Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе как основы умения учиться

Обновлено: 05.07.2024

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования.

Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предполагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

2) оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

3) критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Помимо вышеуказанной цели систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Таким образом, проблему оценивания необходимо рассматривать исключительно в контекстведругой – более серьёзной , более масштабной проблемы начальной школы – проблему формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Фактически, необходимо сделать так, чтобы оценивание стало одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. До недавнего времени ставил отметки и оценивал у нас только учитель.

В наши дни наряду с оценкой учителя рядом становится и самооценка ученика.

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

Благополучное развитие конкретной детской самооценки возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки, то есть безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно важно это для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети, нуждается в поддержке и принятии его учителем. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей (А.В. Захарова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Виноградова). Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию.

Выделяют следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки.

а) В рамках начального этапа образования:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

б) В ходе учебного года:

1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь);

2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля);

3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).

На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты контрольно-оценочной деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (светофоры или смайлики, линеечки, оценочные листы, лесенки успеха и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут :

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.

Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт).

Базовый уровень – требования программы.

Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.

2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

1 – 2 балла – необходимый уровень;

3 – 4 балла – базовый уровень;

5 – 6 баллов – максимальный уровень.

Во время урока учитель может выдавать ученикам карточки с баллами, сумма которых потом переносится либо в рабочий журнал учителя, либо, если достигнута договорённость с администрацией школы, проставляется карандашом в официальный журнал. Также баллы успешности могут быть получены учениками за выполнение самостоятельных и контрольных (проверочных) работ.

3) Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала.

Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал.

Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке.

Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом.

Четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке.

Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.

4) По результатам изучения темы каждый ученик набирает определённое количество баллов успешности. Если число баллов равно числу уроков, то он получает зачёт на необходимом уровне по теме. Если число баллов превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на базовом уровне, то ученик получает зачёт на базовом уровне. Если число баллов существенно превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на максимальном уровне – ученик получает зачёт на максимальном уровне.

Если сумма баллов не позволяет получить зачёт, ученик перед началом новой темы пишет пятиминутную работу по карточкам, представляющую собой выбор одного задания либо необходимого, либо базового уровня.

5) В течение года должны быть запланированы 3 – 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития для данного предмета. В задании каждой линии должен быть выбор уровня сложности: необходимый (2 балла), базовый (4 балла) или максимальный (6 баллов).

На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов . Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам начального этапа образования должен включать:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

- сопоставление полученных данных с образцом;

- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

Как говорилось выше, становление действий контроля и оценки состоит не только из этапов, но и из фаз, на которые делится учебный год.

Итак, первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;

Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин;

Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе. Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).

Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).

Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть.

Учащиеся нуждаются в информации и руководстве, для того чтобы планировать следующие шаги в обучении. Учитель может точно указать ученику его сильные стороны и посоветовать, как их развить: быть конструктивным в отношения слабостей; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.

Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимся, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:

1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.

2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их (причин) и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.

3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.

Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет мотивировать всех учащихся. Это происходит потому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится сейчас. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, изложены письменно и доступны для всех.

Критерии оценки работы

П - правильность выполнения

+ высокий уровень (нет ошибок)

+ выше среднего (1-2 ошибки)

+ средний (3-4 ошибки)

+ ниже среднего (много ошибок)

+ низкий (совсем не справился с заданием)

К - красота, аккуратность

+ высокий уровень (Мне нравится как написал)

+ выше среднего (Нравится, но есть исправления, недочёты)

+ средний (Не очень красиво и правильно написал буквы)

+ ниже среднего (Мне не нравится: грязно, плохо написано)

+ низкий (написано плохо, нельзя прочитать)

Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки оформления работы.

Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнение ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен то ставит крестик выше или ниже.

Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

Ещё одним инструментом самооценивания является свидетельство . Существенное преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Разумеется оформление свидетельства и способы самоанализа могут меняться в соответствии с возрастом и готовностью учеников к подобной работе. Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение данной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоил пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема на усвоена, то над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зелёный цвет клеточку данной темы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на МО

Этапы формирование действий контроля и оценки в начальной школе


На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации действий контроля и оценки зависит во многом успех образования ребенка. Цель действия оценивания – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять.

Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Сегодня можно утверждать, что современные цели образования, новые образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без трансформации системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.

Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования и сопровождающие его регламенты, методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику.

Оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Прозрачность и открытость оценивания, где критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Приоритет самооценки учащихся над оценкой учителя для чего система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включаясь в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к этой самооценке .

Основными направлениями и целями оценочной деятельности, в соответствии с требованиями Стандарта, являются:

оценивание образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);

формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся;

индивидуальный прогресс ребенка в обучении; особенности развития его собственного процесса обучения.

Необходимо выделить этапы становления действий контроля и оценки в рамках начального образования:

1 этап – 1 класс, когда осуществляется переход от дошкольного к школьному образованию;

2 этап – со 2-го класса – до начала второго полугодия 4-го класса - совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества

3 этап – со второго полугодия 4-го – по 5-й класс – рефлексивный, когда осуществляется переход от начальной школы к основной.

На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе (1 класс) основная цель – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся отводится пооперационному контролю.

В 1-м классе закладывается два вида оценки:

Ретроспективная оценка - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями оценки. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.

(ГС) Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:

выполнение самой работы,

оценка учащимися своей работы по заданным критериям,

проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,

соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,

обнаружение расхождений в оценке.

Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, способности видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. (Г.А. Цукерман).

Такой подход к оцениванию, по нашему опыту, побуждает школьников к ответственному оценочному действию.

К концу обучения в 1-м классе дети могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях.

Возникает другой вид контроля – рефлексивный, направленный на анализ основания собственно способа действия. Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия - как инициативного и ответственного учебного действия. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.

На этом этапе действия оценки полностью дифференцируются. Свою работу учащиеся рассматривают как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки школьники могут:

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

На третьем этапе (4 – 5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. На данном этапе обучения эффективно строить работу в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов 1 . Со стороны учащихся 5 классов предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы). На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности включает:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

– выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

– сопоставление полученных данных с образцом;

– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

Теперь необходимо представить этапы контрольно-оценочной деятельности учащихся в рамках учебного года.

Диагностика.

3 раза в год сравниваются уровни сформированности компонентов учебной деятельности (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки).

Используя выше перечисленные подходы к системе оценивания в нынешних условиях развития образования можно достичь одной из приоритетных образовательных целей - подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек, лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной вектор взросления.

Статья

В связи с этим в начальной школе уделяется особое внимание формированию оценочной деятельности. Оно происходит в несколько этапов.

Уже в первом классе дети узнают о необходимости оценивать результаты деятельности исходя из цели, на которую ориентирована эта деятельность. Появляется необходимость в критериях оценивания. В первом классе отрабатываются умения оценки по критериям, носящим субъективный характер: (правильно, аккуратно, соответствует эталону). Критерии постепенно усложняются и расширяются.

Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.

Например, на уроке письма, можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Итак, вырабатывается первый критерий - аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы, подчеркнуть самую красивую, с его точки зрения, букву. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. В результате ребята получают первый опыт оценивания. Таким образом, контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

Ø Постановка цели

Ø Выработка критериев

Ø Организация учебной деятельности

На уроках важно использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Для систематического вовлечения детей в оценочную деятельность используют технологию формирующего оценивания, вот некоторые из них:

1) Светофор. Учитель просит цветом обозначить понимание или непонимание материала на любом этапе урока.

2) Речевые образцы. Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например:

Имя прилагательное – это _____________________________часть речи, обозначающая _________________ предмета. В начальной форме отвечает на вопросы _____________? ________? Может изменяться по _____________, по ________________, по _____________ вопросов. В предложении обычно является ___________________________ членом предложения. Все изменения имени прилагательного зависят от _____________________________, которому оно подчиняется.

3) Проверка ошибочности понимания

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глаголы изменяются по временам.

3. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

4. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу.

5. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.

6. Чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, не нужно определять спряжение глагола.

Маркировочные знаки:

 информация, которая уже была известна тебе;

+ новая информация;

- неверная информация.

4) Мини – тест

Мини – тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

• из правильного/ неправильного ответа;

• или предполагающие краткий ответ.

5) Формативный тест

6) Внутренний и внешний круг.

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

7) Две звезды и желание

Учащиеся должны закончить предложение, например,

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

Таким образом, ребенок учится не только оценивать свои действия, но и планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Это способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.

Работа с новыми формами оценивания достаточно трудоёмка, но необходима, так как она позволяет видеть уровень развития как класса в целом, так и каждого ученика в частности, корректировать свою деятельность.

Презентация на тему: " Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников." — Транскрипт:

1 Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

2 К ОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника. Организация домашней самостоятельной работы. Освоение разных форм и способов организации коллективно- распределенной деятельности учащихся. Совершенствование контрольно- оценочной деятельности субъектов образовательного процесса Использование компьютерных технологий для организации контрольно- оценочной деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов.(КОД)

3 Э ТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1 класс) 2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс-первое полугодие 4-го класса) 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го класса)

5 Ретроспективная оценка - при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

6 К концу 1 класса учащиеся могут: -сравнить действие и результат с готовым образцом; - по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; -предъявить на оценку свои достижения по заданному критерию; - отделить известное от неизвестного в знаниях.

9 Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся: 1. Выдели в тексте отдельные высказывания: Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают. 2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво 3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их. 4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах: 5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен: Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу. 1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________ 6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука

Читайте также: