Философский анализ общества кратко

Обновлено: 03.07.2024

3. Источники и движущиеся силы развития человечества.

I

Общество– продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп, объединенных на основе совместных интересов и договоре.

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином социальная структура, т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Человек главное звено любой формы социальности. Поэтому, философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека, хотя и несводим к ним.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжениезакономерностей природы, мира животных и в конечном итоге Космоса.С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Дюкинс).

Философов во все эпохи волновал вопрос, каким должно быть наилучшее общественное устройство, т.е. совершенное общество?

Если Конфуций считал, что государство будет идеальным, если будет соответствовать ячейке общества – семье, то с точки зрения Платона идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Как душа состоит из трёх частей: разумной с главной добродетелью мудростью; вожделенной- с умеренностью и чувствительной- с мужеством, - так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс- класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Второй класс- класс воинов, главное их достоинство- мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Как и для души человека, наибольшее благо для государства – единство и гармония, а наибольшее зло – раздор._

Подводя, итог мы имеем все основания утверждать, что человек это социальное творение. Общество – это та сила, которая делает человека Человеком. Люди как физически, так и духовно творят друг друга. Феномен совместного, межчеловеческого существования называется социальностью. Люди могут жить, только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом и информацией. Зачатки социальности психологии считают врожденными.

II

Общество представляет собой социальную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества как определенной целостности,объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Основным системообразующим фактором могут быть, как уже отмечалось, либо материальные, либо духовные связи людей.

Следует обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого связаны с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты науки о поведении животных (этологии) и социобиологии установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных – наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок, а так же формы организации при защите добычи (у хищников), территории, собственного тела, самки и детенышей.

При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделения и т.д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. Самые древние нормы – запреты (табу) – были связаны с пищевым и половым поведением человека. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных явлений, половая жизнь – требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающей экономики к производящей потребовал принципиально новой организации, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается смысл феномена власти и идеи государственности.

В истории развития общества выделяют: первобытное общество,традиционное ( аграрное ) общество, индустриальное общество которое в настоящее время постепенно переходит в постиндустриальное.

Особую роль в развитии общества сыграла культура. Мир духовной культуры постепенно становился доминирующим, ибо служение Богу, культу предков и другие формы культуры рассматривались как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

Итак, мы можем обозначить первый источник саморазвития общества – противоречие природной и культурной организации человека и его сообществ.

Особую роль в саморазвитии общества играет разделение труда. Именно оно было основным двигателем истории. Вначале разделение труда носило характер полового и возрастного, а затем непрерывно усложнялось, вплоть до высокоспециализированных форм труда в современном компьютеризированном производстве.

Развивая производство, человек все более и более воздействовал на природу, изменяя тем самым свою собственную природу. Человеческий труд как фактор, удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории.

Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человеком необходимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины.

Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради продолжения жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живущих ради семьи и детей.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия.

Третий источник саморазвития общества– его духовный потенциал. Данная проблема сложна и имеет две основные грани. Первая – многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный идеал, устроить жизнь общества по догматической части какой-либо религии. Идея теократии, т.е. правления обществом и государством со стороны высших духовных лиц и авторитетов весьма популярна, начиная с Древнего Египта и до современных концепций исламского фундаментализма.

Итак, общество – это сверхсложная система. Источник её развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил – природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказан с абсолютной точностью. Поэтому вопрос исторического самодвижения, несмотря на многовековые попытки решить её, остается во многом открытым как для науки, так и для практики.

III

В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития.

Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества.

Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным.Существует и, так называемый, цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции,характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил.

План лекции:

1. Общество как предмет философского анализа.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Источники и движущиеся силы развития человечества.

I

Общество– продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп, объединенных на основе совместных интересов и договоре.

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином социальная структура, т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Человек главное звено любой формы социальности. Поэтому, философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека, хотя и несводим к ним.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжениезакономерностей природы, мира животных и в конечном итоге Космоса.С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Дюкинс).

Философов во все эпохи волновал вопрос, каким должно быть наилучшее общественное устройство, т.е. совершенное общество?

Если Конфуций считал, что государство будет идеальным, если будет соответствовать ячейке общества – семье, то с точки зрения Платона идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Как душа состоит из трёх частей: разумной с главной добродетелью мудростью; вожделенной- с умеренностью и чувствительной- с мужеством, - так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс- класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Второй класс- класс воинов, главное их достоинство- мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Как и для души человека, наибольшее благо для государства – единство и гармония, а наибольшее зло – раздор._

Подводя, итог мы имеем все основания утверждать, что человек это социальное творение. Общество – это та сила, которая делает человека Человеком. Люди как физически, так и духовно творят друг друга. Феномен совместного, межчеловеческого существования называется социальностью. Люди могут жить, только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом и информацией. Зачатки социальности психологии считают врожденными.

II

Общество представляет собой социальную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества как определенной целостности,объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Основным системообразующим фактором могут быть, как уже отмечалось, либо материальные, либо духовные связи людей.

Следует обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого связаны с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты науки о поведении животных (этологии) и социобиологии установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных – наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок, а так же формы организации при защите добычи (у хищников), территории, собственного тела, самки и детенышей.

При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделения и т.д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. Самые древние нормы – запреты (табу) – были связаны с пищевым и половым поведением человека. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных явлений, половая жизнь – требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающей экономики к производящей потребовал принципиально новой организации, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается смысл феномена власти и идеи государственности.

В истории развития общества выделяют: первобытное общество,традиционное ( аграрное ) общество, индустриальное общество которое в настоящее время постепенно переходит в постиндустриальное.

Особую роль в развитии общества сыграла культура. Мир духовной культуры постепенно становился доминирующим, ибо служение Богу, культу предков и другие формы культуры рассматривались как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

Итак, мы можем обозначить первый источник саморазвития общества – противоречие природной и культурной организации человека и его сообществ.

Особую роль в саморазвитии общества играет разделение труда. Именно оно было основным двигателем истории. Вначале разделение труда носило характер полового и возрастного, а затем непрерывно усложнялось, вплоть до высокоспециализированных форм труда в современном компьютеризированном производстве.

Развивая производство, человек все более и более воздействовал на природу, изменяя тем самым свою собственную природу. Человеческий труд как фактор, удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории.

Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человеком необходимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины.

Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради продолжения жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живущих ради семьи и детей.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия.

Третий источник саморазвития общества– его духовный потенциал. Данная проблема сложна и имеет две основные грани. Первая – многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный идеал, устроить жизнь общества по догматической части какой-либо религии. Идея теократии, т.е. правления обществом и государством со стороны высших духовных лиц и авторитетов весьма популярна, начиная с Древнего Египта и до современных концепций исламского фундаментализма.

Итак, общество – это сверхсложная система. Источник её развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил – природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказан с абсолютной точностью. Поэтому вопрос исторического самодвижения, несмотря на многовековые попытки решить её, остается во многом открытым как для науки, так и для практики.

III

В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития.

Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества.

Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным.Существует и, так называемый, цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции,характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В предыдущем разделе речь шла о природе, о взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества, или просто общества. Идея о том, что общество представляет собой систему, источ­ник развития которой находится в ней самой, в настоящее время является общепризнанной и не требует особой аргументации. Поэтому мы рассмотрим следующие проблемы: в чем состоит специфика социальной системы по отношению к другим систе­мам объективной реальности; какова структура социальной сис­темы; каковы законы развития общества.

Итак, в чем же состоит отличие социальной системы от сис­тем, действующих в природе? Эти отличия состоят в следующем:

1. общество, в отличие от природы, представляет собой сис­тему не только материальных, но и духовных отношений, скла­дывающихся между людьми в процессе их совместной деятельно­сти;

2. центральным элементом любой социальной системы явля­ется человек, обладающий сознанием, поступающий в соответст­вии со своими желаниями и стремящийся к определенным це­лям, что придает развитию общества значительную степень неоп­ределенности, а следовательно, и непредсказуемости;

3. сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д.);

4. развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;

5. социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гар­моничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество — это живая, противоречивая, саморазвиваю­щаяся система.

Итак, общество, являясь подсистемой объективной реально­сти, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система пред­ставляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объек­тов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Всякая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятель­ность, самоорганизация, саморазвитие.

В социальной философии в зависимости от уровня сложно­сти и организации выделяют, как правило, пять уровней социаль­ных систем. Первый: фундаментальный уровень организации об­щества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация; второй: государство или группа взаимосвя­занных государств; третий: социальные институты, обеспечиваю­щие функционирование общественных отношений; четвертый: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей; пятый уровень: отдельная лич­ность, которую также можно рассматривать как социальную сис­тему.

Вторая проблема, выделенная нами, предполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой соци­альная структура общества? Социальная структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институ­тов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внеш­них факторов.

Структура общества включает в себя множество разнообраз­ных элементов. Основными среди них являются:

а. субъекты общества (человек, люди и их объединения);

б. взаимоотношения и связи между людьми;

в. социальные институты;

Характеризуя субъект общества — первый элемент его струк­туры, необходимо отметить, что каждый человек включен в опре­деленное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в об­ществе формируется устойчивая структура социальных общно­стей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут диф­ференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пен­сионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интел­лигенция); отношению к собственности (предприниматели, на­емные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованно­сти и т. д.

Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй эле­мент его структуры — общественные отношения.

Общественные отношения — это определенная связь, зависи­мость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество.

В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выде­ляются экономические, политические, идеологические, социаль­ные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъек­тов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межго­сударственные и иные отношения. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется.

Третий элемент структуры общества — социальные институты.

Социальный институт представляет собой исторически сло­жившиеся формы организации и регулирования общественной жизни.

С помощью социальных институтов упорядочиваются отно­шения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как раз­личные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и дей­ствия; как системы поведения в соответствии с этими нормами.

В зависимости от сферы общественных отношений выделя­ют, как правило, следующие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.); 2) политические (государство, пар­тии, полиция, армия); 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты правоприменения, правового воспитания и др.); 4) культурные (научные, художественные объединения, соз­дающие культурные ценности); 5) религиозные; 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресур­сов); 7) институт родства, брака и семьи и др.

Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества.

Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию всего соци­ального, исходный пункт всей системы общественных отноше­ний, а также средство интеграции социальной системы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея, что имен­но посредством деятельности человек приобрел отличительные от природных социальные формы бытия.

Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам обществен­ной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особен­ности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.

1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процес­сы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию.

В системе социальной деятельности материальному произ­водству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено прежде всего на удовлетворение материальных по­требностей людей: потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потребностей.

Признавая важную роль сферы материального производства в жизни общества, современная социальная философия все же считает, что ее нельзя абсолютизировать и сводить к ней все раз­нообразие человеческой деятельности. Тем более что в последние десятилетия XX в. в наиболее развитых странах мира наблюда­лась тенденция относительного уменьшения доли материального производства за счет увеличения доли производства услуг.

2. Духовная сфера — это сфера деятельности, в которой осуще­ствляется духовное производство, т. е. создаются не вещи и пред­меты, а идеи, образы, научные и художественные ценности с це­лью удовлетворения духовных потребностей человека. Эти цен­ности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная цен­ность, выраженные в них идеи, образы и чувства.

Духовное производство является обязательной составляющей производства вообще, с помощью него создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно сущест­вование человечества.

3. Политическая (управленческая) сфера — это сфера деятель­ности различного рода администраторов, управляющих, полити­ков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отно­шений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласо­ванности, упорядоченности различных сфер общественной жиз- ии. Без этого, как и без материального или духовного производ­ства, она невозможна.

Структура управленческой деятельности включает в себя: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение; управление вещами (функция за­конодательства о собственности, земле).

4. Социальная (гуманитарная) сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает в себя деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самоле­чением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активно­сти, непосредственное обслуживание человека — настолько важ­ное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, вузов, путем создания системы охраны здоро­вья и правозащиты.

Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура.

Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их не­обходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация од­ной из сфер общественной жизни приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общест­венную систему.

Развитие общества и функционирование его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон — это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, од­нако это не означает, что люди в процессе своей деятельности могут создавать или отменять их. Люди могут только изменять ус­ловия действия законов. Существование социального закона оп­ределяется теми объективными условиями, в которых живут лю­ди. Поскольку эти условия в процессе человеческой жизнедея­тельности изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие проявляются в измененной форме.

Следовательно, социальным законам присущ истори­ческий характер, они действуют как тенденция, которая проявля­ется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период времени.

Изучение социальных законов предполагает и их классифи­кацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям.

По сфере действия: а) социологические законы — это законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют такие социологические законы: зако­ны структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, по­литические, социальные и т. д.

По временному признаку, а) общеисторические (общие зако­ны) — это те законы, которые распространяются на весь истори­ческий период и объединяют в единое целое все сферы жизни об­щества; б) специфические законы — законы общества, распро­страняющиеся на определенные этапы его развития.

По месту в общественной жизни: а) основные — законы, кото­рые играют решающую роль в общественной жизни; б) неоснов­ные — законы, имеющие второстепенное значение в обществен­ном развитии.

Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других природных систем – как биологических, так и социальных.

Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов, среди которых основными являются: субъекты общества (человек, люди и их объединения), взаимоотношения между людьми, социальные институты и деятельность.

К основным сферам, или областям общественной жизни относятся: экономическая, духовная, политическая и социальная. Все эти сферы общественной жизни взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать в единстве.

1. Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?

2. Какие вы знаете методологические принципы познания общества?

3. Какова структура общества как социальной системы?

4. поясните содержание основных понятий, раскрывающих характер структуры общества: элемент, отношение, субъект, объект и др.

5. Охарактеризуйте основные закономерности развития современного общества.

Читайте также: