Этапы педагогического процесса кратко

Обновлено: 30.06.2024

Все педагогические процессы проходят в своем последовательном развитии одни и те же этапы (этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса):

· подготовительный,

· заключительный.

На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания процесса. Он включает в себя:

  • выделение и постановку конкретных задач;
  • изучение (диагностику условий) развития процесса;
  • прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.

План - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. Он реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) состоит из таких важных взаимосвязанных элементов, как:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и воспитанников;
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

На основном этапе ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом - этапом анализа достигнутых результатов. Важно понять степень соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу.

Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось мало действенным.

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы.

Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса.

Педагогический процесс состоит из цикла повторяющихся этапов.

1 этап: Подготовительный: На этом этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:

1) Целеполагание - формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.

2) Диагностика условий - изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий в которых протекает педагогический процесс. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива учащихся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.

3) Прогнозирование достижений - предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.

4) Проектирование развития педагогического процесса - доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.

2 этап :Основной Организация. Включает деятельность педагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.

Этап включает взаимосвязанные элементы:

1.) Педагогическое взаимодействие:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,

- контакт педагогов и обучаемых,

- использование намеченных методов, форм, средств,

- создание благоприятных условий,

- осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.

2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.

3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.

4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.

3 этап: Заключительный Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов. Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы.

Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса.

Педагогический процесс состоит из цикла повторяющихся этапов.

1 этап: Подготовительный: На этом этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:

1) Целеполагание - формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.

2) Диагностика условий - изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий в которых протекает педагогический процесс. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива учащихся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.




3) Прогнозирование достижений - предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.

4) Проектирование развития педагогического процесса - доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.

2 этап :Основной Организация. Включает деятельность педагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.

Этап включает взаимосвязанные элементы:

1.) Педагогическое взаимодействие:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,

- контакт педагогов и обучаемых,

- использование намеченных методов, форм, средств,

- создание благоприятных условий,

- осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.

2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.

3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.

4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.

3 этап: Заключительный Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов. Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

• постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

• взаимодействие педагогов и учеников;

• использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

• создание благоприятных условий;

• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

• обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2) диагностика условий;

3) прогнозирование достижений;

4) проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап — осуществление педагогического процесса - можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

2) взаимодействие педагогов и учеников;

3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

4) создание благоприятных условий;

5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный

ПП состоит из цикла повторяющихся этапов.

1. Подготовительный этап

На этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи: 1) целеполагание, 2) диагностика условий, 3) прогнозирование достижений, 4) проектирование развития педагогического процесса, 5) планирование.

1.1. Целеполагание. Формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.

1.2. Диагностика. Изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий которых протекает ПП. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива уч - ся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.

1.3 Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.

1.4. Проектирование Разработка проекта организации ПП. Доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.

2. Основной этап

2.1. Организация. Включает деятельность педагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.

Этап включает взаимосвязанные элементы:

1.) Педагогическое взаимодействие: а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, б) контакт педагогов и обучаемых, 3) использование намеченных методов, форм, средств, в) создание благоприятных условий, г) осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.

2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.

3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.

4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.

3. Заключительный этап

3.1. Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов. Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.

Этапы педагогического процесса

1) целеполагание, 2) диагностика условий, 3) прогнозирование достижений, 4) проектирование развития педагогического процесса, 5) планирование.

1) педагогическое взаимодействие, 2) оперативный педагогический контроль, 3) обратная связь от учащихся, 4) регулирование и коррекция деятельности.

1) выявление и оценка результатов, 2) выявление ошибок, затруднений, анализ их причин,

3) проектирование мер по устранению ошибок.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: