План карта в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Закреплять знания детей, полученные ранее.

Задачи: стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Место проведения: парк, по ходу движения развешены цветные ленты на деревьях.

Ход игры.

Детей и родителей встречает Лесовичок – воспитатель.

1. В лесу, в парке ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, они незаметны, их можно нечаянно раздавить.

2. Не шуми в лесу, в парке. Помни: Крик и громкая музыка пугают животных и птиц и они покинут свои дома.

3. Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Не будет семян, не будет и новых растений.

4. Не лови бабочек, они украшают, опыляют растения. Бабочку погубить легко. Пыльца чешуйки опадут, и она не сможет летать.

5. Не разрушай муравейник. Муравьи-санитары леса.

6. Не сбивай мухоморы, несъедобные грибы – ими лечатся животные.

7. Не трогай птичьи гнезда. Птица покинет гнездо.

8. Не лови в лесу зайчат, бельчат. Им будет плохо в квартире. Лес-это их родной дом.

9. Не рви паутину. Паук уничтожает вредных насекомых.

10. Не разжигай в лесу костер. НА месте кострища 5 лет не растет трава.

Приглашаю всех детей

Ждут вас испытания Сложные задания

Если клад найти хотите

В путь скорее поспешите.

Дальше дети с Лесовичком отправляются в путь, ищут желтую ленточку. Встречает детей Осень воспитатель.

Осень: Здравствуйте, ребята и Лесовичок. Куда это вы идете?

Дети: идем искать клад.

Осень: Вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными, выполнив их, вы узнаете, где лежит клад.

1. Назовите самое жаркое время года?

2. После лета наступает….

3. Назовите все времена года.

4. Сколько месяцев в году?

5. Назовите осенние, зимние, весенние, летние месяцы.

6. Год состоит из месяцев, месяц из недель. Назовите дни недели.

7. Какой сегодня день недели?

8. Какой день недели был вчера?

9. Какой день недели между вторником и четвергом?

Послушайте стихотворение и скажите, в какой день недели все звери сели на карусели:

Носорог все дни недели

Проводил на карусели

И смеялся носорог

И сиял от счастья рог

Но в последний день недели

Вдруг сломались карусели

Потому что вместе сели

Крокодил, жираф, олень,

Слон, слониха и тюлень

Словом дюжина зверей

Да обжора муравей

В какой день недели звери сели на карусели?

Осень: Молодцы, с первым заданием справились, посмотрим на карту, теперь нам нужно пройти к красной ленточке. Дети с Осенью проходят к красной ленточке. Детей встречает Лесовичок с игрушкой Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята. Мне сегодня приснился сон, Пришел я в лес, а лес весь голый. Почему он такой? Я недавно был в лесу, ко мне прилетели разные насекомые: бабочки, стрекозы, приползли букашки, черви дождевые, паучки. Я посмотрел на них и говорю: «Что вы здесь делаете? Вы все бесполезные животные. От вас никакой пользы нет. Уходите из моего леса! Насекомые посмотрели на Незнайку, стали грустными, заплакали и покинули лес.

Лесовичок: Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, в чем же он не прав.

Дети отвечают: Муравьи – санитары леса (поедают вредных насекомых). Божья коровка – уничтожает тлю. Стрекоза - питается насекомыми. Лягушка и жаба - слизни, вредными насекомыми. Дождевой червь рыхлит землю, делает ее питательной. Незнайка приходит к выводу, что насекомые очень нужны лесу. Они маленькие помощники леса. И дети отправляются дальше к синей ленточке.

Осень:

1. У бабушки Маши, внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?

2. В лесу росла береза. НА ней росли яблоки:1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?

3. Над площадкой летали птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько всего птиц было?

4. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

5. Шли семь старичков

У них семь посошков

На каждом посошке семь сучков

На каждом сучке семь узелков

В каждом узелке семь пирогов

В каждом пироге семь воробьев

У каждого воробья семь хвостов

Сколько было старичков?

6. Шла бабка с тестом. Упала мягким местом. Чем вы думаете?

Осень: И с этим заданием вы справились, смотрим на карту, идем к розовой ленточке.

1. Назови числа на 1 больше…. На! меньше … в кругу с мячом.

Лесовичок:

По лесной дорожке

Осень к нам пришла

И с собой в корзинке

Лесовичок: Оставшиеся овощи и фрукты опечалились, и Помидор тогда сказал, чтобы подошли те овощи и фрукты, в названиях которых столько же слогов, сколько в слове помидор. Дети называют.

Возрастная группа : средняя группа.

Цель:формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; закреплять умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления.

Задачи: закрепить умение определять и называть и свойства предметов, геометрические и пространственные представления;

формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала,

формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода,

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: план пути к домику медведя (карта путешествий,

Раздаточный: планы на каждого ребенка, карандаши, карточки с различным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы.

Этапы мероприятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь)

мотивировать детей на включение в деятельность. Воспитатель собирает вокруг себя детей:

- Есть ли у вас ребята друзья?

- Бывает ли, что вы ссоритесь со своими друзьями?

- Что обязательно нужно сделать,если друзья поссорились?

(Надо помириться)

Воспитатель рассказывает,что в одном лесу жили были Маша и медведь.

Они очень дружили,но как-то поссорились. И чтобы помириться,пригласил медведь Машу в гости.

- Ребята, хотите отправится вместе с Машей к медведю в гости?

- Сможете найти домик медведя?

- Тогда отправляемся. постановка детской цели: Зачем? Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?

Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем ехать на поезде.

-Что нужно сделать прежде всего? (Купить билеты).

Воспитатель рассказывает, что купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место в поезде, на котором находится точно такая же картинка.

На каждом месте лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, при этом воспитатель просит ребенка рассказать, что находится справа (слева) от елки, над ней или под ней. Билеты у детей надо забрать.

Дети едут и стучат ногами.

-Нужно нам выходить?

- Да. Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (1-2 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением для построения умения ориентироваться по элементарному плану, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

Воспитатель собирает вокруг себя детейи говорит, что медведь рассказал, как идти к домику:

- Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще раз налево – тут и мой дом!

Воспитатель просит детей повторить рассказ медведя.

Дети повторяют. (А ошибиться нельзя – ведь мы можем заблудится в лесу).

-Смогли вы повторить рассказ медведя о том, как прийти к домику?

Почему не смогли (Мы не запомнили,не знаем способа,который поможет нам запомнить дорогу.)

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. - Что же нужно сделать для того, чтобы не ошибиться и прийти туда, куда надо.

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь в обсуждение всех детей, в том числе и тех, кто еще не имеет опыта придумывания и публичного представления собственных вариантов.

Если дети не предложат сами нарисовать нужный путь, можно их спросить:

Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?

После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья – все то, что поможет отыскать это место.

Медведь тоже нарисовал план.

Воспитатель выставляет план на доску :

Что нарисовано на плане? Рассказывают вместе с воспитателем.

Или кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик медведя, цветочную полянку, пруд и т. д.

Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с Машей до домика медведя.

Помогает воспитатель, задавая при необходимости наводящие вопросы. Однако ответ ребенка будет более самостоятельным, если с самого начала пояснить ему, чт он должен сказать, а именно:мимо чего идет, что находится справа, что – слева, в какую сторону надо поворачивать. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально – важно лишь, чтобы путь до домика медведя был указан правильно.

– Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа, иду дальше, прохожу мимо цветка (тоже справа, дохожу до цветочного поля (оно слева, поворачиваю направо около гриба, иду до елки и т. д.

Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь Маше, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.

- Молодцы! Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели Теперь вы знаете

Введение нового знания в систему знаний(4-6 мин) закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры в предметах окружающего мира;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.

Воспитатель спрашивает, можно ли другой дойти дорогой.

Воспитатель показывает на плане, дети хором отвечают:

-Идем прямо,доходим до цветочной поляны,поворачиваем налево,доходим до дерева,поворачиваем направо,доходим до березки,еще раз поворачиваем направо – пришли!

Медведь и Маша благодарят детей и приглашают их пойти за грибами. Идти придется парами, чтобы не заблудиться.

Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку (пазл, на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет, имеющий такую же форму, например: на одной карточке большой красный мяч, а на другой – маленький синий клубок ниток и т. п.

После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:

– Какой формы ваши предметы?

Дети по два человека садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы и карандаши.

– Нарисуйте дорожку от домика к грибному месту.

Дети самостоятельно рисуют линию внутри дорожки, изображенной на плане

Затем дети идут к цветочной поляне (2 варианта пути, а потом – к озеру

Молодцы! Практическое выполнение задания организовать активный отдых детей, закрепить их умения Самоконтроль

Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Воспитательсобирает детей около себя.

Дети собираются около воспитателя.

Где вы сегодня побывали?

– Кому вы помогли?

– Что было трудно?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь Маше добраться до домика медведя, смогли набрать грибов, поплавать в озере, потому что умеют пользоваться планом.

Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли Маше, несмотря на трудности.

Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Участники : дети – воспитатели,родители, логопед ,музыкальный руководитель

Длительность проекта :краткострочный.(1 неделя)

Тип проекта: позновательно-творческий.

Цель: создать эмоционально и - положительное отношение к детскому саду в целом, и к людям, которые здесь работают.

Этапы проекта:

1. Организационный (мотивация, постановка цели).

2. Основной ( планирование деятельности)

3. Заключительный (рефлексия).

Образовательные инициативы педагога в центрах активности

Взаимодействие с семьёй

Социально- коммуникативное развитие

Способствовать умению детей идти навстречу друг другу при несовпадающих интересах и мнениях, находить компромисс и совместно приходить к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов.

Развивать эмоциональный интеллект

Формировать умение сотрудничать с взрослыми и детьми. понимая общие цели.

Познавательное развитие

представления детей об общественной значимости детского сада, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад

Мотивировать детей применять математические знания и умения для решения практических задач в измерении пространства, счёте, составлении плана–схемы детского сада.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию через расширение знаний о профессиях сотрудников детского сада

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам детского сада

Речевое развитие

Создавать условия для речевого творчества в процессе составлении рассказов о детском саде

Развивать способность к диалогу, приобретению навыков культуры речевого общения со сверстниками и взрослыми

Воспитывать любовь к книге

Художественно- эстетическое развитие

Создавать условия совершенствованию навыков рисования и лепки человека.

Способствовать творческой активности детей, способности к творческому самовыражению, импровизации.

Развивать творческие способности, креативность, воображение при конструировании модели детского сада, игровой площадки

Воспитывать желание украсить детский сад к празднику, изготовить подарки всем сотрудникам с целью доставить им радость и проявить уважение.

Физическое развитие

Дать возможность реализовывать потребности в движении

Способствовать развитию интереса к играм- эстафетам и физическим упражнениям с использовании предметов.

.Воспитывать умение играть дружно, проявлять самостоятельность и активность в играх и упражнениях.

Кто работает в детском саду? (помещения, профессии)

Что делает воспитатель, няня, медсестра, повар…?

Когда появился детский сад?

Как отпраздновать День рождения д/сада и как подготовиться?

Центр книги грамоты и речи

СОД отгадывание загадок о детском саде;

СД сочинение детьми сказки о детском саде.

СД Рассматривание иллюстраций о детском саде.

СД Сочинение детьми сказки о детском саде.

Центр математики

СОД Составление таблицы: количество девочек, мальчиков, сотрудников в группе; количество столов, стульев, кроватей, шкафчиков для одежды, для полотенец и т.п.

I. Определение темы и ведущих понятий
1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название).
2.Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная НОД (интеграция, виды деятельности, вид, форма).

II. Определение целей и задач
Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД (триединство задач).

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала
Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей
Продумать:
• что контролировать,
• как контролировать,
• как использовать результаты контроля.
Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования
Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.

После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.

Технологическая карта, как новая форма написания НОД
Технологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.

Разработка технологической карты.
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. (Предлагаю рассмотреть пример технологической кары)
Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Представляю вам для образца "Технологическую карту НОД" Быстровой А. Г., воспитателя, I квалификационная категория, стаж 13 лет, МБДОУ №33, г. Ангарск, Иркутская область.

Представленная вам технологическая карта не содержит конспект.

индивидуальное занятие

В государственной стратегии развития дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) прослеживаются два процесса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу: включение детей с ограниченными возможностями в общие группы и индивидуализация образования. Многим педагогам сложно их совместить. Однако всегда есть возможность даже в смешанных группах детей проводить диагностику способностей и потребностей обучающихся, чтобы специалисты ДОУ занимались с детьми индивидуально, помогая им догонять в развитии сверстников и развивать таланты.

Цели индивидуальных занятий в детском саду

В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п.), отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.

Если же речь идёт об одарённом ребёнке с заметными склонностями к творчеству или точным наукам, то целью индивидуальных занятий будет развитие способностей ребёнка. При этом стоит учитывать, что абсолютно все дети разные, и индивидуализация обучения каждого ребёнка в группе — это достижение педагога, требующее немалых усилий. Более конкретные цели зависят от тематики занятия и возраста ребёнка.

Специалистам ДОУ желательно находить подход к каждому ребёнку и давать детям задания разного уровня сложности, даже если не требуется коррекция или развитие особых талантов.

Педагог и ребенок играют со шнуровкой

Индивидуальные занятия могут быть направлены на коррекцию трудностей ребёнка, например, развитие мелкой моторики

Система индивидуальных занятий

Занятия проводятся один на один с педагогом или в малых группах до трёх детей со сходными проблемами. Возможно также давать небольшие индивидуальные задания таким ребятам на общих для всех занятиях и прогулках. Например, когда воспитатель гуляет с детьми, можно давать отдельные мини-задания, нацеленные на физическое воспитание: потренироваться в длине прыжка, удержании равновесия, правильной походке и др. При этом остальные дети в это же время могут быть заняты игрой или точно такими же индивидуальными заданиями. На занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений можно организовать работу по карточкам, содержащим задания разного уровня в зависимости от способностей детей. Причём в подготовительной группе периодически можно предоставлять детям выбор, задания какого уровня сложности взять. Такая индивидуализация обучения позволяет не оставлять без внимания остальных детей в группе.

В первой половине дня чаще всего это занятия по познавательному развитию, а после обеда — по развитию движений, рисованию, конструированию и др. Режимные моменты — это тоже возможность для индивидуальной работы: малыши учатся культурно-гигиеническим навыкам во время умывания и одевания, а также правильному пользованию посудой и бытовому самообслуживанию во время приёмов пищи. Такая индивидуальная работа ситуативна, её трудно ограничить по времени и строго регламентировать.

Воспитатель показывает детям, как правильно мыть руки

Педагог должен проявлять индивидуальный подход к воспитанникам и во время выполнения режимных моментов в ДОУ

Что касается занятий со специалистами (логопед, дефектолог, инструктор по физической культуре и др.), то их время работы достаточно ограничено, поэтому в неспециализированных группах занятия с этими сотрудниками детского сада могут назначать не всем, а только детям с острыми проблемами и в порядке очерёдности. Во многом это зависит от укомплектованности ДОУ специалистами. Если у ребёнка есть незначительное отставание в обучении, то занятие с ним, скорее всего, будет проводить воспитатель.

Планы и отчётность

В начале учебного года воспитатель сдаёт руководству ДОУ перспективный план, в котором должна быть также отражена индивидуальная работа с детьми и родителями на учебный год. Поэтому перед составлением такого плана воспитателю нужно проанализировать контингент своей группы, узнать, из каких семей будут дети, какие у них есть проблемы и особенности. Перспективное планирование индивидуальной работы можно оформить в виде отдельной таблицы.

Таблица: пример оформления плана индивидуальных занятий на месяц по физическому воспитанию во второй младшей группе

  • прыжки на двух ногах на месте (2–3 раза);
  • прокатывание мяча по скамейке двумя руками.
  • прокатывание мяча по скамейке, придерживая его одной рукой;
  • ползание на четвереньках на расстояние 4–5 метров.
  • ходьба и бег между двумя линиями (расстояние 20 см);
  • прыжки на двух ногах;
  • прокатывание мяча двумя руками в прямом направлении.
  • скатывание мяча по наклонной доске;
  • подлезание под шнур (50 см) на четвереньках.

В конце учебного года необходимо составить отчёт о проделанной работе, а также заполнить карты индивидуального развития детей. Стоит отметить, какая была проведена работа с родителями, какие методики применялись при индивидуальной работе с воспитанниками, каких результатов удалось достичь.

Задачи и приёмы индивидуальной работы в ДОУ

Согласно ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), при обучении дошкольников в детском саду должны учитываться их индивидуальные особенности (состояние здоровья, жизненная ситуация, возраст и т. п.), а также особенности целых категорий групп воспитанников (например, дети с общим недоразвитием речи). И в целом стандарт активно продвигает индивидуализацию дошкольного образования. Предполагается 2 основных направления работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку в смешанной группе и индивидуальные занятия с детьми, которым они требуются. В любом случае и те и другие занятия должны обеспечить каждому воспитаннику всестороннее развитие с коррекцией его недостатков и улучшением способностей.

Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

В. А. Сухомлинский

Педагог занимается с девочкой с цветными прищепками

Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков развития ребёнка и улучшение его способностей

В ходе индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ решается ряд задач и используются определённые приёмы работы:

Собирая пирамидку, ребёнок закрепляет знания форм предметов, отрабатывает навыки счёта

Такие карточки можно использовать для развития геометрических представлений у старших дошкольников

Мотивирующее начало индивидуального занятия

Неотъемлемая часть успеха занятия — это интерес детей. Важно понимать, что ребёнок не обязан хотеть усвоить что-либо новое, оно должно завладеть его вниманием. Знания ни в коем случае не должны быть навязаны ребёнку. В силах воспитателя сделать так, чтобы интерес появился в начале занятия и не угасал до его конца: можно создавать внешние стимулы, а можно актуализировать собственный опыт детей. Обучающиеся хорошо воспринимают сказочные мотивы, сюрпризные моменты и элементы соревнований.

Карточки для работы с видами транспорта

Использование разнообразных дидактических пособий на занятии помогает дошкольникам лучше усваивать материал

Если ребёнку в течение долгого времени нужно пройти цикл из индивидуальных занятий по определённой теме, например, занятия с логопедом, то можно использовать для повышения мотивации дневник достижений. Особенно актуально это будет для ребят 5—7 лет. Оформить его можно как тонкий блокнот или тетрадь, куда педагог по итогам каждого занятия вклеивает наклейку за определённое достижение ребёнка (например, справился с заданием очень быстро или не сделал ни одной ошибки на занятии, или у ребёнка наконец начало получаться читать по слогам).

Пример задания с сервиса IQша

Применение информационных технологий на занятии повышает мотивацию ребёнка к выполнению задания

В качестве мотивирующего начала занятия можно использовать сюрпризные моменты. Например, если одарённому ребёнку предстоит несколько индивидуальных занятий по конструированию поделок, воспитатель может начать первое занятие с чудо-дерева, которое расцветает от успехов ребёнка. На каждом занятии малыш будет украшать дерево своими поделками, а перед каждым следующим занятием воспитатель добавляет на него по одному красивому цветочку.

Виды индивидуальных занятий в детском саду

В зависимости от целей индивидуальные занятия могут быть следующих видов:

  • Логопедическое занятие. Оно проводится с детьми, испытывающими отклонения в речевом развитии. Задачей педагога является научить ребёнка правильно произносить все звуки, развить связную речь и фонетический слух. Часто в большой группе детского сада может быть лишь несколько детей с определёнными речевыми проблемами, и им требуется индивидуальный подход.
  • Физкультурно-оздоровительное занятие. Подходит для детей, испытывающих трудности в физическом развитии, а также часто болеющим. Проводит его инструктор по ФИЗО либо воспитатель. Основные задачи — уделить внимание индивидуальным особенностям здоровья ребёнка, привить ему санитарно-гигиенические навыки, подобрать комплекс корректирующих упражнений, если требуются.
  • Музыкальное занятие. Его может проводить воспитатель с ребёнком, который пропустил несколько дней в детском саду, но должен разучить новую песню к утреннику. Другой вариант — дополнительные индивидуальные занятия музыкального руководителя с талантливыми ребятами для развития их способностей.
  • Занятие психолога. Детский психолог в ДОУ — это немедицинская специальность, не стоит путать его с психиатром или психотерапевтом. Главная задача этого специалиста заключается не в постановке диагноза, а в том, чтобы помочь родителям понять проблемы и особенности своего ребёнка. Психолог выявляет причины эмоционально-личностных нарушений у ребёнка, даёт рекомендации по их корректировке, помогает в адаптации малыша к группе, а в подготовительной группе в ходе индивидуальных занятий именно психолог определяет готовность ребёнка к поступлению в школу.
  • Занятие дефектолога. Многие родители не знают о существовании такого педагога в детском саду. Работа этого специалиста в ДОУ начинается с диагностики социального, речевого и познавательного развития ребёнка, определения его способности к обучению. Если у дошкольника есть определённые нарушения, составляется план работы по их коррекции. Как правило, коррекционная работа ведётся по небольшим подгруппам (4–6 человек) и индивидуально. В подгруппах можно развивать у детей с психическими нарушениями способности к командной игре и социальному взаимодействию в целом. Индивидуально педагог может заниматься с ребёнком коррекцией устойчивости внимания, усидчивости, развитием координации рук, преодолением заикания. По последнему на занятиях практикуются дыхательные, голосовые, расслабляющие упражнения, а также задания на координацию произношения слов с движениями рук (например, короткие стишки с хлопками).

Педагог развивает слух ребёнка с помощью игры на ксилофоне

Индивидуальные музыкальные занятия, как правило, проводятся с одарёнными детьми для развития их способностей

Как составить план-конспект индивидуального логопедического занятия

Часто у педагогов, особенно молодых, возникают сложности с подготовкой к индивидуальной работе с ребёнком. Рассмотрим довольно удобную структуру составления конспекта занятия и разберём её на примере плана индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6–7 лет. Первое, что стоит определить, это цель и задачи занятия: для чего оно нужно, каково его место в системе занятий с конкретным ребёнком.

Таблица: пример оформления цели и задач индивидуального занятия

Таблица: примеры заданий для индивидуальных занятий

Перед ребёнком лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.
Логопед: Поднеси спрятанную картинку к своим губам. Положи язык на нижнюю губу и подуй на него так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы малыш не надувал щёки). Отгадку ребёнок может посмотреть в конверте, чтобы проверить себя.

  • Раз, два, повернись и в животных превратись.
  • Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит. (Р-р-р)
  • Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р)
  • Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р)
  • Раз, два, повернись, снова в (имя ребёнка) превратись.
  • на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р;
  • на уровне ряда слогов: РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР;
  • на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
  • РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА;
  • РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО;
  • РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ;
  • РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ.

Автоматизация звука позволяет добиться правильного произношения его во фразовой речи. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.

  • рак — раки,
  • тигр — …,
  • рог — …,
  • рысь — …,
  • крот — …,
  • корова — …,
  • рыба — …,
  • краб — …,
  • ворона — …

Временной план индивидуального занятия

Индивидуальное занятие должно укладываться в 15–20 минут. За это время важно успеть провести 1–2 физкультминутки с простыми упражнениями: размять пальчики, шею, встать, встряхнуть руки. В целом временной план занятия примерно следующий:

  1. Организационный момент, приветствие — 0,5–1 минута.
  2. Мотивирующее начало занятия — 1 минута.
  3. Первый блок занятия из 3–4 разных упражнений — 5–6 минут.
  4. Физкультминутка — 15–30 секунд.
  5. Второй блок упражнений — 5–6 минут.
  6. Физкультминутка — 15–30 секунд.
  7. Подведение итогов занятия — 2–3 минуты.

Девочка на индивидуальном занятии с логопедом

Индивидуальная работа логопеда со старшими дошкольниками направлена на закрепление правильного произношения звуков

В конце занятия нужно устно сказать ребёнку, что он молодец, задать ему вопросы о том, что нового и интересного он узнал на занятии. Если для мотивации ведётся дневник достижений, педагог вклеивает туда наклейку.

Именно подводящие итоги вопросы в конце занятия потихоньку закладывают в ребёнке навыки рефлексии и самоанализа. Как правило, даже на школьной скамье многие дети справляются с этим с большим трудом, поэтому учиться оценивать свои успехи стоит начинать с детского сада. Причём малышу из младшей группы можно просто предлагать похвалить себя и назвать себя молодцом, а ребёнку 6–7 лет можно задавать более сложные вопросы о том, чему он научился и чему хотел бы научиться.

Читайте также: