Этико эстетическое направление воспитания в доу календарный план
Обновлено: 04.07.2024
Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариантI)
Эстетическое воспитание в школе-интернате детьми с ОВЗ является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии.
У них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное. Многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие
навыки и умения создавать красивое. Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.
Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в школе-интернате имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям обучающихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Переоценить значение творчества для психологического здоровья детей невозможно. Занятия разными видами творчества, как показывает практика, развивают когнитивные способности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригирует эмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает речь. И всё это в интересной деятельности, без слёз, упрёков и обид.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.
В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись. Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Занимаясь эстетическим воспитанием детей, формируем у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства. Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребенка таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед воспитателями. Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.
Цель программы:
- развитие у воспитанников способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.
Задачи программы:
- Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся.
- Формировать у обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.
- Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
Формы работы:
- беседа, обсуждение, консультации;
- прогулки с наблюдениями;
- конкурсы, викторины, игры;
- представления, выступления, карнавалы, фестивали;
- встречи с интересными людьми, игры по интересам.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
У младших школьников должно вырабатываться чувство прекрасного, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических ценностях общечеловеческой культуры.
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.
Если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о великих художниках, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия школы и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)
Ожидаемые результаты
1-2 год обучения
Должны уметь:
- выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
- выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;
- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
- проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;
- просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;
- положительно относятся к прослушиванию музыки;
- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
- уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога:
- элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;
- элементарную технологию аппликации.
3 год обучения
Должны уметь:
-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
-Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.
-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
4 год обучения
Должны уметь:
У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников.
-уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
- воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)
5 год обучения
Должны уметь:
-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
- Традиции художественной культуры родного края;
-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
-Понимать необходимость планирования своей работы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Читайте также: