав Российской империи, это был абсолютно независимый от политики внешнего мира народ. Но, находясь после распада Золотой Орды в окружении воинственно настроенных крымских татар, нагайцев, калмыков, донские казаки вынужденно пребывали в постоянной боевой готовности. Такая напряженность требовала высокой ответственности и четко работающей системы внутреннего подчинения.

Сергей Васильковский. В казачьей деревне.

Жизненный уклад донского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных городков. Этот демократичный подход к выдвижению лидеров резко отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена. Даже после отмены Петром 1 выборности казачьих атаманов и введении обязательной службы в царской армии донские казаки настойчиво отстаивали свои свободы перед имперскими властями, добиваясь частичного сохранения своих привилегий. Донское казачество освобождалось от налоговой повинности, а также имело право беспошлинной торговли на войсковых территориях.

Порядки в казачьей семье

В 16-17 веках все самое важное в жизни донских казаков решалось на Кругу. Мужчина, давший слово на всеобщем собрании, обязан был сдержать свое обещание. Со временем Круг начал давать одобрение брачным союзам. Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания, и с народного согласия рождалась новая семья.

Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты. Насильно казаков не женили. Молодой приходил с отцом к приглянувшейся казачке, и дальнейший ход событий зависел от невесты. Она могла одобрить сватовство или же дать понять, что свадьбы не будет. В случае неудачного замужества жена имела право добиваться поддержки казачьего Круга в разводе, чего не знали традиционные русские семьи.

Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Он считался носителем традиций и семейной памяти. Неуважение к старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми.

Воспитание настоящего казака

В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.

Уважение к старшим было у донских казаков в крови./Фото: i.pinimg.com

Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.

Семья донских казаков, 1875 год./Фото: old.togdazine.ru

Казак перед военных походом.

Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени.

Какими были донские женщины

Донские казачки. XIX век. Фото Ивана Болдырева.

В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.

Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.

Женская половина казачьей семьи./Фото: ribalych.ru


Как жило казачество на Кубани.
Казачество - это большая страница в истории России. Когда и как появились казаки не известно. Одно из переводов слова казак означает вольный военный человек. Это больше всего характеризует казачество. Казаки прославились во время военных действий на защите рубежей Родины. Долгое время это были вольные общины, объединяющиеся по месту проживания, имеющие свой устав. Главенствующим лицом был атаман, выбранный на общем сходе. Общины входили в общее казацкое войско. Идеалами казаков были свобода, равенство, братство. Казачество являлось самостоятельным, независимым образованием. Взаимоотношение с государством осуществлялось посредством определенных указов. Но в конце XVIII начало XIX веков казачье войско переходит в подчинение военного Министерства и теряет свою свободу и независимость.

Язык у казаков был русский, вероисповедание – православие. Им выделялась земля для пользования. Казацкие хутора на Кубани располагались вдоль рек. Военная служба совмещалась с земледелием, животноводством, рыболовством. Для проживания строились турлучные, глинобитные дома. Обычно жили большими семьями, куда входило несколько поколений. В казацкой семье по обыкновению было много детей (до семи, восьми человек). Во дворе имелись всякие хозяйственные постройки, такие как закрома, сенник, сарай. В них содержалось много разнообразного домашнего скота, хранились запасы кормов. Казаки имели лошадей, коров, коз, овец, свиней, много разнообразной птицы. В полях обрабатывались большие наделы земли. Земля была своя или бралась в аренду. Сажали пшеницу, рожь, ячмень, лен. В хуторах, станицах обязательно была церковь, мельница, кузница. Казаки много работали, были организованными, хорошими мастеровыми. Пахотные угодья возделывались вручную. Пахали, сеяли с помощью быков, собирали урожай серпами. Перед коллективизацией стали появляться немецкие молотилки. В общей массе жили зажиточно. Закрома ломились от урожая. Было и мясо, и молоко, и хлеб. Сады изобиловали фруктами. Причем они ничем не обрабатывались. Вредителей не было, экология процветала. Хорошо работали и очень хорошо питались разнообразной качественной пищей. В обязательном порядке посещали церковь, соблюдали обряды, соблюдали посты. Правда, спать приходилось мало. На это не оставалось времени. К труду привлекались даже малые дети. Они могли присматривать за младшими братьями, сестрами, пасти скот. Быт был устроен скромно. В доме находилась русская печь, где на теплой лежанке спали маленькие дети и старики. Большой обеденный стол с лавками собирал всю семью. Ели из одной посуды, быстро работая ложками, чтобы успеть наесться. Хаты белились, полы мазались глиной. На окнах висели домотканные занавески. Одежду женщины изготавливали сами из шерсти и льна. На ручных прялках ткали и пряли холсты, возделывали шкуры животных. Обувщики шили красивую, натуральную обувь. Правда детям она часто не доставалась, или были одни сапоги для двоих. В школе учились не в обязательном порядке и не все. У некоторых не было желания, у некоторых возможности.

Жили казаки в основном зажиточно (по тем временам), кроме лентяев и пьяниц, составляющих небольшую прослойку в казачьей общине. Работящий, крепкий, любящий свою семью, свою Родину народ был незаменим и в бою. Казаки прекрасно владели боевым искусством. Были удивительными наездниками, и в сабельном бою не было им равных.

Такая жизнь продолжалась, пока на Кубани не случилась насильственная коллективизация. Положительная роль коллективизации была спорной. Задача, поставленная Сталиным, на местах выполнялась с перегибами. Много семей погибло (было заморено голодом). Многих сослали в Сибирь на необжитые места. Это отдельная кровавая страница истории.
Весь рассказ записан со слов старожил того времени. Их уже никого не осталось в живых. Но мы должны знать и помнить свое прошлое.

Донские казаки — это казаки, поселившиеся вдоль среднего и нижнего Дона. Исторически, они были расположены в пределах того, что было Донским казачьим войском, который был или независимой или автономной демократической республикой в настоящее время на юге России и в Донбасском регионе Украины, от Конец XVI века до 1918 года.

С 1992 года указом Президента Российской Федерации казачество было зачислено в специальный реестр. Ряд казачьих общин воссоздан для развития казацких культурных традиций, в том числе и у донского казачьего войска.

Донские казаки имели богатую военную традицию, играя важную роль в историческом развитии Российской империи и участвуя в большинстве ее крупных войн.


Этимология и происхождение

Точное происхождение казаков неизвестно. По современным представлениям, донские казаки являются потомками славян, пришедших из Приднепровья, Новгородской Республики и Рязанского княжества, и готами — аланами, выходцами из западной части Северного Кавказа.

Ранняя история

Первыми христианами, обосновавшимися на территориях вокруг Дона, были племена ясси и косоги. После падения Золотой Орды в 1480 году, больше русских колонистов начали экспансию на эту землю из Новгородской республики после битвы при Шелоне и из соседнего Рязанского княжества. До конца XVI века донские казаки населяли независимые свободные территории.

15-17 вв.

16-ый век

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.


17ый век

Во время польско-московской войны (1605–1818 гг.) Польско-литовский дворянин Александр Юзеф Лисовский основал конно-наемную группу (названную Лисовцицами после его смерти) из различных преступников, отчасти донских казаков. Эта группа служила под польской короной; после войны с москвичами Лисовцицы участвовали в Молдавских войнах Магнатов (битва при Гуменне 23 ноября 1619 г.) в Верхней Венгрии (ныне восточная Словакия), позже они разграбили Силезию и Моравию как союзников Габсбургских армий в Богемском восстании — сначала фаза Тридцатилетней войны.

Эта фаза завершилась битвой на Белой Горе 8 ноября 1620 года (недалеко от Праги, столицы Чешской короны, ныне Чешской Республики), куда лисовцы отправили Иоганна Церклаеса, графа Тилли против венгерской кавалерии. Они победили, взяв двадцать стандартов. После битвы они терроризировали деревенских жителей вокруг Праги и других городов , поэтому им оперативно заплатили и освободили от службы 7 мая 1621 года. Некоторые вернулись в Польшу, другие служили под руководством Габсбурга Максимилиана I, курфюрста Баварии.

При Петре I и последующих правителях донские казаки участвовали в многочисленных военных кампаниях, в результате которых Российская империя расширилась от Черного до Балтийского моря. В течение многих лет казаки вели войну против османов и Крымского ханства. Осада Азова в 1641 году была одним из ключевых событий в истории донского казачества. После тотального взятия Свободных территорий донских казаков под контроль московитов, история донских казаков полностью переплетается с историей остальной России.

В обмен на защиту южных границ средневековой Руси донским казакам была предоставлена привилегия не платить налоги, и власть царя на казачьих землях была не такой абсолютной, как в других частях России.

В этот период трое из самых известных повстанцев России, Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев, были донскими казаками.

После 1786 года территория донских казаков была официально названа землями Дона Войско и в 1870 году была переименована в Донскую Войско (русская: Областная Войска Донского) (в настоящее время входит в состав Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации). в составе Луганской области Украины).

В 1805 году столица донского казачества была перенесена из Черкасска в Новочеркасск (Новый Черкасск).


В общей переписи 1884 года численность мужского населения донских казаков составляла 425 000 человек. Донские казаки были крупнейшими из десяти существовавших тогда казаков, обеспечивая более трети всего казачьего состава, доступного для военной службы.

20 век

Первая Мировая Война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.

Февраль 1917 г. Революция

Большевистское преследование


Донские казаки во Второй мировой войне

20 апреля 1936 г. прежний запрет на казачество в Красной Армии был отменен. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в донских казаков. К 1939 году ряд этих полков был выпущен в традиционной казацкой форме в церемониальных и полевых версиях.

Одежда донских казаков включала широкие красные полосы на темно-синих бриджах, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и у других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако Донская казачья конница еще существовала в 1945 году и участвовала в Параде Победы в Москве.

Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую большую единицу казачества в составе немецкой армии — казачий кавалерийский корпус XV СС. Большую часть казаков составляли бывшие граждане России, которые решили воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС вошли 1-я казачья дивизия и 2-я казачья дивизия.

21-й век

Современные донские казаки

Сегодня российское государство совсем другое. С 1917 по 1941 год более половины населения донских казаков были убиты или депортированы. Наследники депортированных во время советского террора не могут вернуться на родину. Это потому, что закон о реституции не признает их жертвами коммунизма.

Проправительственный Хост разделен на две разные организации. Донские казаки были возрождены в начале 1990-х годов и были официально признаны Правительством Российской Федерации в 1997 году.

Флаг донских казаков

Процент депопуляции во время советского голода 1932-33 гг. Раньше донские казачьи земли находятся справа.

Флаг донских казаков 3: 4 был открыт во время собрания донских казаков в Новочеркасске, Республика Дон, 4 мая 1918 года под предводительством атамана Петра Краснова. Флаг имеет три цвета: синий, желтый и красный. Флаг похож на флаг Украинского государства, созданного также в 1918 году, который Донская республика граничит с западом.

Герб Донских казаков был известен с 17 века. Он был принят как символ Донской республики 15 сентября 1918 года.

Образ

До 1914 года отличительный цвет Донского казачьего войска был красным: его носили на кепках и широких брючных полосках темно-синей формы свободного покроя, характерного для степных казаков. Высокие шляпы из овечьей шкуры носили иногда с красными верхами из ткани. Бретельки были того же темно-синего цвета, что и кафтан (пальто). Вместо шпор был использован кнут. До 1908 года отдельные казаки из всех Хозяев должны были предоставить собственную форму (вместе с лошадьми и упряжью). Однако размер и относительный достаток донского казачьего войска позволили создать фабрики по производству одежды, находящиеся в коммунальной собственности.

Хаки полевая туника была принята в 1908 году, заменив темно-синие пальто или белые (летние) блузки, которые раньше носили для обычных обязанностей. Однако синие штаны для верховой езды с широкими красными полосами, давно характерные для донского войска, продолжали носить даже на активной службе во время обеих мировых войн.


Гимн донских казаков

Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон, написанный Федором Анисимовым в 1853 году.

Религия

Большинство донских казаков — русские православные, которые считают себя хранителями веры. Однако большой процент донских казаков были староверами. Даже в 1903 году, как минимум, 150 000 из общего числа 250000 членов прихода Донской епархии были голодными. Атаман граф Матвей Платов был из старообрядческой семьи Поповцев. Донские казаки были терпимы к другим религиям, за исключением евреев, и принимали в свои общины буддистов, мусульман, старообрядцев и язычников.

Традиции и культура

У казаков было демократическое общество, где самые важные решения принимались в ходе Общего Собрания (Казачий Круг). Собрание избрало временные власти — атаманов.
Донские казаки были опытными всадниками и опытными воинами из-за их длительного конфликта с Крымским ханством и Османской империей. Они продавали свои военные услуги различным державам в Восточной Европе. Вместе с польским королем они совершили налет на Москву в Смутное время и под властью России совершили набеги и экспедиции против Османской Турции и Каджарской Персии.


Казачий брак — сложный ритуал, сопровождаемый песнями, танцами и представлениями. Жених приезжает верхом на лошадях и везет свою невесту в церковь, затем следует брачный поезд. После свадьбы все присутствующие откладывали в дом жениха. Там родители будут благословлять супругов, ломать над головой буханку хлеба и посыпать их пшеницей, орехами, сладостями и хмелем. Волосы невесты тогда были бы расплетены в соответствии с традиционными обрядами.

Когда в казачьей семье родился сын, его родственники подарили ему стрелу, лук, патрон, пулю и пистолет. Все эти предметы висели на стене над кроватью мальчика. В возрасте трех лет мальчик начал кататься на лошади. В возрасте от 7 до 8 лет ему разрешалось кататься на улице, ловить рыбу и охотиться со взрослыми.

Скачки были популярным времяпрепровождением донских казаков. Всадники соревновались, чтобы поразить цель, стреляя из оружия с лошади. Самые ловкие смогли сделать это стоя на спине лошадей. Для казачьих семей было традиционной практикой снабжать молодого казака двумя лошадьми, униформой и оружием.

Увольнение казаков всегда было праздничным. Все уходящие казаки собирались в церкви, а затем повесили вокруг своих шей небольшую сумку с щепоткой родной земли перед тем, как садиться.

Увольнение казаков всегда было праздничным. Все отбывающие казаки собирались в церкви, а затем повесили вокруг шей небольшую сумку с щепоткой родной земли перед тем, как начать петь. Оставив свою станицу, они выпили чашку водки и попрощались со своей родиной.

Образ

Хор донских казаков Серж Жаров был группой бывших офицеров Российской Императорской Армии, которые были обнаружены и поют в Шилингере (близ Константинополя), куда они бежали после разгрома своей армии в Крыму. Они официально дебютировали в Вене в 1923 году во главе с их основателем, дирижером и композитором Сержем Жаровым.

Хор стал популярным в Америке, Японии и Европе, гастролируя по миру в 1930-х, 40-х и 50-х годах и до сегодняшнего дня. Мужчины, одетые как казаки, спели капеллу в репертуаре русской духовной и светской музыки, армейских, народных и художественных песен. Казацкие танцы в конечном итоге были добавлены в их программу.

В популярной культуре

Читайте также: