Этикет как социальное явление кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этикет регламентирует самые различные аспекты нашей жизни.Основная задача этикета - обеспечение комфортного сосуществования людей в обществе. Этикет - это универсальный язык, которыйпозволяет даже малознакомым людям находить взаимопонимание идостигать поставленной цели общения. Особенно актуально соблюдение этикета дляделовых отношений, хотя и в бытовых условиях соблюдение правил хорошего тонаспособны улучшить взаимопонимание

История мирового этикета. Виды этикета

Речевой этикет. Искусство комплимента

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Значение правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человека чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение речевого этикета чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражи порядка - имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению, как речевой, так и общей культуры общества.Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса составляет учредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей колледжа, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др.Комплименты. Комплимент- это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие - в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия. Комплименты являются важным подспорьем для создания приятного настроения в обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Делая комплимент, всегда помните: он не должен иметь двойного смысла. Слова "Какая вы сегодня нарядная!" в качестве комплимента не годятся именно в силу двойного смысла. Комплимент не должен содержать в себе ярко выраженной лести.
Делая комплимент, избегайте преувеличений и неумеренного восторга.
В комплименте следует избегать нравоучительных советов типа: "Вам так идет это платье, надевайте его почаще".
В какой манере следует произносить комплимент?
- Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой; - Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности;- Мимика и жесты должны соответствовать словам;- В комплименте не может быть даже намека на иронию;- Избегайте штампов;;- Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту;;- Не делайте комплиментов мимоходом, между делом. Как правильно реагировать на искренний комплимент?- С достоинством и благодарностью;- Слова благодарности нужно высказать искренно, не ограничиваясь дежурным "спасибо";- Воздержитесь одергивать льстящего. Ограничьтесь словами вежливой благодарности;- Комментарии и вопросы (даже в ответ на комплименты двусмысленные, неуместные) лучше оставить при себе;- Принимая комплимент, не возражайте. Не умаляйте своих достоинств
- Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии

Этике́т (от франц. etiquette — этикетка, надпись, впервые появившаяся при дворе Людовика 14) — этикет — (не писанные) , общепринятые правила поведения в обществе.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях . Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. Этикет может значительно отличаться в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Но как бы не рассматривалось понятие этикет впервые зародилось во Франции при дворе Людовика 14.

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:

• речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;

• организация пространства в этикете (или этикетная проксемика) .

Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;

• этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете) .

К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Безусловно, что этикет - это исторически изменчивое явление. В наше время он становится менее церемонным, более демократичным, но сохраняет и многие выработанные на протяжении столетий правила и условности того, что называется хорошими манерами, приличиями, воспитанностью.

Конечно, правила этикета менялись с течением времени. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлом веке, сейчас неприемлемо. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

- способствует стабилизации сложившихся социальных культур;

- способствует утверждению и передаче новым поколениям духовных ценностей и нравственных принципов общества. Подавляющее большинство правил этикета имеет под собой идею высшей ценности человеческой жизни (основывается на принципе гуманизма), следовательно. Общие требования к поведению: уважение достоинства личности, забота о физическом и психическом благополучии человека.




- этикет облегчает установление контактов, взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, так даже людей сварливых и злобных немного вежливости и дружелюбия способны сделать уступчивыми и услужливыми.

- психологическая функция. Правила этикета помогают избегать тех ситуаций, которые могут вызвать излишнее психическое напряжение и нанести душевную травму.

Общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д..

28.Деловой этикет: история, виды, направления

Этикет - явление историческое. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению.

Различают несколько видов этикета:

придворный – порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический – правила повеления дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров;

воинский – свод общепринятых в армии правил и норм поведения, без которых порядок был бы невозможен;

общегражданский (светский) – правила, традиции и условности, соблюдаемые гражданами при общении друг с другом;

деловой - свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.

29.Деловой этикет: правила , принципы, методы

Рукопожатие – единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде. Похлопывания по плечу, жаркие объятия, поцелуи и другие жесты дружелюбия возможны лишь среди очень близких партнеров и родственников. При рукопожатии рука не должна быть апатичной, влажной или холодной. Долго трясти или сильно сжимать поданную руку собеседника не принято.

Вертикальный (статусный) принцип

Регулирует систему отношений по вертикали, учитывая внутреннюю иерархию положений, которую занимает тот или иной сотрудник компании. Нижестоящий проявляет свое уважение, скажем, тем, что откроет двери перед вышестоящим сотрудником или пропустит его вперед в дверях лифта. Как и все в этике, и здесь мы имеем дело с очень тонкими, незаметными (порой расплывчатыми) переходами. Человек в своем поведении опирается на такую расплывчатую субстанцию, как чувство такта. Именно она позволяет проявлять уважение к вышестоящему без утраты собственного достоинства, а вышестоящему проявлять уважение к подчиненным без фамильярности.

В его основе лежит ровное, хорошее настроение, как рабочий режим. Но не только позитивное отношение к коллегам, выше- и нижестоящим создает тот особый настрой, атмосферу, когда даже самые сложные проблемы или конфликтные ситуации разрешаются как бы сами собой. Позитивный принцип не признает жалоб и нытья, мрачного настроения, желания дать почувствовать свое плохое настроение окружающим. Особенно губительным для дела бывает когда так проявляют себя руководящие менеджеры.

Принцип уважения чужого мнения

Не будем перечислять все принципы и правила делового этикета, главное в этой короткой заметке было обратить ваше внимание, что соблюдение этих далеко не формальных правил повышает шансы на успех вашего Дела.

Этике́т (от франц. etiquette — этикетка, надпись, впервые появившаяся при дворе Людовика 14) — этикет — (не писанные) , общепринятые правила поведения в обществе.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях . Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. Этикет может значительно отличаться в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Но как бы не рассматривалось понятие этикет впервые зародилось во Франции при дворе Людовика 14.

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:

• речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;

• организация пространства в этикете (или этикетная проксемика) .

Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;

• этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете) .

К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Безусловно, что этикет - это исторически изменчивое явление. В наше время он становится менее церемонным, более демократичным, но сохраняет и многие выработанные на протяжении столетий правила и условности того, что называется хорошими манерами, приличиями, воспитанностью.

Конечно, правила этикета менялись с течением времени. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлом веке, сейчас неприемлемо. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

- способствует стабилизации сложившихся социальных культур;

- способствует утверждению и передаче новым поколениям духовных ценностей и нравственных принципов общества. Подавляющее большинство правил этикета имеет под собой идею высшей ценности человеческой жизни (основывается на принципе гуманизма), следовательно. Общие требования к поведению: уважение достоинства личности, забота о физическом и психическом благополучии человека.

- этикет облегчает установление контактов, взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, так даже людей сварливых и злобных немного вежливости и дружелюбия способны сделать уступчивыми и услужливыми.

- психологическая функция. Правила этикета помогают избегать тех ситуаций, которые могут вызвать излишнее психическое напряжение и нанести душевную травму.

Общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д..

28.Деловой этикет: история, виды, направления

Этикет - явление историческое. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению.

Различают несколько видов этикета:

придворный – порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический – правила повеления дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров;

воинский – свод общепринятых в армии правил и норм поведения, без которых порядок был бы невозможен;

общегражданский (светский) – правила, традиции и условности, соблюдаемые гражданами при общении друг с другом;

деловой - свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.

29.Деловой этикет: правила , принципы, методы

Рукопожатие – единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде. Похлопывания по плечу, жаркие объятия, поцелуи и другие жесты дружелюбия возможны лишь среди очень близких партнеров и родственников. При рукопожатии рука не должна быть апатичной, влажной или холодной. Долго трясти или сильно сжимать поданную руку собеседника не принято.

Вертикальный (статусный) принцип

Регулирует систему отношений по вертикали, учитывая внутреннюю иерархию положений, которую занимает тот или иной сотрудник компании. Нижестоящий проявляет свое уважение, скажем, тем, что откроет двери перед вышестоящим сотрудником или пропустит его вперед в дверях лифта. Как и все в этике, и здесь мы имеем дело с очень тонкими, незаметными (порой расплывчатыми) переходами. Человек в своем поведении опирается на такую расплывчатую субстанцию, как чувство такта. Именно она позволяет проявлять уважение к вышестоящему без утраты собственного достоинства, а вышестоящему проявлять уважение к подчиненным без фамильярности.

В его основе лежит ровное, хорошее настроение, как рабочий режим. Но не только позитивное отношение к коллегам, выше- и нижестоящим создает тот особый настрой, атмосферу, когда даже самые сложные проблемы или конфликтные ситуации разрешаются как бы сами собой. Позитивный принцип не признает жалоб и нытья, мрачного настроения, желания дать почувствовать свое плохое настроение окружающим. Особенно губительным для дела бывает когда так проявляют себя руководящие менеджеры.

Принцип уважения чужого мнения

Не будем перечислять все принципы и правила делового этикета, главное в этой короткой заметке было обратить ваше внимание, что соблюдение этих далеко не формальных правил повышает шансы на успех вашего Дела.

Как правило, любые социальные отношения оформляются в соответствии с определенными системами социального этикета. Они включают в себя следующие компоненты:

  1. Звания;
  2. Чины;
  3. Награды;
  4. Титулы;
  5. Знаки различия.

Изучение социального этикета крайне важно при осуществлении исторических исследований, а также для определения некоторых критериев социологических исследований. Так, знаки отличия и разнообразная атрибутика может отличать одну профессию от иных профессиональных направлений. К тому же, социальный этикет позволяет придерживаться определенных правил и норм для того, чтобы поддерживать баланс в отношениях и продемонстрировать возможности успешной работы индивида с остальными членами организации или сообщества.

Многие исследователи подчеркивают, что российский социальный этикет – это трансформировавшаяся система, которая включает в себя как традиционные общепринятые типы деятельности индивидов, так и специфические типы поведения и деятельности, которые присущи исключительно населению нашей страны.

Социальный этикет распространяется на каждого гражданина, независимо от его пола, возраста, вероисповедания. Если человек проживает на какой-либо территории, или осуществляет на ней свою деятельность, то он обязан опираться на правила общепринятого там социального этикета.

В противном случае за нарушение социального этикета, или в целом правил этикета он может быть подвергнут порицанию со стороны общественности. Порицание выражается в виде неодобрения поведения человека, который так или иначе разрушает социальные нормы и не следует предписанным заранее правилам. Порицание может быть выражено в формальном или в неформальном виде, может быть также отмечено со стороны права и законодательства. В таком случае, человек помимо общественного порицания получает также неодобрение со стороны более государственных органов.

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит также актуализировать самобытность пути развития России. Наша страна в целом отличается чертами европейского уклада, но при этом некоторые традиции и обычаи все же сохраняются такими, какими они были ранее когда-то. Это значит, что у России есть своя уникальная этическая основа, которая дополняется европейскими идеями и традициями. В таком случае, стоит учитывать развитие этих черт наряду с чертами, которые сформировались еще в древние времена и сохранялись, передаваясь из поколения в поколение.

Этикет как социальное явление

Этикет, как мы уже отметили, представляет собой сочетание формальных и неформальных правил поведения, которые соответствуют конкретным ситуациям. В этикете очень важна рациональность, смысл содержания, который вложен в данные правила этикета. Таким образом, вся символическая составляющая этикета так или иначе направлена на то, чтобы отражать специфические формы деятельности. Вложенный смысл должен поддерживаться множеством индивидов, поскольку только так нормы этикета выходят за рамки индивидуализированных и становятся социальными, порождая новую форму самого этикета – одноименного, социального.

Также стоит отметить, что как социальное явление, этикет позволяет индивиду без особых усилий пользоваться уже имеющимися формами вежливости, которая принята в определенном обществе различными группами людей, и активно поддерживаются ими. В наше время этикет определяет поведение человека в различных сферах жизнедеятельности, а также в конкретно заданных ситуациях:

  • В быту;
  • На службе (в том числе, если речь идет о реализации профессиональной деятельности);
  • В общественных местах;
  • На улице;
  • В гостях.

К тому же, социальный этикет рассматривается как нормы поведения в общественных местах, где человек должен придерживаться определенных правил. Нарушение этих правил влечет за собой некоторые негативные последствия. Например, человек может нарушить некоторые социальные нормы, и в связи с этим может получить порицание. Роль этикета в обществе всегда велика, и подтверждается это его достаточно длительной исторической и социальной эволюцией, функциями, которые социальный этикет исполняет в обществе, а также многоплановой структурой, которая образует систему социального этикета. Этикет также преобразовывается и трансформируется, может выражаться в различных видах и формах. Социальный этикет любого государства опирается на общепринятые нормы мирового этикета. Это значит, что этикет любого государства опирается на единые основы и нормы, которые адаптируются под специфику и особенности государства.

Таким образом, социальный этикет играет очень важную роль в контроле за социальным поведением и социальным состоянием общества. Необходимо подчеркнуть значимость социального этикета в жизни отдельного индивида, а также в жизни всего обширного сообщества, поскольку от соблюдения этих норм и правил зависит взаимодействие индивидов друг с другом, сохранение единообразия в поведенческих установках. Социальный этикет, несмотря на трансформации общества, сохраняет свое единообразие, нормы его, как правило, не изменяются глобально, а могут лишь модифицироваться в соответствии с некоторыми локальными изменениями и особенностями.


Уверена, что культура в поведении человека свидетельствует о душевной красоте, той черте, за которой можно предполагать и чуткость, и доброту, а она, эта доброта, как запах цветка притягивает к себе человека.

Наталья Ужвий, народная артистка

Одни ученые считали главным в культуре язык, другие — мировоззрение и духовную жизнь человека, третьи — памятники культуры и художественные произведения, четвертые же — традиции и обычаи народа, этикетные нормы, корни которых уходят в прошлое человечества.

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени насчитывается более 500 определений культуры. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев и верований, она связана с традициями или социальным наследием общества, для нее значимы правила, организующие человеческое поведение.

Можно четко утверждать, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками, а также все, что делает человек как существо разумное: манеру говорить и одеваться, передвигаться, общаться, отдыхать и т. д. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Может просто надо учить этикету и этике своих детей с самого малого, даже, собираясь за столом всей семьей, показывать культурный пример ребенку, схватывающему все на лету.

Этикет — это свод правил поведения, манер. Ведь ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. В обществе хорошими манерами считаются сдержанность индивидуума, умение контролировать свои поступки, тактично общаться с другими людьми. Так что правила этикета можно свести к одному главному: уважительно относитесь кдругим.

Правила поведения нередко ставят нас в тупик. Мы далеко не всегда можем разобраться, какие нормы этикета нужно соблюдать в обществе. И тогда возникают вопросы: как нужно оформить стол для семейного торжества, какая одежда уместна для посещения театра, как вести себя на собеседовании и как общаться с деловыми партнерами. Всему можно научиться, зная правила этикета.

Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. В основе этикета лежит уважение к людям. Если этого нет, то этикетные знаки не более чем фарисейство.

Надо помнить, что отсутствие хороших манер отрицательно сказывается на морально-психологическом климате любого коллектива, провоцируя конфликты. Знание всех тонкостей помогает избегать промахов в общении или сглаживать их оптимальным способом.

Основная функция этикета: формирование правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Так ли необходимы обществу правила этикета?

В далекие времена дикость, грубость и невежество считались нормой. Даже европейские аристократы, включая монархов, понятия не имели о вежливости, приличиях и об элементарной личной гигиене. Что уж говорить о простолюдинах! Однако смена эпох сопровождалась изменениями в сознании, в результате чего совершенствовались стандарты поведения, привычки и манеры.

Впервые о правилах общения заговорили в Италии. История свидетельствует: Этикет как социальное явление, правда, на примитивном уровне, появился во времена французского короля Людовика 14, в эпоху Возрождения, когда в связи с развитием искусств, науки и ремесел стали расти и эстетические запросы, и его правила были так строги, что даже сама монаршая особа не смела их нарушать. Регламент жизни двора расписывался до мелочей — от правил выхода короля до вида причесок придворных. Однако сфера действия придворного этикета не выходила за круг высшего сословия. Вскоре этикет становится синонимом рыцарства с его потребностями в доброте, такте, приличии, гостеприимстве, обожествляющем отношение к женщине.

Время отбирало правила этикета. Появлялись новые, соединяя в себе обычаи национального, нравственного, религиозного, социального и международного общения. Неприкосновенными ценностями объявляются: почитание старших, любовь к родителям, уважение к женщине, следование чести и достоинству, скромность, благожелательность, толерантность (терпимость к иным взглядам).

Этикет охватывает обе сферы взаимоотношения людей в обществе: правовую (уважение законов государства) и нравственную (следование нормам морали и обычаям).

Позднее хорошие манеры распространились в соседней Франции, а затем — в Англии и Германии. Постепенно отвыкая от варварских привычек, люди все больше тяготели к изысканности и изяществу; в межличностных контактах стали преобладать любезность и учтивость. Во Франции этикет достиг апогея при Людовике 14. Назначив ничем не примечательную деревушку Версаль своей резиденцией, он превратил ее в прекрасный город с красивыми парками и дворцами, в которых проходили балы, маскарады и представления. Возрождались живопись и скульптура, при дворе работали лучшие мастера, приглашенные королем. Авторитет Франции в области культуры, науки и искусства значительно возрос, и многие страны Европы старались подражать ей. Чтобы быть воспитанными людьми, молодые дворяне одевались по парижской моде, учились манерам и, конечно же, учили французский язык.

Петр 1 стремился привить своим подданным западный образ жизни (европеизировать), он заставил их одеваться в европейские платья, посещать балы, куртуазно изъясняться и разучивать галантные манеры. Естественно, после столь примечательных преобразований возврат к прежнему патриархальному быту был невозможен. Правила этикета обрели в России национальную окраску и стали передаваться из поколения в поколение.

Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народов. Посещение других стран позволяет пополнять личный культурный багаж, корректировать собственное поведение, заимствовать, брать в себя все лучшее, что есть у иноземцев. Таким образом, каждый человек может непосредственно участвовать в дальнейшем развитии современного общества.

В данной области человеческих отношений существует много тонкостей. И первое, что нужно сделать, — научиться следовать основным принципам делового этикета.

Этикет базируется на шести основных правилах:

  1. Делайте все вовремя. Не опаздывайте и не откладывайте свою работу на выходные.
  2. Не говорите ничего лишнего.
  3. Быть любезными, доброжелательными, приветливыми, тактичными и обходительными.
  4. Думать не только о себе, но и о других. Не основывайтесь исключительно на своем мнении. Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Это золотое правило, которое надо соблюдать не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни.
  5. Одевайтесь соответствующе программе рабочего дня.
  6. Говорите и пишите деловым языком. Все сказанное или написанное вами должно быть сформулировано лаконично и ясно.

Для каждого из нас, поскольку мы все стремимся чего-то достичь, в любой деловой ситуации важно не просто быть дружелюбным и благожелательным. Кодекс правильного делового поведения является тем наследием, которое мы призваны передать той молодежи, которая вольется в деловой мир завтра. Ныне все еще бытует мнение, что правила хорошего тона — нечто второстепенное, без чего можно обойтись. Уверяем Вас, без правил этикета нет достойной жизни, красивых человеческих отношений в обществе, семье, на работе. Следуя определенным правилам, люди, становятся вежливыми и воспитанными и от этого испытывают в жизни полную удовлетворенность. Разумеется, быть вежливым еще не значит быть интеллигентным, но подлинная интеллигентность без вежливости и культуры поведения невозможна.

Основные термины (генерируются автоматически): правило этикета, культура, этикет, манер, общество, вежливость, правило поведения, свод правил поведения, современное общество, стандарт поведения.

Похожие статьи

Этикет в повседневной культуре студентов | Статья в журнале.

Этикет — это социокультурный феномен, совокупность правил, регулирующих поведение в обществе. В настоящее время этикет не является однородным явлением и разделяется на несколько видов: общегражданский, деловой, дипломатический, воинский, педагогический.

Этикет — этап поликультурного развития младших школьников

«Этикет –совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и одежда): составная часть внешней культуры общества (культура поведения).

Речевой этикет: нормы и правила | Статья в журнале.

Некоторым людям этикет поведения и речевой этикет прививаются с детства. Некоторые учатся ему в процессе самовоспитания и личностного роста.

Речевой этикет был и остается важной частью национального языка и культуры. Особенно важно иметь представление о.

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения.

Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

Вежливость – важнейший принцип речевого этикета, форма проявление уважения к другому

Речевой этикет регламентирует культуру общения. Поэтому человек должен владеть.

Роль этикета в формировании культуры движения будущего.

Этикет, или культура поведения — это степень освоения личностью форм повседневного поведения человека, выражающих нравственные

Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале.

Что такое речевой этикет? Этикет (фр. еtiquette –ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к

Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные.

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному.

· дипломатический этикет (форма поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах); · воинский этикет (свод общепринятых в армии, норм и манер поведения военнослужащих)

Речевые стереотипы в языковом этикете английского и русского.

Читайте также: