Непрерывная образовательная деятельность в доу это

Обновлено: 05.07.2024

Кроме этого, за многолетнюю историю дошкольного образования принят федеральный государственный образовательный стандарт, предполагающий реализацию одной из целей - повышение социального статуса дошкольного образования, в центре которого стоит личность современного педагога.

Сегодня педагог детского сада должен быть подготовлен не только профессионально к исполнению своих обновлённых функциональных обязанностей, но и готов психологически и мотивирован на новый качественный результат собственной деятельности.

Следует отметить, что изменение парадигмы педагогического образования означает не только переориентацию базового профессионального образования с педагогического на психолого-педагогическое, но и необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов в процессе профессиональной деятельности. Это предполагает непрекращающееся обучение, ориентированное на развитие самих педагогов, овладение развивающими технологиями, которые позволят учитывать возрастные особенности и всестороннее раскрывать интеллектуальный и личностный потенциал воспитанников.

Собственные исследования показали разный уровень мотивации наших педагогов на профессиональную переподготовку и освоение современных образовательных технологий, что объясняется ежегодным обновлением коллектива не только молодыми педагогами, но и педагогами, не имеющими базовое дошкольное образование.

Условия экономической неопределённости на протяжении ряда лет, связанные с невысокой заработной платой при занятости на одну ставку, невозможность удовлетворить насущные потребности человека в избранной профессиональной деятельности привели к печальной ситуации в дошкольном образовании. В частности, факультеты дошкольного воспитания в ВУЗах до сих пор не пользуются популярностью среди абитуриентов. Этот факт свидетельствует о том, что студенты дошкольных отделений изначально зачастую имеют недостаточный уровень среднего (полного) общего образования, а также элементарный уровень личностного развития: несформированное профессиональное самосознание, отсутствие мотивации к труду и т.д.

Являясь базовым учреждением на протяжении более трёх десятилетий для прохождения практики студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов, мы убеждаемся, что профессия воспитателя, к нашему сожалению, действительно не привлекательна.

Практически с первых дней существования детского сада вопрос профессиональной компетенции педагогов был в центре нашего внимания и на данный момент сложилась определённая система профессионального развития педагогов через непрерывное образование. Профессиональное развитие нами понимается как рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

В связи с этим, создание системы непрерывного образования внутри учреждения представляется для нас весьма важной и базовой задачей. Мы пришли к выводу, что педагоги, занимаясь своим саморазвитием, вкладывая значительные средства в собственные достижения, актуализируя личностные ресурсы, начинают ценить свою профессию, себя в профессии, обретают смысл профессионального развития и роста. А это возможно при наличии высокой мотивации у педагогов.

Нами учитывался тот факт, что непрерывное образование не является дополнением к основному образованию. Скорее наоборот, все формы основного образования, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, самообразования и иных видов обучения - вся эта совокупность включена в состав непрерывного образования и образования через всю жизнь.

Непрерывное образование нужно не только тем, кто учится, но и тем, кто учит. Характерная для нашего времени тенденция учиться в течение всей жизни актуальна для профессии педагога. Необходимость непрерывного образования педагогов диктуется, прежде всего, непрекращающимся развитием самого общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых методических пособий, появлением новых педагогических и информационных технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагога, возрастающими темпами роста научной информации.

На сегодня обеспеченность педагогическими кадрами в нашей организации составляет 94% (1 педагог-совместитель), из них: 70% - с высшим образованием, из них с педагогическим - 2%, с дошкольным - 44%, 1 педагог-кандидат психологических наук, 3 педагога закончили магистратуру, 4 обучаются в ВУЗе, 7 имеют правительственные награды, 60 % аттестованы, 5 молодых специалистов, средний возраст педагогов - 38 лет, 4 - пенсионного возраста, средний стаж работы - 12 лет.

В основе создания системы непрерывного образования педагогов мы учитывали следующие факторы:

Нами были определены и основные проблемы, негативно влияющие на реализацию идеи непрерывного образования:

Система работы по реализации идеи непрерывного образования включает в себя как традиционные, так и альтернативные формы повышения квалификации:

Каждым педагогом ежегодно определяются темы самообразования в соответствии с углублённой работой по какому-либо направлению, что характеризует разносторонний характер их профессиональных интересов, используя при этом как методическую литературу, периодическую печать, так и интернет-источники.

Одной из эффективных форм освоения профессионального мастерства педагогов является организация работы Совета наставников в соответствии с планом работы (таблица №1)

Согласно ФГОС ДО, непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:(игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная), с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Игровая деятельность – это основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста; двигательная деятельность - двигательный режим – это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности;

Позиция взрослого при занятии:

Позиция ребенка при занятии:

Рабочее пространство при НОД:

Позиция взрослого при НОД:

Позиция ребенка при НОД:

ЦЕЛИ непрерывной образовательной деятельности:  самостоятельное добывание знаний  использование детьми приобретенного опыта ЗАДАЧИ непрерывной образовательной деятельности:  Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.  Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.  Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. В основе любой деятельности лежит мотив.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ:

Особенности работы по созданию игровой мотивации. Младший дошкольный возраст.

Старший дошкольный возраст.

Различия процесса обучения в ДОУ, организованного в виде непрерывной образовательной деятельности через организацию детских видов деятельности.

Процесс обучения в детском саду в виде учебной деятельности (занятие):

Через организацию детских видов деятельности (НОД):

В заключении хотелось отметить сравнение ФГОС ДО и ФГОС НОО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой необходимое условие успешного решения задач. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Детский сад в моем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовой культуры личности.

Контекст ситуации для педагога. На столе разложите иллюстрации с изображением транспорта. Предложите звуковую иллюстрацию-загадку. Детям необходимо её отгадать и выбрать картинку. После расскажите об особенностях этого транспорта и его отличиях от другого транспорта.

Контекст ситуации для детей. Ребята, расскажите, а какой вид транспорта вы знаете? На каком транспорте ездили (ответы детей? Сейчас мы с вами поиграем. Перед каждым из вас лежат картинки, назовите транспорт, который на них изображён. Для вас я включу музыкальную загадку. Когда вы услышите звук транспорта – поднимайте нужную картинку вверх.

учить узнавать звуки природы и её обитателей;

развивать навыки вслушивания в звуки природы.

Контекст ситуации для педагога. Рассадите детей на стулья и предложите им прослушать аудиозапись со звуками природы. Задайте детям вопросы.

Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес и послушаем, что там происходит. Давайте попробуем называть то, что услышим.

Косолапый по лесу идёт. Кто это? – Медведь. А это кто? – Комарик жужжит. А это снова кто? – Медведь. А это кто? – Птички. Молодцы! А сейчас давайте представим, что мы с вами идём по лесу, вокруг поют птички, слышите? Комар жужжит, давайте его отгоним. А теперь слышите – медведь? Давайте как медвежата пойдём. А это кто? – Лягушки квакают. А где лягушки живут? – На болоте. Мы шли, шли, шли и угодили в болото. Давайте выбираться. Послушайте, кажется, дождь начался, давайте спрячемся. Дождь закончился, снова стало тепло, выглянуло солнышко, птички запели. А теперь давайте возвращаться обратно в группу. Вам понравилась наша прогулка? Кто что запомнил из вас? Молодцы! Лес запомнил и вас, ваши голоса, вот послушайте. Включите запись с голосами детей. Предложите угадать, где чей голос.

Направление развития ситуации. Предложите детям с помощью музыкальных инструментов составить музыкальный рассказ о прогулке. Вы выступаете в роли рассказчика, а дети озвучивают рассказ музыкальными звуками.

продолжать знакомство со звуками окружающего мира;

развивать познавательную активность;

развивать зрительное восприятие.

Направления развития ситуации. Придумайте звуки космическому транспорту, звуки чихающему мотору своей машины. Придумайте озвучивание машины, которая застряла в грязной луже. Придумайте разговор самолётов в небе, трамваев в трамвайном парке, машин в пробке.

обогатить звуковой опыт ребёнка;

научить ребёнка ориентироваться в разнообразных звуках.

Контекст ситуации для детей. Ребята, посмотрите, что за волшебный мешочек сегодня мне принесли в группу старшие дети. Давайте посмотрим, что внутри? Интересно, в мешочке много бутылок, но не видно, что в них лежит. Как нам узнать? Правильно, давайте их потрясём. Как вы думаете, что внутри? Какой звук громче, а какой тише? А что если издать все звуки одновременно? У нас получилась с вами настоящая мелодия, но вместо музыкальных инструментов у нас с вами волшебные бутылки. Молодцы, ребята!

Направление развития ситуации. Предложите детям разные предметы для игры: карандаши, металлические крышки, деревянные бруски, бумагу. И с их помощью исполните музыкальное произведение.

развивать познавательную активность;

развивать творческие способности.

Направления развития ситуации. 1. Организуйте игру с фигурками животных на столе.

2. Предложите детям озвучить звуки радостных, сытых животных.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Читайте также: