Вовлечение учащихся в проектную деятельность как способ повышения качества школьной жизни

Обновлено: 05.07.2024

Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.

Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.
Считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д.

Задача школы - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, подготовить почву для их реализации , задача семьи - поддержать ребёнка.
При реализации новых ФГОС включение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование.

Данная деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы- воспитанию социально-активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

На данном этапе особо значимы современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Неотъемлемой частью организации деятельности одаренных детей является их вовлечение в проектную деятельность.

Темы проектов близки интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. При этом обязательно учитываются психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные, моно- и межпредметные проекты.

Применение ИКТ помогает нашим учащимся формировать информационные компетенции и основы информационной культуры. Показателем информационных компетенций становится способность создавать по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, социально-значимых роликов, интерактивных путешествий, игр, энциклопедий и т.д.

Почему проектная работа так важна как для учителя, так и для учащихся? Проекты позволяют детям сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют очень важную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей.

Без любви, глубокой преданности к своей малой Родине нельзя стать полноценной личностью, вот почему с младшего школьного возраста ребята привлекаются к сбору материалов о своих семьях: они исследуют происхождение имён, фамилий, составляют родословные, опираясь на знания родителей, фото и архивные документы. Представляют свои работы на уроках, внеклассных мероприятиях, конкурсах.

Мы гордимся, что основу нашего пед.коллектива представляют её бывшие выпускники и учительские династии- Гибадуллиных ( 4 учителя), Соколовых (4), Шаймардановых(5),Насибуллиных(2),Ризатдиновых(4)

Судьбы связующая нить - это не только фотофакты и альбомы о династиях. Это прежде всего поиск ответа на вопрос: как стать учителем, учить и не терять желания самому учиться.

Сегодня перед нами задача- на основе опробированного, зарекомендовавшего себя материала, а также общих пожеланий детей, их родителей, общественности открыть школьный музей- место, в котором найдут своё место архивные, документальные сведения, открытые поисковиками, записанные воспоминания сведения от основания п.Карабаш, школы ,её директоров ,выпускников , дет. Организаций до видеовстреч с людьми истории.

Думаю, такая работа, связанная с поиском, находками, открытиями и способствует воспитанию личности, активной, творческой, мыслящей.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости, а также активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, способствует раскрытию у учащихся творческие способности, развивает стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков проектно – исследовательской деятельности.

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы педагоги и учащиеся нашей школы все чаще обращаются к проектной деятельности.

Сегодня в школе реализуются образовательные программы базового, профильного уровня обучения.

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности . Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий :

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

- тьюторское сопровождение проектной деятельности;

- мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное мышление .

Основные концептуальные положения

разработка внутришкольной системы исследовательской деятельности учащихся на основе технологии формирования учебно-исследовательской компетентности как средства комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме.

  • провести анализ кадрового, научно-методического, информационного и финансово-экономического ресурсов школы по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности уч-ся;
  • Создать систему урочной и внеурочной деятельности по реализации поставленной цели;
  • Апробация модели и её коррекция

Этапы реализации программы:

1 этап : Аналитико – диагностическая деятельность:

  • определение стратегических и тактических целей и задач;
  • поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания, обучения, развития с учетом личностно- значимой модели образования;
  • изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

Второй этап Практический:

Третий этап Коррекционно-обобщающий:

  • подведение итогов реализации программы, обобщение опыта;
  • выявление проблемных зон и подготовка новой образовательной программы.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью .

Коллектив школы видит определенные РИСКИ в реализации Программы:

  • сопротивление нововведениям отдельных членов коллектива;
  • нехватка учебных и методических пособий по новым курсам;
  • нехватка квалифицированных кадров.

Пути предупреждения рисков:

  • проведение теоретических и практических семинаров для педагогов школы по введению инноваций;
  • адаптация уже созданных программ, разработка проектов программ, их апробация и регистрация;
  • проведение педагогических чтений для родителей с целью обеспечения активного сотрудничества с учителями по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка;
  • повышение квалификации педагогов школы, приглашение специалистов из других ОУ.

В связи с этим мы пытаемся сосредоточить усилия на задачах , решение которых в существующих условиях будет шагом вперед.

В плане педагогическом - это стимулирование познавательной деятельности уч-ся, интереса к использованию информационных образовательных технологий, к участию в проектах, научных исследованиях, в практической деятельности.

Организационные задачи видим в следующем:

- повышение квалификации педагогического коллектива должно отвечать инновационным процессам;

- продолжаем выстраивать взаимодействие с другими образовательными учреждениями для реализации предпрофильной и профильной подготовки уч-ся;

- совершенствование психологического сопровождения;

- улучшение материально-технического и научно-методического обеспечения учебного процесса.

специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося отмечается насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов.

Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности. Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника. В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов , формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

исследовательская практика обучающихся

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов

образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени

факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета

ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий

Основные формы работы по формированию компетентностей в процессе научно-исследовательской деятельности.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся невозможна без овладения навыками саморазвития и самообразования. Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методологическая проблема вовлечения школьников

в проектную деятельность

Щербаченко Алина Витальевна,

Каждое время предъявляет свои требования к образованию. Наше время не исключение. Проект сегодня вышел за рамки инженерного понятия и вошёл во все сферы жизнедеятельности людей. Проект сегодня проник во все сферы жизнедеятельности людей: в производство, социальные сферы, культуру и, соответственно, в образование – появились подготовленные кадры и разработаны подходы и методики .

Была попытка использовать проектный метод в советской школе (Б.В.Игнатьева, В.Н.Шульгина, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко), но метод был официально отвергнут в 1931 году как неэффективный, из-за отсутствия подготовленных кадров, разработанной методики и по ряду других причин.

Можно и упростить научные формулировки к простому понятию: проект – это путь от цели к результату.

Однако, несмотря на растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод не получил еще должного признания в начальной школе. Ещё недостаточно разработаны методологические и методические аспекты организации проектной деятельности школьников, а не ее имитации.

Проектная деятельность – это целый мир, многогранный и многоаспектный. Познать и освоить этот многомерный мир можно только в деятельности, постепенно, последовательно, постоянно занимаясь проектной деятельностью и, параллельно, ее целенаправленным исследованием, самопознанием.

Отличительные особенности проектной деятельности школьников

1) Личная заинтересованность исполнителя и его максимально возможная самостоятельность.

2) Наличие проблемных ситуаций и условий для поиска самостоятельного выбора и выхода из проблемы.

3) Осознанность действий и их направленность на результат и получение продукта.

4) Поэтапная, лично планируемая практическая деятельность по достижению поставленной цели.

5) Публичная презентация продукта и защита проекта (актуальности, хода и результата)

6) Самооценка и рефлексия с пониманием критериев вместо оценки (отметки).

7) Привлечение родителей, родственников, друзей, партнёров к работе над проектом.

Основными этапами создания проекта являются:

Предварительный – погружение в тему.

Основной этап – исследовательский.

Заключительный. – презентация и подведение итогов.

Проектно-исследовательское мышление определяется как осознанное умение:

- выявлять способы/методы решения проблемы и выбрать тот, который доступен в технологическом и организационном плане в соответствии с заявленными требованиями к качеству продукта;

- планировать шаги по решению поставленных задач;

- осуществлять необходимые шаги, чтобы получить результат.

 предъявлять (презентовать) проект, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели.

Проектно-исследовательское мышление – это понимание того обстоятельства, что, чтобы быть успешным в современной жизни, необходимо:

- иметь не только хорошее понимание окружающего мира, но обладать развитой способностью познавать мир;

- уметь принимать решения о том, как действовать в этом мире;

- видеть и формулировать проблему, уметь анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и планировать свои действия, понимать требования к результату и продукту деятельности и многое другое;

- иметь опыт и умение делать правильный выбор, а для этого нужно хорошо сознавать “что я хочу” и “что я могу”;

- понимать, что такое проектирование и что такое исследование и иметь осознанный опыт такого рода деятельности;

- определять объект и предмет исследования, направление исследования – фундаментальное (выявление свойств и закономерностей) или прикладное (выявление новых сфер и способов применения фундаментальных знаний), сформулировать гипотезу, определить продукт;

- Планировать, действовать по плану, прогнозировать, оценивать полученный результат с точки зрения поставленной цели.

- проблема проекта (для ребенка);

Основа проекта для ребенка – это проблема (затруднение), которое он хочет разрешить. Например: :

1.Мой кот выгибает спину, когда видит себя в зеркале. Проблема – как узнать, о чём кот думает в этот момент?

2. Я часто смотрю на себя в зеркало. Проблема – как узнать, сколько раз в день я это делаю?

3. Зеркала везде и всюду. Проблема – как узнать, почему везде зеркала?

У учителя же возникают методологическая, методическая и иные проблемы.

Метод и методика противопоставлены по количественному параметру: метод – это система приемов (способов, отдельных действий), а методика– это последовательность применения ряда приемов с соблюдением системы ценностных принципов.

Методической проблемой для учителя является проблема разработки конкретной

методики: выбор и обоснование системы ценностных принципов, которые следует

положить в основу методики – последовательности применяемых методов.

Методологическая проблема - это проблема учета личностных особенностей школьника и проблема целенаправленного развития той или иной степени (меры) осознания детьми своей деятельности: ее цели, содержания, средств, условий, ожидаемого результата, правил и норм деятельности – второго содержания образования.

В научной литературе творческая деятельность рассматривается как методологическая проблема. Проектная деятельность есть творчество и в этом смысле она не постижима и не поддается никакой регламентации.

По Юдину, важное заключается в том, что деятельность меняет и преобразует действующую личность, а главный методологический принцип, к которому следует стремиться – единство сознания и деятельности.

Отсюда следует, что в школе главная методологическая проблема – это слабая осознанность действий детьми. Они, как правило, не осознают ни цели, ни средств, ни своих потребностей, ни мотивов, ни установок, ни ценностей.

В проектной работе от учащихся требуется умение анализировать и применять аналитические способности во взаимосвязи многих понятий, принципов, законов из разных разделов разных областей знаний.

Однако, все гораздо сложнее: существует важнейший, человеческий фактор, который следует учитывать при проектировании и организации проектной работы детей. В этом суть главной методологической проблемы в школе.

Для решения этой проблемы следует разрешить целый ряд других проблем: проблему цели проекта, проблему смыслового содержания, проблему структурного содержания (проектирования и конструирования проекта), проблему вида проекта, проблему результата и продукта проекта.

Не следует путать методологическую проблему с методической проблемой и проблемой ребенка, которую он разрешает в процессе работы над проектом.

Главнейшим условием целенаправленной проектной деятельности является осознание школьниками факторов, регулирующих их деятельность - это потребности, мотивы, установки, ценности, цели, средства (инструменты).

Раньше целью учебной деятельности было изучение предметного мира, методов и инструментов его познания, развитие математического и алгоритмического мышления, развитие, воспитание и т.п., для чего были разработаны соответствующие методики и методические инструменты.

Теперь следует освоить метапредметный мир – мир мышления идеятельности, мир способов деятельности.

Отсюда и цели другие – освоить:

- алгоритмы, способы и инструменты деятельности.

Согласно ФГОС целями проектно-исследовательская деятельность являются:

- развить разного рода мышление (аналитическое, информационное, логическое, критическое, системное, творческое, ассоциативное, проектно- исследовательское и пр.);

- получить различные умения, навыки и опыт проектно-исследовательской деятельности,

коммуникативные и познавательные, регулятивные и рефлексивные умения;

- научиться планировать, конструировать, проектировать, прогнозировать;

искать пути решения проблемы,  творчески подходить к представлению материала, уверенности в своих силах, ответственно относиться к делу и пр.

Вместить все цели в один проект невозможно, необходимо определиться и

выделить одну цель, но ГЛАВНОЕ – подобрать соответствующие методические инструменты.

Матвеева Н.В. Информатика. 2–4 классы : методическое пособие /

Н. В. Матвеева, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 128 с.

Матяш Н. В., Симоненко В. Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов – М.: Вентана-Граф, 2007.

Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000.

Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность

Не секрет, что большинство современных школьников не хотят учиться. Причины разные:

2. Не хотят учиться, так как они не задумываются о будущем, живут одним днём, считают что то, чему учат в школе - в жизни не пригодится.

Отчасти соглашусь: школьники получают массу специализированных знаний, но важные вещи, без которых невозможна социализация, часто остаются за бортом. Но на самом деле, никогда не знаешь, какие знания тебе могут пригодиться в будущей жизни. И в школе далеко не всё так ужасно. Там есть прекрасные друзья и замечательные педагоги, которые могут научить вас многому.

3. Потеря интереса и желания учиться в том, что школа - это принудиловка.

4. Большая учебная нагрузка . За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В российских школах действительно большая нагрузка для учеников. Взять, к примеру, мой 8А класс. В этом учебном году у ребят 15 учебных предметов! Некоторые предметы изучаются 3-4 раза в неделю. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные ученики моего класса на выполнение домашнего задания!

5. В школе неинтересно и скучно.

Как в этом случае вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность? Как создать вовлекающий материал, который не только привлечет внимание, но и удержит его? Кроме этого, выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело.

При реализации новых ФГОС включение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование. Руководство исследовательской деятельностью школьников и их победы на различных конкурсах являются одним из критериев оценки труда учителя при его аттестации, а также входит в число показателей рейтинга любого образовательного учреждения.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Данная деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы - воспитанию социально-активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного, делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Для ребёнка гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно учёному, чем получать готовые знания. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

Главная причина вовлечения учащегося в процесс исследования является его личный интерес к какой-либо теме. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ должны подбираться в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.

На уроке по истории Сибири мальчик увидел в учебнике портрет купчихи Трапезниковой из Красноярска и сообщил, что его прабабушка с ней была знакома. Поначалу я подумала, что он пошутил, но, потом оказалось, что его предки действительно проживали в 18 веке в Красноярске, были золотопромышленниками. В их семье есть традиция: передавать дневник семьи старшей дочери. Я предложила ему заняться исследованием своей родословной. Мальчик охотно согласился, но, конечно, он и понятия не имел, как заниматься исследовательской деятельностью. Ведущую роль в этой деятельности играет учитель, и без его участия она была бы просто невозможна. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений, навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. У большинства учащихся не вызывает больших трудностей подбор источников, сбор материала, анализ и формулировка выводов. Только половина учащихся умеют сформулировать цель исследования, постановку проблемы. Наиболее сложными этапами исследования для подавляющего большинства учащихся так же, как и для части учителей, оказываются формулировка гипотезы и подбор методик исследования.

Для ведения исследовательской деятельности необходимо, чтобы сам учащийся обладал определенными компетентностями:

1.Умение работать с рекомендованной литературой. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:

– Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?

– Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, сам педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

1. Педагог должен сам быть творческой личностью.

2. Педагог должен постоянно заниматься самообразованием.

3. Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.

4. Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.

5. Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

Трудности в исследовательской деятельности, присущи как учащимся, так и учителям. Для того чтобы вовлечь и руководить чьей-либо деятельностью, человек должен обладать опытом ее выполнения или, другими словами, умением ее выполнять. Поэтому проблема готовности педагогов к руководству исследованиями школьников является на сегодняшний день одной из актуальных.

Бывает, что у загруженного уроками и бумагами учителя, может просто не хватить времени для проведения качественной исследовательской работы с учащимся.

Далеко не каждая исследовательская задача, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

В 5-7 классах происходит формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках.

Например, учащиеся 6 класса, узнав о письменности инков, сами выразили желание изготовить кипу инков на основе прочитанной информации и продемонстрировать своё письмо в классе.

Учащиеся охотно исследуют возникновение средневековых городов, пытаются прочитать фразу на древнерусском языке, пользуясь кириллицей, словарями.

Без любви, глубокой преданности к своей малой Родине нельзя стать полноценной личностью, вот почему с младшего школьного возраста ребята привлекаются к сбору материалов о своих семьях: составляют родословные, опираясь на знания родителей, фото и архивные документы.

Конечно, организация научно-исследовательской деятельности выявляет множество проблем, связанных с поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств и т.д. Но, с другой стороны, достигаемый результат − развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их − требует того.

Для чего простому российскому школьнику нужно овладевать исследовательскими навыками? Думается, что вовсе не для того, чтобы быть ученым. Именно исследовательская деятельность более всего помогает становлению личности школьника, то есть процессу воспитания. Ведение исследования – способ развития личности, его субъектной позиции. Способность вести исследование – самое главное качество, которое позволяет человеку обрести собственную миссию в жизни, сознание того, зачем он явился в этот мир.

Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.


Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Достижением данной цели в процессе обучения, может служить проектное обучение, побуждающее учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию и обобщению информации из разных источников, умения делать выбор и принимать решения. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по разным предметам, выполнять социальные заказы общества.

Преимущество метода проектов в том, что он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, позволяет приобретать опыт социального взаимодействия. Такая активная форма деятельности позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. При использовании исследований учащимися расширяется их кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития.

В ноябре 2010 года психологом нашей школы была проведена диагностика познавательной активности в учебной деятельности учащихся 7–11 классов. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения, основанный на опроснике Ч. Д. Спилбергера. Анализ полученных данных показал:

- Высокая познавательная активность 19 %

- Средняя познавательная активность 56 %

- Низкая познавательная активность 25 %

Следует обратить внимание, что при качестве знаний по итогам 1 четверти 33,37 %, высокую познавательную активность имели лишь 19 % учащихся, из чего можно было сделать вывод, что даже хорошисты и отличники имели средний уровень познавательной активности, они действительно не мотивированы к самостоятельному получению учебной информации.

Так же было проведено анкетирование педагогов на предмет использования проектной деятельности на уроках.

Исходя из вышеизложенного, в школе назрела необходимость показать педагогам потребность в применении приемов и методов проектной деятельности на уроках. Тогда педагоги смогут построить образовательный процесс, воздействуя на повышение познавательной активности детей, что в конечном итоге приведет к развитию у учащихся ключевых компетенций.

В нашей школе разработано Положение о научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, рекомендации по подготовке презентации проекта, критерии оценки качества проектных работ.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, создание наглядности, иллюстративного материала — весь этот процесс в итоге приводит к созданию конечного продукта.

Сравнительная таблица подготовки докладов и рефератов в традиционном и проектном обучении.

Традиционное обучение

Проектное обучение

1. Целевая установка у учащихся.

Получить хорошую отметку.

Проявить свои способности, сделать важное дело.

2. Организационные формы работы.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

3. Источники информации.

Как правило, один, два источника.

Различные источники из разных областей знания.

4. Предметная область.

Один учебный предмет.

5. Характер работы по содержанию.

Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.

6. Презентация или зашита работы.

Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, во внеклассной работе, в рамках научно-практической конференции. Подготовка к презентации — процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования конечного продукта. Немало важную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Огромный интерес учащихся вызывает параллельная защита двух проектов по близкой тематике. Тогда участники проектов становятся оппонентами друг друга, и защита проектов организуется в виде дискуссии или дебатов.

Опыт работы школы по внедрению проектной технологии показывает, что эта технология востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система загоняет учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов. Проектная же технология наоборот создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.

Исследования школьного психолога подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, развиваются быстрее своих сверстников. Им легче осваивать содержание учебных предметов, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность обеспечивает мотивацию, и тем самым влияет на эффективное психическое и эмоциональное развитие обучающихся. Использование проектной технологии позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.

Мониторинг успеваемости учащихся 8–11 классов за 2 года обучения показывает рост качества знаний по математике, биологии и физике.


Учащиеся нашей школы принимают активное участие в научно-практических конференциях при МАН ЮИ, при КарГУ им. Е. А. Букетова, при КарГТУ, получают грамоты и дипломы.

1. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52–55

2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41–45

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией Е. С. Полат-М.:2000

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, познавательная активность, проектное обучение, образовательный процесс, проект, работа, учащийся, апрельская научно-практическая конференция, высокая познавательная активность, иллюстративный материал.

Похожие статьи

Развитие творческой познавательной активности.

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность.

Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений образовательных

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве.

Проектная деятельность как средство развития познавательной.

Организация проектной деятельности как средство развития.

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

Проектная исследовательская деятельность как один из.

Организация проектно-исследовательской деятельности. исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике.

Проективная (проектная) деятельность включает в себя.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения.

Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей.

Читайте также: