Фарфор что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фарфор: что это такое и из чего делают, история, виды и применение

Фарфор относится к очень древним материалам, однако и сегодня является популярным и востребованным во многих отраслях по всему миру.



Что такое фарфор?

Данный материал считают одной из разновидностей керамики. Делают изделия из такого сырья путем высокотемпературной обработки белой глины – каолина, включая в состав дополнительные ингредиенты, такие как, полевой шпат, кварц, пережженную кость. Обжиг массы позволяет наделить готовое изделие водоотталкивающими свойствами, привлекательным цветом – белым либо кремовым. Кроме того, фарфор становится непористым, а материалу для производства посуды и декоративных изделий становится присущ характерный звон.


Каолин – это чистая глина, которая образуется при разрушении полевого шпата. Китайский камень перед обработкой измельчают до порошкообразного состояния, после чего смесь поддается температурной обработке в диапазоне от +1200 до +1500 градусов. В результате обжига китайский камень изменяет свою консистенцию, сплавляется, образуя непористое стекло. Каолин выделяется стойкостью к нагреву, поэтому он сохраняет свою первоначальную форму. Процесс создания фарфора считается завершенным после объединения этих материалов в одну рабочую массу.




Немного истории



История создания русского фарфора относится к XVIII веку, однако первоначально такой материал был схож с фаянсом по своим техническим характеристикам. Становление производства изделий из фарфора в Царской России имело два направления – в те времена функционировали частные мануфактуры, а также был налажен выпуск изделий из данного сырья под началом царской династии.

Среди самых известных мощностей, которые функционируют до сих пор, стоит выделить Императорский Фарфоровый завод, где изначально изготавливали небольшие предметы, такие как чайные сервизы, табакерки и пуговицы для императрицы. С приходом советской власти частные мануфактуры были национализированы, многие технологии изготовления изделий были утеряны.

В 30-е годы XX века благодаря стараниям мастеров были восстановлены некоторые азы, касающиеся изобретения качественного сырья, также начал совершенствоваться художественный аспект, касающийся росписи фарфоровых изделий.



Что касается европейского направления в истории фарфора, первыми мастерами, пытающимися создать этот материал, были итальянцы. Также в этом деле пытались преуспеть англичане, французы и немцы. Однако добиться такого результата, как у китайцев, им удалось далеко не сразу.

Первые пробы европейского фарфора скорее напоминали стекло. Настоящий прорыв в этом направлении был осуществлен в Германии, где молодым алхимиком Беттгером и физиком Вальтером фон Чирнхаусом были открыты крупные залежи белой глины, которая коренным образом отличалась от остальных ископаемых своей пластичностью.

Цех по производству сырья был открыт в 1710 году, однако изобретен материал был гораздо позднее, после долгих и упорных трудов, которые в будущем увенчались мировым признанием мейсенского фарфора.







Плюсы и минусы

Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:

  • сырье является полностью непроницаемым для влаги;
  • материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
  • посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
  • несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
  • сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
  • продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
  • поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
  • большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.



Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:

  • большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
  • как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
  • посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.


Виды и их свойства

Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.

Твердый

Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.

Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.

Как показывает практика, такая разновидность в значительной степени уступает по качеству костяному фарфору, однако продукция из твердого вида будет в разы доступнее по стоимости.


Мягкий

Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.

Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор. Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.


Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.

Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.


Варианты росписи

Современные производители изделий из фарфора на практике применяют несколько вариантов росписи:

  • надглазурная;
  • подглазурная;
  • внутриглазурная.

Суть надглазурного оформления заключается в нанесении красящих составов на обожженную и покрытую специальной глазурью поверхность предмета. От других красящих составов используемые вещества разнятся присутствием жидкого составляющего, который способен снизить температуру.


Подглазурная роспись делается до нанесения глазурирующего состава. Поскольку в дальнейшем такое изделие будет подвергаться воздействию температур, цветовой ассортимент используемых веществ в данном случае выделяется минимальным ассортиментом. Чаще всего для узоров используют хром или оксид кобальта.

Материал с внутриглазурной росписью поддается температурной обработке, составляющей +1200С-1300 градусов. В ходе такого воздействия нанесенный красящий состав въедается в глазурованный слой, что положительно сказывается на сохранности и яркости красок даже при их последующем контакте с кислыми средами или спиртами.

В данном случае цветовые решения варьируются от приглушенных красок в золотых, розовых или серых тонах до насыщенных цветных орнаментов на изделиях.



Обзор производителей

Сегодня можно выделить основных производителей фарфоровой продукции:




Как отличить от подделки?

Чтобы не ошибиться с выбором изделий из фарфора, стоит придерживаться следующих правил.



Особенности применения

Назначением материала является не только производство посуды и изделий для декора помещений. Фарфор используется для производства технических деталей, поскольку обладает низким показателем водопоглощения и твердостью. Это касается твердой разновидности сырья. Мягкий фарфор по большей части применим для производства художественных изделий, посуды и т. д. Также сырье востребовано в стоматологических кабинетах, в частности, для производства зубных коронок.

Фарфор выступает материалом для выпуска умывальников, унитазов и раковин, сырье востребовано в микроэлектронике, кроме того, на основе фарфора производят некоторые варианты брони.



Правила ухода

Что касается бытовых изделий из данного материала, то они требуют особого подхода к уходу и хранению. Чтобы керамические изделия сохраняли свой первоначальный внешний вид как можно дольше, стоит придерживаться таких рекомендаций.

  • Мытье фарфора, особенно старинных вещей, должно проводиться исключительно ручным способом. Изделия, расписанные вручную, могут серьезно пострадать от горячей воды, а также использования абразивных губок.
  • Тарелки и другую посуду нельзя мыть на весу под струей воды. Обычно емкости или предметы укладываются на пластиковую поверхность в раковине. На нее необходимо застелить мягкое полотенце, набрать воды комнатной температуры, аккуратно вымыть фарфор.
  • Посуду, имеющую ручки, необходимо придерживать за корпус, не давить на тонкие или кружевные элементы емкости.
  • Уход за настоящим фарфором правильнее всего осуществлять без использования бытовой химии. Чтобы удалить сильные загрязнения, допускается использование детского мыла или нейтральной химии. В некоторых случаях в воду можно добавлять немного нашатырного спирта. Обработку допускается выполнять перекисью водорода.
  • Нельзя тереть фарфоровую поверхность металлическими скребками или губками с жесткой поверхностью. Правильнее будет использовать мягкую щетку или ткань.
  • Фарфор не должен долгое время быть полностью погруженным в воду.
  • Вымытые фарфоровые изделия нужно обязательно вытереть насухо.
  • Антикварный фарфор мыть водой не рекомендуется, для него будет достаточным регулярное удаление пыли щеткой или кистью с натуральным ворсом.



Интересные факты

Во времена Гражданской войны на посуду и декоративные изделия из фарфора вместо рисунков и орнаментов наносились агитационные лозунги и символика. Это поспособствовало увеличению спроса на керамическую продукцию среди всех слоев населения. Также особо ценились такие изделия среди коллекционеров.

Несмотря на выпуск большого количества фарфоровых изделий, которые будут устойчивы к механическому воздействию, а некоторую посуду можно даже использовать в СВЧ-печах и мыть в посудомоечных машинах, дороже всего оцениваются именно старинные предметы.

На аукционах встречаются лоты с нарушением симметрии и трещинами, которые оцениваются в миллионы долларов.


В следующем видео вас ждет экскурсия на фабрику по производству чайного фарфора.

Фарфор впервые создали в Китае, упоминания о нём датируются 620 годом н. э. До сих пор это один из самых дорогих и изящных материалов для посуды и статуэток, но из-за ценности его могут подделывать. Рассказываем о существующих на рынке видах изделий, в чём разница между фарфором и керамикой в её дешёвых вариациях и как ухаживать за посудой из дорогостоящего материала.


Что такое фарфор и каким он бывает


Фарфор — это керамический материал, состоящий из белой глины — каолина, кварца и полевого шпата. Чем больше доля последних двух компонентов, тем качественнее сырьё и выше цена. На стоимость и долговечность посуды и фигурок также влияет то, как наносили рисунок.

1. Самая долговечная роспись — подглазурная. После первого обжига изделие декорируют специальными красками, затем покрывают прозрачной глазурью и отправляют на второй обжиг.

2. Менее долговечная — роспись поверх глазури, после второго обжига. Особенность этого способа — в ручном производстве. Такие изделия штучные и потому ценные.

3. На современных фабриках рисунок наносят на плёнку, клеят на фигурку или посуду и отправляют в печь. Краска плавится и проникает в посуду, а плёнка сгорает. Такая техника называется деколь.


Но вернёмся к материалу и сырью. Точные рецепты фарфора до сих пор хранятся в секрете, удачный состав — гордость и собственность фабрики или мастерской. Тем не менее некоторые детали известны. Выделяют три основных вида фарфора:

Именно этот фарфор изобрели китайские мастера, из него делали посуду для императорского двора. В мягкий фарфор входит около 30% полевого шпата, 25–40% каолина и 45% кварца. Материал очень пластичный и податливый. Из него получаются самые замысловатые фигурки, объёмные декоративные элементы. Готовые изделия обжигают при средней температуре — от 1300 до 1350 °С.

Главное, чем отличается фарфор от костяного фарфора, — состав. Костяным называют мягкий фарфор, в который добавлена костная мука (до 50% состава). Компонент позволил сделать стенки посуды ещё тоньше — чай в чашечке из костяного фарфора виден на просвет, — при этом повысил их прочность.

Это более простой, но не менее ценный вид фарфора. В нём по 25% полевого шпата и кварца и 50% каолина. Материал менее капризен в работе, не так сильно деформируется, он больше подходит для посуды, чем для фигурок. Твёрдый фарфор отличает лёгкий серый или голубой оттенок до специальной обработки. Он более твёрдый (что ясно из названия), но и более хрупкий. Его компоненты не такие дорогие, как для мягкого вида.

Массовые виды фарфора


Это материал, который используют в массовом производстве и для сравнительно недорогих сервизов. Он прочный, неприхотливый в уходе, но часто лишён тех исключительных свойств, за которые ценится мягкий и костяной фарфор. Выделяют:

Розовый фарфор. При изготовлении розовый пигмент добавляют прямо в массу для лепки. После обжига изделие выглядит изысканно. Розовый цвет виден и на ободке на донышке чашки или блюдца, и на сколе, если такой появится.

Белый. В состав добавлен фосфат извести, поэтому оттенок готового изделия — белый или молочный. Материал достаточно прочный и долговечный, если правильно ухаживать за ним.

Бисквитный. Пористый фарфор, который не принято покрывать глазурью. Готовые изделия достаточно прочные благодаря тому, что их обжигают на 1000 градусах. При этом бисквитный фарфор тяжёлый.

Какой фарфор выбрать, зависит от того, для чего он нужен. Для ежедневной трапезы стоит купить менее дорогой вид, который переносит мытьё в посудомоечной машине. Для праздничных обедов, коллекций и подарков лучший фарфор — мягкий или костяной.

Что означает клеймо на фарфоре

Поскольку фарфор относится к элитным сортам керамики, на нём обязательно ставят клеймо — краткую надпись с названием, монограмму или эмблему-картинку. Сейчас это называют логотипом. Клеймо — то же, что личная подпись для фабрики, мануфактуры, мастерской, где изготовлена фигурка, шкатулка или посуда. Клеймом предприятие ручается за свою работу. Чем она лучше, тем выше ценится среди коллекционеров и просто поклонников фарфора.

Особенно важно знать основные значки производителей, если вы выбираете антикварный и ретрофарфор, к которому не прилагаются документы об оценке.

Какой фарфор ценится


Есть элитные производители фарфора — Императорский фарфоровый завод, Гжельский фарфоровый завод (Россия), Фарфоровая мануфактура Ходзеш (Chodzież, Польша), Рудольф Кемпф (Rudolf Kämpf, Чехия). Если вы знаете марку, которая вам нужна, стоит обратиться в официальный магазин — это позволит избежать сомнений в подлинности изделия.

Чтобы менее именитый, но качественный фарфор отличить от подделки, оцените следующие качества:

1. Оттенок — белый или слегка сливочный. Серый или голубой тон — признак низкого качества.

3. Звучание — высокое, чистое, почти металлическое или хрустальное. Чтобы проверить его, попросите деревянную палочку, поставьте предмет на ровную поверхность и постучите по ободку. Если магазин торгует качественными изделиями, вам не откажут в проверке.

5. Гладкость — максимальная. Пальцы должны скользить по изделию, как по стеклу, не ощущая пузырьков, шероховатости, выступов. Не должно быть серой сетки (это микротрещины), царапин, сколов и других дефектов.

6. Детальность отделки — высокая. Мельчайшие элементы подробные, чёткие; позолота, если есть, равномерная, без вкраплений.

Антикварный фарфор — на что обращать внимание


Старинный и ретрофарфор покупают не только коллекционеры, но и обычные люди, которые любят эксклюзивные вещи. Цена таких изделий выше, чем современных, хотя иногда драгоценную чашку можно купить на блошином рынке практически даром.

Если же хочется удивить знакомых настоящим антиквариатом, подходите к выбору ещё строже. Лучше всего приобретать фигурки, посуду или шкатулки, которые уже прошли оценку в авторитетных аукционных домах и оценочных конторах.

На ценность старинного фарфора влияют:

1. Год или исторический период, когда выпустили изделие.

2. Страна и авторство — название завода или имя мастера.

3. Целостность и функциональность — чем меньше дефектов, потёртостей, тем лучше.

5. Сложность формы — чем больше деталей и мелких элементов и чем лучше они сохранились, тем дороже.

6. Комплектность — если речь о сервизе, наборе фигурок, то чем полнее комплект, тем лучше.

7. Массовость — лимитированные линейки или те, от большого тиража которых остались отдельные экземпляры, очень ценны.

8. Востребованность — чем больше коллекционеров хотят такой экземпляр, тем он дороже.

Узнать, каким тиражом выпускались изделия, насколько они востребованы у коллекционеров, и оценить другие параметры проще всего через специалистов. Также можно обратиться в ближайший антикварный магазин или к знакомому оценщику, если такой имеется.

Самые ценные производители фарфора:

• Все мастера и мастерские Древнего Китая.

• Мануфактуры Чехии, Австрии и Германии. Прежде всего, заводы Нимфенбурга, Мейсена, Хекста и Фюрстенбурга.

• Заводы и мануфактуры дореволюционной России. Например, Императорский и Кузнецовский заводы, фабрики братьев Корниловых, Попова, Вербилки, Батенина.

• Заводы СССР, особенно закрывшиеся во времена перестройки.

В числе советских заводов: Бориславский, Краснодарский, Барановский, Довбышевский, Дулёвский, Коростенский, Тбилисский, Владивостокский, Богдановичский, Дружковский, Полонский, Кировский, Городницкий, Сысертский, Киевский, Славянский, Дмитровский, Сумской, Будянский, Тернопольский, Кисловодский, Олевский, Минский, Добрушеский, Ташкентский, Ленинградский, Полтавский, Ереванский, Светловодский, Кузяевский, Пролетарий, Конаковский, Хайтинский, Рижский, Октябрьский и Первомайский.

К сожалению, подделка фарфора — частая проблема. Поэтому не стоит покупать дорогое антикварное изделие без паспорта о проверке оценщиком.

Как отличить фарфор от фаянса


Как определить фарфор в магазине или на рынке? По прозрачности и звучанию. Элитный материал звенит даже при поглаживании. У фаянса звук ниже и глуше. Фарфор просвечивает, на изысканных изделиях можно различить клеймо, если посмотреть на просвет. Фаянс пористый и более толстый, поэтому свет не пропускает. Ещё одна деталь, чем отличается фарфор от фаянса, — это донышко. На фарфоре ободок на донышке не глазируют; фаянс же, как правило, покрыт глазурью полностью.

Правила ухода за фарфором


Фарфор — деликатный материал. Его легко поцарапать, а некоторые виды — сколоть, просто неаккуратно поставив в каменную или металлическую раковину. При небрежном мытье посуда и фигурки из фарфора теряют блеск или чистоту оттенка.

Для мытья фарфора не рекомендуются даже такие деликатные абразивы, как смоченная сода или соль. Нежелательны лимонная и уксусная кислоты. Не менее опасна для дорогого фарфора резкая смена горячей воды на холодную: керамика может потрескаться. По этой же причине следует наливать сначала горячий чай, затем в него медленно добавлять молоко или сливки, избегая резкого перепада. Тогда посуда прослужит не одно десятилетие.

Как правильно мыть фарфор:

• И посуду, и фигурки, и другие предметы из фарфора моют тёплой водой. Если тарелки или салатники не вымыли сразу, то их не трут, а замачивают на 10–60 минут.

• Чтобы фигурки и шкатулки сияли, в воду добавляют немного нашатырного спирта.

• Чай, кофе отмываются от чашек без труда, если мыть их сразу. Если налёт успел схватиться, чашки замачивают и отмывают в тёплом содовом растворе — 1 ч. л. на 1 л воды.

• В качестве отбеливателя допускается применять перекись водорода, разведённую в воде.

• На дно раковины будет нелишним постелить силиконовый коврик.

• После мытья обязательно сразу вытереть фарфор насухо — иначе, как и оконные стёкла, он высохнет полосами или станет мутным.

• Для ежедневного мытья, кроме содового раствора, подходят моющие средства для детской посуды. Такие средства сохраняют блеск фарфора, не повреждая его эмаль и не причиняя вреда тонкому материалу.

Сегодня фарфор популярен для создания посуды и фигурок. Изысканный материал отличают чистое высокое звучание, полупрозрачность и прочность. Покупая антикварный фарфор с рук или на рынке, нужно придирчиво оценить его качество. А ещё лучше — оплатить услуги оценщика, знающего, чем отличается фарфор от керамики из более низких ценовых категорий, например фаянса.

Мы решили узнать, в чем секрет. Собрали для вас все самое интересное о фарфоре: когда появился, из чего его делают, какие технологии бывают.

В каталоге Vazaro много фарфоровой посуды : сервизы и отдельные предметы, чашки и блюда для сервировки. У фарфора долгая история, и даже сегодня, когда вокруг тысячи других материалов, он не сдает свои позиции.

Фарфор — это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси глины, каолина, шварца и полевого шпата. Смесь получается белой и очень пластичной.


Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов — точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.

Еще один вид керамики, который близок к фарфору по составу — фаянс. Чтобы отличить их, посмотрите на донышко: если на нем нет глазури — перед вами точно фарфор.

Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора.

В том же году открыли первую фарфоровую фабрику в Дрездене. Правда, сначала там делали бисквитный фарфор — то есть без глазури. В 1710 первые образцы фарфора представили королю, и немецкий фарфор начал завоевывать мир.

Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля. Так началась история знаменитого лиможского фарфора.


В Англии в XVIII веке открыли технологию костяного фарфора — с добавлением золы из костей коров. Этот фарфор назвали Bone China, и теперь его выпускают даже в Китае.

В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х гг XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.

Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.

Самый прочный вид твердого фарфора — костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.

В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.


Подглазурная роспись — это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.

При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.

В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.

Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.

Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.

Фарфор долго служит, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не темнеет, не впитывает влагу и грязь. Современный фарфор бывает настолько прочным, что его даже можно мыть в посудомоечной машине.

Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты — например, сливочное масло или сахар — и они не потеряют свой вкус.


Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. На белый фон идеально ложатся любые росписи: яркие или пастельные, краски или позолота.

За счет пластичности из фарфора можно вылепить даже самые мелкие детали и ажурную резьбу. Поэтому так популярны декоративные фигурки и блюда из фарфора.

Есть роскошные коллекции ручной работы, с барочным или восточным декором, авторскими росписями и позолотой. Их дарят по особым поводам, используют на торжественных мероприятиях, в дорогих ресторанах и на важных приемах.

Есть простая и прочная посуда без декора, которая подходит для кафе или ресторана. На нее можно нанести логотип или использовать как есть, часто мыть в посудомоечной машине и легко заменять, если что-то побьется.


Фарфор по-прежнему используют как декор. Блюда и вазы оформляют сюжетными росписями, оригинальными орнаментами, репродукциями классических и авангардных картин. Поэтому фарфоровые изделия удобно подбирать под любой интерьер.


Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII—XIX век) в Кунсткамере (Санкт-Петербург).





Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Содержание

Свойства




Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор

Твёрдый фарфор (англ.) русск. , в состав которого входит 47—66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Мягкий фарфор

Мягкий фарфор (англ.) русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор (англ.) русск. , в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия [1] .

Способы декорирования фарфора

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.



Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).

Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.

Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

История

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (англ.) русск. , содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.



Письмо Франсуа Ксавье д'Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея [3] .

Читайте также: