На идеях какого ученого основана психоаналитическая школа в социологии

Обновлено: 03.07.2024

1 - Тест. Социология – это наука о поведении:

а. индивидуума в пределах социального института;

б. личности в обществе;

+в. больших социальных групп.

3. В какой временной период социология как наука возникла?

а. После Великой Французской революции 1789 г.;

+б. В первой половине XIX в.;

в. После Первой мировой войны.

4. Объектом изучения социологии как науки не является:

+б. социальная жизнь общества;

в. социальные институты.

5. Какая из функций социологии связана с выражением посредством концепций и теорий науки интересов конкретных социальных групп, политических партий и движений?

6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:

+а. социальной динамики;

б. социальной статики;

в. социальной статистики.

7. Кто является автором классической теории бюрократии, где впервые были сформулированы основные принципы построения и функционирования административных учреждений?

8. Кем из научных деятелей, исходя из принципа дезинтеграции любого социального организма, конфликтологическое направление в социологии разрабатывалось?

+а. Р. Даррендорфом;

9. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?

а. рост на протяжении всего своего существования;

+б. способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента;

в. дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций.

10. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:

а. кастовая система;

б. социальные институты;

+в. социальная структура общества.

а. учреждение, в котором работают социологи;

б. определенная обособленная общность людей;

+в. сложившаяся исторически, стойкая форма организации и регулирования совместной жизни людей.

12. Исторически сложившаяся в социуме система норм, правил и требований поведения, включающая в себя также нравственные ценности, устои, порядки и предписания:

а. общество граждан;

+б. совокупность социальных отношений и институтов, которые функционируют вне зависимости политической власти, однако могут на нее влиять; общество автономных субъектов;

в. определенное обособленное множество людей, имеющих общие ценности и связанных системой отношений.

14 - Тест. Первые представления об управлении зародились:

а. во времена основания Древнего Рима;

+б. во времена первобытнообщинного строя;

в. в Средние века.

15. Общественное мнение как социально-политический институт – это:

а. результат, полученный в ходе проведения социологического исследования;

б. совокупность знаний разных социальных групп, основанная не на специализированной компетенции, и необходимая для повседневной жизни и взаимодействия социальных групп в местности их проживания;

+в. социальное отношение, выраженное в форме оценочного суждения, между социальными субъектами и субъектом власти по поводу содержания способов решения определенных проблем.

16. Определенное духовное образование, свойственное обществу и большим социальным группам в нем, выступающее инструментом ориентации в окружающем мире и выражающееся в виде системы чувств, взглядов, идей, теорий, на основе которых общество осуществляет самосознание и самопознание:

а. духовные ценности;

+б. общественное сознание;

17. Положение личности или социальной группы в социальной системе – это:

а. статусный ранг;

б. социальный набор;

+в. социальный статус.

18. Статусный набор – это:

+а. совокупность всех статусов одного индивида;

б. совокупность всех статусов в обществе;

в. совокупность всех ролей, выполняемых в переделах одного статуса.

19. Отрасль социальной психологии, разработанная Дж. Морено, связанная с исследованиями в количественном измерении структуры и межличностных отношений небольших социальных групп:

б. психология масс;

20. При проведении социологических исследований, тот, кого опрашивает социолог:

а. биологического пола;

+б. социального пола;

в. распределения ролей в семье.

23. Назовите ученого-социолога, основателя французской социологической школы, являющегося автором концепции механической и органической солидарности:

24. К основным элементам социальной структуры общества на макросоциологическом уровне не относятся:

+а. социальные нормы, социальные ценности;

б. социальные общности, социальные институты;

в. социальные организации, социальные группы.

25. Элемент структуры социологии, представляющий совокупность исследований, которые основаны на сборе, обработке и анализе первичной социологической информации с использованием специфичных методов и инструментов – это:

а. теоретическая социология;

б. прикладная социология;

+в. эмпирическая социология.

26. Наиболее часто применяемым методом социологических исследований выступает:

а. анализ первичных и вторичных документов;

а. процедуру отбора достоверной значимой информации;

б. процедуру выбора методов и технологии исследования;

+в. процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).

28. Выберите верный перечень социальных институтов:

а. экономические, политические, медицинские, религиозные, культурно-образовательные, семейные;

+б. экономические, политические, религиозные, культурно-образовательные, семейные;

в. экономические, политические, семейные, этнические;

29. Процесс включения, вхождения индивида в социальную систему с осваиванием ее социальных норм, правил и ценностей – это:

+а. социализация индивида;

б. идентификация индивида;

в. интеграция индивида.

+а. совокупность социально значимых свойств индивида, являющихся следствием общественного развития, и характеризующих индивида как члена общества;

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин. Создав новый психотерапевтический метод лечения психических заболе-ваний – психоанализ, австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах как “Тотем и табу”, “Психология масс и анализ человеческого “Я”, “Беспокойство в культуре” и др.

Современная психоаналитическая ориентация в социологии включает социально-философ-ские и социологические идеи и теории фрейдистов, неофрейдистов, а также конкретные социоло-гические исследования, основанные на принципах психоанализа. В процессе развития психоанали-тические доктрины подвергались все большей “социологизации”. При этом их исходные постулаты (психологизм, роль бессознательного и др.) сохранялись, хотя и претерпевали существенные изменения.

Основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта личности и общества. По мнению ее стронников, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции искажают, подавляют и вытесняют исходные влечения и потребности человека, неизбежно ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характе-ров, развитию неврозов. При этом фрейдисты рассматривают существующие социальные нормы и институты как необходимые условия существования человечества, предохраняющие его от само-уничтожения. Психоаналитическая техника предназначена для разрешения этой драматической ситуации, помогая человеку приспосабливаться к ней.

Социологическая концепция марксизма

В XIX в. сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марк-сизма. Крайне негативно относясь к Конту, Карл Маркс (1818–1883) – социальный мыслитель, философ, экономист – никогда не называл себя социологом. Марксизм всегда отличался своей подчеркнутой антибуржуазной направленностью. Вместе с тем, если усилия Конта, Спенсера и других социологов были направлены на совершенствование общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.

Главное в учении Маркса - это идея материалистического понимания истории. Эта концепция получила теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К. Маркса “Капитал”. Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства (произво-дительные силы и производственные отношения), а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой находится в ней самой.

Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал его основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами. Изменение производительных сил ведет к смене способа производства, а вместе со способом производства меняются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества. Анализ производственных отношений дал возможность объяснить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно-экономической формации.

Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Маркс разработал концепцию общественно-экономической формации, под которой понималась сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимо-действия основных структур (экономической, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур.

К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой и феодальной. Ими были также изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство. При этом буржуазия рассматривалась ими как паразитирующий класс, не способный к социальным действиям в интересах общества. Лишь пролетариат (класс неимущих), по мнению Маркса, является прогрессивным и передовым классом. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь понималась упрощенно, так как интересы пролетариата были объявлены гарантом истинности социального знания. В науку вводится критерий “партийности”, приведший в будущем к крайней нетерпимости к оппонентам, грубым вульгаризациям закономерностей развития не только гуманитарных, но и естественных наук (дискуссии о кибернетике, генетике и т.д.).

Социология Г. Зиммеля

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858–1918). Он считал, что социология должна конструироваться как метод вычленения во всей совокупности социальных явлений особого рода факторов, так называемых форм обобществления. Например, грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы. Зиммель – создатель “чистой социологии”. Цель социологического метода, по его мнению, – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм “социации”, или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Наряду с “чистой социологией”, Зиммель разработал “социологическую теорию познания”, то есть учение о природе социальных фактов, “социальную метафизику”, представляющую собой по существу философию истории и культуры. Известны его труды по очень многим проблемам (более 30 книг), в частности, в области социологии – по социологической теории, социологии города, пола, семьи, социальной дифференциации, социологии власти, конфликта и т.д.

Предметом социологии, по Зиммелю, являются социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил термином “обобществление”. Практику применения социологического метода в различных общественных науках, выявление специфических закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, а описание и систематизацию чистых форм обобществления – формальной социологией. Основополагающими для формальной социологии являлись понятия формы и содержания. В свою очередь, форма определялась по тем задачам, которые она выполняет. Задача социологии, по его мнению, состоит в том, чтобы систематизировать общество как межчеловеческое, межиндивидуальное явление.

Примером зиммелевского анализа социального процесса как формы обобществления может служить его исследование моды. Мода, пишет Зиммель, одновременно предполагает и подра-жание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе.

Таким образом, социология, по Зиммелю, это метод науки, не обладающий собственным содержанием и имеющий своей задачей изучение закономерностей, недоступных для каждой из этих наук.

Социология Э. Дюркгейма

Классиком социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858–1917), французский философ и социолог, основатель французской социологической школы. Базовой теоретико-методологической концепцией Дюркгейма был социологизм. Социологизм представляет собой попытку при объяснении социального явления исключить все факторы (географические, психологические, нравственные и др.), кроме собственно социального.

Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и есть общество. Именно эти факты должны составлять предмет социологии. Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.

Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов, принуждающее их к определенным действиям. Поэтому каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело и с другими видами социальных фактов. В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук, поскольку вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм особо выделял аспект солидарности. Солидарностьрассматривается Дюркгеймом как высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Изменяется и общественное сознание.

Помимо теоретических концепций и исследований, широкую известность приобрел его анализ такого явления, как самоубийство. Дюркгейм отверг объяснение самоубийства в терминах индивидуально-психологических мотивов и выдвинул сугубо социальные причины. Он установил, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид. Для Дюркгейма было характерно раскрытие сущности самоубийства как явления, порождаемого кризисным состоянием общества.

Социология М. Вебера

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии был Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости сплав исторических изысканий и социологической мысли. Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Он использовал это понятие как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто “переживание” исторических событий.

Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;
2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. Идеаль-ный тип – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основ-ные черты исследуемого социального феномена. Например, идеально-типическое военное сраже-ние должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Вместе с тем, основа социологической теории Вебера заключается в том, что это теория социального действия, причем сознательного действия, ориентированного на действия других людей. Иначе говоря, Вебера интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией.

В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации общества. Бюрократию (этот термин в социологии носит нейтральный характер) Вебер рассматривает через призму рациональности, высшим воплощением которой бюрократия и является. В концепции Вебера эффективность бюрократии является ее сущностной характерис-тикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. Вместе с тем он отмечал, что бюрократия может угрожать либерально-буржуазным свободам и демократии. Однако без бюрократической машины не может существовать ни одно общество.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины XX в. Она до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.

87. Специфика социологического подхода заключается в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности социология изучает…В социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии сторон и уровней общества

88. Макросоциология изучает:Социальные явления и социальные процессы на уровне международных отношений и социальных систем:

89. Какие основные положения и принципы можно отнести к парадигмам социологии?Общество как целостная социальная реальность

90. Какие сферы общественной жизни стали исследовать раньше других?Политическую

92. Первым в истории социологом был:О.Конт

94. Кого Р. Арон назвал философом в социологии и социологом в философии?О.Конта

95. Кто создал теорию общественного договора?Т.Гоббс

96. Какое направление было первым в социологии? позитивизм

97. За революционный путь развития общества выступали:К.Маркс

99. Чем определяются особенности российской социологии?Особенностями социально-политического развития России в Х1Х веке

100. Первым профессиональным социологом в России был:Н.К.Михайловский

101. Наиболее развитым направлением в российской социологии Х1Х века был:позитивизм

103. Когда в России был учрежден Социологический институт?В 1919 г.

104. Кто является основоположником субъективной социологии в России?Н.К.Михайловский

105. В чем основное содержание концепции юридической школы в России?Она дает емкую модель развития социальных отношений, наиболее адекватно отражает объективную специфику российского исторического процесса

106. Кто является наиболее выдающимся российским социологом ХХ века?П.А.Сорокин

107. В чем истоки философских и общесоциологических взглядов П.А.Сорокина?В осознании важности и объективной необходимости понять и объяснить специфику российской действительности

108. П.А.Сорокин явился автором следующих концепций:Социальной стратификации и мобильности

109. Под социальной мобильностью понимается…Процесс приспособления индивида к изменяющейся среде

110. Как определил Ч.Валиханов современное ему казахское общество?Патриархально-феодальное общество

111. Ч.Валиханов о политической системе управления казахским обществом:Самоуправление народа

112. Ч.Валиханов о реформе общества:Вопросы о реформах требуют гораздо большей осторожности и более глубоких соображений, ибо от них зависит благосостояние народа

113. Ч.Валиханов о социальном положении народа:Интересы знатных и богатых людей большей частью враждебны интересам массы, большинства

114. В чем видел Ы.Алтынсарин причины отставания казахского общества от передовой цивилизации?В отставании дела просвещения среди казахов

115. Ы.Алтынсарин о главных направлениях развития казахского кочевого обществаЭволюционное развитие общества путем распространения просвещения, промыслов и перехода к земледелию и оседлости

116. Ы.Алтынсарин о социально-классовой структуре казахского обществаБаи-феодалы, середняки и бедные-жатаки

117. Чем объяснил Абай причину социальной несправедливости в обществе?Разделением общества на богатых и бедных и противоречием их интересов

118. Какой вклад внес Абай в совершенствование обычного права казахов?Составления свода обычных прав, включавшего более 100 статей

119. Назовите данное Абаем определение социальной роли науки:Наука дает человеку свет, показывает путь выхода из невежества

120. Абай о социальной роли труда:Все виды труда полезны, в т.ч. и наемный труд

121. Укажите названные Абаем факторы, влияющие на социализацию личностиСтремление, труд, довольство, вдумчивость, благородство

122. Социологическая школа объединяет социологовДействующих в рамках выработанных ею исследовательских традиций

123. Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология стала:В США

124. Идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии, стал: прагматизм

126. Вехой в развитии эмпирической социологии был учебник Э.Берджеса и Р.Парка, где они попытались представить всю известную им совокупность принципов и методов эмпирических исследований. Этот учебник называется:Введение в науку социологию

127. Деятельность социолога ограничивается разработкой социальных проектов и программ на заказ без теоретических разработок в концепции и представляется в социологии как:Социальная инженерия

128. Автором теории социальной интеракции (взаимодействия) является:Дж.Г.Мид

129. Для наблюдения и изучения функций, обеспечивающих взаимосвязь общества в целом, Р.Мертон предложил методологический инструмент. Это:Теории среднего радиуса действия

130. Согласно теории конфликта современного американского социолога Л.Козера основой общественной жизни является:Структурный конфликт

131. Социологи-феноменологи разрабатывают теорию, согласно которой:Социологическая реальность – искусственная по своей природе, сотворенная действующими индивидами

132. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является: личность

133. Для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей употребляется понятие: человек

134. Социологический подход к изучению личности выделяет:Социально-типическое

135. Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется:Автономностью, определенной степенью независимости от общества

136. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах, готовности к действию, называется:Жизненной позицией

137. У истоков диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности стояли:Ф.Знанецкий, У.Томас

138. Конкретное место, которое данный индивид занимает в данной социальной системе, называется:Социальным статусом

139. Целевая природа, т.е. средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради цели, является характерной чертой:Социальной организации

140. Социальная организация возникает на основе:Разделения труда и его специализации по функциональному признаку

141. Организационный эффект на базе соединения различных элементов организации означает:Объединение усилий всех своих членов

142. В качестве типов организации социологи наиболее часто различают:Формальные и неформальные организации

143. Критерием этого разграничения служит степень:Формализации существующих в организациях связей, взаимодействий и отношений

144. Формальная организация есть:Способ организационного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм

145. Разделение труда выступает в виде системы:Статусов - должностей

146. Развитие бюрократии как положительную перспективу исторического процесса доказывал социолог:М. Вебер

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин. Создав новый психотерапевтический метод лечения психических заболе-ваний – психоанализ, австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах как “Тотем и табу”, “Психология масс и анализ человеческого “Я”, “Беспокойство в культуре” и др.

Современная психоаналитическая ориентация в социологии включает социально-философ-ские и социологические идеи и теории фрейдистов, неофрейдистов, а также конкретные социоло-гические исследования, основанные на принципах психоанализа. В процессе развития психоанали-тические доктрины подвергались все большей “социологизации”. При этом их исходные постулаты (психологизм, роль бессознательного и др.) сохранялись, хотя и претерпевали существенные изменения.

Основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта личности и общества. По мнению ее стронников, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции искажают, подавляют и вытесняют исходные влечения и потребности человека, неизбежно ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характе-ров, развитию неврозов. При этом фрейдисты рассматривают существующие социальные нормы и институты как необходимые условия существования человечества, предохраняющие его от само-уничтожения. Психоаналитическая техника предназначена для разрешения этой драматической ситуации, помогая человеку приспосабливаться к ней.

Социологическая концепция марксизма

В XIX в. сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марк-сизма. Крайне негативно относясь к Конту, Карл Маркс (1818–1883) – социальный мыслитель, философ, экономист – никогда не называл себя социологом. Марксизм всегда отличался своей подчеркнутой антибуржуазной направленностью. Вместе с тем, если усилия Конта, Спенсера и других социологов были направлены на совершенствование общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.

Главное в учении Маркса - это идея материалистического понимания истории. Эта концепция получила теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К. Маркса “Капитал”. Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства (произво-дительные силы и производственные отношения), а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой находится в ней самой.

Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал его основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами. Изменение производительных сил ведет к смене способа производства, а вместе со способом производства меняются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества. Анализ производственных отношений дал возможность объяснить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно-экономической формации.

Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Маркс разработал концепцию общественно-экономической формации, под которой понималась сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимо-действия основных структур (экономической, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур.

К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой и феодальной. Ими были также изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство. При этом буржуазия рассматривалась ими как паразитирующий класс, не способный к социальным действиям в интересах общества. Лишь пролетариат (класс неимущих), по мнению Маркса, является прогрессивным и передовым классом. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь понималась упрощенно, так как интересы пролетариата были объявлены гарантом истинности социального знания. В науку вводится критерий “партийности”, приведший в будущем к крайней нетерпимости к оппонентам, грубым вульгаризациям закономерностей развития не только гуманитарных, но и естественных наук (дискуссии о кибернетике, генетике и т.д.).

Социология Г. Зиммеля

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858–1918). Он считал, что социология должна конструироваться как метод вычленения во всей совокупности социальных явлений особого рода факторов, так называемых форм обобществления. Например, грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы. Зиммель – создатель “чистой социологии”. Цель социологического метода, по его мнению, – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм “социации”, или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Наряду с “чистой социологией”, Зиммель разработал “социологическую теорию познания”, то есть учение о природе социальных фактов, “социальную метафизику”, представляющую собой по существу философию истории и культуры. Известны его труды по очень многим проблемам (более 30 книг), в частности, в области социологии – по социологической теории, социологии города, пола, семьи, социальной дифференциации, социологии власти, конфликта и т.д.

Предметом социологии, по Зиммелю, являются социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил термином “обобществление”. Практику применения социологического метода в различных общественных науках, выявление специфических закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, а описание и систематизацию чистых форм обобществления – формальной социологией. Основополагающими для формальной социологии являлись понятия формы и содержания. В свою очередь, форма определялась по тем задачам, которые она выполняет. Задача социологии, по его мнению, состоит в том, чтобы систематизировать общество как межчеловеческое, межиндивидуальное явление.

Примером зиммелевского анализа социального процесса как формы обобществления может служить его исследование моды. Мода, пишет Зиммель, одновременно предполагает и подра-жание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе.

Таким образом, социология, по Зиммелю, это метод науки, не обладающий собственным содержанием и имеющий своей задачей изучение закономерностей, недоступных для каждой из этих наук.

Социология Э. Дюркгейма

Классиком социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858–1917), французский философ и социолог, основатель французской социологической школы. Базовой теоретико-методологической концепцией Дюркгейма был социологизм. Социологизм представляет собой попытку при объяснении социального явления исключить все факторы (географические, психологические, нравственные и др.), кроме собственно социального.

Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и есть общество. Именно эти факты должны составлять предмет социологии. Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.

Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов, принуждающее их к определенным действиям. Поэтому каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело и с другими видами социальных фактов. В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук, поскольку вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм особо выделял аспект солидарности. Солидарностьрассматривается Дюркгеймом как высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Изменяется и общественное сознание.

Помимо теоретических концепций и исследований, широкую известность приобрел его анализ такого явления, как самоубийство. Дюркгейм отверг объяснение самоубийства в терминах индивидуально-психологических мотивов и выдвинул сугубо социальные причины. Он установил, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид. Для Дюркгейма было характерно раскрытие сущности самоубийства как явления, порождаемого кризисным состоянием общества.

Социология М. Вебера

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии был Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости сплав исторических изысканий и социологической мысли. Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Он использовал это понятие как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто “переживание” исторических событий.

Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;
2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. Идеаль-ный тип – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основ-ные черты исследуемого социального феномена. Например, идеально-типическое военное сраже-ние должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Вместе с тем, основа социологической теории Вебера заключается в том, что это теория социального действия, причем сознательного действия, ориентированного на действия других людей. Иначе говоря, Вебера интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией.

В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации общества. Бюрократию (этот термин в социологии носит нейтральный характер) Вебер рассматривает через призму рациональности, высшим воплощением которой бюрократия и является. В концепции Вебера эффективность бюрократии является ее сущностной характерис-тикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. Вместе с тем он отмечал, что бюрократия может угрожать либерально-буржуазным свободам и демократии. Однако без бюрократической машины не может существовать ни одно общество.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины XX в. Она до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.

Читайте также: