Этико эстетическое направление воспитания в доу календарный план

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариантI)

Эстетическое воспитание в школе-интернате детьми с ОВЗ является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии.

У них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное. Многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие

навыки и умения создавать красивое. Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.

Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в школе-интернате имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям обучающихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Переоценить значение творчества для психологического здоровья детей невозможно. Занятия разными видами творчества, как показывает практика, развивают когнитивные способности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригирует эмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает речь. И всё это в интересной деятельности, без слёз, упрёков и обид.

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись. Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Занимаясь эстетическим воспитанием детей, формируем у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства. Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребенка таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед воспитателями. Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы:

- развитие у воспитанников способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.

Задачи программы:

- Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся.

- Формировать у обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.

- Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.

Формы работы:

- беседа, обсуждение, консультации;

- прогулки с наблюдениями;

- конкурсы, викторины, игры;

- представления, выступления, карнавалы, фестивали;

- встречи с интересными людьми, игры по интересам.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

У младших школьников должно вырабатываться чувство прекрасного, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических ценностях общечеловеческой культуры.

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.

Если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о великих художниках, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия школы и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)

Ожидаемые результаты

1-2 год обучения

Должны уметь:

- выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;

- выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;

- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;

- проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;

- просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;

- положительно относятся к прослушиванию музыки;

- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;

- уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога:

- элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;

- элементарную технологию аппликации.

3 год обучения

Должны уметь:

-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

-Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.

-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.

4 год обучения

Должны уметь:

У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников.

-уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.

- воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)

5 год обучения

Должны уметь:

-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

- Традиции художественной культуры родного края;

-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.

-Понимать необходимость планирования своей работы.

3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.

Читайте также: